Готовимся к ЕГЭ по литературе. Ф.М.Достоевский
тест по литературе по теме

Жукова Марина Юрьевна

Подборка заданий по творчеству Ф.М.Достоевского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostoevskiy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Творчество Достоевского – новый этап в развитии критического реализма.

60-е годы 19 века ознаменовались подъёмом революционного движения. В стране шири-лись крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширялась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени – вопрос о крепостном праве.

Участник революционного кружка Петрашевского, Д. был осуждён на «смертную казнь расстрелянием», которую в последний момент заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния»

 Ф.М.Достоевский в своих произведениях показал российскую действительность и обще-ство, в котором страдания униженных и оскорблённых     безмерны, а преступление, не-справедливость, бесчеловечность выражают самую сущность социальных отношений.  Но Д. скептически относился к революционному движению, отрицал возможность революци-онного пути преобразования мира. По его мысли, в союз, свободный от жестокости и роз-ни, объединит людей христианская религия с идеями братства и взаимного сострадания.

        Роман в письмах «Бедные люди» (1846)

        Повесть «Двойник» (1846)

повесть «Дядюшкин сон» (1859)

пьеса «Село Степанчиково и его обитатели» (1859)

роман «Униженные и оскорблённые» (1861)

«Записки из Мёртвого дома» (1862)

        Романы «Преступление и наказание» (1866)

                «Идиот» (1868)

                «Бесы» (1871-1872)

                «Подросток» (1875)

                «Братья Карамазовы)

- В основе произведений Д. всегда стоит философская проблема, решение которой связано с раскрытием внутреннего мира героя

- Оставаясь в рамках реалистических традиций, Д. усиливает психологизм изображения персонажей

- Концепция человека у Д. связана с противоречивостью сознания личности. В душе геро-ев его произведений часто происходит борьба между Богом и дьяволом. Решение этой фи-лософской проблемы выходит на 1-й план, вследствие чего героев не интересует бытовая сторона жизни

- Д. выступает за нравственную эволюцию человека, основанную на деятельной любви. Забвение духовных ценностей приводит к катастрофе.

-Революции и социализм, построенный на крови и страданиях, не могут принести людям счастье. Лишь духовная красота и сострадание к слабым могут спасти мир.

- «Идеологичность» романов Д. обусловлена наличием у каждого человека идеи, которая руководит им.

        Роман «Преступление и наказание» (1866)

Тема преступления волновала Д. давно, она связывалась в сознании писателя  с эгоисти-ческим самоутверждением личности, вопреки всем нравственным законам.

Д.первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» (главный герой Мармеладов)

В произведении более 90 персонажей, из них около 10 центральных, имеющих резко очерченные характеры, важную роль в развёртывании сюжета.

Роман – суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на уни-жении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

Действие в романе происходит в 1865 г.

Главная мысль романа – показать, как в душе человека борются жизнь и теория, показать эту схватку, когда она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью. Автор показывает поступок персонажа и анализирует его последствия в душе человека.

Жанр – социально-психологический, нравственно-философский, бытовой и идеологиче-ский роман. Всё это позволяет развернуть действие в сжатое время, представлять персона-жей в переломные моменты их жизни, использовать высокую напряжённость.

Все персонажи являются носителями идей. Взаимоотношения между героями приводят к раскрытию идей. Автор использует систему «двойничества»: каждый герой смотрится в другого как в зеркало.

Социально-нравственный характер конфликта проявляется во внутренней противоречиво-сти образов. Отступление от моральных принципов в угоду материальным или рассудоч-ным соображениям разрушает личность человека.

Композиция. Основной сюжет делится на 2 части, которые осложняются дополнительны-ми сюжетными линиями. «Преступлению» посвящается одна глава романа, а «наказанию» - 5. Финал романа остаётся открытым.

Художественные особенности романа. Автор использует внутренний и внешний монолог, авторские комментарии. Значимы диалоги героев. Важная функциональная роль у снов и видений:  в снах раскрывается подсознание героя и утверждается приоритет жизни над теорией. Значимы портретные характеристики персонажей, описания пейзажа, интерьера, цвета (например, жёлтый расценивается как цвет напряжённый, мучительный, наиболее соответствующий желчности Раскольникова) и чисел.

Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинной протекает 14 дней, из них 9 с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается. Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца – и Раскольников впервые идёт к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю, задумывается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером – о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Ещё через 2 недели у Расколь-никова созревает решение: убить старуху. Месяц ушёл на подготовку, затем – убийство.

Герои _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Начало произведения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конец романа ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1-й сон Раскольникова

_____________________________________________________________________________

2-й сон __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3-й сон __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной. Описание комнаты Мармеладо-вых (ч.1 гл.2)

Сцена смерти Мармеладова (ч.2 гл.7)

Встреча с пьяной девушкой (ч.1 гл. 4)

Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1 гл.5)

Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч.5 гл. 2,3)

Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5 гл.5)

Пейзажи:  ч.1гл.1; ч.2гл.2; ч.2 гл.6; ч.4гл.5; ч.4 гл.6

Интерьеры: Каморка Раскольникова (ч.1гл.3);

Комната Мармеладовых (ч.1гл.2, ч.2гл.7)

Описание комнаты Сони (ч.4 гл.4)

                Вопросы

1.К какому роду литературы относится роман Достоевского «Преступление и наказание»?

2.К какому литературному направлению принадлежит роман?

3.Как должно было называться произведение, из которого в конечном итоге вырос роман «Преступление и наказание»?

4.Назовите место действия романа.

5.Чей это портрет : «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он до того был худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»?

6. Студентом какого факультета был Родион Раскольников?

7. – Я так и знал! – бормотал он в смущении, - я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может ис-портить! Кто произносит этот монолог и о чём он говорит?

8.Против кого был направлен «замысел» героя?

9. Определите, чей это портрет: «Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета болного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

10.Чей это портрет: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами…выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней»

11.О ком идёт речь: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшен-ные на пустой берег одни. Он…чувствовал, как много на нём было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…»

12.Какой сюжетный ход в романе приводит к знакомству Раскольникова с Соней Марме-ладовой?

13.Кто из героев романа говорит: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь моно было пойти»?

14.У каждого из героев Достоевского свой «исход» «На земле лежал только что раздавле-нный лошадьми человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье, весь в крови. С лица, с головы текла кровь; лицо было всё избито, ободрано, исковеркано». О ком из героев идёт речь?

15.Кто из героев романа является для автора нравственным идеалом?

16.Кто в романе является олицетворением покорности, смирения, жертвенности?

17.Кому принадлежат комнаты:

        А) «это была большая комната, но чрезвычайно низкая…походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».

        Б) «Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы… туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках»

        В) «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями…»

18.Чей это портрет: «Это был необыкновенно весёлый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этой простотой таилась и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда выбрит, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача. Однажды ночью, в компании, он одним ударом осадил одного блюстителя вершков двенадцати росту»?

19.В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

20.Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагород-нейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

21. С какого момента начинается преступление Раскольникова?

22.Ради чего совершает убийство старухи- процентщицы Раскольников?

23.Что позволяет назвать Лужина «двойником» Раскольникова?

24.В чём суть теории Лужина?

25.Что символизирует последний сон Раскольникова?

26.Как называлась статья Раскольникова, которая была опубликована в №Периодической речи» за полгода до убийства старухи-процентщицы?

27. Что стало тайником , скрывшим «добычу» Раскольникова?

28.Формальным наказанием для Раскольникова стала сибирская каторга. Сколько лет по приговору суда он должен был искупать своё преступление?

29.Назовите место, куда отправилась Соня, чтобы разделить судьбу главного героя?

30.Назовите книгу, которую Раскольников попросил у Сони На каторге.

31.Какой отрывок из Евангелия Раскольников попросил прочитать Соню?

32.В чём выражается обобщённый символический смысл отрывка из Евангелия о воскресении Лазаря?

33.От кого Раскольников слышит такие слова: «…обращусь к вам, милостивый государь мой… с вопросом приватным: много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день…не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши…»?

34.Кого из героев накануне гибели сопровождает стихия тумана, сырости, дождя: «Молочный, густой туман лежал над городом… (он) пошёл по скользкой, грязной деревянной мостовой по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров..»?

35.Назовите героя романа, который так объясняет причины преступления Раскольникова: «..тут не Миколка! Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени-с случай, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь «Освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте…»

36.Укажите термин, которым в литературоведении называют важный элемент композиции, помогающий автору создать эмоциональную атмосферу действия в произведении. (Со слов «С высокого берега открывалась широкая окрестность…» до слов «Раскольников сидел, смотрел неподвижно…».)

37.Укажите термин, обозначающий противопоставление жизненных явлений или состояний (например, жизнь Раскольникова – крепость, острог, конвойные – и тот воллный, свободный мир, который видит герой «с высокого берега»: «кочевые юрты»,

«облитая солнцем степь» и т.д.).

38.Назовите средство создания Сони, строящееся на описании её внешности: «На ней был её бедный, страрый бурнус и зелёный платок. Лицо её ещё носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему…»

39.О перемене, произошедшей в героях, Ф.М.Достоевский пишет: «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновлённого будущего, полного воскресения в новую жизнь». Укажите название средства художественной изобразительности, использованного в этом описании.

40.Как называются развёрнутые высказывания, передающие мысли героя?

41.Укажите название термина, которым в литературоведении обозначают изображение внешности героя?

42.Как называются художественные определения, которые использует Достоевский, изображая внешность героя: «прекрасные глаза», «тонок и строен»?

43.Как называется этот элемент сюжета литературного произведения: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешительности, отправился к К-ну мосту.»?

44.Кто из персонажей романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?

45.Достоин ли, по мнению автора, чиновник Мармеладов сострадания?

46.В чём причины самоубийства Свидригайлова?

47.В чём противоречия теории Раскольникова?

48.В чём заключалось наказание Раскольникова?

49.Раскаялся ли Раскольников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.С.Пушкин.

Подборка заданий по творчеству А.С.Пушкина....

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лермонтов.

Подборка заданий по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Урок литературы "В Петербурге Достоевского"

урок- формирование у учащихся представления  об особенностях  авторских приемов Ф.М. Достоевского в создании образа Петербурга; обучение анализу текста художественного произведения и си...

Презентация к уроку литературы "Ф.М. Достоевский. По страницам жизни и творчества"

Презентация сопровождает лекцию учителя на первом уроке по творчеству Ф. Достоевского в 10 классе. На слайдах представлены важные периоды биографии писателя и его творческого пути....

Конспект урока литературы "Ф.М. Достоевский "Белые ночи""

Крнспект предназначен для учащихся 9 классов...

Технологическая карта урока литературы "Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь"

Технологическая карта построена с использованием технологий:  проблемно-диалогического обучения (элементы), ИКТ, «Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета, формирующего чел...