урок по музыке в 5 классе " Взаимосвязь музыки и литературы" ( Басня А. Крылова "Квартет")
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Пономарева Марина Николаевна

Это необычный урок, составленый в стихах! Тема ракрывается с помощью стихотворных диалогов и музыкальной сценки! Опирается на содержание урока по музыке " Музыка в баснях"  на примере басни Крылова "Квартет". Идет изучение струнно-смычковой группы инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5v.doc195.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5-ом классе: « Взаимосвязь музыки и литературы»

     Цель урока: Углубить и расширить знания детей о связи музыки с другими видами искусства (литературой).

     Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить детей с творчеством композитора А.П. Бородина,

- дать представление о группе струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель).

- научить более глубокому восприятию литературы на примере басни А.И. Крылова «Квартет».

Развивающие:

- развивать музыкальный слух, формирование навыков ансамблевого и коллективного пения.

- развитие внутреннего слуха.

- развивать музыкальный кругозор детей.

Воспитывающие:

- через музыку воспитать любовь к окружающему миру

- привить любовь к классической музыке, ко всему прекрасному.

- воспитывать любовь и понимание музыки.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока:  групповая.

Методические приемы: инсценирование, игра, стихи, синквейн

Музыкальный материал: А.П. Бородин «Квартет №2 « 2 часть.

Дополнительный материал: Портрет А.П. Бородина, стихи, фотографии струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель).

 Оборудование:

-Музыкальный центр;

- Записи с песнями и « минусовками»;

- музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, гитара, балалайка.

                                     Ход урока.

 Вступительное слово учителя.

     Много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

Без стихов Есенина не появилось бы произведение Г.В. Свиридова, не было бы песни «Жаворонок» М.И. Глинки и Вариации на неё М. Балакирева. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как по своей природе они    незамысловаты и могут существовать только с музыкой.

Но не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляют свою волшебную силу, помогают в трудную минуту, пробуждают чувства, останавливают зло.

И сейчас мы проверим еще на одном произведении, что музыка и литература живут нераздельно друг от друга. Если бы не существовала музыка, то и не смогла бы появиться замечательная басня И.А Крылова «Квартет». На примере этого произведения попробуем сопоставить литературный и музыкальный квартет, а чтобы глубже ощутить взаимосвязь литературы и музыки проведем беседу в игровой стихотворной форме.

Итак!

Не будем говорить мы слишком много слов,

Но баснописца русского зовут?... Иван Крылов. (хором)

Каких только сюжетов в баснях его нет

Одна из них о музыке…название? ... «Квартет» (хором)

А  что значит квартет? Вопрос задам я Нине.

Нина:  «В квартете музыканты, их четыре,

И чаще пишут струнные квартеты…»

- Садись, пятерка за отличные ответы.

Вы говорите струнные, а что за инструменты?

Кто назовет, тот от меня получит комплименты:

- Что, Макс, попробуешь? Не так уж это сложно.

Максим: « А ошибиться хоть разочек будет можно?»

- Я думаю, ответишь ты все правильно и точно.

 - Вот видишь, уже хвалю тебя заочно.

Максим: « Нет, все – таки я не буду, может ты ответишь, Гель?»

Ангелина:  «Отвечу: контрабас, альт, скрипка и виолончель!

Четыре инструмента – вот и весь квартет!»

- Все верно, Геля! «Пять» за правильный ответ!

Ну а сейчас мы прочитаем  басню по ролям

Для достоверности вам по инструменту дам

Но будет здесь не скрипка и не контрабас,

Но думаю, квартет получится у вас.

Кто за «мартышку» прочитает ?...Нина ?

- Давай скорей садись за пианино

А за «осла» прочтет нам …он!

-Арам! Твой инструмент – аккордеон.

Еще у нас гитара,  ну и балалайка.

Кто косолапый Мишка? Мишка, угадай-ка?

 -Тебе чего попроще – три струны

Ну, а козлу – гитару…,Оль, нам за него сыграешь ты?

А Лена автором сегодня будет

Настюша -  соловьем!   Потом  вас всех рассудит.

Инсценирование басни « Квартет».

“Проказница Мартышка,

Осел, Козел, да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, –

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

“Стой братцы, стой!”, кричит Мартышка:

“Помогите! Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та

У нас запляшут лес и горы!”

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

“Постойте ж, я сыскал секрет”, –

Кричит Осел; “Мы верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!”

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы

И споры, кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему,

Чтоб их решить сомненье:

“Пожалуй”, говорят:

“Возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть:

Скажи лишь как нам сесть!” –

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши, ваших понежней”,

Им отвечает Соловей:

“А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь”.

************

 - Садитесь, молодцы, вы справились красиво,

За выступление всем- всем отдельное спасибо,

Но только вот от музыки подобного квартета

И ни одна струна души не может быть задета.

Об этом и хотел сказать Иван Андреевич Крылов,

Ведь очевидно каждый же герой как музыкант был плох.

А чтобы музыка творила чудеса, нужны недюжие таланты

Поэтому лишь настоящие квартеты пишут только музыканты.

И об одном таком прекрасном музыканте поведуют нам двое:

Вадим и Катя, что расскажите такое?

У нас доклад - сравненье «Бородин и Бородин»

Вот это композитор, а это наш Вадим

Вадим, однофамилец твой, скажу, писал квартеты

А ну-ка расскажи нам что-нибудь про это?

У тески моего есть камерный квартет

Сейчас послушаем мы из него фрагмент

Красиво очень скрипка запоет,

И музыка как будто бы плывет…

Кать, знаешь? Бородин не только музыкант, еще ученый

- Да  знаю,  он с детства химией был очень увлеченный.

Прославил музыку и русскую науку,

И ни когда не знал, что же такое скука.

И вместе с формулами писал романсы, песни

- Ой, Кать, а химия мне тоже интересна

Люблю я опыты и что–нибуть повзрывать,

А музыкантом точно мне уже не стать.

Так, что давай послушаем уже квартет!

Ведь музыка прекрасна, в этом спору нет.  

«Бородин и Бородин»

2. СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА   КВАРТЕТА №2

- О чем рассказывает музыка?

 

      Послушайте, как об этом пишет Галина Левашева в своей книге «Музыка и музыканты». «Вторая скрипка и альт сыграли два вступительных аккорда аккомпанемента, и не успел еще отзвучать, затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет черного бархата, голос виолончели. Медленно плывет над залом мелодия, полная какой-то особой «ночной» красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всем, что слышали и чем только что наслаждались. Такая музыка покоряет сразу же. В этой мелодии и тихая задумчивость, и в то же время взволнованность, страстность, ночная глубина, волнующий ночной покой.

- Какая она по настроению? (Мягкая, спокойная, певучая)

- Какие инструменты солируют? (скрипка и виолончель).

3. Работа с изображениями  струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас).

- Запомнить, как они выглядят, чем различаются по внешнему строения и по звучанию.

4. А теперь нам предстоит более сложная работа.

- Сможем ли мы узнать по голосу каждый инструмент в отдельности?

Есть один критерий, по которому легко это сделать.

- Тембр

     Тембр - это окраска голоса или  звучания музыкального инструмента.

Все мы знаем, что у  людей разный тембр голосу одних он низкий, у других тонкий, певучий, у третьих  в голосе есть какие-то свои особенные интонации, которые мы не спутаем больше ни с чьими., и мы наверняка отличим голос соседа по парте от голоса одноклассника, который, например, сидит на  третьей парте у окна.

Так же настоящий музыкант никогда не спутает голос скрипки и гитары, аккордеона и пианино…потому что у каждого инструмента тоже есть свой особенный тембр.

5. Игра « Определение по голосу своих товарищей» (один человек закрывает глаза, а 2 других по очереди  говорят ему фразу:   например,  «Максим, как дела?»  и этот человек должен определить по тембру голоса, кто ему это сказал.

6.Слушание и угадывание соло струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас).  2 прослушивания.

7. Обобщение темы с помощью современного методического приёма – синквейн.

Синквейны полезны ученику для синтезирования сложной информации, общения и  самостоятельных выводов на изученной теме багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких строчкам, выстроенным по определенным правилам.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка – синоним, может быть антоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Пример снквейна по теме « Взаимосвязь музыки и литературы»:

  1. МУЗЫКА

  1. Чудесная, волшебная.

  1. Манит, очаровывает, жжёт.

  1.  Но не передать музыкальных впечатлений без

  1. ЛИТЕРАТУРЫ

8. Вокально-исполнительская работа.

      У  5 «В» класса есть своя музыкальная визитная карточка, сочиненная Копытиной Лизой  в стиле рэп. Лиза  выбрала это направление, и ребята в классе ее поддержали, потому что сейчас оно  современно и близко практически каждому школьнику. Многие мальчишки хотели бы читать ритмические речитативы, рисовать причудливые граффити, и танцевать современные танцы, такие как брейк-данс и тектоник.

Давай вспомним, что же нарисовано на коробочке школьного  молока?

Да, там изображены мальчик и девочка, и  мальчик выглядит абсолютно как репер, притом с баллончиком краски в руках. Это доказывает, что производители стараются соответствовать вкусам и взглядам современных школьников.

« Классный» Рэп  5«В» (о классе)  

Есть в городе Воронеже учебная страна

Третьим Лицеем называется она.

В ней ребятишки учатся, и в том числе наш класс

Сейчас вы поподробнее узнаете о нас!

В классе есть спортсмены, если вы не знали,

Ждут их непременно олимпийские медали.

Спорт - такая штука, дается не легко,

Но награды высшей пробы от них недалеко. ( Максим Тарарыков)

На фортепиано девочки Бетховена сыграют,

Не только буквы-цифры, ноты они знают,

Споют академично поставленным вокалом,

Порадуют талантом нас своим немалым. ( Ситникова, Саврасова)

А кто нам прочитает стихи красиво, громко?

И тут у нас, конечно, есть одна девчонка.

Ей стих, какой хотите можете вы дать,

Справляется со всем она всегда на «пять»!

Бывает иногда не очень мы послушные,

Но точно мы активные, весёлые и дружные,

О нас вам рассказали, как было, без прикрас,

И будущих  ученым будет много среди нас!

Но главный всё равно наш руководитель!

Елена Александровна – добрый наш учитель!

Поможет в трудный час, подскажет нам решенье,

И от души желаем ей крепкого терпенья.

Вывод:

     На этом уроке мы с вами убедились, что музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее. Ведь взаимосвязь музыки и литературы  - одно из самых обширных, сложных и интересных взаимодействий. Границ между этими  видами искусств не существует. Литература находит своё продолжение музыке и наоборот. Писатель-поэт помогает понять глубину и выразительность музыки, а музыкант-композитор способствует более яркому раскрытию образов поэзии и прозы.

Музыка и литература – 2 великих начала, 2 стихии искусства. На протяжении веков они непрерывно взаимодействуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 5-6 классе " Взаимосвязь математики и музыки " ( Противоположности)

Это урок, объединяющий две области музыку и математику! доказательство того, что они взаимосвязанны! Главная тема в математике Потивоположные числа. Они сопоставляются со шкалой певческих голосов. Дет...

Урок музыки в 5 классе- "Взаимосвязь музыки и литературы"

Урок в музыки в пятом классе на  тему "Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре"....

Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс. Учебник: Музыка. 8 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Календарно-тематическое планирование по музыке 8 класс. Учебник: Музыка. 8 класс. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.  с таблицей учебно-тематическое планирование по музыке 8 класс...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Викторина для 7-8 класса по музыку на тему "Связь музыки и литературы"

Викторина для 7-8 класса. В ней просматривается связь между музыкой и литературой....