О некрасовской героине – ученикам ХХI века
методическая разработка по литературе (10 класс)

Андреева Алла Юрьевна

 

         Может  ли сегодня заинтересовать читателя-подростка судьба русской крестьянки из позапрошлого века? Может, если не ограничиваться только лишь историческими комментариями к литературному  образу, а помочь ученикам увидеть в нем извечные, общечеловеческие аспекты, близкие и понятные нашему современнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreeva_o_nekrasovskoy_geroine.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Алла Юрьевна,

учитель русской словесности

ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина.

 Г. Москва

 О некрасовской героине – ученикам ХХI века

        Может  ли сегодня заинтересовать читателя-подростка судьба русской крестьянки из позапрошлого века? Может, если не ограничиваться  только лишь историческими комментариями к литературному  образу, а помочь ученикам увидеть в нем извечные, общечеловеческие аспекты, близкие и понятные нашему современнику.

  1. Первые впечатления от образа крестьянки

Матрены Тимофеевны

Большую часть урочного времени, отведенного на изучение поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», я уделяю обстоятельному разговору о крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Почему именно этому образу я отдаю предпочтение?

В первую очередь, потому, что тема русской женщины выделена самим Некрасовым как одна из главнейших. Во-вторых, потому, что мне лично эта проблема кажется весьма многогранной, не оставляет равнодушной и побуждает к глубоким размышлениям и сопереживаниям. Есть в образе Матрены какая-то магическая сила, внутренний свет, который не сразу увидится даже при многократном прочтении. Но почти всякого читателя Матрена Тимофеевна восхищает здоровой  красотой, стоической выносливостью, силой правдоискательства, умением подняться над нищетой, над убогостью, серостью быта.

Первые впечатления  учащихся от образа главной героини главы  «Крестьянка (об этом  я просила их подумать дома, нацеливая  на вдумчивое чтение) подтверждают, что именно эти черты подмечены читателями  в образе Матрены.

-Величавая славянка, сильная волевая женщина, умелая расторопная труженица, любящая мать, некрасовский тип женщины, народный идеал красоты, - вот такие верные и сразу, по сути, обобщающие определения дают учащиеся образу некрасовской героини во время фронтального опроса.

Один из учеников обращает внимание класса на весьма примечательную метафору, употребленную автором при характеристике Матрены – «корова холмогорская»:

-Вспоминается, - говорит он, - герой Тургенева, Павел Петрович Кирсанов, который тоже отличался обликом «изящным и породистым». Но тот – аристократ, а здесь – крепостная…

Размышления ученика стоит направить:

-Заметил ли, что здесь подчеркивается не искусная обработка облика, а его естество? Согласен ли, что в народных разговорах это звучит комплиментом?

  1. Найдет ли отклик

судьба некрасовской героини

в сердцах современных подростков?

Матрена Тимофеевна Корчагина – крепостная крестьянка середины ХIХ  века из Российского Подмосковья – из Клина. Её горе, её счастье - могут ли они сегодня вызвать чувство сопричастности?

Действительно, источник её бед не узреть в полной мере без экскурса в историческое прошлое, без осмысления своеобразных классовых антагонизмов ушедшего столетия.

                        «Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правды не найти…

Ты – крепостная женщина», -

призывает Матрену мудрый старец Савелий, с лихвой познавший за свою долгую жизнь все тяготы крепостного бесправия, осознавший бессмысленность одинокого противостояния существующему в России социальному устройству. На фоне крепостного произвола ярче и самобытнее просматриваются сила характера, жизнестойкость некрасовской героини.

 Я стараюсь не допустить отождествления учащимися проблем крепостной крестьянки и современной женщины, так как это не приблизит, а принизит образ Матрены. Наивные ученические попытки проанализировать этот образ вне истории, ошибочно оценить героиню и её поступки по меркам сегодняшнего времени  нет  - нет да и проскальзывают на уроке. Например, подчеркивается отсутствие у Матрены образования, категорически осуждается избыток покорности мужу, его семье. Тактично напоминаю ученикам  о том, что хотя мы и встречались в лирике со случаями образованности в среде крепостных (к примеру, - «В дороге»), но все же это были факты исключительные, нетипичные, а о том, что, по устоявшейся народной традиции,

                 «Сноха в дому последняя-

  Последняя раба»,-

говорит и сама героиня.  Чаще всего вспоминается здесь судьба еще одной, такой же бесправной снохи, правда – купеческой, героини драмы «Гроза»  А. Н. Островского – Катерины.  Напоминаю, что близость купеческой традиции  и народной замечалась  известными нам славянофилами.

Но для меня на этом уроке важно поднять иные пласты в поэме Некрасова, осветить тему под другим ракурсом. Поэтому, прервав на время разговор о крепостной крестьянке, предлагаю ученикам послушать стихотворения поэтов более позднего периода о женщинах эмансипированных. Подготовленная ученица читает небольшой отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Монолог женщины»:

Современная женщина, современная женщина!

Суетою замотана, но, как прежде, божественна!

Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!

До конца непонятная, никому не подвластная!

Современная женщина, современная женщина!

То грустна и задумчива, то светла и торжественна!

Доказать ее слабости, побороть ее в дерзости,

Зря мужчины стараются, понапрасну надеются!

Не бахвалится силою, но на ней, тем не менее,

И заботы служебные, и заботы семейные!

Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая,

Остается загадкою современная Женщина!

Следуя  логике и целенаправленности задуманного мною урока, прошу выразительно прочитать отрывок из сборника барда Анэса Зарифьяна «Стихотерапия»:

Радуйся отпущенному дню!

Хорошо, что всё-таки настал он!

Говоришь, душа твоя устала?

Так взгляни на добрую возню

Меньших братьев – пташек ли, собак...

Подивись их жизнеощущенью,

Их, от Бога данному, уменью

Петь, дышать и радоваться так!

…Верь в себя – и ты не пропадёшь!

Каждый день Природе благодарствуй!

Не клади поклоны Государству –

Только горб пораньше наживёшь.

Радуйся счастливым мелочам:

Жив, здоров и дети не хворают...

Пусть в своё политики играют –

Веры нет паническим речам.

...Наплевать на скудное меню,

На психоз, свирепствующий ныне!

Худший грех, по Библии, – унынье.

Радуйся отпущенному дню!

 Их  настрой  перекликается  с мироощущением некрасовской героини  и помогает образным словом эмоционально связать прошлое и настоящее. Это – «поэтическая увертюра» к продолжению нашего разговора, который, как мне хотелось надеяться, обретет на уроке свой важный мотив.

  1. Была ли Матрена счастлива?

-Тяжела бабья доля в крепостной России. Тем не менее,  Матрену Тимофеевну «ославили - счастливицей».  Вопрос проблемный: «Так в чем же счастье этой крепостной крестьянки? Считает ли она сама себя счастливой?» – обращаюсь с вопросом к классу.

-Счастливой Матрену не назовешь, - говорят ученики. - Велики потери и утраты на её жизненном пути, не оплачены унижения, очевидна  несправедливость к ней, труженице. На их фоне подарки судьбы, вроде губернаторской поддержки или вынужденного превращения в главу семьи, не могут удовлетворить такую могучую натуру. Тем более что Матрена Тимофеевна мысленно объединяет свою несчастную судьбу с долей других российских баб и с болью заключает:

«Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!»

-Значит, эпитет «счастливица» воспринимается только как грустная ирония? – спрашиваю я. – Но ведь были же счастливые моменты в жизни Матрены… (Мне хочется побудить своих учеников к более глубоким раздумьям о смысле человеческого счастья.)

-Конечно, - соглашаются мои воспитанники, - сама Матренушка называет такие счастливые моменты. Это «счастье в девках», непьющая семья, сватовство к ней Филиппа. Была забота и любовь родителей, были веселые времена с суженым. Как немного надо было ей для её  счастья! - замечают мои собеседники.

Но разговор снова приобретает грустный характер. Ученики подмечают, что под горькие обрядовые народные песни идет замуж невеста.

-Что изменилось в судьбе Матрены после замужества? Почему как ад воспринимается ею новая жизнь?

Ученики говорят о том, что в «большущей» семье мужа жизнь Матрены проходит в трудах,  в дрязгах, склоках домочадцев, ею помыкают, её попрекают – и не мил белый свет. Но ведь у всех так же…

                «Чай, певали вы?

         Чай, вы знаете?»

И опять по аналогии вспоминается судьба снохи Кабановой из «Грозы». Мудрено не вспомнить. Слишком очевидна параллель.

Возвращает нас  к Некрасову романс на его слова - «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»), который я предлагаю учащимся прослушать. И вновь о том же, с болью, - о безрадостном будущем, ожидающем молодую девушку.

-Скажите, ребята, - обращаюсь я к задумавшимся ученикам, - любила ли Матрена работать, находила ли радость в труде?

-Да, - отвечают ученики. – «И добрая работница и петь-плясать охотница» была она смолоду, потому что приучена к этому родителями лет с пяти. Работала со вкусом, споро,  любовно, с песней, с весельем.

-Почему же теперь, в семье мужа, труд не приносит Матрене радости?

-Потому что, - правильно подмечают учащиеся, -  труд стал вдвойне подневольным, догляд – ехидным, предвзятым. И трудовая повинность стала временами называться ею  «потугами лошадиными». Изнурительный труд от зари до зари – и ни одного доброго слова в поддержку, только злые попреки.

  1. Что же придает Матрене силы и радости в жизни?

Ответ на этот вопрос не вызывает у моих учеников особых затруднений. Конечно, прежде всего – м а т е р и н с т в о! Сильнейшее из чувств. Счастливейшее – для женщины такого типа, как Матрена Тимофеевна.

-Она и Демушка – самая лучезарная зарисовка в поэме, - отмечают ученики и вспоминают тут же сцену из романа Тургенева «Отцы и дети», где, любуясь Фенечкой и Митей, автор пишет о том, что ничего нет в мире прекраснее молодой матери со здоровым ребенком на руках.

-Да, разумеется,- подтверждаю я, - с этого момента, с рождения первенца, в поэму влилась самая светлая струя – мысли и чувства матери. Женщина живет детьми. Они – её опора и счастье.

-А вот у Катерины из драмы Островского «Гроза» не было детей, - говорит кто-то из ребят. – И не за что было ухватиться несчастной, сломалась от первых ударов судьбы. Некрасовской молодой матери есть ради чего жить, поэтому она выносит всё:

                «Что ни велят – работаю,

                 Как ни бранят - молчу».

С рождением ребенка жизнь обретает смысл. Вместо гнева – в сердце добро; всё вокруг озарено улыбкой любимого первенца.

  1. «Великое святое слово: мать…»

Материнство для Некрасова всегда неоспоримое начало жизни. Истина абсолютная,  утвержденная еще старинными священными книгами, увековеченная шедеврами искусства народов мира.

И поэтому я стремлюсь расширить эту тему эпизодическим «выходом»  за пределы мира некрасовского творчества. Звучит гимн «Аve Maria!» Франца Шуберта. Перед учащимися – репродукция «Сикстинской мадонны» Рафаэля и картины В. Перова «Христос и Богоматерь у житейского моря».  На некоторое время я оставляю детей наедине с этими прекрасными творениями музыки и живописи, наедине с их собственными мыслями и чувствами. Наиболее яркие впечатления прошу передать в сочинениях-миниатюрах, в двух-трех предложениях. Это задание не отнимет много времени от урока, но всколыхнет души подростков, обратит их помыслы  к любви, добру, состраданию, красоте.

Вот одна из ученических миниатюр, выполненных на этом этапе урока: «Красива, нежна, юна,  трогательно-доверчива рафаэлевская мадонна с очаровательным младенцем на руках. Она несет его, как бы протягивая его кому-то… Нам, людям? Жившим? Живущим? Сквозь века!»

Многие ученики отмечают и другой мотив – трагический,- сопровождающий тему материнства в искусстве: «… Но почему, почему даже в Библии материнскому, Богом данному началу, сопутствуют горестная разлука, трагические испытания? Именно это тревожное настроение испытываем мы, когда смотрим на картину В. Перова».

Человек с незапамятных времен отдает дань материнству. В Библии прославлено имя девы Марии. Но сравнительно немного места уделено  описанию материнских страданий Марии. Эта библейская недоговоренность, умолчание тревожили души поэтов. Вслушаемся хотя бы в строчки из «Реквиема» Анны Ахматовой:

                Магдалина билась и рыдала,

                Ученик любимый каменел,

                  А туда, где молча Мать стояла,

                Так никто взглянуть и не посмел.

-Почему же никто не смеет  взглянуть на мать распятого Иисуса?- спрашиваю у собеседников.

Вдумчиво и серьезно звучат ответы-версии:

-Потому что стыдно перед матерью за надругательство над сыном, за предательство его учеников.

-Потому что жутко видеть это неизбывное горе.

-Потому что не найти слов, способных его выразить.

Кому-то из учеников приходят на память некрасовские строчки из «Орины, матери солдатской»:

                Мало слов, а горя реченька,

                Горя реченька бездонная.

Они – «возвращение» нашей некрасовской темы. В унисон этому звучит горькая мелодия народной песни на стихи Н. А. Некрасова «Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село». (Достаточно одного куплета.)

-Нет ничего в мире страшнее трагедии матери, теряющей ребенка, - говорю я. – Неописуемо оно. Тем не менее «печальник горя народного» Некрасов находит слова, которые потрясают читателей. Некрасовская героиня, скупая на описание своих страданий, о потере сына говорит иначе: рассказ ее звучит долго, со многими подробностями о страшном событии, обостренно и надрывно.

Ученики соглашаются со мной. Но всё же на вопрос «Кто виноват в смерти Демушки?» отвечают, оставаясь еще под властью восприятия внешних, поверхностных фактов. Они отвечают не задумываясь:

-Дедушка Савелий.

И аргументируют:

-Он сам говорит: «Мой грех - недоглядел». Потом  идет на покаяние в Песочный монастырь. Матрена выплескивает на него оскорбительные слова и не может его видеть.

Но стоит  задать вопрос-напоминание: «А сколько лет Савелию?» - и выдвигается другое предположение:

-Виновница – свекровь. Она всегда недолюбливала сноху, и сей раз приказала:

                «Оставь его у дедушки,

Немного с ним нажнешь!»

Приходится выдвигать контраргумент:

  -А вы хотели бы, чтобы в небогатой крестьянской семье в страду смирились с нахлебницей?

Тогда робко, сомневаясь, учащиеся спрашивают:

-Сама Матрена виновата? Она же корила себя, мол, «с глазу неразумного младенца» спустила.

Нет, с таким ответом и сами ученики не хотят смириться. Горе Матрены слишком велико, и нужно не иметь сердца, чтобы назвать её виновницей смерти Демушки. Я помогаю отыскать истину наводящим вопросом:

-История такой материнской трагедии – исключительное явление?

Искомая истина проясняется сразу. В классе звучат названия стихотворений Некрасова о детях, растущих по произволу судьбы или вообще гибнущих: «В полном разгаре страда деревенская…», «Она на поле барском жала…», «Орина, мать солдатская»,  «Еду ли ночью по улице темной», «Плач детей». А затем без труда синтезируется мысль: мать-труженица не защищена в существовавшей системе общественного производства и общественных отношений. А как раз – именно система эта порочна, именно она виновна и в трагедии Матрены Тимофеевны.

«С женщин начинается народ, / В женщине душа народа скрыта» - эти афористичные слова поэта Е. Евтушенко подводят нас от размышлений о судьбе некрасовской героини к выводу об ответственности общества перед женщиной-матерью.

-Женщина – не просто начало жизни, делают вывод школьники.- Ею движется вся жизнь – и её настоящее, и её будущее. Женщина самоотверженно трудится во благо продолжения жизни, она наполняет жизнь любовью, добром. Рассказ Некрасова о крестьянке Корчагиной – это высокий гимн непреходящим  ценностям: материнству, любви  и трудолюбию.

  1. Своеобычность изображения характера некрасовской героини

Внимание учащихся фиксирует важную, на мой взгляд, деталь. Столкнись в реальной жизни с такими бедами и трагедиями, которые сконцентрировались в судьбе Матрены Тимофеевны, говорят десятиклассники, - переживания возникнут удручающие, печальные, ужасающие. А воспринятые со страниц некрасовской поэмы, они вызывают наплыв иных эмоций: негодования и – в то же время – восхищения.

Поясняю, что, во-первых, это наша читательская положительная реакция на целостное воссоздание художественного характера. Во-вторых, это заражаемость читателя мироощущением героини. Наблюдательные дети примечают, что нарисованный в основном от первого лица фон, на котором появляется героиня, поражает яркостью, сочностью, красочностью описания. Крестьянка Матрена чувствует связь с родной землей, упивается её красой. Учеников поражает и эпизод из главы «Губернаторша». На сносях, обиженная несправедливой рекрутчиной кормильца-мужа, измотанная долгим бегом в губернский город, потрясенная зловещим сном о жути солдатского бытия, она и тогда не отчаивается: не ужас, а восторг вызывает у неё безлюдная снежная равнина. «Радостью так и взмывало грудь» её от зимнего ветра, от звездного неба божьего, от «белой скатерти» земли. А уж о моментах трудового экстаза или победы в борьбе за справедливость – и говорить нечего. Весь мир расцветает и ликует в глазах влюбленной в жизнь и природу женщины.

                Хорошо, светло

                В мире божием,

                Хорошо, легко,

                Ясно на сердце.

И  сама она в 38 лет – красива и стройна! И в простом сарафане она хороша, она привлекает  взгляд  той броской красотой славянки,  так чудно воспетой поэтом в известном отрывке из поэмы «Мороз Красный Нос»: «Цветет красавица миру на диво!». Она и внешне и внутренне – некрасовский идеал женской красоты.

        Мы отмечаем, что Матрена сумела подчинить себе обстоятельства, закалилась в жизненных переделках. Её жизненная философия – мудрость стоицизма: что было – то прошло. О чем рассказывать? О пожарах? Об эпидемиях? О домогательствах Ситникова? Плакаться на судьбу? Нет, это не в её характере.

В тяжелом несчастье крестьянка менее всего думает о себе, не носится со своим горем. Никаких претензий к миру, никаких стенаний. Надежда – только на себя: «А нужды нет – дойду!»

        Энергия сострадательной любви преображается в животворящую силу. Мысль о супруге-рекруте толкает Матрену на решительные действия. В этой заступнической решимости – еще один источник её жизнестойкости.

        -А сколько в ней тепла и охранительной участливости,- восхищаются ученики, - по отношению ко всему живому: к ласточке-касаточке, у которой сгорели птенчики, к коням, которые вывозят на рынок  собственный корм, к голодной волчице!

        -Я предлагаю учащимся подробнее рассмотреть главу «Волчица». Вспоминаем, что восьмилетнему сыну Матрены, Федотке, грозит наказание от взрослых односельчан за то, что он не сберег, а потом скормил щенной волчице овцу. К радости Матрены барин  переадресовал наказание матери мальчика. Можно избежать его. Но почему Матрена отвергает совет соседки: «А ты бы в ноги старосте»?

        Абсолютно верно видят десятиклассники в этом её поступке доказательство гордости героини, чувства собственного достоинства (как и у другой лирической героини – из стихотворения Некрасова «Вчерашний день часу в шестом…»).

        -Тогда где же логика? – «провоцирую» я своих воспитанников. Ведь перед этим мы видели Матрену, умоляющую барина о заступничестве…

        И опять правильно мыслят ученики: здесь-то  речь  идет не о ней самой, а о ребенке!

        Но я стараюсь углубить ход мыслей моих питомцев.

-Значит, что же – ею, так самозабвенно бросившейся на защиту пастушка, руководит слепая материнская любовь?

        Разумеется,- утверждают ученики. Тем более, что история с Демушкой подсказывает ей: «Прими побои лишние»…

        -Других мотивов вы не видите?

        -Нет.

        Попробуем иначе подойти к ситуации.

        -Допустим, - говорю я, - что Федотка совершил нечто предосудительное. Поведение Матрены было бы таким же?

        Мнения учеников раздваиваются. Одни считают, что она «с ног Силантия –старосту … сбила невзначай» (аргументирующий произносит иронично слово «невзначай»), еще не зная сути конфликта. Другие улавливают нюанс: узнав, что её малыш пожалел голодную волчицу-мать (и эта деталь подчеркнута в её рассказе), крестьянка отправляет сына домой, не желая, чтобы он даже видел, как накажут её.

                        «Смотри, коли оглянешься,

Я осержусь… Иди!»-

напутствует Матрена Федотку.

        -Простая женщина, а как мудро и бережно лелеет она искорки доброты в ребячьем сердечке, - замечают дети.

 И я согласна с этой, последней трактовкой. Для пущей убедительности проверим, а не преувеличиваем ли мы: может быть, эпизод с волчицей и не был замечен потрясенной женщиной?

        -Был замечен,- утверждают те, кто успел пройти по тексту дальше. -Ведь в последующем рассказе Матрена будет сравнивать себя, голодную, затравленную, - с той  Федоткиной звериной матерью:

                        «…пришла бесхлебица!

Брат брату не уламывал

Куска! Был страшный год…

Волчицу ту Федотову

Я вспомнила – голодную,

Похожа с ребятишками

Я на неё была!»

  1. «Золото, золото – сердце народное!»

Завершая разговор о некрасовской героине, не можем не поговорить и о проявлении в словах и поступках Матрены Тимофеевны традиционной народной этики. Чему, например, учит крестьянка своих детей?

                «Просите, детки, ласкою,

Не смейте воровать!»-

напутствует Матрена ребятишек, посылая их, подавив свою гордыню (даже раскаявшись в ней), просить милостыню.

-Можно не сомневаться, что у такой матери, у такой врожденной воспитательницы, вырастут честные, хорошие дети! -  комментируют мои собеседники.

А как отзывается Матрена о муже? С врожденной добротой, свойственной её натуре:

                «… Мужа-то

                Такого, как Филиппушка,

                Со свечкой поискать.

-Она говорит о муже, как о кормильце, «голубчике», - дополняют учащиеся.- Вспоминает больше светлые моменты совместной жизни: как им было весело вдвоем; о катании на саночках; о подаренном им платочке; о поездке с ним к батюшке и матушке.

-А о ссорах? О мужниной плеточке?

-Вспоминает, - подтверждают ученики. – Но нехотя. «Замялась Тимофеевна», - пишет Некрасов, когда речь заходит о ссорах с мужем.

Природная деликатность не позволяет Матрене выносить сор из избы. И только обещание «душу выложить» обязывает на  откровение о несправедливости мужа, о том, как обидно, а иногда – бесчестно поступала с ней семья.

                «Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому»,-

говорит женщина, не изучавшая учебников  этики и психологии семейной жизни, а своим разумом постигавшая их правила.

        И хорошо, что эту классическую дидактику, эту житейскую мудрость улавливают мои воспитанники. Могут усомниться: «Литературная классика – учебник морали?!» А почему бы и нет? Если эта мораль выведена из прочитанного самими учениками – значит её принципы осмыслены и, надеюсь, восприняты.  Как и всё, о чем мы говорили на уроке.

        Иначе вряд ли могли быть написаны в ученическом сочинении такие строки:

        «Смотрю на иллюстрацию В. Серова к поэме «Кому на Руси жить хорошо» и понимаю, о чем задумалась Матрена Тимофеевна, опустив голову, сосредоточенно уйдя в себя. Нужно собраться с силами и жить (а не просто выживать!), и верить, и любить, и жалеть тех, кому она нужна. Неприятности в жизни по-разному действуют на людей. Некоторые просто гибнут, другие впадают в унынье, третьи машут на все рукой, винят других, страдают и причиняют страданья окружающим. А таких, как некрасовская женщина, эти трудности, даже накапливаясь, заставляют действовать, утверждаться, защищать своих близких. Она, хотя и верит в Бога, но понимает, что с неба ей  ничего не упадет. Она хочет счастья себе и своей семье и готова бороться за него. Жертвенно. Мудро. Справедливо».

Фестиваль педагогических идей 2012

Конкурс методических разработок уроков по литературе на тему «Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия по Некрасовским местам

"Всему начало здесь, в краю моем родимом!"  Н. А. Некрасов...

Классный час "Славные сыны России: Виртуальная экскурсия по некрасовским местам"

Классный час: Славные имена России:  Виртуальная экскурсия по некрасовским местам. 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова посвящается.Цели:·...

Учитель и ученик XXI века: взаимоотношения и взгляд в будущее

В данной статье рассматриваются некоторые изменения учебного процесса, происходящие в современной системе отечественного образования и, в связи с этим, определяются основные задачи, предьявляемые к пр...

Учитель и ученик XXI века: взаимоотношения и взгляд в будущее

В данной статье рассматриваются некоторые изменения учебного процесса, происходящие в современной системе отечественного образования и, в связи с этим, определяются основные задачи, предьявляемые к пр...

Качества ученика 21 века

Умения, необходимые для обучения и инноваций...

УЧЕНИК 21 ВЕКА – КАКОЙ он? доклад на педсовете.

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, бе...