Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"
    методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

     

    Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литературы. Урок  сопровождается компьютерной презентацией.

             Урок построен на материалах произведения коми писательницы Е.В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич". Посредством анализа произведения, аналитической беседы, организации исследовательской работы по тексту, дискуссии  в ходе урока были подняты проблемы, волнующие современных подростков: взаимоотношение отцов и детей; взаимоотношения с природой; влияния творчества на становление личности подростка; проблема истинной и мнимой дружбы; проблема воспитания; проблема воспитания терпимости к людям иной национальности (толерантности); проблема силы и слабости человека. Обращение к опыту известных деятелей науки, искусства, духовных наставников (Л.Н. Толстой, Б.М. Бим-Бад, Конфуций, преподобный Макарий) позволяет осветить данные проблемы более широко, доступно и понятно для обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx29.89 КБ
    Файл prezentaciya_k_uroku.pptx677.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    ПСТ. ЯКША

    Методическая разработка

     урока литературы в 10 классе

    по теме:

    «В чем сила и слабость человека?»

    (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич»)

      Автор: Кияткина М.Г., учитель     русского языка и литературы

    2012 год

    пст. Якша

    «В чем сила и слабость человека?»

    (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич»)

    «Не ищи любви в других к себе, а ищи ее   а в себе, не только к ближним, но и к врагам».

    Преподобный Макарий (1788-1860 гг.)

    (Слайд 1)

    Цель урока: создать условия для анализа произведения Е.В. Габовой.

    Задачи: 

    1. Образовательный аспект – познакомить обучающихся с творчеством Е.В. Габовой, обучать умению определять проблематику художественного произведения.
    2. Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.
    3. Воспитательный аспект –  создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысления поступков подростков.

    Оснащение урока: мультимедиа проектор.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент урока

    Учитель: Мы с вами прочитали повесть Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич». Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу? (Ученики предлагают круг вопросов для обсуждения).
    А какие основные проблемы поднимает автор этой повести, запишите их на листочках (работа в группах).

    II. Основная часть урока

    1) Слово учителя: 

    «Школьные годы чудесные!»... Хорошо, если так. А если они сопровождаются незаслуженными обидами, насмешками, «бойкотами»? Да еще и учитель не пытается разобраться, а с легкой душой отдает девчонку или мальчишку на откуп того же детского коллектива. И получается: в школе не поняли, дома не помогли, приходится искать понимания... на улице. Но улица это все-таки... улица. И воспитателями на ней становятся далеко не дипломированные педагоги. Нередко ребенок бывает втянут в различные неприятные ситуации, ломается, уходит в себя, в придуманный справедливый мир, так непохожий на мир настоящий.

    А если еще и в самой семье неладно? Если взрослые играют в странные игры, но делают вид, что ничего не происходит. Дети в таких семьях остро чувствуют, что привычный мир распадается, но встать однозначно на сторону мамы или папы не могут – вот и не получается, порой, истории с хорошим концом. Совсем как в жизни.

    А если пришла первая любовь, но кто-то недобрый углядел, высмеял, разрушил ее? Глубокая рана бывает нанесена детям. И где в таких случаях вы – умные, всё понимающие Взрослые? Как легко вы разводите руками детские беды?... Да, жизнь выкрашена не в один розовый цвет даже в детстве, вернее, прежде всего в детстве…

    Так вечные проблемы детей-подростков находят свое отражение в произведениях Е.В. Габовой.

    Но сначала слово о писателе.

    2) Сообщение ученика о Е.В. Габовой. (Слайды 2-7)

    Ученик: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.

    3) Аналитическая беседа по прочитанной повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич». (Слайд 8)

     - Конфуций говорил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в  ходе воспитания. Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы,  необходимо воспитывать человека в духе добродетели». Что вы понимаете под словом воспитание?

    (Воспитание -  процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

    В. тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

    Основные виды В. — семейное, или домашнее, и общественное (общественно-организованное). Последнее в ходе исторического развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.

    В. — всеобщая и необходимая категория общественной жизни. Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются В. Ему принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека).

    - Как вы считаете, поднимает ли проблему воспитания в своей повести «Дуб Толик Сергеевич» Е. Габова? Что влияет на воспитание человека?

    (автор поднимает проблему воспитания   и семье, и в школе, и в обществе в целом)

    - Кто оказал влияние на становление личности героини повести, Тамары Фоминой?

    (друзья, одноклассники, в частности Толик-Тормоз, поэт Валентин Привалов, учитель литературы Анжелика Юрьевна).

    - Что для Тамары дружба?

    (Она стремится к встрече с одноклассниками после длинных летних каникул: «Я ТАК люблю своих дурных одноклассников. Я ТАК хочу с ними встретиться».

    Она ценит свою подругу Аню за то, что «она никогда не учит, не зудит, а просто подает пример», и всегда готова прийти на помощь.

    Она очень огорчена, что Толик отверг ее дружбу, листок дуба, «ладонь, протянутую для прощения», обидевшись на нее.

    Для нее очень важно, что Толик полез в драку, защищая ее.  Неслучайно, что такая верная дружба переросла в любовь.

    «ТОМКА, Я ТАК ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!» – была надпись большими белыми буквами на дубе.).

    - Почему стихи Валентина Привалова так затронули душу Тамары?

    (В них была правда жизни, нескрытая личная трагедия).

    - Б. Пастернак говорил: «Цель творчества – самоотдача». Как решается вопрос творчества в повести «Дуб Толик Сергеевич»?

    («Творчество – это тайна. Она необъяснима», - объясняет ребятам Анжелика Юрьевна.

    Тамара очень хочет узнать, «как он (Анатолий Привалов) писал ТЕ стихи, что предсказали будущее. Ей казалось это каким-то проявлением высшей силы. Бог? Мировой разум? Природа? Кто диктовал ему строки?»

     Стихи, Анатолия Привалова и Анжелики Юрьевны разбудили сердце девочки.)

    - Как вы считаете, важно ли взаимопонимание между родителями и детьми? Находит ли его в своей семье Тамара?

    (Родители не всегда понимают, а поэтому одобряют поступки своих детей. Непонимание, порой жестокость порождают обиду, нежелание делиться проблемами, уход из семьи. Так произошло и с Тамарой.

    «И она разразилась…пересказывать про нее неохота. Словом, я оделась и ушла. И хлопнула дверью. Изо всей силы. Мама не только кричала… если б только кричала, то ладно…она меня за волосы…да. Схватила за волосы и таскала по всей прихожей. Весело было. Если б кто видел, вот бы посмеялся»).

    - Вспомните эпизод из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» «Встреча с дубом Андрея Болконского». Какую роль сыграла эта встреча в жизни героя?

    (Эта встреча показала герою, что жизнь не кончена, у него еще есть цели в жизни).

    - Какую роль сыграла встреча с дубом в жизни героини повести Е. Габовой?

    (Дуб напомнил ей друга – Толика. Тамара поняла, что ей не нужен ключик, чтобы понять природу, т.к. рядом с дубом она поняла, что она тоже природа.)

    4) Дискуссия (продолжение обсуждения проблем, поднятых автором повести Е. Габовой).

    - По мнению академика РАО Б.М. Бим-Бада, слабость человека проявляется в агрессии, стремлении к разрушению, а сила -  в великодушии и благородстве. Согласны ли вы с его мнением? Кого из героев повести можно назвать сильным, а кого слабым человеком?

    (Сильными людьми можно назвать следующих героев повести:

    1.Учителя литературы Анжелику Юрьевну, сумевшая найти те самые нужные слова, которые помогли ребятам открыть свой внутренний мир, проникнуть в мир творчества, сплотить коллектив класса.

    2.Толика, который, несмотря на обиду, полез в драку, защищая девочку.

    3.Тамару Фомину, сумевшую противостоять агрессии Сергея Виноградова, которая могла быть снисходительной к слабостям одноклассников.

    4.Поэта Анатолия Привалова, который защитил Тамару от нападения отморозков, который приютил потерявшегося в жизни подростка, который не озлобился на людей, несмотря на гибель от рук бандитов сына-студента, который сохранил в своем сердце тепло и любовь к людям, выражая это, прежде всего, в своих стихах.

    Слабым человеком в повести является Сергей Виноградов.

    Он не признает ничьего мнения. Он ненавидит людей другой национальности (он скинхед):

    - А тебе, что, их жалко?

    - Они – люди!

    - Не жалей. Они тебя не пожалеют, учти…Россия для русских, - сказал Серега жестко, как отрезал.- Одного азера убьют, тысячи уедут. Неча им тут делать!

    Обращаясь к Привалову, зло сощурив глаза, Сергей громко пообещал: «Я буду мстить за вашего сына!»

    Он жесток по отношению к людям, своим одноклассникам. Он способен оскорбить девочку.)

    III.  Подведение итогов по уроку (рефлексия) (Слайд 9)

    Учитель: сегодня на уроке мы говорили о проблемах, которые поднимает в своей повести «Дуб Толик Сергеевич» Е.В. Габова. Сформулируем эти проблемы, сопоставьте их с теми проблемами, которые записали в начале урока. Удалось ли вам сформулировать проблемы самостоятельно?

    Проблемы:

    - взаимоотношение отцов и детей;

    - взаимоотношения с природой;

    - влияния творчества на становление личности подростка;

    - проблема истинной и мнимой дружбы;

    - проблема воспитания;

    - проблема воспитания терпимости к людям иной национальности (толерантности);

    - проблема силы и слабости человека.

    IV. Домашнее задание. (Слайд 10)

            Обратимся к словам Преподобного Макария:  «Не ищи любви в других к себе, а ищи ее а в себе, не только к ближним, но и к врагам». Как вы понимаете это высказывание? Напишите эссе по данному высказыванию.

    Список литературы:

    1. Габова Е.В. Новенький и Черепаха. Сыктывкар, 2011.
    2. Ганова Е.Ф., Горская А.В. Литература Республики Коми/ Хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Коми. Сыктывкар, 2004.
    3. Оптинский цветник/ Изречения преподобных старцев оптинских. М., 2008.

    Интернет ресурсы:

    http://yandex.ru/yandsearch?text

    Приложение:

    1. Компьютерная презентация к уроку.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») «Не ищи любви в других к себе, а ищи ее а в себе, не только к ближним, но и к врагам». Преподобный Макарий (1788-1860 гг.)

    Слайд 2

    Елена Васильевна Габова Елена Васильевна Габова ( Столповская ) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.

    Слайд 3

    Произведения Елены Габовой Гришуня на планете Лохматиков . – Коми кн. изд-во, 1983.. Невидимка в лагере. – Коми кн. изд-во, 1987. Двойка по поведению. – М.: Мол. гвардия, 1989. Тайкина тайна. – Коми кн. изд-во, 1991. Вареная сосулька. – Коми кн. изд-во, 1993. Никто не видел Рыжего. – Коми кн. изд-во, 2000. Не вставайте с левой ноги. – Коми кн. изд-во, 2004. Зануда Дёма. – М.: Эском , 2007. Жизнь и фантазии Сени Ёлкина . – М.: Эском , 2007. И отец мой и мама моя // Путеводная звезда. – 2007. - № 11. Любовь на семи ветрах. – Сыктывкар: Анбур ., 2008. Дети древней земли. – Сыктывкар: Кола, 2008 . Новеньки и Черепаха. – Сыктывкар, 2011.

    Слайд 6

    Отзывы о произведениях Е. В. Габовой « Отличный детский писатель. Всем – детям и родителям – будет интересно её почитать. У Габовой хорошее чувство юмора. Все её рассказы неожиданны, с секретом. И что интересно – все её рассказы неокончены . Она даёт читателю докончить их самому. Создаётся ощущение, что она – ребёнок-подросток. …Явно, что у героев есть свой прототип». Виталик, 11 лет. « Очень хочется похвалить Елену Габову за её сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего». Эта писательница сумела не только понять и изучить душу ребёнка, но и талантливо преподнести свою наблюдения читателю». Анастасия, 15 лет « Повести Елены Габовой читала на одном дыхании, не отрываясь. Герои, взрослые и почти взрослые (подростки) живут в реальном и хорошо узнаваемом мире. Они ходят в магазин за крупой и картошкой, жарят яичницу, делают уроки, поливают цветы и играют в бадминтон. Но, при этом, в каждом предложении с героями происходит то, что принято называть «личностный рост». Меняются убеждения, рушатся, казалось бы, «железные» убеждения и верования». Анна Геннадьевна, мама.

    Слайд 7

    Вопросы к беседе по прочитанной повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич». Конфуций говорил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели». Что вы понимаете под словом воспитание? Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

    Слайд 8

    Как вы считаете, поднимает ли проблему воспитания в своей повести «Дуб Толик Сергеевич» Е. Габова ? Что влияет на воспитание человека? Кто оказал влияние на становление личности героини повести, Тамары Фоминой? Что для Тамары дружба? Почему стихи Валентина Привалова так затронули душу Тамары? Как решается вопрос творчества в повести «Дуб Толик Сергеевич»? Как вы считаете, важно ли взаимопонимание между родителями и детьми? Находит ли его в своей семье Тамара? Какую роль сыграла встреча с дубом в жизни героини повести Е. Габовой, Тамары Фоминой? Кого из героев повести можно назвать сильным, а кого слабым человеком?

    Слайд 9

    Проблемы, которые поднимает Е.В. Габова в повести «Дуб Толик Сергеевич»: - взаимоотношения отцов и детей; - взаимоотношения с природой; - влияния творчества на становление личности подростка; - проблема истинной и мнимой дружбы; - проблема воспитания; - проблема воспитания терпимости к людям иной национальности (толерантности); - проблема силы и слабости человека.

    Слайд 10

    Домашнее задание. Обратимся к словам Преподобного Макария : «Не ищи любви в других к себе, а ищи ее а в себе, не только к ближним, но и к врагам». Как вы понимаете это высказывание? Напишите эссе по данному высказыванию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

    План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

    Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

    Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

    Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

    В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

    Методическая разработка урока литературы. 11 класс (Технология развития критического мышления). «В чём мудрость жизни…?» (по ранним романтическим рассказам М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»)

            Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Вклю...

    Методическая разработка урока литературы. 9 класс (Урок-исследование с элементами учебной дискуссии). Тема: "Мир сентиментализма. Любовь, зачем ты мучаешь меня..."

    В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед нео...

    Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

    Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....