Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" в других видах искусства
методическая разработка (литература, 9 класс) на тему

Кучерявая Марина Владимировна

 

Урок - исследование.

Цель обучающая: обратившись к тексту произведения и к интерпретации романа в музыке, изобразительном искусстве, художественном чтении, опере, по-иному взглянуть на персонажи произведения, тематику и проблематику. Учащиеся получат метазнания, постигнут философию искусства, исследуя сущность искусства в целом и частных видов искусства.

Цель развивающая: развить эстетический вкус, критическое, творческое, теоретическое мышление, творческий потенциал, умение синтезировать и анализировать.

Цель воспитательная: привить знание этических норм, развить стремление к прекрасному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_evgeniyu_oneginu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Разработан учителем МБОУ СОШ № 37 города Хабаровска Кучерявой Мариной Владимировной.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»   в других видах искусства

Ход урока:

Слово учителя. Это заключительный урок в системе занятий, посвящённых изучению романа «Евгений Онегин». Предлагаю провести исследование. Давайте обратимся к тексту произведения и к интерпретации романа в музыке, изобразительном искусстве, художественном чтении, опере, по-иному взглянем на персонажи произведения, тематику и проблематику.

1) Погрузимся в мир произведения и исследуем образы романа посредством изобразительного искусства. Обратимся к иллюстрациям художников и сделаем подписи к ним.  Выполните задание, которое называется «Озаглавь иллюстрацию»

Работа с презентацией.  (Смотри приложение №1)

 Каким образом помогает понять характеры персонажей изобразительное искусство?

Предполагаемый ответ: Жест, мимика, поза, композиция картины, цвет, свет.

2) Глубже понять характер персонажей помогает композиция любого художественного творения: и изобразительного, и литературного. В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин использовал зеркальную композицию, чтобы показать эволюцию  Онегина и Татьяны. Что значит «зеркальная»? Все мы знакомы с зеркалом и знаем, что оно отражает. Таким образом, все предметы повторяются дважды. Так и в произведении. Если принять за ось композиции смерть Ленского, то некоторые события, детали, ситуации повторяются. Мы их можем сравнивать. Но ситуации не тождественны. Например, первое объяснение происходит  летом, в деревне, в саду, страдающий персонаж — Татьяна. Второе объяснение происходит  зимой, в Петербурге, в помещении, страдающий персонаж — Евгений.

 Перечислите события, ситуации, которые соответствуют понятию «зеркальная композиция», запишите их.

Просмотр презентации «Зеркальная композиция».

Как элементы зеркальной композиции использованы два письма: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне.

3)Обратимся к другому виду искусства - сценической речи. Прослушаем письмо Онегина к Татьяне  в исполнении Иннокентия Смоктуновского. (См. приложение №2)

 В чем особенности этого вида искусства?

Какие приёмы есть в арсенале у художественного чтеца?

Предполагаемый ответ: Эмоциональность, логическое ударение, интонация, паузы.

Какие чувства владеют героями?

Как передаёт это артист?

4)Теперь обратимся к мощнейшему по эмоциональному воздействию виду искусства — опере. Этот вид искусства заставит по-иному раскрыться характеры персонажей. И даже, может быть, вы совершите для себя неожиданное открытие: появятся новые герои.

Что же называется оперой? Обратимся к материалам интернет, к Википедии — свободной энциклопедии.

О́пера (итал. Opera — дело, труд, работа; лат. Opera — труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus)— жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто. Слово «ореrа» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Композитор пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы, например «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин». Словесный текст оперы называется либретто.

Либретто — это не дословное отображение текста произведения. Дело в том, что в связи с особенностью оперы — необходимостью драматического действия на сцене — автору либретто приходится видоизменять текст, вводить диалоги, наделять словами «неговорящих» персонажей. Иными словами, «досочинять», для того чтобы придать сценическую чёткость образам.

Опера «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского на либретто Константина Шиловского  была написана в 1878 году. Это сочинение — одно из самых прекрасных и вдохновенных произведений Чайковского, которое автор называл «лирическими сценами по Пушкину».

 П.И. Чайковский писал: «Мне кажется, что она (опера) осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Те, для которых первое условие оперы - сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те же, которые способны искать в опере простых общечеловеческих чувствований могут (я надеюсь) остаться довольны моей оперой».

Давайте обратимся к тексту романа (глава 3, подглавка XXXIX) и к сцене «В саду» из оперы и сравним чувства, которые владеют нашими героями.(Смотри приложение №3)

Произведение А. С. Пушкина наполнено внутренним психологизмом. Буря страстей терзает Татьяну  глубоко в душе, не прорываясь наружу, что создаёт трудности для передачи переживаний на сцене.

Обратимся к тексту произведения:

Упала…
«Здесь он! здесь Евгений!
О боже! что подумал он!»
В ней сердце, полное мучений,
Хранит надежды темный сон;
Она дрожит и жаром пышет,
И ждет: нейдет ли? Но не слышит.  

? Какие чувства испытывает Татьяна?

Предполагаемый ответ:

 Татьяна полна недобрыми предчувствиями, однако всё ещё надеется на благополучный исход свидания, на взаимную любовь.

Прослушаем арию Татьяны из третьей картины.

Прослушивание арии.

Чтение отрывка либретто.

Вбегает взволнованная Татьяна и в изнеможении падает на скамью.

Здесь он... здесь Евгений!..
О боже, о боже, что подумал он!..
Что скажет он?..
Ах, для чего,
Стенанью вняв души больной,
Не совладав сама с собой,
Ему письмо я написала!
Да, сердце мне теперь сказало,
Что насмеется надо мной
Мой соблазнитель роковой...
О боже мой, как я несчастна,
Как я жалка!..

Какой эмоциональный отклик вызывает звучание этого музыкального отрывка?

 Как преподносит переживания героини П.И. Чайковский? На каких чувствах он делает акцент?

Предполагаемый ответ:

Музыка тревожная, Татьяну уже не томит «надежды тёмный сон», она полна мрачными предчувствиями ещё до встречи с Онегиным, чувствует себя несчастной, жалкой.

 Как ведёт себя Евгений Онегин? Какие эпитеты можно подобрать для характеристики героя?

Предполагаемый ответ:

Ария Онегина звучит учтиво-сдержанно, холодно, но благородно. Герой не пожелал воспользоваться неопытностью молодой провинциальной барышни, но и связывать себя обязательствами тоже не захотел. Его последняя фраза «Учитесь властвовать собой»  выглядит как мораль и сливается с хором девушек, который обрамляет эту картину.

Рефлексия:

Чем различаются тексты либретто и художественного произведения?

Для чего автор видоизменяет произведение?

 А теперь давайте поговорим о некоторых персонажах и  ответим на вопрос: есть ли идеальный образ в романе?

Выше уже упоминалось, что композитор для более точной трактовки действующего лица видоизменяет текст произведения. В связи с этим обратимся к образу мужа Татьяны. Прочитайте главы романа -  7,LIV,  8,XIV, XVII, XXIII -  ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Как зовут мужа Татьяны Лариной?

Сколько ему лет?

Каков его титул?

гл.7, LIV

Так мысль ее далече бродит:

Забыт и свет и шумный бал,

А глаз меж тем с нее не сводит

Какой-то важный генерал.

Друг другу тетушки мигнули

И локтем Таню враз толкнули,

И каждая шепнула ей:

- Взгляни налево поскорей. -

"Налево? где? что там такое?"

- Ну, что бы ни было, гляди...

В той кучке, видишь? впереди,

Там, где еще в мундирах двое...

Вот отошел... вот боком встал...

"Кто? толстый этот генерал?"

гл.8, XIV.

Но вот толпа заколебалась,

По зале шепот пробежал...

К хозяйке дама приближалась,

За нею важный генерал.

Гл. 8,  XVII

"Ужели, - думает Евгений, -

Ужель она? Но точно... Нет...

Как! Из глуши степных селений..."

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.

"Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете...

Исследовав текст, понимаем, что титул мужа — князь, что в романе у него нет имени, он родня и друг Онегину, «в сраженьях изувечен», то есть участвовал в Отечественной войне 1812 года, дослужился до звания генерала, богат, знатен, имеет модный дом, их с женой принимают при дворе. Словом, это достойный человек, идеальный муж, мечта любой девушки. Он тот, «кто смолоду был молод», кто «вовремя созрел». Муж Татьяны один из этих блаженных счастливчиков, обласканных судьбой.

Теперь определим возраст генерала.

Глава 8, XXIII

Приходит муж. Он прерывает

Сей неприятный tete-a-tete;

С Онегиным он вспоминает

Проказы, шутки прежних лет.

Они смеются.

Некоторые читатели склонны считать мужа стариком, однако это не так.  Если они «вспоминают проказы, шутки прежних лет», то, по крайней мере, принадлежат к одному поколению, а Онегину на тот момент всего двадцать шесть лет.

В опере П. И. Чайковского муж получает имя — Гремин. Его выбор не случаен. Нет сомнения, что композитор был знаком с романом Р.М. Зотова «Два брата, или Москва в 1812 году», вышедшим в1850 году, где впервые встречается персонаж, именуемый генералом Громиным. Литературный образ  получил в опере своё развитие для того, чтобы ещё сильнее, теперь уже словами генерала Гремина, идеализировать Татьяну, противопоставить её моральные устои нравам светского общества.

Прослушайте арию генерала Гремина (Смотри приложение №4), сравните тексты произведения и либретто и произведите сопоставительный анализ  образов представителей светского общества и Татьяны. Ответьте на вопрос:

 На фоне каких персонажей Татьяна сияет, как звезда?

"Любви все возрасты покорны..."

Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны

И юноше в расцвете лет,
Едва увидевшему свет,
И закалённому судьбой
Бойцу с седою головой...

Онегин, я скрывать не стану,
Безумно я люблю Татьяну!
Тоскливо жизнь моя текла,
Она явилась и зажгла,
Как солнца луч среди ненастья,
Мне жизнь и молодость,
Да, молодость и счастье!

Среди лукавых, малодушных,
Шальных, балованых детей;
Злодеев и смешных, и скучных;
Тупых, привязчивых судей;
Среди кокеток богомольных,
Среди холопьев  добровольных;
Среди вседневных модных сцен,
Учтивых, ласковых измен;
Среди холодных приговоров

Жестокосердной суеты;
Среди досадной пустоты,

Расчётов, дум и разговоров -
Она блистает, как звезда
Во мраке ночи в небе чистом,
И мне является всегда
В сиянье ангела,
В сиянье ангела лучистом!

Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны
И юноше в расцвете лет,
Едва увидевшему свет,
И закалённому судьбой
Бойцу с седою головой...

Онегин, я скрывать не стану,
Безумно я люблю Татьяну!
Тоскливо жизнь моя текла,
Она явилась и зажгла,
Как солнца луч среди ненастья,
И жизнь и молодость,
Да, молодость и счастье!
И жизнь и молодость, и счастье!

Глава 7, XLVIII

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум;
Не улыбнется томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.

       Кто как не Пушки был знаком с нравами света, которые  так язвительно описывает. Не нравились ему бескрылость, ограниченность, приземлённость, отсутствие шарма, вульгарность завсегдатаев салонов, балов и званых обедов. С какой любовью он описывает Татьяну Ларину, являя её образцом русской женщины.

На заключительном, рефлексивном этапе урока предлагаю несколько вопросов в кейс-технологии.

  1. Есть ли в романе «Евгений Онегин» идеальный образ?
  2. Каких людей желал бы видеть Александр Сергеевич рядом с собой на светских приёмах?
  3. Является ли счастливым финал романа?
  4. Можно ли среди современников встретить людей, похожих на Онегина, или их время давно ушло?
  5. Какие черты характера нужно воспитывать в себе, чтобы не вырасти подобным  Евгению Онегину?

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по указанным темам.

Образ «страдающего» эгоиста в романе.

Сёстры Ларины в романе.

Две встречи Татьяны и Евгения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Связь музыки с другими видами искусства.

Данный материал представляет собой разработку урока музыки (5 класс) по теме "Связь музыки с другими видами искусства". К разработке прилагается презентация, которая сопровождает все этапы урока. Музы...

Музыка и другие виды искусства.

Это не совсем урок, скорее – наброски на тему, цепочка учебных действий, на основе которых можно сконструировать свой вариант урока. Каждому блоку заданий я дала название, которое, как мне кажется, от...

Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства,  обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...

"Взаимосвязь музыки с другими видами искусства" 5 класс

технологическая карта урока + презентация...

Конспект-разработка обобщающего урока по теме «Многообразие связей музыки с другими видами искусств»

В разработке представлен конспект+ презентация по теме  «Многообразие связей музыки с другими видами искусств». Рекомендуется как урок завершение-обощение темы в конце 5 класса. Проводится по тип...

Открытый урок - "звучание музыкальный форм в других видах искусства"

-Итак, сколько же музыкальных предложений прозвучала в этом периоде.(4)-Молодцы!-Оказывается, что эту музыкальную форму можно услышать и в других видах искусства. Как вы думаете, в каких? (Архитектура...