Главные вкладки

    Урок - игра по литературе в 11 классе "Поэтическая лихорадка"
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Урок - игра "Поэтическая лихорадка" обобщает изученное по стихосложению и поэзии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок – игра по русской литературе  в 11 классе  «Поэтическая лихорадка».

    Цели урока.

    Обучающая. Повторить изученное о стихосложении.  Проверить знание поэтических текстов.  Обобщить сведения о поэзии с древнейших времен до современности.

    Развивающая.  Прививать вкус к хорошей поэзии.

    Воспитывающая. Развивать эстетическое чувство.

    Оборудование.  Портреты поэтов, карточки, таблицы.

    Подготовка к уроку.  Повторить литературоведческие термины. Перечитать стихи тематики «Осень», «Космос», «Жизнь».

    Ход урока.

    1. Актуализация. «Магия слова».

    2. Отборочный тур.

    3. «Прививка поэзией».

    4. Конкурсы.  «Слышал звон и знаю, откуда он».

                            «Держи меня, веревочка, держи».

                            «Следствие по делу эпитетов».

                            « Забава для мальчиков».

                            «Аукцион».

    5. Итоги игры.

    1.  Вступительное слово учителя.

    Есть такое выражение «магия слова». Для нас это только метафора, а в древности люди понимали его буквально. Они верили в волшебную силу слова. Верили, что Слово может творить чудеса.

    «Вначале было Слово».

    Поэты были жрецами, а стихи – заклинаниями, гимнами Природе и мирозданию.

    Человек оторвал взор от земли и вгляделся в глубину неба, в таинственное мерцание звезд. Мельком он замечал их и раньше, когда только становился человеком, но звезды ничем не пахли, не шевелились – и не интересовали его.

    А теперь он увидел эту священную бездну над головой и поразился, и простер руки ввысь… и, может быть, тогда из его груди излились первые в мире стихи – гимн или пророчество.

    Стихи «Молитва о тропе красоты»

    Откуда взял человек эту особенную мерность, ритмичность, которая в нашем представлении неразрывно связана с поэзией? Он взял ее у природы. Движение Солнца и Луны, смена дня и ночи, зимы и лета – все это ритм, гармония, закономерность. У моря брал Гомер  свои широкошумные гекзаметры .

    «Встала из мрака с перстами пурпурными Эос..»

    Но и сам человек – маленькая вселенная: ритмично бьется его сердце, ритмично дышит грудь. Или – нет?

        И слезы ей – вода, и кровь –

        Вода,- в крови, в слезах умылась!

        Не мать, а мачеха – Любовь:

        Не ждите ни суда, ни милости. Обрывистые или плавные, сбивчивые или задыхающиеся, стихи всегда подобны живому существу. Но есть у них и свои законы.

    2. Отборочный тур.

    Выборы первого участника.

    Назовите поэтические  термины. Кто последний?

    Поэзия огромна, как небо. Она существует в пространстве и времени. Ведь это история мира, отразившаяся в человеческой душе. История, которую можно читать с любого места, так она захватывает.

    Выборы второго участника.

     Что означает для вас цифра 37? Для поэзии это ужасная цифра, если отнести ее к Пушкину.

    Работа с таблицей. Определите имена  европейских поэтов, проживших 37лет. Почти все знакомы вам по школьным урокам.

             1799 – 1837

             1788 - 1824

             1759 – 1796

             1854 – 1891

    Ответы. Пушкин, Байрон, Роберт Бернс, Артюр Рембо. Если последнее имя не угадывается, можно дать подсказки: это еще и имя героя Сталлоне.

    Поэзия нужна всем. Нужна и в молодости, и в зрелые годы, когда жизненный опыт помогает постичь в стихах то, что раньше не замечал. Каждый день сталкивает нас с такими мудрыми собеседниками, как Шекспир, Гете, Омар Хайам.

    Выборы третьего участника. С кем из мудрейших поэтов беседовали вы на днях? Кто назовет последнее имя?

    3. Особенно поэзия необходима в юности. Без этого жизненного эликсира, без этой прививки в ваш неокрепший организм могут проникнуть любые бациллы пошлости,  эгоизма , жестокости. Без этого витамина может ослабеть и искривиться самый стержень человека, его нравственный позвоночник. Ибо поэзия растит душу.

    Приготовьтесь к прививке «поэтической лихорадки».

    Стихи  Мандельштама.

    Вы успешно прошли вакцинацию. Через пару секунд почувствуете легкое кружение мыслей в голове и учащенное биение сердца.

    4. Конкурсы.

         

    Этап первый. «Слышал звон и знаю, откуда он».

    Стихотворения в конвертах по категориям. Игрок выбирает категорию, номер отрывка. Нужно  назвать автора, название или продолжить строку. Если ответ дан после чтения первой строки, участник получает 4 балла, зачитана последняя строка -1 балл. За помощь класса засчитывается 0,5 балла.

        Этап второй.  «Держи меня, веревочка, держи!»

              «Писать стихи – все равно что ходить по разостланной на полу веревочке, да еще на каждом шагу приседая,» - так шутил убежденный прозаик Салтыков-Щедрин. Представили? А еще лицеист!  Но идея прекрасная. Я оставлю вам для поддержки веревочку от стиха с узелками – рифмами. Держась за ниточку, прочтите всю строфу. Оценка – 4 балла. Помощь класса – 1 балл.

                Этап третий. «Следствие по делу эпитетов».

               Участники конкурса – грамотеи, которые прекрасно знакомы с  наукой о языке. Знакома ли вам «философия грамматики»? Датский лингвист О.Есперсен утверждал, что у имен существительных объем меньше, а содержание больше, чем у прилагательных. Прилагательное – это одно качество, а существительное – это сразу все качества, весь предмет. Зато поэты очень ценят прилагательные – эпитеты.

                 Я предлагаю вам эпитеты, а вы определите их создателей ( по 5 баллов). А знаете ли вы поэтов – живописцев? (Добавочный балл)

              После трех этапов остается два лучших игрока.

                 Этап четвертый. «Забава для мальчиков».

                  Вам  известна характеристика Онегина: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Перед вами таблица стихотворных размеров. Ямб из них самый популярный - 80% всех стихов. «Парнас окружен ямбами и рифмы стоят везде на карауле». В поэме «Домик в Коломне» Пушкин заявил:

         Четырехстопный ямб мне надоел.

         Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

        Пора б его оставить…

    Попробуйте отгадать стихи, написанные этим размером. Я назвала мелодию, слова ищите по подсказке. (5 заданий по 5 баллов).

             «Аукцион».

            Отгадать стихи по рифмам сумеют многие. А я предложу начальные 7 слов и подсказку. Попробуйте угадать с первого слова – получите все 7 баллов.

    5. Итоги конкурса. Награждение победителей.

    Задания к конкурсам.

    Этап 1. Категория «Осень».

    №1.Осенний день высок и тих,

           Лишь слышно – ворон глухо

           Зовет товарищей своих

          Да кашляет старуха.   (Блок. Осенний день)

    №2. Поздняя осень. Грачи улетели.

           Лес обнажился; поля опустели,

          Только не сжата полоска одна…

          Грустную думу наводит она.    (Некрасов)

    №3. Отговорила роща золотая

           Березовым веселым языком,

          И журавли, печально пролетая,

          Уж не жалеют больше ни о ком.    (Есенин)

    №4. И с каждой осенью я расцветаю вновь

           Здоровью моему полезен русский холод;

           К привычкам бытия вновь чувствую любовь…(Пушкин)

    №5. Есть в осени первоначальной

           Короткая, но дивная пора –

          Весь день стоит как бы хрустальный

          И лучезарны вечера.   (Тютчев)

    №6. Красною кистью

           Рябина зажглась.

           Падали листья.

          Я родилась.   (Цветаева)

           Категория «Очи».

    №1. Очи черные, очи страстные!

           Очи жгучие и прекрасные!

           Как люблю я вас! Как боюсь я вас!

         Знать увидел вас я в недобрый час.   ( Е. Гребинка)

    №2. Ее пленительные очи

           Яснее дня, чернее ночи.(Пушкин. «Бахчисарайский фонтан»)

    №3. Из-под брови твоей полукруглой

           Смотрит бойко лукавый глазок.

           Взгляд один чернобровой дикарки

           Полный чар, зажигающих кровь…(Некрасов «Тройка»)

    №4. Мне мое открыло сердце

           Снежный мрак ее очей.   (Блок. «Снежная маска»)

    №5. Привычные к степям – глаза.

           Привычные к слезам – глаза,

           Зеленые – соленые –

           Крестьянские глаза.     (Цветаева)

    №6. Подъезжая под Ижоры,

           Я взглянул на небеса

           И воспомнил ваши взоры

          Ваши синие глаза.   (Пушкин)

          Категория «Космос».

    №1. Лицо свое скрывает день;

           Поля покрыла мрачна ночь;

           Взошла на горы черна тень;

          Лучи от нас склонились прочь.   (Ломоносов «Вечернее размышление»)

    №2. В небесах торжественно и чудно!

           Спит земля в сиянье голубом…

           Что же мне так больно и так трудно?

           Жду ль чего? Жалею ли о чем?  (Лермонтов «Выхожу…»)

    №3. Плыли по небу тучки.

           Тучек четыре штучки…

           К ним. Любопытством объятая,

          По дороге пристала пятая…(Маяковский «Тучкины штучки»)

    №4. Я пришел к тебе с приветом,

           Рассказать, что солнце встало.

          Что оно горячим светом

           По листам затрепетало…(Фет)

    №5. Ты, солнце святое, гори!

           Как эта лампада бледнеет

          Пред ясным восходом зари,

          Так ложная мудрость мерцает и тлеет … (Пушкин «Вакхическая песня»)

    №6. В огромном городе моем – ночь.

           Из дома сонного иду – прочь.

           И люди думают: жена, дочь

          А я запомнила одно: ночь.   (Цветаева)

           Категория «Кони».

    №1. Все мы немножко лошади.

           Каждый из нас по-своему лошадь.   (Маяковский)

    №2. Летит, летит степная кобылица

           И мнет ковыль…(Блок «На поле Куликовом»)

    №3. Твой конь не боится опасных трудов;

           Он, чуя господскую волю,

          То смирный стоит под стрелами врагов.

          То мчится по бранному полю.   (Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

    №4. Что ты ржешь, мой конь ретивый,

           Что ты шею опустил,

           Не потряхиваешь гривой,

          Не грызешь своих удил?   (Пушкин)

    №5. Каждая задрипанная лошадь

          Головой кивает мне навстречу.   (Есенин)

    №6. Когда умирают кони – дышат.

          Когда умирают травы – сохнут,

          Когда умирают солнца – они гаснут.

          Когда умирают люди – поют песни.    (Хлебников)

    Категория « Жизнь».

    №1. Жизнь есть небес мгновенный дар,

           Устрой ее себе к покою.

          И с чистою своей душою

           Благословляй судьбы удар.   (Державин «На смерть князя Мещерского»)

    №»2. Умрешь – начнешь опять сначала

           И повторится все, как встарь:

           Ночь, ледяная рябь канала.

          Аптека. Улица. Фонарь.   (Блок)

    №3. Но не хочу, о други, умирать.

           И ведаю. Мне будут наслажденья

           Меж горестей, забот и треволненья.   (Пушкин)

    №4. Жизнь наша в старости - изношенный халат:

             И совестно носить его, и жаль оставить;

           Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

           Нельзя нас починить и заново исправить.     (Вяземский)

    №5. Дар напрасный, дар случайный,

           Жизнь, зачем ты мне дана?

          Иль зачем судьбою тайной

          Ты на казнь осуждена?    (Пушкин)

    №6.Я живу, как кукушка в часах,

           Не завидую птицам в лесах.

           Заведут – и кукую.

          Знаешь, долю такую

          Лишь врагу

          Пожелать я могу.     (Ахматова)

    Этап второй.

    №1. Славы – обман – забавы – туман. (Пушкин «К Чаадаеву»)

    №2. Кроет – крутя – завоет – дитя. («Зимний вечер»)

    №3.Нерукотворной – тропа – непокорной – столпа. (Памятник»)

    №4.  Одинокой – голубом – далекой – родном.  (Лермонтов «Парус»)

    №5. Чести – молвой – мести – головой. («Смерть Поэта»)

    №6. Мая – гром – играя – голубом. (Тютчев.)

    №7. Понять – измерить – стать – верить. (Тютчев)

    №8. Сокровище –мне – чудовище – вине. (Блок «Незнакомка»)

    №9. Золотая – языком – пролетая – о ком. (Есенин)

    Этап третий.

    №1. Синий вечер, синяя ширь, синий сумрак, синий мрак, синие чащи, синий плат небес. (Есенин)

    №2. Голубое сиянье, голубой туман, голубая даль, голубой день. (Лермонтов)

    №3. Прекрасная заря, прекрасные порывы, прекрасные брега, прекрасный утешитель, (Пушкин)

    Этап четвертый.

    №1. Произведение в стихах(дьявольская разница!) о молодом человеке, который мечтал встретиться с чертом и благодаря ему побывать в интересных переделках, дабы развеять скуку. (Евгений Онегин читает «Мельмот – скиталец»)

    №2. Произведение опытного автора о великой пользе опытов и наук, которые могут прокормить молодого человека и обрадовать его родителей. («Науки юношей питают»)

    №3.  Неизвестно кому написанное стихотворение, в котором использованы слова побежденного учителя, взятые им из английской баллады:

             Поэты, не доверяйте женщинам,

            Они идеальны только на полотнах великого Рафаэля.

    ( «К ***»)

    №4. В начале своего послания другу мальчишка пишет, что во всем разуверился. Но старший товарищ, прочитав до конца, убеждается, что это лишь юношеская болтовня, впереди великие дела. («К Чаадаеву»)

    №5. Молодой, начинающий автор написал о том, как у героя из-под носа украли невесту, так что пришлось отправиться на Северный полюс и кому-то что-то укоротить. («Руслан и Людмила»)

    Этап пятый.

    №1. Стихи молодого человека о необходимости увидеть весной белый сад.

    Ты – жив – пусть – тот – пишут – загрустила - что.

    №2. Стихи одинокого ночного путника.

    Выхожу – сквозь – ночь – и – в небесах – спит – что.

    №3. Стихи о том, что вдохновение приходит, когда просыпается душа человека. К спящим гении не прилетают.

    Я – передо – как – как – в томленьи – в тревогах – звучал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».

    Задачи  урока:1.образовательные:                         - знакомство  с  памятником  средневековой  нра...

    Урок - игра по литературе в 5 классе "Путешествие в Андерсенландию".

    Материалы данного урока могуть быть использованы при изучении творчества Х. К. Андерсена. Урок содержит информацию о жизни и творчестве великого датского сказочника, викторину, составленную по сказкам...

    урок-игра по литературе

    Данный материал содержит презентацию к уроку-игре по литературе. Этот урок можно провести как заключительный после изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" как в одном классе, так и в целой паралл...

    Урок-игра по литературе в 5 классе "Станем детушек растить, уму-разуму учить"

    Данный урок  завершает тему "Малые жанры в устном народном творчестве". Расчитан на 1 урок....

    Урок-игра по литературе 9 класс по творчеству М.В.Ломоносова

    Цели  урока:  - обобщить и закрепить знания учащихся о творчестве  М.В.Ломоносова – реформаторе русского языка и литературы;-  воспитывать любовь к Родине и гордость за ...

    Урок-игра по литературе в 5 классе по теме «Сказки Пушкина»

    Тема урока: «Сказки Пушкина»Предмет: литература. Класс: 5Тип урока: урок-игра.Цель урока: (формулировка для учителя) развивать интерес обучающихся к чтению, навык внимательного чтения, выразительного ...