"Взаимосвязь музыки с другими видами искусства" 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Трофимова Тамара Владимировна

технологическая карта урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn.karta_.doc96 КБ
Файл vzaimodeystvie_i_vzaimosvyaz_muzyki.pptx409.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: музыка

Класс: 5

Учитель: Трофимова Тамара Владимировна

Тип урока: комбинированный

Образовательные технологии: 

  • информационно – коммуникативные;
  • групповая

Методы и формы познавательной деятельности:

  • иллюстративно-объяснительный;
  • репродуктивный;  
  • проблемного изложения;    
  • практический

Дополнительный материал:

  • презентация  
  • музыкальное сопровождение
  • портреты композиторов
  • МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
  • материал для работы в группах:

- таблицы

Тема урока:  Взаимосвязь музыки  с другими видами искусства

Цель урока: создание условий для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций учащихся

Задачи урока:

образовательные:

  • формировать   представления  о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, литературы и изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры);
  •  закрепить основные понятия: искусство,  средства  выразительности,  
  • учить понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;

развивающие:

  • развивать умение находить  связи между  музыкой и другими видами искусства;
  • развивать познавательную активность, музыкальные способности, вокально-хоровые навыки;

практические:

  • развивать умение работать в группах, с различными источниками информации
  • совершенствовать исполнительское мастерство;

воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, стремление к прекрасному,  устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;    
  • воспитывать уважение к произведениям русского искусства;

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • формирование мотивации учебно – познавательной деятельности;
  • оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений;

Регулятивные УУД:

  • определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;

КоммуникативныеУУД:

  • сотрудничество со взрослыми и сверстниками, готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • умение работать в группе и совместно представлять результат работы;

Познавательные УУД:

  •         высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
  • умение ставить цель,  умение систематизировать, анализировать и решать предлагаемую учебную ситуацию;

Предполагаемый результат:

Знать/Понимать

  • тесную взаимосвязь музыки и других видов  искусства;
  • выразительные возможности музыки и ее изобразительности, специфику средств художественной выразительности живописи, литературы, скульптуры и архитектуры;
  • основные правила работы в группе;

Уметь:

  • слушать содержание музыкального произведения, мысленно представлять живописный образ;
  • исполнять музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;
  • выполнять правила взаимодействия в группе (уважение, соблюдение  условий, вклад каждого члена группы, выполнение отведенной роли, представление  группового результата, проявлять солидарность, взаимовыручку)
  • оценивать свою деятельность;

Микроцель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Предполагаемый результат

I этап: Организационно- психологический этап  

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно- значимом  уровне.

Слайд№1

Приветствует, создает эмоциональный настрой   - Здравствуйте, ребята!-интонация радостная.

Как вы думаете, какое у меня настроение?

А как вы об этом узнали?

Я надеюсь, что у вас тоже хорошее настроение и вы готовы к творческому общению и интересной активной работе.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что здесь лишнее?

 

Назовите оставшееся  

Что такое искусство?

Слайд 2

Изображение связей между видами искусства и музыкой.

Соединяет таблички  Как вы думаете, что я делаю?

Определите тему урока.

Слайд 3

Приветствуют   - Здравствуйте!

Отвечают – хорошее, радостное и т.п.

Отвечают- по интонации, улыбке…

Читают таблички

Называют лишние значения, один из учащихся убирает лишние таблички с доски.

Отвечают- искусство, виды искусства…

Отвечают- отображение жизни в художественных образах различными средствами

Отвечают

Взаимосвязь музыки  с другими видами искусства

Познавательные: строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию;

Коммуникативные:

воспринимать информацию, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Регулятивные:

планировать свои  действия во внутреннем плане. (обсуждение с одноклассниками результатов деятельности и пути их достижения).

Внешнее проявление заинтересованности учащихся, их эмоциональный отклик.

Повторение, систематизация имеющихся знаний

Формулирование темы урока

II этап:  Постановка цели и задач  

Постановка цели и задач урока.

 Организует смыслообразующий диалог.

  Расскажите о взаимосвязи музыки с какими видами искусства вы знаете

А с другими видами искусства музыка взаимодействует?

Как? Можете ли вы ответить на этот вопрос?

Слайд 4

Возникло затруднение, мы не можем ответить на этот вопрос. Что нужно сделать?

Слайд 5

Давайте вспомним о взаимосвязи музыки и других видов искусства, о которых вы узнали в 5 классе..

 

Работа в парах Перед вами на партах (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ ИЛИ В СЮРФЕЙСАХ) «набор определений». Найдите среди них средства выразительности различных видов искусства

Слайд 6

Проверьте полученный результат.

Слайд7

 

  Отвечают –ИЗО, литература

Отвечают -да

Отвечают

Нужно составить план, алгоритм, решения проблемы:

Что мы знаем

Поиск информации по проблеме

Вывод

Сообщения учащихся о взаимосвязи музыки и ИЗО, музыки и литературы

Работа в парах,

 

 

Коммуникативные:

анализировать сложившуюся ситуацию;

 высказывать собственные предположения (навык монологической речи).

- Общаются и взаимодействуют  в процессе нахождения правильного ответа

 Регулятивные УУД

- определять общую цель и пути её достижения;

- организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и задачи, применять их на практике;

Умение контролировать  процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль  в сотрудничестве с учителем и сверстниками.        

В результате создания  проблемной ситуации, обучающиеся самостоятельно выдвинут задачи урока  

Проявление активности учащихся в процессе рассуждений.

III этап: Формирование новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся обще учебных умений    

Закрепление основных понятий темы.

Формирование новых знаний:

 Вы определили средства выразительности. Можем ли мы сейчас сказать, что цель достигнута, проблема решена?

Со всеми ли видами искусства мы можем определить взаимосвязь?

Выслушивает ответы детей. 

Давайте это проверим. В этом вам поможет учебник.

Слайд 8

Работа в группах. Таблица «Связь видов искусств с музыкой»

 Звучит музыка А.Бородина

Направляет деятельность учащихся в группах.

Предлагает познакомить с результатами совместной деятельности.

Давайте проверим полученные результаты .

Слайд 9

Какой вывод мы можем сделать?

Слайд10  Музыка имеет

общие средства выразительности

со многими видами искусства

слайд 11

Музыка богата на средства выразительности. Что вы знаете о влиянии музыки на человека?

Кроме всего прочего, музыка влияет и на умственную деятельность. Во время выполнения задания вы слышали музыку. Назовите композитора.

Покажите его портрет

Рядом с портретом А.П.Бородина вы видите портрет еще одного композитора. Назовите его.

Люди, увлекающиеся музыкой, проявили и другие свои таланты. А откуда мы можем узнать об этом, найти информацию?

Что общего у этих людей?

Почему их фотографии размещены рядом?

Прослушивают произведение  

 

Дети высказывают свое мнение.

 

.

         Отвечают

 

А.П.Бородин.

Римский -Корсаков

В словаре.

Дети, назвавшие фамилии композиторов, работают со словарем. Зачитывают  биографии

 

Ответы

Учебно-познавательные:

- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки  и другими видами искусства;
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение  к ней
- знать  различные средства художественной

 выразительности;

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе  в распределении ролей, в ситуации столкновения интересов;

Предметные: 

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение  

- развивать музыкальные способности

 

Личностные:  

проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению.

Регулятивные:

- формировать мотивацию к работе на результат;  

Уровень знаний, полученных на уроках при изучении данной темы полугодия.

Проявление активности в процессе обсуждения темы.

Наблюдение за степенью активности при выполнении практической работы в группах.

Знакомство с биографиями великих композиторов.

Наблюдение за степенью активности при исполнении музыкальных произведений.

Формирование мнения о тесной взаимосвязи музыки и др.видов искусства

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

IV этап: Рефлексия (5 минут)

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

оценка, самооценка результатов своей деятельности, команды и  всего класса.

 

  Вы очень  хорошо поработали.

А какую цель мы ставили?

Достигнута ли цель урока?  

Слайд12.

Домашнее задание вы видите на этом слайде и на карточках на ваших партах. Выполните одно из заданий по выбору.    

А в завершении урока я хотела бы еще раз уточнить какой же вид искусства является самым распространенным?

Мир наполнен звуками.  

Всем спасибо за работу!

 

Отвечают

Музыка  

 

 

Предметные и познавательные : синтезировать, интерпретировать знания.

Коммуникативные: высказывать свое мнение;

Личностные:

вырабатывать собственное отношение, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

 

 

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ИСКУССТВО Отображение жизни в художественных образах различными средствами

Слайд 3

взаимосвязь музыки с другими видами искусства Урок музыки 5 класс Преподаватель Трофимова Т.В. 2015 год

Слайд 4

ВЗАИМОСВЯЗАНА ЛИ МУЗЫКА С АРХИТЕКТУРОЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА?

Слайд 5

ВЗАИМОСВЯЗАНА ЛИ МУЗЫКА С АРХИТЕКТУРОЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА? ЧТО ЗНАЕМ О СВЯЗИ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА? ПОИСК ИНФОРМАЦИИ О СРЕДСТВАХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДА

Слайд 6

ВЗАИМОСВЯЗАНА ЛИ МУЗЫКА С АРХИТЕКТУРОЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА? А)композиция Б) контраст В) вкус Г) форма Д)плотность И) цвет Л) круг Н) ритм Е) линия Ж)размер З) пластика К) запах П) темп М) мелодия О) интонация

Слайд 7

ВЗАИМОСВЯЗАНА ЛИ МУЗЫКА С АРХИТЕКТУРОЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА? А)композиция Б) контраст Г) форма И) цвет Н) ритм Е) линия П) темп М) мелодия О) интонация

Слайд 8

ВЗАИМОСВЯЗАНА ЛИ МУЗЫКА С АРХИТЕКТУРОЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА? Учебник Стр. 6-8, Стр. 76- 78, Стр. 126-130

Слайд 9

ВЗАИМОСВЯЗАНА ЛИ МУЗЫКА С АРХИТЕКТУРОЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА? ВИДЫ ИСКУССТВА СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Изобразительное искусство Композиция, форма, линия, контраст Литература Композиция, интонация, ритм Архитектура Композиция, форма, линия Скульптура Композиция, форма, линия Музыка Композиция, форма, линия, контраст, темп, интонация, ритм

Слайд 10

ВЗАИМОСВЯЗАНА ЛИ МУЗЫКА С АРХИТЕКТУРОЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА? Музыка имеет общие средства выразительности со многими видами искусства

Слайд 11

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ВЗАИМОСВЯЗАНА ЛИ МУЗЫКА С АРХИТЕКТУРОЙ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА? ЛИТЕРАТУРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРА СКУЛЬПТУРА МУЗЫКА СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 12

Домашнее задание Стр.126 задание 1- к какому изображению храмов подходит высказывание «Праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного убранства» Стр.126 задание 1 – объясните смысл выражения «Архитектура- застывшая музыка Стр.131 задание 2- прослушайте музыкальные произведения для церковных богослужений. Какие из них могут звучать в католическом соборе, а какие- в православном? Почему?

Слайд 13

ВСЁ ЗВУЧИТ ВОКРУГ Слова и музыка Н. Тананко 1. В небе гром грохочет, Дождь пустился впляс . Звуки днем и ночью Окружают нас. Невозможно эти Звуки перечесть. У всего на свете Голос есть. ПРИПЕВ. Наш мир похож на песню - Такие чудеса! Он, как веночек, вместе Сплетает голоса. В венке волшебном этом Прекрасен каждый звук! Живет моя планета, И всё звучит вокруг! 2. Слышишь - солнце встало, Петушок запел. Ветерок усталый В листьях прошумел. Звонко пьет из миски Котик молоко. Слышать научиться Так легко! ПРИПЕВ. 3. Уром птичьи трели, Хор сверчков ночной, И у колыбели Голосок родной, Дом многоэтажный, Звезды и луна - Всё звучит и даже Тишина! ПРИПЕВ.

Слайд 14

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Связь музыки с другими видами искусства.

Данный материал представляет собой разработку урока музыки (5 класс) по теме "Связь музыки с другими видами искусства". К разработке прилагается презентация, которая сопровождает все этапы урока. Музы...

Музыка и другие виды искусства.

Это не совсем урок, скорее – наброски на тему, цепочка учебных действий, на основе которых можно сконструировать свой вариант урока. Каждому блоку заданий я дала название, которое, как мне кажется, от...

урок по музыке в 5 классе " Взаимосвязь музыки и литературы" ( Басня А. Крылова "Квартет")

Это необычный урок, составленый в стихах! Тема ракрывается с помощью стихотворных диалогов и музыкальной сценки! Опирается на содержание урока по музыке " Музыка в баснях"  на примере басни Крыло...

Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами. Практическая работа 9 класс (ФГОС)

Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА...

Конспект-разработка обобщающего урока по теме «Многообразие связей музыки с другими видами искусств»

В разработке представлен конспект+ презентация по теме  «Многообразие связей музыки с другими видами искусств». Рекомендуется как урок завершение-обощение темы в конце 5 класса. Проводится по тип...

Тест по музыке 5 класс "Связь музыки с другими видами искусств"

Тест по музыке 5 класс "Связь музыки с другими видами искусств"...