Урок по теме "Путь Раскольникова к возрождению", 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Работа на уроке способствует раскрытию скрытого смысла романа, подводит к авторской мысли о пути героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Марченко Л. А.

Тема: «Путь Раскольникова…. к  возрождению».

Цель: выявление авторской идеи пути героя через анализ эпизодов, деталей и символов текста.

Задачи: 

1) создать атмосферу «погружения» в текст, совершенствовать навыки видеть в произведении автора и авторскую мысль;

2) развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: умения сравнивать, сопоставлять факты, устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы, подтверждать свое мнение художественным тестом;

3)  внимательно относиться к авторскому слову, слушать и слышать товарищей, корректно высказывать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийный проектор, ватман для кластеров, карточки-задания группам.

Словарная работа

Мотив- тема одной из наименьших содержательных целых, выделяющихся при анализе произведения.

Теология – совокупность церковных учений о Боге и догмах религии; богословие.

Педагогическая технология: технология продуктивного обучения (проблемная ситуация, эвристическая беседа, метод «Мозговой штурм», синквейн, кластер), элементы ТРИЗ.

Формы работы: фронтальная, групповая (класс  разделен на группы, каждая группа садится за отдельные столы), индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный и мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас предпоследний урок по изучению интереснейшего романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (Слайд 1). У нас на уроке присутствуют гости, которые тоже пожелали прикоснуться к загадке романа и, может быть, получить ответ на вопрос: «Почему роман столь популярен во всем мире? Что привлекает в нем читателей разных времен и поколений».  

 Сам Федор Михайлович говорил (Слайд 2): «Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком». Достоевский изучает человека. Мы изучаем его роман.

Задание: перефразируйте мысль Достоевского, соотнеся его высказывание с романом  и вашей собственной задачей..

 Предполагаемый результат: В романе есть загадка.  Я хочу ее разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть настящим читателем.

(Оценить)

2. Вступительное слово.

-  Итак, загадка романа связана с образом главного героя. Родион Раскольников (Слайд 3).  «Родя» - так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи и даже рассказ, глубоко затронувший мать. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»

Но жизнь круто меняется. Он берет топор и идет на дело. А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу!  Да, душа Раскольникова рас-колота, раз-рублена, рас-терзана…(Слайд 4)

3. Реализация д/з        

- Дома вы должны были перечитать главу 4, части 4.  Давайте проверим, какие вы внимательные читатели. Перед вами карточка-информатор №1 (Дан текст с. 312-313).  Задание - восстановить пропущенные слова. Откройте тетради, оформите  работу и запишите пропущенные слова.

Ключ: (Слайд 5)

- Оцените свою домашнюю подготовку на знание текста: 0 ошибок – «5», 1-2 – «4» (75%), 3-4 ошибки – «3» (62%), больше 5-ти – плохо. Выставите оценку в оценочный лист.

4. Работа по теме урока. Работа над раскрытием символического библейского смысла романа.

1. Погружение в тему.

Зачитайте последние строки отрывка. Куда зовет Раскольников Соню?

- Итак, Раскольников предлагает идти Соне одной дорогой, к одной цели («Стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!»). Он еще не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. А выбрал ли он сам эту дорогу, определил ли цель пути?  

- Какие слова текста подтверждают это? (Почему же я знаю? Знаю только, что по одной дороге, наверно знаю, - и только. Одна цель!)  

- Федор Михайлович, ведя своего героя,  «зашифровал» этот путь.  Я же записала этот путь в  синквейне  (Слайд 6). Назовите его.

...................

Физическое, духовное,

Удивляет, движет, утверждает,

Главное начало бытия

Жизнь

Докажите верность своего предположения  (Возрождение)

Вот вы и определили тему урока «Возрождение Раскольникова», точнее «Путь Раскольникова к возрождению» (Слайд 7). Запишите ее в тетрадь.

Цель: выявление авторской идеи пути героя через анализ эпизодов, деталей и символов текста.

2. Озвучивание хода работы

- группы и  теоретики, которые тоже объединены в группу.

Теоретики не только работали с текстом, но и искали необходимый материал к уроку, т. е. выполняли индивидуальную работу. Самостоятельное оценивание своей работы через оценочные листы (Подпишите каждый свой лист).

3. Эвристическая беседа

   - Скажите, часто ли мы в повседневной речи употребляем слово «Воскрешение», «воскреснуть»? Какой  речи оно свойственно?

   - И действительно, библейские мотивы (обратите внимание на слово «мотив»)  красной нитью проходят через весь роман. А почему? Какое место в жизни писателя имела эта книга?

- А имела ли эта книга какое-либо значение для Раскольникова? (вспомнить поведение Раскольникова в момент чтения Евангелия Соней)

- Итак, давайте найдем детали и символы, указывающие на невидимое присутствие «книги книг».  Вспомните  текст. С чем сравнивалась комната Раскольникова? Какое из названий - определений самое тягостное.  (Шкаф, каморка, гроб)

- Сколько дней проводит Раскольников в комнате после убийства? (3)

- С каким моментом Библии у вас ассоциируется этот момент?

Помощь теоретика:  Комната Раскольникова «как гроб» ----- здесь он после убийства проводит ТРИ дня беспамятства.   По Библии Христос на третий день воскрес из пещеры

-   Раскольников не воскрес, а очнулся, чтобы страдать. И он страдает.  Куда часто приводят его страдания? Где он оказывается?  (Страдания часто приводят его на мост).

 - Давайте разберёмся, почему Достоевский так часто приводит своего героя на мост? Каковы ваши предположения?

Помощь теоретика:  На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает:

Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар.

Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета - В мифологии река мёртвых.

- Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

4. Организация групповой работы

 - Обратимся к групповой форме работы. Задание группам было дано предварительно. Каждая творческая группа, отвечая на задание карточки, попробует привести свои наблюдения по тексту, связанные с числовой символикой. Даю 5 минут для продумывания афиширования - кластеры

Карточка – задание группе 1   (Слайд 8).

Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Карточка – задание группе 2.

Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Карточка-задание группе 3.

Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Карточка-задание группе 4 (теоретики).

Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Реализация индивидуального домашнего задания: учащиеся рассказывают притчу  о виноградаре и работниках.  (Слайд 9)

- Оцените свою домашнюю подготовку на знание текста и вашу роль в работе всей группы по 5-ти бальной системе  (заполнение оценочных листов).  

  Организация групповой работы методом  «Мозгового штурма» (слайд 10)

-Обратимся вновь к групповой работе. Работая в группах и используя метод «Мозгового штурма» (группы 1-3), вам необходимо выдвигать как можно больше версий и в итоге  на предложенный вопрос сделать вывод.

Последовательность афиширования:

- гр. №1;  гр. №2;  гр. №3;  гр. № 4

Карточка – задание группе 1.

Еще раз обратитесь к числам. Проранжируйте числа по степени их значимости для раскрытия идеи возрождения Раскольникова: определите основополагающее число. Постарайтесь подтвердить вашу версию эпизодами текста.

Карточка – задание группе 2.

Выберите их предложенных отрывков ключевые слова. Объясните ваш выбор, выдвигая версии о значимости этих слов в тексте.

Карточка-информатор.

1.«И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». «Чай-то от хозяйки, что ль? – спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе». «И впрямь, может, болен, сказала она, повернулась и ушла».

2. «Лихорадка, - отвечал он отрывисто. – Поневоле станешь бледный…, коли есть нечего». «Раскольников поднял на него свое бледное и почти грустное лицо и ничего не ответил». «Стало невыносимо: он обернул к ней мертвенно-бледное лицо свое; губы его бессильно кривились, усиливаясь что-то выговорить. Ужас прошел по сердцу Сони».

3. «Наконец он почувствовал давешнюю лихорадку, озноб, и с наслаждением догадался, что на диване можно и лечь». «Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда не испытывал». «Он лег и натянул на себя одеяло. Мысли его, и без того больные и бессвязные, стали мешаться все больше и больше, и вскоре сон, легкий и приятный, охватил его».  

4. «Он положил топор на пол, подле мертвой, и тотчас полез ей в карман…». «Ее-то? Теперь? Ах да…вы про нее! Нет. Это все теперь точно на том свете… и так давно. Да и все кругом точно не здесь делается…». «»Какая –то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец».  

 

Вопрос классу: - Как вы думаете, на что намекают эти слова?

Карточка-задание группе 3.

Выберите из отрывков №1 ключевые слова. Объясните скрытый смысл отрывков №2. Объясните ваш выбор, выдвигая версии о значимости этих слов в тексте.

  1.  «Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание…». «Гроб ведь простой будет-с… и все будет просто, так что и недорого… мы давеча с Катериной Ивановной все рассчитали, так что и останется, чтобы помянуть… а Катерине Ивановне хочется, чтобы так было…».
  2. «Все-таки уход будет свой, помогут сейчас, а то он умрет до больницы-то». «Слышно было, как во всех этажах, по всей лестнице собиралась толпа… Страх как лед обложил его душу, замучил его, окоченил его…».   «То казалось ему, что около него собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести, очень об нем спорят и ссорятся». «Схоронены концы! И кому, кому в голову может прийти искать под этим камнем?»  

 

Вопрос классу: - Каковы ваши версии по поводу названных вами слов?  (Записывает все версии).

Карточка-задание группе 4.

Кратко расскажите притчу о воскрешении Лазаря, назовите главные, на ваш взгляд, слова, передающие сюжетную линию. При выступлении 4 группы - Слайд 11.

 Этап афиширования: сообщения групп о найденных вариантах решения задач.

Далее слайд 12

Ключевые слова отрывков романа

Ключевые слова притчи о Лазаре.

Болен                  четыре

Бледный, болен

болен

мертвый

умер

лежит

пещера

гроб

Камень

Забивают крышку гроба        

Отнимите камень

выносят

4 дня во гробе

хоронят

Вышел умерший

“обломки” этой воображаемой фразы:

Бледный мертвец лежит в гробу,

забивают гроб гвоздями, выносят

 его, хоронят…

Умерший лежит в пещере 4 дня, вход завален камнем. Христос отымает камень, Лазарь воскрешает.

Соотнесите записи колонок, сформулируйте вывод. Совпали ли наши предположения с авторским замыслом? ( Какие версии совпали? Это будет итогом: либо хорошо прочитали подтекст, либо есть, над чем поработать.)

5. Оценивание и рефлексия. Заполнение оценочного листа.

- Оцените свою работу на данном этапе при работе «мозгового штурма».    

- Оцените свои ответы в течение всего урока.

- Заполните последнюю графу оценочного листа.

6. Итог-обобщение:

- Итак, скажите, зачем, с какой целью Ф. М. Достоевский вводит в текст притчу о Лазаре? (Этой притчей писатель проводит параллель между судьбой Раскольникова и Лазаря)

- Что общего между Лазарем  и  Раскольниковым? (Слайд 13) (Оба больны, один умирает физически, другой духовно – синквейн!)

- Что помогло воскресить Лазаря? (любовь Христа)

- Произойдет ли воскрешение Раскольникова? Как намекает нам об этом Достоевский?  (Он использует детали и символы Евангелия)

- Что поможет воскресить Родиона? (любовь Сони).

И действительно, только ощутив любовь к Соне, Раскольников вновь начинает жить. Но как это произойдет, мы проговорим на следующем уроке. Мне бы хотелось в конце нашего урока обратить ваше внимание на следующее: Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете – отказывается от протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике раскрытия образа Раскольникова. В записной  книжке сохранились и другие варианты финала: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Давайте позволим представить себе, что вы – Федор Михайлович. Перед вами наброски финала и вы в творческом поиске (Слайд 14):

Наброски 1:  Соня навещает Раскольникова в остроге. Он принимает ее очень сурово.  «Давить на жалость» бесполезно, дожидаться, пока он «отойдет» - опасно, вдруг идея завладеет им полностью. Как быть Соне? (изобретательская задача)

Наброски 2.  Соня навещает Раскольникова в остроге. Он принимает ее очень сурово.  Почему он так себя ведет? (исследовательская задача)

7. Д/З (Слайд 15):

1. Обязательный уровень:

- перечитать эпилог романа, подготовиться к тесту по роману;

- сделать записи по теме сегодняшнего урока в тетради

2. Творческий уровень: решить задачи….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы:  1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден...

Внеклассное мероприятие. Лекция и презентация, материал к уроку МХК "Великий мастер Высокого Возрождения" 530-летию Рафаэля Санти посвящается

"Великий мастер Высокого Возрождения" 530-летию Рафаэля Санти посвящается. Материал может быть использован на уроке ИЗО,МХК, для тематическог классного часа, внеклассного мероприятия. Содер...

Урок- игра по культуре эпохи Возрождения (Данилова Г.И.МХК 10 класс)

Что же такое Возрождение? Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в анти...

Презентация к уроку "Теория Родиона Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Цель урока:  раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т...

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....

Конспект урока по новой истории в 7 классе Эпоха Возрождения

Цель урока: ознакомление учащихся с главными идеями и ценностями эпохи Возрождения....