Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Рабочая программы «Литература»   11 «А» класса ориентирована на использование  УМК:

 

  • Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник – практикум для общеобразовательных учреждений/ Под.ред. Ю.И.Лыссого. – 2-е изд. – М.:Мнемозина,2004. – 542 с.: ил.
  • Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. Учреждений/Под.ред. Ю.И.Лыссого. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 480с.:ил.
  • Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по литературе». 11 класс.- М: изд. «ВАКО», 2009г.;
  • Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.:Мнемозина, 2009. – 110с.,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_liter._11a.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

города Губкина Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО


_________ Черных Н.В.

Протокол №7

от 26 июня 2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР

________ Горшкова Е.А.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №16»

________ Гаврилова Р.П.

Приказ №275

от 31 августа 2011г.

Рабочая программа

Горшковой Елены Александровны

высшая квалификационная категория

по учебному курсу «Литература»

11 «А»  класс

Базовый уровень

2011 - 2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ МОУ-«СОШ №16», характеризующий систему организации образовательной деятельности  учителя русского языка и литературы Горшковой Е.А. по учебному курсу «Литература».

Концепцией Рабочей  программы «Литература» в  11 «А» , «Б» классах на базовом уровне является реализация главных целей изучения предмета «Литература».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Рабочая программа составлена на основе

  1. Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 марта 2010 г. № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»;
  2. Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.:Мнемозина, 2009. – 110с.,
  3. Инструктивно-методического письма  Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области,  Бел РИПКППС «О преподавании литературы  в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской области»;
  4. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник – практикум для общеобразовательных учреждений/ Под.ред. Ю.И.Лыссого. – 2-е изд. – М.:Мнемозина,2001. – 542 с.: ил.
  5. Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. Учреждений/Под.ред. Ю.И.Лыссого. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2001. – 480с.:ил.
  6.   Учебного  плана  МОУ «СОШ №16»  по  осуществлению  образовательной деятельности  в  2011-2012гг., аккредитованной в 2009г.

Рабочая программы «Литература»   11 «А» класса ориентирована на использование  УМК:

  1. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник – практикум для общеобразовательных учреждений/ Под.ред. Ю.И.Лыссого. – 2-е изд. – М.:Мнемозина,2004. – 542 с.: ил.
  2. Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. Учреждений/Под.ред. Ю.И.Лыссого. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 480с.:ил.
  3. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по литературе». 11 класс.- М: изд. «ВАКО», 2009г.;
  4. Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.:Мнемозина, 2009. – 110с.,

Обоснованность программы

Программа рассчитана на 102 часа учебного времени,  3 часа в неделю.

Из них на проведение уроков развития речи – 7  (2 классных   и 5 домашних сочинений). Объем часов учебной нагрузки,   отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МОУ «СОШ №16», познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г.

Формы организации учебного процесса - сочетание традиционных (чтение во всех его видах с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с  нетрадиционными (уроки ролевой и  деловой игры, уроки  викторины, олимпиадные состязания, защита мини -  рефератов, проектов, работа в  группах, коллективное написание сочинений разных  вариаций, цепных рассказов,  интерпретация художественного произведения, моделирование газет на определённую тему, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению литературе.

Контроль знаний, умений, навыков  осуществляется в соответствии с Положениями  МОУ «СОШ №16»  о системе оценок, форм, порядке и периодичности  текущего контроля, промежуточной  и итоговой аттестации учащихся. Количество контрольных работ (текущих, итоговых и административных) определяется Инструктивно-методическим письмом  Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области,  БелРИПКППС «О преподавании предмета «Литература»     в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской области» , 2011г.

Контроль за уровнем обучения

Формы контроля

Год

Контрольное развитие речи:

 классные сочинения


домашние сочинения


2

             

            5

Календарно-тематическое планирование уроков в 11 классе

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Сроки

Фактическая дата

Завершение классического периода русского реализма. 19 века.   (1 ч)

1

1

Завершение классического периода русского реализма. 19 века.

02.09.

А.П.Чехов- (10 ч)

2

1

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Чехов в преддверии XX в.; предчувствие перемен.

05.09.

3

2

Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности.                                                                                         Рассказы   «Студент», «Дама с собачкой»

07.09

4

3

Проблематика и поэтика цикла рассказов А. П. Чехова «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

08.09

5

4

Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Мечта писателя о красоте человеческих чувств и отношений

12.09

6

5

Пьеса «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий, психологический подтекст.

14.09

7

6

Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и реальности как основа драматического конфликта.

15.09.

8

7

Лиризм и мягкий юмор Чехова в пьесе  «Вишневый сад»

19.09

9

8

Пьеса «Вишневый сад» - лирическая комедия или драма? Тоска писателя по истинной человеческой жизни.

21.09

10

9

Р./р. Подготовка к написанию классного сочинения по пьесе « Вишнёвый сад»

22.09

11

10

Р./р. Написание классного сочинения по пьесе «Вишнёвый сад»

26.09

Завершение классического периода русского реализма начало 20 века  (2 ч)

12

1

Проблема наследства русской классической литературы в XX веке. Художественные обретения литературы ХХ века.

28.09

13

2

Основные потоки русской литературы ХХ века после Октябрьской революции.

29.09

Серебряный век русской литературы (7 ч)

14

1

Литературные направления в поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм)

3.10

15

2

Русский символизм и его истоки.

И.Ф.Анненский «Мучительный сонет», «Снег»

5.10

16

3

Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт « Я мечтою ловил уходящие тени», А.Белый «Родине».

6.10

17

4

Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова.  «Каменщик», «Юному поэту»

10.10

18

5

Лирика Ф.К. Сологуба. Анализ стихотворения  «Я -бог таинственного мира»

12.10

19

6

 Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва.

13.10

20

7

Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

17.10

А.А.Блок (6 ч)

21

1

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

19.10

22

2

Россия – центральная тема поэзии А.Блока. Анализ стихотворений «Россия», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво» (из цикла «На поле Куликовом»)

20.10

23

3

Отражение острейших конфликтов и противоречий жизни в стихотворениях «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане»

24.10

24

4

Трагическое мироощущение лирического героя в стихотворениях  «Незнакомка», «О доблестях о подвигах, о славе…»

26.10

25

5

Стихия революции в поэме А. Блока «Двенадцать». «Двойное видение революции» поэтом.

27.10

26

6

Символические образы, композиция и язык поэмы «Двенадцать»

7.11

И.А.Бунин (4 ч)

27

1

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Картины угасания «дворянских гнёзд» в рассказе «Антоновские яблоки».

9.11

28

2

Обличение фальши современной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

10.11

29

3

Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание»

14.11

30

4

Лирика Бунина. Анализ стихотворений «Одиночество «, «Последний шмель»

16.11

А.И.Куприн (3 ч)

31

1

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».

17.11

32

2

Проблематика и поэтика повести «Гранатовый браслет».

21.11

33

3

Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ  на споры о сильной, самоотверженной любви в повести «Гранатовый браслет».

23.11

Л.Н.Андреев (2 ч)

34

1

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни и творчестве. Проблема любви и предательства в повести «Иуда Искариот»

24.11

35

2

Изображение противоречий и сложности бытия. Выразительное и изобразительное в художественных образах повести.

28.11

М.Горький (5 ч)

36

1

М.Горький. Жизнь и творчество «На дне». Философская проблематика пьесы, сила социального обличения.

30.11

37

2

Споры о предназначении человека в пьесе.

1.12

38

3

Тема гуманизма – милосердия – жалости и роль Луки в пьесе.

5.12

39

4

Композиция и афористичность языка пьесы М.Горького «На дне»

7.12

40

5

«Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к Октябрьской революции. Обзор послереволюционного творчества писателя.

8.12

Домашнее сочинение по творчеству М.Горького.

Первые десятилетия советской литературы (2 ч)

41

1

Б.А. Лавренёв «Сорок первый». Трагизм  столкновений вовлечённых в гражданскую войну людей

12.12

42

2

А.А.Фадеев «Разгром» Драматические ситуации и трагическая развязка романа.

14.12

В.В.Маяковский (5 ч)

43

1

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство В.Маяковского.

15.12

44

2

Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике поэта.  Анализ стихотворений «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

21.12

45

3

Своеобразие любовной лирики поэта. Анализ стихотворений  «Лиличка! Вместо письма», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Про это», поэмы «Облако в штанах».

26.12

46

4

Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего. Анализ стихотворений «Юбилейное», «Сергею Есенину».

26.12

47

5

Сатира В. Маяковского. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» и сатирических пьес «Баня», «Клоп»

28.12

С.А.Есенин (5 ч)

48

1

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Народно – песенная основа лирики поэта. Анализ стихотворений  «О Русь – малиновое поле»,  «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Хороша была Танюша…»

12.01

49

2

Чувство любви к Родине, к природе родного края в стихотворениях «Мир таинственный, мир мой древний...», «Край ты мой заброшенный», «Русь»,  «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

16.01

50

3

Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни в стихотворениях «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни...», поэме «Анна Снегина»

18.01

51

4

Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений о любви: «Шаганэ  ты  моя, Шаганэ»,   «Руки  милой  –  пара  лебедей»,  «Я помню, любимая, помню», «Заметался пожар голубой...»

19.01

52

5

Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия «Мой путь», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу…». «Мы теперь уходим понемногу…»

23.01

Домашнее сочинение по творчеству В.Маяковского и С.Есенина.

А.А.Ахматова (3 ч)

53

1

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Главенство темы любви, облагораживающей страдания, в стихотворениях «Песня последней встречи», «Заплаканная осень, как вдова...»,  «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Я не знаю, ты жив или умер».

25.01

54

2

Гражданские, патриотические мотивы и философские раздумья в стихотворениях «Клятва», «Мужество»,  «Родная земля», «Ты знаешь, я томлюсь в неволе», «Мне ни к чему одические рати»,  «Мне голос был…».

26.01

55

3

Трагедия поэта и народа в поэме «Реквием» Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы.

30.01

О.Э Мандельштам (1 ч)

56

1

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Высокий одический стиль поэзии. Тяготение поэта к традициям русской философской лирики.


1.02

М.И.Цветаева (3 ч)

57

1

Поэзия  М.Цветаевой –  обостренный монолог на личные и гражданские темы. Анализ стихотворений «Моим стихам, написанным так рано…», «Родина», «Тоска по Родине! Давно…»

2.02

58

2

Интонационно – ритмическая экспрессивность стихотворений «Имя твое – птица в руке…», «Рас-стояние: версты, мили…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

6.02

59

3

Обостренная искренность стихотворений о любви: «Вчера еще в глаза глядел», «Мне нравится, что вы больны не мной…»

8.02

А.П.Платонов (2 ч)

60

1

А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Сокровенный человек».  Главный герой Пухов – правдоискатель и народный философ.

9.02

61

2

 Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка произведения.

13.02

М.А.Булгаков (8 ч)

62

1

М.Булгаков. Жизнь, творчество, личность.

15.02

63

2

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа и особенности жанра.

16.02

64

3

 оригинальная философская трактовка библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита»

20.02

65

4

Сатирический и фантастический пласты булгаковского романа. Сатирическое изображение московского общества. Роль Воланда и его свиты.

22.02

66

5

Тема совести и чести человека в романе. Иешуа  Га-Ноцри - носитель добродетели. Трусость и конформизм Понтия Пилата.

27.02

67

6

«Рукописи не горят…». Проблемы творчества и судьбы художника в романе.

29.02

68

7

Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью.

1.03

69

8

Тема света и покоя в романе. Духовный смысл романа «Мастер и Маргарита».

5.03

Домашнее сочинение по творчеству М.Булгакова.

М.А.Шолохов (8 ч)

70

1

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Роман – эпопея «Тихий Дон».

7.03

71

2

Картины жизни донских казаков в романе. Яркость, многоцветность языка героев романа, роль диалектизмов.

12.03

72

3

«Чудовищная нелепица войны» в изображении М.Шолохова.

14.03

73

4

«В мире, расколотом надвое». Изображение гражданской войны как трагедии народа.

15.03

74

5

Судьба Григория Мелехова как отражение трагедии казачества. Правдоискательство главного героя.

19.03

75

6

Трагическая любовь Григория и Аксиньи. Психологическая глубина романа.

21.03

76

7

Р./р. Подготовка к написанию классного сочинения по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

22.03

77

8

Р./р. Написание классного сочинения по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

23.03

Литература русского зарубежья (2 ч)

78

1

В.В.Набоков Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Машенька». Призрачность настоящего и реальность прошлого.  

2.04

79

2

Счастье в понимании героя и автора. Словесная игра как особенность стиля романа «Машенька».

4.04

Тема Великой Отечественной войны                           в литературе

Обзор литературы о ВОв (1 ч)

80

1

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне. Художественная правда о человеке на войне.

5.04

Поэзия (2 ч)

81

1

«Поэзия, поднимавшая боевой дух солдат, звавшая на подвиг…». Патриотическая лирика М.В.Исаковского, А.А.Суркова, К.М.Симонова

9.04

82

2

«Поэзия войны и о войне - голос героической души народа»: О. Ф. Берггольц «Февральский дневник», М.А.Дудин «Соловьи», С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной»

10.04

Проза  (3 ч)

83

1

Суровая правда войны в повести К.Воробьева «Убиты под Москвой!»

11.04

84

2

Притча о подвиге и предательстве в повести В.Быкова «Сотников».

12.04

85

3

Подлинные истоки стойкости народа в повести В.Астафьева «Где-то гремит война».

16.04

Драматургия  (1 ч)

86

1

«Вечно живые» В.Розова  — «самая непафосная и человечная пьеса о войне».

18.04

Из литературы середины 20 века

Поэзия  (3 ч)

87

1

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало и философская углубленность поэзии.

19.04

88

2

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество. Философичность  лирики. Параллелизм явлений природы и жизни человеческой души в стихотворениях поэта.

23.04

89

3

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество.  Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений.

25.04

Трагические конфликты эпохи  (3 ч)

90

1

А.И.Солженицын. Рассказ «Случай на станции Кочетовка». Композиция, споры о героях и  проблемах.

26.04

91

2

А.И.Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.

30.04.

92

3

В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи»

2.05.

Деревенская проза  (1 ч)

93

1

Мир, отраженный в «деревенской»  прозе  Василия Шукшина.

3.05

Домашнее сочинение по произведениям середины 20 века.

Литература последних десятилетий 20 века

Поэзия  (3 ч)

94

1

Познание нравственных основ современности в поэзии Л.Н.Мартынова, Н.М.  Рубцова, Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулиной.

7.05

95

2

Устремленность к правде истории  поэзии Б.Ш. Окуджавы

10.05

96

3

Гражданственность и публицистичность поэзии и  В.В.Высоцкого.

11.05

Проза  (2 ч)

97

1

Постановка важных социальных и нравственных проблем в повести В.П.Астафьева «Последний поклон».

14.05

98

2

Трагические страницы советской истории в повести В.Г.Распутина «Живи и помни».

16.05

Драматургия  (2 ч)

99

1

Нравственные проблемы в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын».

17.05

100

2

Отзывчивость сердца — главнейшее человеческое достоинство» - главная мысль пьесы А.В.Вампилова «Старший сын».

21.05

Домашнее сочинение по произведениям А.В.Вампилова

Заключительные уроки (2ч)

101

1

Быт и бытие в произведениях современных писателей.

23.05

102

2

Обобщение изученного в 11 классе.

24.05.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

На рубеже столетий -  

XIX  век. Завершение классического периода русского реализма

А. П. ЧЕХОВ

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой».

Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего.

Для чтения и изучения

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?

Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.

Для самостоятельного чтения

«Случай из практики», «Враги», «В овраге», «Архиерей», «Невеста».

XX  век

Проблема наследства русской классики. Поиски путей обновления искусства (литература, живопись, музыка). Художественные обретения литературы XX века.

Человек на перепутьях истории — одна из сквозных тем литературы эпохи планетарных драм и трагедий.

Основные потоки русской литературы XX века после Октябрьской революции: литература, создававшаяся на родине, и литература русского зарубежья.

Литература первой половины XX века

Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия. Проблема индивидуализма и «единичности» человека как выражения свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции.

Литературные направления в поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм).

Серебряный век русской литературы

Для чтения и бесед

И. Ф. Анненский. «Мучительный сонет», «Снег», «Бронзовый поэт», «Тоска мимолетности», «Старые эстонки», «Петербург», «Старая шарманка» (по выбору).

К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Завет бытия», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...», «Безгла-гольность», «Осенняя радость», «Камыши», «Я не знаю мудрости» (по выбору).

В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Родной язык», «Сумерки», «Работа» (по выбору).

А. Белый. «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчаянье», «Родине» (по выбору).

Ф. К. Сологуб. «Я — бог таинственного мира...», «В поле не видно ни зги...», «Недотыкомка серая...», «Когда я в море бурном плавал...» (по выбору).

Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Жираф», «Память» (по выбору).

И. Северянин. «Июльский полдень», «Кензель», «Поэза вне абонемента», «Родник», «Увертюра» («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!..»), «Поэза последней надежды» (по выбору).

А. А. БЛОК

Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения

«Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На поле Куликовом» («Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»), «Россия», «На железной дороге».

«Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). Композиция, язык поэмы.

Для чтения и бесед

«Коршун», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Вхожу я в темные храмы...», «Мне страшно с тобою встречаться...», «Девушка пела в церковном хоре...»,   стихотворения из цикла «Кармен».

            Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и противоречий жизни. Трагическое     мироощущение лирического героя. Россия — центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Изящество, музыкальность стиха.

И. А. БУНИН

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Поздний час».

Проникнутые грустью картины угасания «дворянских гнезд». Светлые и темные стороны деревенской жизни. Мотивы очищающего влияния родной природы. Обличение фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаждениями. Трагичность любви в произведениях Бунина. «Живопись словом» как характерная особенность стиля Бунина.

Для чтения и бесед

«Сапсан», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Слово» (по выбору).

Тонкость передачи чувств и настроений, экономность и выразительность художественных средств в лирике Бунина.

Для самостоятельного чтения

«Деревня», «Суходол», «Грамматика любви», «Чаша жизни», «Роза Иерихона», «Митина любовь».

А. И. КУПРИН

Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры.

Для самостоятельного чтения

«Поединок», «Листригоны», «Гамбринус», «Олеся».

Л. Н. АНДРЕЕВ

Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения

«Иуда Искариот». Проблема любви и предательства. Изображение противоречий и сложности бытия. Выразительное и изобразительное в художественных образах повести.

МАКСИМ  ГОРЬКИЙ

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«На дне». Философская проблематика пьесы, сила социального обличения. Споры о предназначении человека. Гуманизм — милосердие — жалость. Композиция пьесы, афористичность языка.

Для чтения и бесед

«Несвоевременные мысли» (обзор). Сложность отношения Горького к Октябрьской революции.

Послереволюционное творчество Горького (общая характеристика).

Для самостоятельного чтения

«Фома Гордеев», «Коновалов», «По Руси», «Лев Толстой».

Первые десятилетия советской литературы

Для чтения и бесед (2—3 произведения по выбору)

Б. А. Лавренев. «Сорок первый». Трагизм столкновений вовлеченных в гражданскую войну людей.

И. Э. Бабель

«Конармия». Исключительные ситуации и противоречивые характеры героев рассказов. Сочетание высокой романтики и будничного реализма в их изображении.

А. А. Фадеев

«Разгром». Драматические ситуации и трагическая развязка романа. Оптимистический пафос финала.

  1. Н. Толстой

«Гадюка». Неистовая ярость Гражданской войны, сформировавшая жесткие характеры героев.

B.  В. МАЯКОВСКИЙ

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», «Облако в штанах», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся», «Лиличка! Вместо письма», «Про это», «Письмо товарищу Кострову... о сущности любви».

Для чтения и бесед

«Адище города», «Ночь», «Нате!», «Письмо Татьяне Яковлевой» (по выбору).

Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Послереволюционное творчество Маяковского (общая характеристика). Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего. Личное и общественное в лирике. Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского.

Для самостоятельного чтения

«Хорошо!», «Баня», «Клоп».

С. А. ЕСЕНИН

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Гой ты, Русь, моя родная...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (по выбору).

Для чтения и бесед

«Письмо к женщине», «Неуютная жидкая лунность...».

Чувство любви к Родине, к природе родного края. Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия. Народно-песенная основа лирики.

Для самостоятельного чтения

Цикл «Персидские мотивы», «Анна Снегина».

А. А. АХМАТОВА

Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Песня последней встречи», «Ты знаешь, я томлюсь в неволе...», «Перед весной бывают дни такие...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...» (из цикла «Тайны ремесла»), «Мне голос был. Он звал утешно...», «Клятва», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля».

«Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы.

Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в более поздней лирике. Разговорность интонаций и лексики. Музыка стиха.

Для самостоятельного чтения

«Я пришла к поэту в гости...», «Нам свежесть слов и чувства простоту...», «Читатель», «А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Все души милых на высоких звездах...», «Летний сад», «Городу Пушкина».

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ

Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«За гремучую доблесть грядущих веков...», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».

Для чтения и бесед

«Образ твой, мучительный и зыбкий...», «Декабрист», «Сестры — тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы...», «Довольно кукситься, бумаги в стол засунем...», «Твой зрачок в небесной корке...»,   «Петербургские строфы», «Домби и сын» (по выбору).

Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культурными и историческими ассоциациями. Ее тяготение к высокому одическому стилю, к традициям русской философской лирики.

М. И. ЦВЕТАЕВА

Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Имя твое — птица в руке...» (из цикла «Стихи к Блоку»), «Моим стихам, написанным так рано...», «Родина», «Рас-стояние: версты, мили...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по Родине! Давно...».

Для чтения и бесед

«Писала я на аспидной доске...», «Проста моя осанка...», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..», «Вчера еще в глаза глядел...», «Поэт — издалека заводит речь...» (из цикла «Поэты»), «Над синевою подмосковных рощ...» (из цикла «Стихи о Москве») (по выбору).

Поэзия Цветаевой — напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность ее лирики. Интонационно-ритмическая экспрессивность стиха.

А.П. ПЛАТОНОВ

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Сокровенный человек». Герой повести — правдоискатель и народный философ. Значение образа Пухова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка.

Для самостоятельного чтения

«Фро», «Река Потудань», «Старый механик», «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение».

М. А. БУЛГАКОВ

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Мастер и Маргарита». Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Своеобразие бул-гаковской «дьяволиады» (в сравнении с произведениями Гёте и Гоголя). Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Для самостоятельного чтения «Белая гвардия».

М. А. ШОЛОХОВ

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» — роман-эпопея. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа. Яркость, многоцветность языка, роль диалектизмов.

Литература русского зарубежья

Три «волны» литературной эмиграции. Значение литературы русского зарубежья.

B.  В. НАБОКОВ

Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Машенька». Тема времени. Двоемирие: призрачность настоящего и реальность прошлого. Счастье в понимании героя и автора. Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Словесная игра как особенность стиля романа.

Для чтения и бесед

И. С. Шмелев

«Богомолье», «Лето Господне».

Г. В. Иванов

«Холодно бродить по.свету...», «Закроешь глаза на мгновенье...», «Напрасно пролита кровь...», «Россия счастие. Россия свет...», «Не о любви прошу, не о весне пою...», «Погляди: бледно-синее небо покрыто звездами...», «Ликование вечной, блаженной весны...», «Над розовым морем вставала луна...» (по выбору).

Тема Великой Отечественной войны в литературе

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей.

Поэзия

Для чтения и бесед

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь...», «Родина»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; М. В. Исаковский. «Ой, туманы мои, растуманы!..», «Враги сожгли родную хату...»; М. А. Светлов. «Итальянец»; Я. В. Смеляков. «Милые красавицы России», «Там, где звезды светятся в тумане...»; О. Ф. Берггольц. «Февральский дневник»; М. А. Дудин. «Соловьи»; С. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; П. Д. Коган. «Нам лечь, где лечь...»; Д. Б. Кедрин. «Красота»; Д. Самойлов. «Сороковые»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане», «Мои товарищи»; С. П. Гудзенко. «Перед атакой»; Е. М. Винокуров. «Москвичи» (по выбору).

Проза

В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда»; К. Д. Воробьев. «Это мы, Господи!..», «Убиты под Москвой»; В. П. Астафьев. «Где-то гремит война», «Пастух и пастушка»; В. В. Быков. «Сотников»; Ю. В. Бондарев. «Горячий снег»; А. А. Бек. «Волоколамское шоссе»; В. Л. Кондратьев. «Сашка» (по выбору).

Драматургия В. С. Розов. «Вечно живые».

Из литературы середины XX века

Поэзия

Б. Л. ПАСТЕРНАК

Сведения о жизни и творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Никого не будет в доме...», «Определение поэзии», «На ранних поездах»; «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»); «Во всем мне хочется дойти до самой сути...» (из книги «Когда разгуляется»).

Для чтения и бесед

Стихотворения Юрия Живаго из романа «Доктор Живаго», «Гефсиманский сад», «Чудо»; «Светает», «Любить иных — тяжелый крест...», «О, знал бы я, что так бывает...», «Ночь».

Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Поиски простоты и ясности стиля. Жизнеутверждающее начало в поэзии. Философская углубленность, ассоциативность, зримость, пластичность образов, их тяготение к символам.

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Я не ищу гармонии в природе», «Венчание плодами», «Старая актриса», «Некрасивая девочка», «Портрет», «Противостояние Марса» (по выбору).

Философичность лирики Заболоцкого, поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.

Наблюдательность и острота поэтического зрения.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери».

Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих.

Народность поэзии Твардовского.

Трагические конфликты эпохи

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Один день Ивана.Денисовича». Нравственная позиция Шухова. Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.

«Случай на станции Кочетовка». Композиция рассказа. Споры о героях и проблемах.

А.Т. ШАЛАМОВ

Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Колымские рассказы» — «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов). Противостояние человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачева» и «Почерк».

Для самостоятельного чтения

Ю. О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

«Деревенская» проза

Для чтения и изучения (1—2 произведения по выбору учителя)

Мир, отраженный в «деревенской» прозе. Объективный смысл произведений писателей-«деревенщиков» (Ф. А. Абрамов. «Пелагея»; В. И. Белов. «Привычное дело»; В. Г. Распутин. «Последний срок»; В. М. Шукшин. «Срезал»).

Литература последних десятилетий XX века

Поэзия

Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии.

Для чтения и бесед

Л. Н. Мартынов. «Замечали — по городу ходит прохожий?..», «Первый снег», «Вода», «След», «Первооткрыватель», «Хочу я, чтоб никто не умирал...», «Успокоился воздух...», «Люди», «Свобода».

В. Н. Соколов. «Стихи о Пушкине», «Художник должен быть закрепощен...», «Ученический зимний рассвет», «Новоарбатская баллада».

Е. А. Евтушенко. «Свадьбы», «Окно выходит в белые деревья...», «Со мною вот что происходит...», «Граждане, послушайте меня...», «Шестидесятники», «На смерть абхазского друга».

Б. А. Ахмадулина. «Невеста», «Я думала, что ты мой враг...», «Жилось мне весело и шибко...», «По улице моей который год...», «Свеча», «Сон», «Бог», «Заклинание», «Озноб», «Варфоломеевская ночь».

A.   А. Вознесенский. «Пожар в Архитектурном институте», «Прощание с Политехническим», «Лобная баллада», «Антимиры» («Живет у нас сосед Букашкин...»), «Тишины!», «Роща», «Сага», «Сон».

Б. Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим», «Песенка об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», «Надежды маленький оркестрик», «Союз друзей».

Н. М. Рубцов. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Добрый Филя», «Звезда полей», «Неизвестный», «Я люблю судьбу свою», «Виденья на холме», «В горнице».

B.  С. Высоцкий. «Охота на волков», «Памятник» и другие произведения.

И. А. Бродский. «Стансы», «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам...», «На смерть Жукова», «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря», «Темно-синее утро в заиндевевшей раме...» (из цикла «Часть речи»), «К Урании», «Примечания папоротника».

Проза

Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности.

Тема вековых,устоев в жизни крестьянина («деревенская» проза). Человек и природа.

Стремление по-новому осмыслить проблемы человека и общества, общества и государства, народа и власти. Трагические страницы советской истории в литературе этих лет.

Жанровое многообразие литературы.

Для чтения и бесед (по выбору)

Ф. А. Абрамов. «Деревянные кони»; В. П. Астафьев. «Царь-рыба», «Последний поклон»; В. И. Белов. «Плотницкие рассказы»; Г. Н. Владимов. «Верный Руслан»; С. Д. Довлатов. «Заповедник»; Ф. Искандер. «Сандро из Чегема»; Ю. П. Казаков. Рассказы и повести; В. Г. Распутин. «Последний срок», «Живи и помни»; Ю. В. Трифонов. «Старик»; В. М. Шукшин. Рассказы.

Драматургия

Для чтения и бесед

А. В. Вампилов. «Старший сын».

***

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей (В. С. Маканин, Л. С. Петрушевская, Т. Н. Толстая). Постмодернистские поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов, реминисценции (В. В. Ерофеев, А. Г. Битов, Е. А. Попов, В. О. Пелевин).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца»;

Ф. Кафка. «Превращение»;

А. Камю. «Посторонний»;

К. Чапек. «Поэт», «Ореол»;

У. Фолкнер. «Поджигатель»;

Э. М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен»;

Б. Брехт. «Мамаша Кураж и ее дети»;

Г. Лорка. Лирика;

Дж. Оруэлл. «1984»;

У. Голдинг. «Повелитель мух»;

Э. Хемингуэй. «Старик и море»;

Г. Бёлль. «Глазами клоуна».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, к концу 11-го класса учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными:

  1. о наиболее существенных литературных направлениях (классицизме,   романтизме,   реализме);
  2. о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глубины);

б)  теоретико-литературными:

  1. об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;
  2. о родах и жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания;
  3. о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

  1. характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
  2. характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;
  3. выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
  4. читать выразительно прозу и стихи;
  5. пользоваться справочным аппаратом книг;
  6. составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
  7. писать сочинения различных жанров: сочинение-рассуждение, анализ лирического стихотворения, эпизода (сцены) эпического или драматического произведения, эссе;
  8. писать отзыв и рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, критическую статью.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  1. Художественная литература как искусство слова.
  2. Художественный образ.
  3. Содержание и форма.
  4. Художественный вымысел. Фантастика.
  5. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
  6. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  7. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
  8. Деталь. Символ.
  9. Психологизм. Народность. Историзм.
  10. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  11. Язык художественного произведения. Изобразительно-выра-зительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
  12. Стиль.
  13. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
  14. Литературная критика.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  2. Выразительное чтение.
  3. Различные виды пересказа.
  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  7. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  8. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  9. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература

  1. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник – практикум для общеобразовательных учреждений/ Под.ред. Ю.И.Лыссого. – 2-е изд. – М.:Мнемозина,2001. – 542 с.: ил.
  2. Русская литература XX века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. Учреждений/Под.ред. Ю.И.Лыссого. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2001. – 480с.:ил.
  3. Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Михайлова Т.И.  Поурочные разработки по русской литературе .      11 класс. В 2-х частях. – М.: «Вако», 2009
  4. Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2007
  5. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября»  («Литература»)

  1. Энциклопедия для детей.  Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2002
  2. П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2002

Дополнительная литература

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 11 класс
  2. Дыханова Б.С. Книга для учителя-словесника: 10 класс/ Б. С. Дыханова. – Воронеж: ВГПУ, 2005

  1. Акаткин В. Песня о человеке.- Воронеж, 1998, с. 60-71
  2. Анненков Ю. Дневник моих встреч. 2 тома.- М,. 1991
  3. Ваншенкин К. Александр Твардовский. ВасилийТёркин//Версии, с. 229-239
  4. ВасильеваТ.Б., Иванова И.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.- М.: Вентана-Граф, 2007
  5. Вокруг Чехова. – М., 1990
  6. Воспоминания о Марине Цветаевой. – М., 1992
  7. Воспоминания о Михаиле Пришвине. – М., 1991
  8. Громов П. А. Блок. Его предшественники и современники.- М., 1986
  9. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали.- М., 1981
  10. Долинский М. Искусство и Александр Блок.- М., 1985
  11. Жизньи творчество О.Э. Мандельштама.- М., 1990
  12. Ильина И.Д. Предметная неделя  литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008
  13. Как жил Есенин.- М., 1990
  14. Коробов В. Василий Шукшин.- М., 1988
  15. Крымова Н. Театр А.П. Чехова//Версии, с. 154-175
  16. Крыщук Н. Открой мои книги. Разговор о Блоке.- Л., 1986
  17. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции 1920-1953.- М., 1989
  18. Лакшин В. Путешествие к Чехову//Судьбы: от Пушкина до Блока. – М., 1991, с. 143-278
  19. Налдеев А.П. Алексей Толстой.- М., 1974
  20. Николай Гумилёв в воспоминаниях современников.- М., 1990
  21. Огнёв В. Горизонты поэзии. – М., 1982
  22. Прокушев Ю. Сергей Есенин. -М., 1978
  23. Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997
  24. Турков А. Блок.- М., 1963
  25. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007
  26. Чехов А.П. в воспоминаниях современников.- М., 1986
  27. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова.- М., 1988
  28. Швейцер В. Быт и бытие марины Цветаевой.- М., 1992
  29. Эвентов И.С. Сергей Есенин.- М., 1987
  30. Юшин П.Ф. Сергей Есенин.- М., 1969
  31. Я лучшей долине видал. Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях.- М., 1988

Художественная литература

  1. Аксёнов В. Остров Крым.- Симферополь, 1992
  2. Андреев Б.Драматические произведения в 2-х томах.- М., 1989
  3. Астафьев В. Прокляты и убиты.- М., 1994
  4. Ахматова А. Собрание сочинений в 2-х томах. – М., 1990
  5. Белов В. Собрание сочинений в 5 томах.- М., 1991
  6. Белый А. Сочинения в 2-х томах.- М., 1990
  7. Битов А. Собрание сочиенний в 3-хтомах. – М., 1991
  8. Бондарев Ю.Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1999
  9. Булгаков М. Чаша жизни.- М., 1989
  10. Бунин И. Солнечный удар. М., 1992
  11. Васильев Б. Собрание сочинений в 8-ми томах.- М., 1994
  12. Высоцкий В. Собрание сочинений в 2-х томах. М., 1993
  13. Гумилёв Н. Когда я был влюблён.- М., 1994
  14. Гумилёв Н. Письма о русской поэзии.- М., 1990
  15. Есенин С. Собрание сочинений в 2-х томах.- М., 1990
  16. Кондратьев В. Повести. - М., 1991
  17. Куприн А.И. Повести о любви.- М., 1992
  18. Маяковский В. Собрание сочинений в 2-х томах.- М., 1987
  19. Набоков В. Стихотворения и поэмы.- М., 1991
  20. Одоевцева И. Стихи //Серебряный век.- М, с. 305-308
  21. Олеша Ю. Разговор в парке./Они печатались в «Вечёрке»/- М, 1973
  22. Пастернак Б. Доктор Живаго.- М., 1998
  23. Пастернак Б. Охранная грамота//Трудные повести. 30-е годы., М., 1989, с. 313-403
  24. Пастернак Б. Стихотворения//Поэзия серебряного века.- М., 1991, с. 455-468
  25. Пелевин В. Жизнь насекомых. – М., 2009
  26. Пильняк Б. Повести и рассказы.- М., 1991
  27. Платонов А. Одухотворённые люди//Библиотека героики и приключений., М., 1977, с. 31
  28. Платонов А. Избранное. Повести и рассказы.- М., 1977
  29. Платонов А. ювенальное море.- М., 1978
  30. Поэзия серебряного века.- М., 1991
  31. Поэмы победы. – М., 1977
  32. Приставкин А. Ночевала тучка золотая. – М., 1989
  33. Пришвин М. Зеркало человека. – М., 1985
  34. Ради жизни на земле. – М., 1985
  35. Распутин В. Последний срок. Прощание с Матёрой. Пожар. – М., 1991
  36. Рубцов Н. Подорожники. – М., 1985
  37. Рубцов Н. Стихи//Русская поэзия XX века. Ч.1, с. 547-560
  38. Русская поэзия XX века. Антология. Ч.1.- М., 1991
  39. Своим оружием. Публицистика периода Великой Отечественной войны.- М., 1961
  40. Северянин И. Стихотворения.- М., 1988
  41. Северянин И. Стихи//Русская поэзия XX века.Ч1, с. 321-332
  42. Сельвинский И. Избранные произведения.2т.- М., 1973
  43. Серафимович А.С. Железный поток.- М., 1977
  44. Серебряный век. - Л., 1991
  45. Симонов К. Стихотворения и поэмы. – Л., 1990
  46. Симонов К. Лирика военных лет//Поэмы победы. С. 243
  47. Смеляков Я. Стихи//Русская поэзия XX века. Ч.1. с. 500-514
  48. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. - М., 1990
  49. Солженицын А. Раковый корпус. - М., 1990
  50. Солженицын А. Рассказы. - М., 1990
  51. Солженицын А. В круге первом. - М., 1990
  52. Солженицын А.  Пьесы.- М., 1990
  53. Соловьёв В. Стихи//Серебряный век.
  54. Соловьёв В. Стихи//Поэзия серебряного века.- М., 1994, с. 377-381
  55. Сурков А. Именем жизни.- М., 1986
  56. Твардовский А. Письма о литературе.- М., 1985
  57. Твардовский А. Дом у дороги//Поэмы победы, с. 5-59
  58. Твардовский А. Стихи.//Русская поэзия XXвека.Ч.1, с. 487-500
  59. Толстой А.Н. Сатира//Муза пламенной сатиры, с. 142-175
  60. Толстой А.Н. Пётр 1.- С.-П., 1995
  61. Трифонов Ю. Другая жизнь.- М., 1978
  62. Трудные повести. 30-е годы.- М., 1992
  63. Тынянов Ю. Смерть Вазир - Мухтара. Рассказы. – М., 1978
  64. Тэффи. Сатира//Мелочи жизни. С. 246-288
  65. Тэффи. Русская поэзия XX века. С. 115-117
  66. Тэффи. Стихи//Серебряный век. С. 421-425
  67. Хармс Д. Стихи//Русская поэзия Xx века. Ч.1, с. 407-413
  68. Хлебников В. Ладомир.- М., 1985
  69. Ходасевич В. Портреты словами.- М.,1987
  70. Цветаева М. Об  искусстве.- М., 1991
  71. Цветаева М. Стихи//Поэзия серебряного века.- М., 1991, с. 507-520
  72. Цветаева М. Стихи//Русская поэзия XX века/ Ч.1, c. 299-320
  73. Цветаева М. Собрание сочинений.- М., 1999
  74. Чехов А. Драматургия. Письма. – Воронеж, 1983
  75. Чехов А.Избранное в 3-х томах.- М., 1993
  76. Чехов А. Повести.- М., 1976
  77. Чехов А. Рассказы и повести. – М., 1979
  78. Шаламов В. Крестный путь России.1,2 том.
  79. Шаламов В.Колымские рассказы.- М., 1992
  80. Шатров М. Пьесы.- М., 1983
  81. Шмелёв И. Избранное.- М., 1993
  82. Шолохов М. Рассказы.- М., 1983
  83. Шолохов М.Тихий Дон в 4-х томах.- М., 1992
  84. Шолохов М. Поднятая целина.- М., 1986
  85. Шукшин В. Собрание сочинений в 5 томах.- М., 1998

Средства обучения

  1. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. СПб., 2008
  2. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
  3. Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)
  4. Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
  5. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
  6. Компакт- диск «Репетитор по литературе КиМ, 2009»
  7. Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»
  8. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)

В сети Интернет имеются ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературы. Приведем некоторые ссылки.

  1. Справочно-информационный портал «Русский язык»: http://www.gramota.ru/
  2. Ресурс «Культура письменной речи»: http://www.gramma.ru/
  3. Библиотека Максима Мошкова: http://www.lib.ru/
  4. Библиотека Алексея Комарова: http://ilibrary.ru/
  5. Современная русская литература: http://www.vavilon.ru/
  6. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы: http://www.vehi.ru/
  7. «Русская справочная библиотека»: http://www.openweb.ru/windows/stepanov/library.html
  8. Древнерусская литература: http://www.pisatel.org/old/
  9. Журнальный зал (все толстые журналы России): http://magazines.russ.ru/
  10. «Вопросы литературы»: http://magazines.russ.ru/voplit/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...