Урок "Изящной словесности"
план-конспект урока по литературе по теме

Попова Елена Владимировна

Урок "Изящной словесности". Открытый урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izyashchnoy_slovesnosti.odt19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тоора-Хемская средняя школа

Учитель высшей категории

Попова Елена Владимировна

Тема. Урок «Изящной словесности.»

Цель: 1. повторение прилагательного и местоимения.

           2. речевое, интеллектуальное и нравственное развитие                   речи.

Эпиграф.                                                             « До … Пушкина еще никто не  умел придавать русскому стиху столько

точности, выразительности и красоты».

(Н.Г. Чернышевский)

«Всякое искреннее наслаждение

изящным есть уже само по себе

источник нравственных чувств.»

Ход урока.

        Урок начинаю с записи слов А.И. Куприна:

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен.»

  1. I. Ученик ведет опрос по предложению:
  1. В чем смысл этого предложения?
  2. Есть ли в тексте прилагательные?
  3. Как вы определили, что они есть?
  4. К какому разделу прилагательных они относятся?
  5. Разберите по членам предложения.

Учитель:  - Какова обычная функция прилагательных в предложении? -                          определение (какой?, какие?)

                - А необычная? - краткая форма прилагательного - сказуемое (каков?,                 какова?)

Учитель:  - Посмотрим, как метким, озаряющим словом пользовался

                А.С. Пушкин:

                (запись в тетрадях)

  1. Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

блестя на солнце, снег лежит.

  1. (эпитетами).

Эпитет — самое меткое, самое свежее, самое нужное и озаряющее слово,

(на доске)           которое выбирает писатель, изображая уже известный нам                            предмет.

(в тетрадях)

  1. Подчеркните прилагательные:

А теперь подойдите сами к слову снег эпитетами. (учащиеся называют, лучшие записывают в тетради и на доске).

  1. А у поэта так:

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

  1. Как же «работают» прилагательные в этих текстах?

Ночью в саду у меня

Плачет плакучая ива,

Безутешная она,

Ивушка, грустная ива.

II. А теперь ответьте на вопрос, легко ли сейчас жить всем нам?

  1. А почему? (люди воюют друг с другом?)
  2. А что может спасти нас и весь мир от войн, кровопролития , жестокости?
  1. (учащиеся высказываются)
  1. -  А вот великий русский писатель XIX века Ф.М. Достоевский считал, что «Красота спасет мир».

- Ведь как бы ни была тяжела и мерзостна жизнь, есть в ней и прекрасное.

Зачитайте и запишите себе мудрые мысли в которых встречается слово прекрасный:

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

(А.П. Чехов)

«Мой друг, Отчизне посвятил души прекрасные порывы!»

(А.С. Пушкин)

«Берегите наш язык, наш прекрасный, русский язык!»

                                                                        (И.С. Турненев)

 

  1. А от чего же беречь язык надо?

(от засорения словами — паразитами, нецензурными словами.)

  1. Вот все эти писатели жили давно в XIX веке, но их мысли стали созвучны нашим, благодаря этим местоимениям:
  1.                                    (мой, наш, нам, всё)

 - Подумайте и скажите, что украшает нашу жизнь? (природа, растения,цветы)

 - Да, цветы. Многие писатели, поэты обращались к теме цветов.

Вы дома должны были подыскать стихи о любимых вами цвета; принести открытки или рисунки о цветах.

  1.  - Давайте проведем защиту ваших цветов.

III. (Дети читают стихи, демонстрируют рисунки, открытки.)

Побеждает тот, у кого наиболее красивый,  изящный цветок, или стихотворение.

(Употребляются слова — имя прилагательное, местоимение, эпитеты).

  1. Может быть, кто-то хочет свое сочинение прочитать?

 - Послушаем?

 - Ребята! Как вам кажется, вечна ли красота?

 - Какое у вас чувство, настроение возникло после знакомства с этими стихами рисунками?

  1.          Л.Н. Толостой выразился очень кратко:

 «Простота есть необходимое условие прекрасного.»

  1.          Поговорим о красоте мира: красоте восходов и закатов, красоте цветущих яблонь, вишен, ромашковых полей, белых колокольчиков ландышей в сумрак елового леса, цветущей брусники вокруг старого пня, незабудки у ручья.

         Мы же берем как символ красоты — розу, розовый куст и вспоминаем, кто из поэтов писал о розе.

С.Я. Маршак

        О ней поют поэты всех веков

        Нет в мире ничего важней и краше,

        Чем этот сверток алых лепестков,

        Раскрывшийся благоуханной чашей.

  1.                  
  1.                  За лепесток заходит лепесток,
  1.                  И все они своей пурпурной тканью

                 Струят неиссякающий поток

                 Душистого и свежего дыханья.

Прослушивается несколько стихов, читаемых учащимися.

 

 - Итак, наш урок подходит к концу, спасибо, ребята, за хорошие, интересные работы. Надеюсь, этот урок надолго останется в вашей памяти, а ваша речь станет грамотнее, красивее, эмоциональнее.

 

Выводы, оценивание  работ учащихся.

УРОК ОКОНЧЕН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели

Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...


 

Комментарии

Попова Елена Владимировна

речевое, интелектуальное и нравственное развитие речи