Урок - игра по литературе в 11 классе "Поэтическая лихорадка"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок - игра "Поэтическая лихорадка" обобщает изученное по стихосложению и поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra_po_russkoy_literature_v_11_klasse_poeticheskaya_lihoradka.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра по русской литературе в 11 классе «Поэтическая лихорадка».
Цели урока.
Обучающая. Повторить изученное о стихосложении. Проверить знание поэтических текстов. Обобщить сведения о поэзии с древнейших времен до современности.
Развивающая. Прививать вкус к хорошей поэзии.
Воспитывающая. Развивать эстетическое чувство.
Оборудование. Портреты поэтов, карточки, таблицы.
Подготовка к уроку. Повторить литературоведческие термины. Перечитать стихи тематики «Осень», «Космос», «Жизнь».
Ход урока.
1. Актуализация. «Магия слова».
2. Отборочный тур.
3. «Прививка поэзией».
4. Конкурсы. «Слышал звон и знаю, откуда он».
«Держи меня, веревочка, держи».
«Следствие по делу эпитетов».
« Забава для мальчиков».
«Аукцион».
5. Итоги игры.
1. Вступительное слово учителя.
Есть такое выражение «магия слова». Для нас это только метафора, а в древности люди понимали его буквально. Они верили в волшебную силу слова. Верили, что Слово может творить чудеса.
«Вначале было Слово».
Поэты были жрецами, а стихи – заклинаниями, гимнами Природе и мирозданию.
Человек оторвал взор от земли и вгляделся в глубину неба, в таинственное мерцание звезд. Мельком он замечал их и раньше, когда только становился человеком, но звезды ничем не пахли, не шевелились – и не интересовали его.
А теперь он увидел эту священную бездну над головой и поразился, и простер руки ввысь… и, может быть, тогда из его груди излились первые в мире стихи – гимн или пророчество.
Стихи «Молитва о тропе красоты»
Откуда взял человек эту особенную мерность, ритмичность, которая в нашем представлении неразрывно связана с поэзией? Он взял ее у природы. Движение Солнца и Луны, смена дня и ночи, зимы и лета – все это ритм, гармония, закономерность. У моря брал Гомер свои широкошумные гекзаметры .
«Встала из мрака с перстами пурпурными Эос..»
Но и сам человек – маленькая вселенная: ритмично бьется его сердце, ритмично дышит грудь. Или – нет?
И слезы ей – вода, и кровь –
Вода,- в крови, в слезах умылась!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости. Обрывистые или плавные, сбивчивые или задыхающиеся, стихи всегда подобны живому существу. Но есть у них и свои законы.
2. Отборочный тур.
Выборы первого участника.
Назовите поэтические термины. Кто последний?
Поэзия огромна, как небо. Она существует в пространстве и времени. Ведь это история мира, отразившаяся в человеческой душе. История, которую можно читать с любого места, так она захватывает.
Выборы второго участника.
Что означает для вас цифра 37? Для поэзии это ужасная цифра, если отнести ее к Пушкину.
Работа с таблицей. Определите имена европейских поэтов, проживших 37лет. Почти все знакомы вам по школьным урокам.
1799 – 1837
1788 - 1824
1759 – 1796
1854 – 1891
Ответы. Пушкин, Байрон, Роберт Бернс, Артюр Рембо. Если последнее имя не угадывается, можно дать подсказки: это еще и имя героя Сталлоне.
Поэзия нужна всем. Нужна и в молодости, и в зрелые годы, когда жизненный опыт помогает постичь в стихах то, что раньше не замечал. Каждый день сталкивает нас с такими мудрыми собеседниками, как Шекспир, Гете, Омар Хайам.
Выборы третьего участника. С кем из мудрейших поэтов беседовали вы на днях? Кто назовет последнее имя?
3. Особенно поэзия необходима в юности. Без этого жизненного эликсира, без этой прививки в ваш неокрепший организм могут проникнуть любые бациллы пошлости, эгоизма , жестокости. Без этого витамина может ослабеть и искривиться самый стержень человека, его нравственный позвоночник. Ибо поэзия растит душу.
Приготовьтесь к прививке «поэтической лихорадки».
Стихи Мандельштама.
Вы успешно прошли вакцинацию. Через пару секунд почувствуете легкое кружение мыслей в голове и учащенное биение сердца.
4. Конкурсы.
Этап первый. «Слышал звон и знаю, откуда он».
Стихотворения в конвертах по категориям. Игрок выбирает категорию, номер отрывка. Нужно назвать автора, название или продолжить строку. Если ответ дан после чтения первой строки, участник получает 4 балла, зачитана последняя строка -1 балл. За помощь класса засчитывается 0,5 балла.
Этап второй. «Держи меня, веревочка, держи!»
«Писать стихи – все равно что ходить по разостланной на полу веревочке, да еще на каждом шагу приседая,» - так шутил убежденный прозаик Салтыков-Щедрин. Представили? А еще лицеист! Но идея прекрасная. Я оставлю вам для поддержки веревочку от стиха с узелками – рифмами. Держась за ниточку, прочтите всю строфу. Оценка – 4 балла. Помощь класса – 1 балл.
Этап третий. «Следствие по делу эпитетов».
Участники конкурса – грамотеи, которые прекрасно знакомы с наукой о языке. Знакома ли вам «философия грамматики»? Датский лингвист О.Есперсен утверждал, что у имен существительных объем меньше, а содержание больше, чем у прилагательных. Прилагательное – это одно качество, а существительное – это сразу все качества, весь предмет. Зато поэты очень ценят прилагательные – эпитеты.
Я предлагаю вам эпитеты, а вы определите их создателей ( по 5 баллов). А знаете ли вы поэтов – живописцев? (Добавочный балл)
После трех этапов остается два лучших игрока.
Этап четвертый. «Забава для мальчиков».
Вам известна характеристика Онегина: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Перед вами таблица стихотворных размеров. Ямб из них самый популярный - 80% всех стихов. «Парнас окружен ямбами и рифмы стоят везде на карауле». В поэме «Домик в Коломне» Пушкин заявил:
Четырехстопный ямб мне надоел.
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить…
Попробуйте отгадать стихи, написанные этим размером. Я назвала мелодию, слова ищите по подсказке. (5 заданий по 5 баллов).
«Аукцион».
Отгадать стихи по рифмам сумеют многие. А я предложу начальные 7 слов и подсказку. Попробуйте угадать с первого слова – получите все 7 баллов.
5. Итоги конкурса. Награждение победителей.
Задания к конкурсам.
Этап 1. Категория «Осень».
№1.Осенний день высок и тих,
Лишь слышно – ворон глухо
Зовет товарищей своих
Да кашляет старуха. (Блок. Осенний день)
№2. Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился; поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она. (Некрасов)
№3. Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком. (Есенин)
№4. И с каждой осенью я расцветаю вновь
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь…(Пушкин)
№5. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера. (Тютчев)
№6. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. (Цветаева)
Категория «Очи».
№1. Очи черные, очи страстные!
Очи жгучие и прекрасные!
Как люблю я вас! Как боюсь я вас!
Знать увидел вас я в недобрый час. ( Е. Гребинка)
№2. Ее пленительные очи
Яснее дня, чернее ночи.(Пушкин. «Бахчисарайский фонтан»)
№3. Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки
Полный чар, зажигающих кровь…(Некрасов «Тройка»)
№4. Мне мое открыло сердце
Снежный мрак ее очей. (Блок. «Снежная маска»)
№5. Привычные к степям – глаза.
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза. (Цветаева)
№6. Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры
Ваши синие глаза. (Пушкин)
Категория «Космос».
№1. Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь. (Ломоносов «Вечернее размышление»)
№2. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем? (Лермонтов «Выхожу…»)
№3. Плыли по небу тучки.
Тучек четыре штучки…
К ним. Любопытством объятая,
По дороге пристала пятая…(Маяковский «Тучкины штучки»)
№4. Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало.
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…(Фет)
№5. Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет … (Пушкин «Вакхическая песня»)
№6. В огромном городе моем – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь
А я запомнила одно: ночь. (Цветаева)
Категория «Кони».
№1. Все мы немножко лошади.
Каждый из нас по-своему лошадь. (Маяковский)
№2. Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…(Блок «На поле Куликовом»)
№3. Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов.
То мчится по бранному полю. (Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
№4. Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил? (Пушкин)
№5. Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу. (Есенин)
№6. Когда умирают кони – дышат.
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут.
Когда умирают люди – поют песни. (Хлебников)
Категория « Жизнь».
№1. Жизнь есть небес мгновенный дар,
Устрой ее себе к покою.
И с чистою своей душою
Благословляй судьбы удар. (Державин «На смерть князя Мещерского»)
№»2. Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала.
Аптека. Улица. Фонарь. (Блок)
№3. Но не хочу, о други, умирать.
И ведаю. Мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья. (Пушкин)
№4. Жизнь наша в старости - изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить. (Вяземский)
№5. Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена? (Пушкин)
№6.Я живу, как кукушка в часах,
Не завидую птицам в лесах.
Заведут – и кукую.
Знаешь, долю такую
Лишь врагу
Пожелать я могу. (Ахматова)
Этап второй.
№1. Славы – обман – забавы – туман. (Пушкин «К Чаадаеву»)
№2. Кроет – крутя – завоет – дитя. («Зимний вечер»)
№3.Нерукотворной – тропа – непокорной – столпа. (Памятник»)
№4. Одинокой – голубом – далекой – родном. (Лермонтов «Парус»)
№5. Чести – молвой – мести – головой. («Смерть Поэта»)
№6. Мая – гром – играя – голубом. (Тютчев.)
№7. Понять – измерить – стать – верить. (Тютчев)
№8. Сокровище –мне – чудовище – вине. (Блок «Незнакомка»)
№9. Золотая – языком – пролетая – о ком. (Есенин)
Этап третий.
№1. Синий вечер, синяя ширь, синий сумрак, синий мрак, синие чащи, синий плат небес. (Есенин)
№2. Голубое сиянье, голубой туман, голубая даль, голубой день. (Лермонтов)
№3. Прекрасная заря, прекрасные порывы, прекрасные брега, прекрасный утешитель, (Пушкин)
Этап четвертый.
№1. Произведение в стихах(дьявольская разница!) о молодом человеке, который мечтал встретиться с чертом и благодаря ему побывать в интересных переделках, дабы развеять скуку. (Евгений Онегин читает «Мельмот – скиталец»)
№2. Произведение опытного автора о великой пользе опытов и наук, которые могут прокормить молодого человека и обрадовать его родителей. («Науки юношей питают»)
№3. Неизвестно кому написанное стихотворение, в котором использованы слова побежденного учителя, взятые им из английской баллады:
Поэты, не доверяйте женщинам,
Они идеальны только на полотнах великого Рафаэля.
( «К ***»)
№4. В начале своего послания другу мальчишка пишет, что во всем разуверился. Но старший товарищ, прочитав до конца, убеждается, что это лишь юношеская болтовня, впереди великие дела. («К Чаадаеву»)
№5. Молодой, начинающий автор написал о том, как у героя из-под носа украли невесту, так что пришлось отправиться на Северный полюс и кому-то что-то укоротить. («Руслан и Людмила»)
Этап пятый.
№1. Стихи молодого человека о необходимости увидеть весной белый сад.
Ты – жив – пусть – тот – пишут – загрустила - что.
№2. Стихи одинокого ночного путника.
Выхожу – сквозь – ночь – и – в небесах – спит – что.
№3. Стихи о том, что вдохновение приходит, когда просыпается душа человека. К спящим гении не прилетают.
Я – передо – как – как – в томленьи – в тревогах – звучал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».
Задачи урока:1.образовательные: - знакомство с памятником средневековой нра...
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
Урок - игра по литературе в 5 классе "Путешествие в Андерсенландию".
Материалы данного урока могуть быть использованы при изучении творчества Х. К. Андерсена. Урок содержит информацию о жизни и творчестве великого датского сказочника, викторину, составленную по сказкам...
урок-игра по литературе
Данный материал содержит презентацию к уроку-игре по литературе. Этот урок можно провести как заключительный после изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" как в одном классе, так и в целой паралл...
Урок-игра по литературе в 5 классе "Станем детушек растить, уму-разуму учить"
Данный урок завершает тему "Малые жанры в устном народном творчестве". Расчитан на 1 урок....
Урок-игра по литературе 9 класс по творчеству М.В.Ломоносова
Цели урока: - обобщить и закрепить знания учащихся о творчестве М.В.Ломоносова – реформаторе русского языка и литературы;- воспитывать любовь к Родине и гордость за ...
Урок-игра по литературе в 5 классе по теме «Сказки Пушкина»
Тема урока: «Сказки Пушкина»Предмет: литература. Класс: 5Тип урока: урок-игра.Цель урока: (формулировка для учителя) развивать интерес обучающихся к чтению, навык внимательного чтения, выразительного ...