Урок музыки в 5 классе- "Взаимосвязь музыки и литературы"
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему

Зинатова Юлия Владимировна

Урок в музыки в пятом классе на  тему "Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Ф.И.О. учителя

Зинатова Юлия Владимировна

Место работы

 МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»

Должность

Учитель музыки

Предмет

Музыка

Класс

5

Тема   урока, раздел

Тема урока: «Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре».

Раздел: Музыка как вид искусства  

Цели

Образовательные: 

- активизировать жизненно-музыкальные впечатления обучающихся о взаимосвязи музыки и литературы;

- сформировать представление об опере.

 Развивающие:

- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкального и литературного произведения;  

- развить интерес к музыкальному театру, оперному спектаклю.

Воспитательные:

- воспитание уважения к культурному музыкальному наследию прошлого и русскому фольклору на примере оперы-былины «Садко»

Задачи

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его музыкальных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование развития музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

 - формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование эстетической потребности, ценности и чувства, как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и художественных произведений;  

- коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

Познавательные: 

- освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды музыкально-творческой;

- выполнение логических действий, работа с информацией (сопоставлять и отбирать информацию, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты).

Коммуникативные: 

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. 

Предметные:

- научится понимать ключевые понятия и термины («опера», «бельканто», «либретто»);

- приобретут интонационно-слуховой опыт  на основе метода визуального и слухового сравнения.    

Основные понятия

 «опера», «бельканто», «либретто».

Межпредметные связи

 Литература, изобразительное искусство

Ресурсы

Основные:

  1. «Музыка. 5 класс», Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская: учебник для общеобразовательных организаций: М.,  Просвещение, 2013г.
  2. Фонохрестоматия музыкального материала (1 CD MP3). Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс. 2013г.
  3. Мультимедийный комплекс (Презентация PowerPoint ),
  4.  https://ru.wikipedia.org/wiki 

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Методы

Метод визуального и слухового восприятия.

Формы работы

Беседа, слушание и анализ музыкальных произведений, индивидуальная и коллективная работа.

План урока

   План урока:

1.        Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.        Актуализация знаний.

3.        Постановка учебной задачи. Введение в тему.

4.        Изучение нового материала.

5.        Первичное осмысление и применение изученного материала

6.        Подведение итогов урока, рефлексия.

Оборудование

Компьютер, проектор.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Организационный. Мотивация к учебной деятельности.

 Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.

Задача: мотивировать обучающихся к учебной деятельности

Приветствие учителя:

- Добрый день дорогие ребята!  

 

Обучающиеся приветствуют учителя.  

 

II Актуализация знаний.

Цель: создание условий для формирования мотивации к учению

Задача: 

- актуализация знаний обучающихся,

- вовлечь в определение темы урока.

 Беседа. Подведение к теме урока.

- Давайте вспомним тему прошлого урока.

- правильно, мы говорили о музыкальном образе.

- а какие виды искусства могли бы дополнить музыкальный образ, созданный композитором?

- да.

- Взгляните на экран и самостоятельно определите тему урока. Запишите. Слайд 2. (на экране анаграмма темы урока)

 - Слайд 3.

Беседа с учителем, ответы на вопросы:

- «Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.»

- литература и изобразительное искусство.

- «Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре».

III Постановка учебной задачи.

 Цель: вовлечь учащихся в постановку учебных задач.

Задачи: вовлечь в определение цели  урока.

Беседа.

- Что нам предстоит узнать на уроке?  Как вы думаете?

- Сегодня на уроке мы посмотрим, как взаимодействует музыка и литература в музыкальном театре на примере оперы-былины «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.

Беседа.  

 - как взаимодействует музыка и литература

IV Изучение нового материала.

Цель: создание условий для знакомства с новым материалом

Задачи:

-способствовать формированию ассоциативного мышления;

-развивать у учащихся способность к художественному восприятию произведений музыкального и изобразительного искусства;

-создать условия для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с высоким искусством и сопричастности с ним.

Рассказ учителя. Объяснение нового материала.

 - На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта. Ни мюзикл, так как в основе их сюжетов, как правило, литературное произведение (сказка, повесть, роман). Без стихов нельзя написать песню или романс.

- Что стало бы с музыкой, если не было бы литературы?

- Слайд 4. Опера-это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16-17 веков и первоначально называлась драмой на музыке. Появление оперы в Италии неслучайно. Именно эта страна считается родиной бельканто -  прекрасного пения. Опера стала распространятся по всему миру, всё больше завоевывая симпатии многочисленных слушателей – зрителей. Основа сюжета оперы является либретто – в переводе с итальянского либретто означает «книжечка». Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе.

Слайд 5. Опера «Садко» написана русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, композитор обращался к различным вариантам былины о Садко. В этих вариантах показаны предшествующие события: спор гусляра с новгородскими купцами, чудесное появление в ильмень-озере золотых рыбок. Образ морской царевны заимствован из народной сказки Василиса-премудрая и Морской царь». Действие оперы, повествуемое былиною, относится к 11-12 веку и переносит нас в полусказочную-полуисторическую эпоху.

 - Вашим домашним заданием было прочитать былину Садко (проверка домашнего задания – фронтальный опрос).

- Кто такой Садко?

- О чём мечтал Садко?

- Что с ним приключилось?

- Чем заканчивается былина?

Беседа. Слушание учителя. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях – запись основных понятий.

- Ответ – она была бы скучной.

Запись в тетрадь:

Опера – музыкальный спектакль, в котором соединились вокальный жанр и драматическое искусство.

Бельканто -  прекрасное пение.

Либретто – (с итал. Книжечка) основа сюжета оперы, балета или мюзикла.

Опера-былина «Садко», Н.А. Римский-Корсаков.

 

- Садко- бедный певец-гусляр, потом стал богатым купцом

- разбогател, стал купцом, отправился в морское путешествие, попал в морское царство.

- вернулся чудесным образом в Нове-град, построил церковь.

V  Первичное осмысление и применение изученного материала

 Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства восхищения произведениями искуссива

Задачи:

-формировать   навыки художественного сравнения, сопоставления музыкальных и живописных произведений

-развивать образное, творческое мышление учащихся.

- Сейчас мы с вами сравним как раскрываются музыкальные образы в опере и как эти же образы представлены в литературе – былине и попробуем представить себе картину, так как будто бы мы рисуем картину.  

- Работать будем с таблицей (объяснение алгоритма работы с таблицей): слушаем музыкальный фрагмент, находим в былине описание героя или события, делаем словесное описание «Своей картины», сравниваем в художественной иллюстрацией. Слайд 6.

Слушание:

  1. Вступление к опере «Океан – море синее.

Слайд 7-8

  1. Первая песня Садко «Ой, ты тёмная дубравушка»

Слайд 8-9

Беседа. Работа с таблицей. Индивидуальная работа.

 

Слушание музыки.

Записывают свои ответы и мысли в таблицу, отвечают на вопросы.

VI Подведение итогов темы урока.

 Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства.

Давайте подведём итог:

 - Как взаимодействует литература и музыка в музыкальном театре? В нашем случае оперном спектакле.

- Они противоположны, не взаимодействуют, а может дополняют друг друга?

Слайд 10.

 

 

Беседа.

-  дополняют друг друга.

Записывают вывод в тетрадь.

 

VII Вокально-хоровая работа.

Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства.

Выполнение упражнение на разогрев голосового аппарата.

Пение песни «Россия-звезда».

 

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Рефлексия: нарисуйте на своих листочках «Смайл» соответствующий вашему настроению после урока, а рядом напишите почему?

Слайд 11.

Коллективное вокально-хоровое пение. Беседа.

- я знал (узнала) на уроке….

Рисую смайлы в тетради. Делятся своим мнением.

VII   Домашнее задание.

  Повторить песню «Осенний блюз». Знать определения слов: опера, либретто, бельканто.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"

Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...

урок по музыке в 5 классе " Взаимосвязь музыки и литературы" ( Басня А. Крылова "Квартет")

Это необычный урок, составленый в стихах! Тема ракрывается с помощью стихотворных диалогов и музыкальной сценки! Опирается на содержание урока по музыке " Музыка в баснях"  на примере басни Крыло...

УРОК БИОЛОГИИ, 5 КЛАСС ,"ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"

Взаимосвязи живых организмов. Тип урока – урок представления новых знаний. Урок разработан по обновленным ФГОС ООО по биологии 5 класс. Цель: формирование системы знаний о видах взаимоотношений,...