Урок - игра по литературе в 11 классе "Поэтическая лихорадка"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Урок - игра "Поэтическая лихорадка" обобщает изученное по стихосложению и поэзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – игра по русской литературе  в 11 классе  «Поэтическая лихорадка».

Цели урока.

Обучающая. Повторить изученное о стихосложении.  Проверить знание поэтических текстов.  Обобщить сведения о поэзии с древнейших времен до современности.

Развивающая.  Прививать вкус к хорошей поэзии.

Воспитывающая. Развивать эстетическое чувство.

Оборудование.  Портреты поэтов, карточки, таблицы.

Подготовка к уроку.  Повторить литературоведческие термины. Перечитать стихи тематики «Осень», «Космос», «Жизнь».

Ход урока.

1. Актуализация. «Магия слова».

2. Отборочный тур.

3. «Прививка поэзией».

4. Конкурсы.  «Слышал звон и знаю, откуда он».

                        «Держи меня, веревочка, держи».

                        «Следствие по делу эпитетов».

                        « Забава для мальчиков».

                        «Аукцион».

5. Итоги игры.

1.  Вступительное слово учителя.

Есть такое выражение «магия слова». Для нас это только метафора, а в древности люди понимали его буквально. Они верили в волшебную силу слова. Верили, что Слово может творить чудеса.

«Вначале было Слово».

Поэты были жрецами, а стихи – заклинаниями, гимнами Природе и мирозданию.

Человек оторвал взор от земли и вгляделся в глубину неба, в таинственное мерцание звезд. Мельком он замечал их и раньше, когда только становился человеком, но звезды ничем не пахли, не шевелились – и не интересовали его.

А теперь он увидел эту священную бездну над головой и поразился, и простер руки ввысь… и, может быть, тогда из его груди излились первые в мире стихи – гимн или пророчество.

Стихи «Молитва о тропе красоты»

Откуда взял человек эту особенную мерность, ритмичность, которая в нашем представлении неразрывно связана с поэзией? Он взял ее у природы. Движение Солнца и Луны, смена дня и ночи, зимы и лета – все это ритм, гармония, закономерность. У моря брал Гомер  свои широкошумные гекзаметры .

«Встала из мрака с перстами пурпурными Эос..»

Но и сам человек – маленькая вселенная: ритмично бьется его сердце, ритмично дышит грудь. Или – нет?

    И слезы ей – вода, и кровь –

    Вода,- в крови, в слезах умылась!

    Не мать, а мачеха – Любовь:

    Не ждите ни суда, ни милости. Обрывистые или плавные, сбивчивые или задыхающиеся, стихи всегда подобны живому существу. Но есть у них и свои законы.

2. Отборочный тур.

Выборы первого участника.

Назовите поэтические  термины. Кто последний?

Поэзия огромна, как небо. Она существует в пространстве и времени. Ведь это история мира, отразившаяся в человеческой душе. История, которую можно читать с любого места, так она захватывает.

Выборы второго участника.

 Что означает для вас цифра 37? Для поэзии это ужасная цифра, если отнести ее к Пушкину.

Работа с таблицей. Определите имена  европейских поэтов, проживших 37лет. Почти все знакомы вам по школьным урокам.

         1799 – 1837

         1788 - 1824

         1759 – 1796

         1854 – 1891

Ответы. Пушкин, Байрон, Роберт Бернс, Артюр Рембо. Если последнее имя не угадывается, можно дать подсказки: это еще и имя героя Сталлоне.

Поэзия нужна всем. Нужна и в молодости, и в зрелые годы, когда жизненный опыт помогает постичь в стихах то, что раньше не замечал. Каждый день сталкивает нас с такими мудрыми собеседниками, как Шекспир, Гете, Омар Хайам.

Выборы третьего участника. С кем из мудрейших поэтов беседовали вы на днях? Кто назовет последнее имя?

3. Особенно поэзия необходима в юности. Без этого жизненного эликсира, без этой прививки в ваш неокрепший организм могут проникнуть любые бациллы пошлости,  эгоизма , жестокости. Без этого витамина может ослабеть и искривиться самый стержень человека, его нравственный позвоночник. Ибо поэзия растит душу.

Приготовьтесь к прививке «поэтической лихорадки».

Стихи  Мандельштама.

Вы успешно прошли вакцинацию. Через пару секунд почувствуете легкое кружение мыслей в голове и учащенное биение сердца.

4. Конкурсы.

     

Этап первый. «Слышал звон и знаю, откуда он».

Стихотворения в конвертах по категориям. Игрок выбирает категорию, номер отрывка. Нужно  назвать автора, название или продолжить строку. Если ответ дан после чтения первой строки, участник получает 4 балла, зачитана последняя строка -1 балл. За помощь класса засчитывается 0,5 балла.

    Этап второй.  «Держи меня, веревочка, держи!»

          «Писать стихи – все равно что ходить по разостланной на полу веревочке, да еще на каждом шагу приседая,» - так шутил убежденный прозаик Салтыков-Щедрин. Представили? А еще лицеист!  Но идея прекрасная. Я оставлю вам для поддержки веревочку от стиха с узелками – рифмами. Держась за ниточку, прочтите всю строфу. Оценка – 4 балла. Помощь класса – 1 балл.

            Этап третий. «Следствие по делу эпитетов».

           Участники конкурса – грамотеи, которые прекрасно знакомы с  наукой о языке. Знакома ли вам «философия грамматики»? Датский лингвист О.Есперсен утверждал, что у имен существительных объем меньше, а содержание больше, чем у прилагательных. Прилагательное – это одно качество, а существительное – это сразу все качества, весь предмет. Зато поэты очень ценят прилагательные – эпитеты.

             Я предлагаю вам эпитеты, а вы определите их создателей ( по 5 баллов). А знаете ли вы поэтов – живописцев? (Добавочный балл)

          После трех этапов остается два лучших игрока.

             Этап четвертый. «Забава для мальчиков».

              Вам  известна характеристика Онегина: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Перед вами таблица стихотворных размеров. Ямб из них самый популярный - 80% всех стихов. «Парнас окружен ямбами и рифмы стоят везде на карауле». В поэме «Домик в Коломне» Пушкин заявил:

     Четырехстопный ямб мне надоел.

     Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

    Пора б его оставить…

Попробуйте отгадать стихи, написанные этим размером. Я назвала мелодию, слова ищите по подсказке. (5 заданий по 5 баллов).

         «Аукцион».

        Отгадать стихи по рифмам сумеют многие. А я предложу начальные 7 слов и подсказку. Попробуйте угадать с первого слова – получите все 7 баллов.

5. Итоги конкурса. Награждение победителей.

Задания к конкурсам.

Этап 1. Категория «Осень».

№1.Осенний день высок и тих,

       Лишь слышно – ворон глухо

       Зовет товарищей своих

      Да кашляет старуха.   (Блок. Осенний день)

№2. Поздняя осень. Грачи улетели.

       Лес обнажился; поля опустели,

      Только не сжата полоска одна…

      Грустную думу наводит она.    (Некрасов)

№3. Отговорила роща золотая

       Березовым веселым языком,

      И журавли, печально пролетая,

      Уж не жалеют больше ни о ком.    (Есенин)

№4. И с каждой осенью я расцветаю вновь

       Здоровью моему полезен русский холод;

       К привычкам бытия вновь чувствую любовь…(Пушкин)

№5. Есть в осени первоначальной

       Короткая, но дивная пора –

      Весь день стоит как бы хрустальный

      И лучезарны вечера.   (Тютчев)

№6. Красною кистью

       Рябина зажглась.

       Падали листья.

      Я родилась.   (Цветаева)

       Категория «Очи».

№1. Очи черные, очи страстные!

       Очи жгучие и прекрасные!

       Как люблю я вас! Как боюсь я вас!

     Знать увидел вас я в недобрый час.   ( Е. Гребинка)

№2. Ее пленительные очи

       Яснее дня, чернее ночи.(Пушкин. «Бахчисарайский фонтан»)

№3. Из-под брови твоей полукруглой

       Смотрит бойко лукавый глазок.

       Взгляд один чернобровой дикарки

       Полный чар, зажигающих кровь…(Некрасов «Тройка»)

№4. Мне мое открыло сердце

       Снежный мрак ее очей.   (Блок. «Снежная маска»)

№5. Привычные к степям – глаза.

       Привычные к слезам – глаза,

       Зеленые – соленые –

       Крестьянские глаза.     (Цветаева)

№6. Подъезжая под Ижоры,

       Я взглянул на небеса

       И воспомнил ваши взоры

      Ваши синие глаза.   (Пушкин)

      Категория «Космос».

№1. Лицо свое скрывает день;

       Поля покрыла мрачна ночь;

       Взошла на горы черна тень;

      Лучи от нас склонились прочь.   (Ломоносов «Вечернее размышление»)

№2. В небесах торжественно и чудно!

       Спит земля в сиянье голубом…

       Что же мне так больно и так трудно?

       Жду ль чего? Жалею ли о чем?  (Лермонтов «Выхожу…»)

№3. Плыли по небу тучки.

       Тучек четыре штучки…

       К ним. Любопытством объятая,

      По дороге пристала пятая…(Маяковский «Тучкины штучки»)

№4. Я пришел к тебе с приветом,

       Рассказать, что солнце встало.

      Что оно горячим светом

       По листам затрепетало…(Фет)

№5. Ты, солнце святое, гори!

       Как эта лампада бледнеет

      Пред ясным восходом зари,

      Так ложная мудрость мерцает и тлеет … (Пушкин «Вакхическая песня»)

№6. В огромном городе моем – ночь.

       Из дома сонного иду – прочь.

       И люди думают: жена, дочь

      А я запомнила одно: ночь.   (Цветаева)

       Категория «Кони».

№1. Все мы немножко лошади.

       Каждый из нас по-своему лошадь.   (Маяковский)

№2. Летит, летит степная кобылица

       И мнет ковыль…(Блок «На поле Куликовом»)

№3. Твой конь не боится опасных трудов;

       Он, чуя господскую волю,

      То смирный стоит под стрелами врагов.

      То мчится по бранному полю.   (Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

№4. Что ты ржешь, мой конь ретивый,

       Что ты шею опустил,

       Не потряхиваешь гривой,

      Не грызешь своих удил?   (Пушкин)

№5. Каждая задрипанная лошадь

      Головой кивает мне навстречу.   (Есенин)

№6. Когда умирают кони – дышат.

      Когда умирают травы – сохнут,

      Когда умирают солнца – они гаснут.

      Когда умирают люди – поют песни.    (Хлебников)

Категория « Жизнь».

№1. Жизнь есть небес мгновенный дар,

       Устрой ее себе к покою.

      И с чистою своей душою

       Благословляй судьбы удар.   (Державин «На смерть князя Мещерского»)

№»2. Умрешь – начнешь опять сначала

       И повторится все, как встарь:

       Ночь, ледяная рябь канала.

      Аптека. Улица. Фонарь.   (Блок)

№3. Но не хочу, о други, умирать.

       И ведаю. Мне будут наслажденья

       Меж горестей, забот и треволненья.   (Пушкин)

№4. Жизнь наша в старости - изношенный халат:

         И совестно носить его, и жаль оставить;

       Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

       Нельзя нас починить и заново исправить.     (Вяземский)

№5. Дар напрасный, дар случайный,

       Жизнь, зачем ты мне дана?

      Иль зачем судьбою тайной

      Ты на казнь осуждена?    (Пушкин)

№6.Я живу, как кукушка в часах,

       Не завидую птицам в лесах.

       Заведут – и кукую.

      Знаешь, долю такую

      Лишь врагу

      Пожелать я могу.     (Ахматова)

Этап второй.

№1. Славы – обман – забавы – туман. (Пушкин «К Чаадаеву»)

№2. Кроет – крутя – завоет – дитя. («Зимний вечер»)

№3.Нерукотворной – тропа – непокорной – столпа. (Памятник»)

№4.  Одинокой – голубом – далекой – родном.  (Лермонтов «Парус»)

№5. Чести – молвой – мести – головой. («Смерть Поэта»)

№6. Мая – гром – играя – голубом. (Тютчев.)

№7. Понять – измерить – стать – верить. (Тютчев)

№8. Сокровище –мне – чудовище – вине. (Блок «Незнакомка»)

№9. Золотая – языком – пролетая – о ком. (Есенин)

Этап третий.

№1. Синий вечер, синяя ширь, синий сумрак, синий мрак, синие чащи, синий плат небес. (Есенин)

№2. Голубое сиянье, голубой туман, голубая даль, голубой день. (Лермонтов)

№3. Прекрасная заря, прекрасные порывы, прекрасные брега, прекрасный утешитель, (Пушкин)

Этап четвертый.

№1. Произведение в стихах(дьявольская разница!) о молодом человеке, который мечтал встретиться с чертом и благодаря ему побывать в интересных переделках, дабы развеять скуку. (Евгений Онегин читает «Мельмот – скиталец»)

№2. Произведение опытного автора о великой пользе опытов и наук, которые могут прокормить молодого человека и обрадовать его родителей. («Науки юношей питают»)

№3.  Неизвестно кому написанное стихотворение, в котором использованы слова побежденного учителя, взятые им из английской баллады:

         Поэты, не доверяйте женщинам,

        Они идеальны только на полотнах великого Рафаэля.

( «К ***»)

№4. В начале своего послания другу мальчишка пишет, что во всем разуверился. Но старший товарищ, прочитав до конца, убеждается, что это лишь юношеская болтовня, впереди великие дела. («К Чаадаеву»)

№5. Молодой, начинающий автор написал о том, как у героя из-под носа украли невесту, так что пришлось отправиться на Северный полюс и кому-то что-то укоротить. («Руслан и Людмила»)

Этап пятый.

№1. Стихи молодого человека о необходимости увидеть весной белый сад.

Ты – жив – пусть – тот – пишут – загрустила - что.

№2. Стихи одинокого ночного путника.

Выхожу – сквозь – ночь – и – в небесах – спит – что.

№3. Стихи о том, что вдохновение приходит, когда просыпается душа человека. К спящим гении не прилетают.

Я – передо – как – как – в томленьи – в тревогах – звучал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».

Задачи  урока:1.образовательные:                         - знакомство  с  памятником  средневековой  нра...

Урок - игра по литературе в 5 классе "Путешествие в Андерсенландию".

Материалы данного урока могуть быть использованы при изучении творчества Х. К. Андерсена. Урок содержит информацию о жизни и творчестве великого датского сказочника, викторину, составленную по сказкам...

урок-игра по литературе

Данный материал содержит презентацию к уроку-игре по литературе. Этот урок можно провести как заключительный после изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" как в одном классе, так и в целой паралл...

Урок-игра по литературе в 5 классе "Станем детушек растить, уму-разуму учить"

Данный урок  завершает тему "Малые жанры в устном народном творчестве". Расчитан на 1 урок....

Урок-игра по литературе 9 класс по творчеству М.В.Ломоносова

Цели  урока:  - обобщить и закрепить знания учащихся о творчестве  М.В.Ломоносова – реформаторе русского языка и литературы;-  воспитывать любовь к Родине и гордость за ...

Урок-игра по литературе в 5 классе по теме «Сказки Пушкина»

Тема урока: «Сказки Пушкина»Предмет: литература. Класс: 5Тип урока: урок-игра.Цель урока: (формулировка для учителя) развивать интерес обучающихся к чтению, навык внимательного чтения, выразительного ...