Готовимся к ЕГЭ по литературе . И.С.Тургенев
тест по литературе на тему

Жукова Марина Юрьевна

Подборка заданий по творчеству И.С.Тургенева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turgenev.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Все произведения Тургенева явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев жил в эпоху очень бурную, наполненную выдающимися историческими событиями. Когда Тургеневу было 7 лет – восстание декабристов, 30 лет – французская революция1848 г., 43 – отмена крепостного права. Тургенев был свидетелем расправы Франции над Парижской коммуной. Умер в год образования 1-ой марксиситской группы в России. Тургенев вошёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой «лишних людей», демократов-разночинцев, темой русской женщины. Его по праву назы-вают певцом русской природы и русской женщины. Тургеневская девушка очень женст-венна, обладает большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требова-тельностью к себе и другим. Полный веры в русский народ, Тургенев показал его одарённость, душевную красоту.

Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенев много сделал для развития этого жанра.

- Тургенев – мастер лирической прозы. Его повествовательный стиль отличается особой эмоциональностью. Т. в основном писал о русской интеллигенции, о людях тонких чувств, возвышенных порывов души. На страницах его произведений много любви, поэти-ческих картин природы, музыки.

- Слияние взволнованного лиризма с эпической глубиной объяснения. Движение его лю-бовно-психологических сюжетов предопределяется не только психологией и мировоззре-нием героев, но и историей.

- В центре романов стоит острый драматический конфликт. Центральный герой – человек передовых взглядов – вторгается в консервативную идейно чуждую ему среду.

- У Тургенева был дар предвидения. Многие характеры, новые проблемы Т. нарисовал впервые. Он создал образ русского западника РУДИНА (роман «Рудин», 1856), образ славянофила ЛАВРЕЦКОГО (роман Дворянское гнездо», 1858), образ разночинца ИНСАРОВА («Накануне», 1860), образ революционера-демократа БАЗАРОВА («Отцы и дети», 1862).Создал роман о жизни русской эмиграции за границей («Дым») (почти половину жизни провёл за границей, всю жизнь любил французскую певицу Полину Виардо-Гарсиа, которая была замужем) роман о народниках («Новь»)

- Т. испытывал своих героев природой, любовью, для того чтобы выразить глубокие обще-философские мысли о человеке и жизни

- Романы по своему характеру близки к повести: небольшие по объёму, повествуют о небольшом промежутке времени, в центре судьба одного героя.

                «Записки охотника»(1847-1852)

Почти все рассказы цикла написаны за границей, но все – о России и на самую животре-пещущую тогда тему – о крестьянах. («Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага, чтобы из самой дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел опреде-лённый образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибаловская клятва», Тургенев)

Весной 1852 года Тургенев арестован и сослан в село Спасское. Повод – некролог Тургенева на смерть Гоголя, причина – «Записки охотника»

Рассказы цикла «Записки охотника»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цикл – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тема-тическому, идейному принципу или общности персонажей.

«Записки охотника» - цикл:

- закреплённое за каждым рассказом определённое место;

- общность героев: все рассказы объединяет собой рассказчик;

- тематическое и идейное единство рассказов – все рассказы о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников;

- композиция рассказов(небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов мы не встретим: читателю предоставляется право самостоятельно сделать выводы)

        Собранные в одну книгу, рассказы особо резко выставили на всеобщее обозрение жестокость, эгоизм, самодурство, бездушие помещиков, их полное пренебрежение к человеческому достоинству крепостного крестьянина. Антикрепостническое содержание «З.О.» можно видеть и в утверждении духовного, нравственного величия русского кресть-янина. Высокие душевные качества, чувство собственного достоинства, ум, любознатель-ность, трудолюбие – вот те черты русского народа, которыми не устаёт любоваться и вос-хищаться Тургенев. Но Т. видел в крестьянской среде не только талантливые и свободо-любивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно иска-леченных и развращённых, перенявших привычки и понятия своих господ.

                Роман «Отцы и дети» (1862)

Роман появился в переломную эпоху для России: кризис помещичьего хозяйства, обострение классовой борьбы, споры и толки вокруг готовящейся реформы. В. это время происходила не просто смена одного поколения другим. Уходило безвозвратно влияние дворянства на жизнь общества.(«Вся моя повесть направлена против дворянства как пе-редового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сла-бость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, что-бы доказать их несостоятельность». Тургенев)

Тургенев в романе применяет точную датировку. Действие в «Отцах и детях» начинается

_______________ и завершается _____________________.(Автору нужно было дать конк-ретное представление об исторической обстановке, что позволяло сразу же ввести читате-ля в определённый момент жизни)

Смысл названия романа. Тургенева интересует философская проблема смены ста-рого новым. Уже в заглавии Т. заявил вечную тему, вечную проблему, которая решается не только вне времени, но и в конкретных исторических условиях. В этом и актуальность произведения, неослабевающий интерес к нему, стремление искать параллели с действи-тельностью.

Прототипы Главного героя Базарова – Добролюбов- литературный критик, Павлов И.В. – врач, литератор, Преображенский Н.С., приятель Добролюбова; один провинци-альный врач.

        Композиция романа.

Герои

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» (1882)                

Вопросы.

1.Назовите первый напечатанный Тургеневым очерк из серии «Записки охотника».

2.Какой лесник пожалел бедного крестьянина, рубившего барский лес, и отпустил его?

3.В каком произведении Тургенев особенно ярко отобразил черты своей матери-поме-щицы?

4.О км так пишет Тургенев: его «привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником»?

5.Чьей памяти посвятил Тургенев свой роман «Отцы и дети»?

6.Назовите фамилию известного критика и публициста, ставшего одним из прототипов Базарова.

7.С каким эпическим жанром сближаются романы Тургенева по таким признакам, как концентрированность содержания, сосредоточенность действия вокруг одного героя, предельная сжатость событий по времени?

8.Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И.С.Тургеневым картины мира?

9.К какому роду литературы относятся произведения Тургенева?

10.Назовите имение, в котором разворачиваются основные события романа.

11. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель – потому, что она всё-таки стоит в преддверии будущего…». О ком из героев говорит Тургенев?

12.Как называлось направление философской мысли, приверженцем которого был Евгений Базаров?

13.Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.

14.Как называется острое столкновение идей и характеров, изображённое Тургеневым в романе?

15.Назовите имя друга Базарова, впоследствии не разделившего убеждений своего идейного наставника.

16.И.С.Тургенев признавался, что разделяет почти все взгляды Базарова (на роль дворян-ства, аристократии; на нигилизм; на русский народ) Работая над романом, Т.вёл дневник от лица своего героя. По какому из вопросов, обсуждаемых на страницах романа, мнение Т. не совпадало с мнением Базарова?

17.Базаров ко всему относится с критической точки зрения. Как называют себя люди подобного типа в романе «Отцы и дети»?

18.Что значит «нигилизм»?

19.Какой художественный приём использует Тургенев при описании взаимоотношений Базарова и П.П.Кирсанова?

20.Что явилось причиной дуэли Базарова и П.П.Кирсанова в романе «Отцы и дети»?

21.Какой художественный приём использует Тургенев для описания П.П.Кирсанова в сцене дуэли с Базаровым?

22.Как сложилась судьба Аркадия после смерти Базарова?

23.Какому герою романа «Отцы и дети» соответствует характеристика: человек мягкий, добрый, неуверенный в себе, любящий музыку и поэзию?

24.О каком герое романа «Отцы и дети» автор пишет: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя»?

25.Что изображено на кольце, подаренном П.П.Кирсановым княгине Р.?

26.Какой герой романа с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал»?

27.Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами?

28.Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, больши-ми зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»)

29.Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создаёт художественный образ («обнажённая красная рука», «высокий лоб»)?

30.Какой разновидностью описания в художественном произведении воспользовался Тургенев для изображения картины природы?

31.Описывая природу, Тургенев изображает её как живое существо:ветер замер, солне-чные лучи забрались в рощу. Укажите название приёма художественного изображения, состоящего в том, что неодушевлённые предметы, явления природы наделяются челове-ческими способностями и свойствами.

32.Какое средство художественной выразительности, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, использовано автором в следующем описании: «…листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарёй»?

33.Писатели воспроизводят мысли и переживания своих героев. Как называется развёр-нутое высказывание героя, мысленно обращённое к самому себе?

34.Укажите название изобразительно-выразительного средства, которым Тургенев вос-ользовался при описании заброшенного кладбища: «каменные плиты все сдвинуты, сло-вно кто их подталкивает снизу».

35. Как называется средство художественной выразительности, использованное  Тур-геневым: «два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень»?

36.Укажите термин, которым в литературе называется художественный приём, позво-ливший автору создать образ одушевлённой, живущей собственной жизнью природы:

«цветы…безмятежно глядят…невинными глазами», «немой камень» и др.

37.Как называется приём, усиливающий эмоциональное звучание текста: «Неужели их  молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесиль-на?»?

38.Как называется изобразительное средство, которое представляет собой цепь понятий или определений с постепенным нарастанием значимости: «…страстное, грешное, бунтующее сердце»?

39.Как в литературоведении называется приём, заключающийся в прямом воспроизве-дении мыслей и переживаний персонажа(«Он нас увидел сегодня, - думал он…»)

40.Какой художественный приём использует Тургенев для изображения состояния Фенечки: «Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке»

41.Как называется одна из форм иносказания, в которой конкретный образ используется для выражения отвлечённого понятия или состояния (сон Базарова: образы «кошечки», «леса»)?

42.В своей речи Базаров употребляет словосочетания: «Фу ты, чёрт», «Экую комедию отломали» и др., стремясь подчеркнуть демократизм своего происхождения. Как называ-ется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Базарова?

43.Как называется средство художественной изобразительности, использованное Тургене-вым при описании Павла Петровича («леденящая вежливость»)?

44.Чей портрет:

        А) «…боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль».

        Б) «…барин лет 40 с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорб-ленного…»

        В) «…человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низень-кий галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет 45: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро…»

        Г) «…Это была молодая женщина лет23, вся беленькая и мягкая, с тёмными воло-сами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах»

        Д) «…человек небольшого роста, в славянофильской венгерке… Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица…»

        Е) «На кожаном диване полулежала дама, ещё молодая, белокурая, несколько рас-трёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротень-ких руках, с кружевной косынкой на голове…»

        Ё) «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в чёрном платье, оста-новившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падпли с блестящих волос на пока-тые плечи лёгкие ветки фуксий…»

        Ж) «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами. Она держала в руках корзину, напо-лненную цветами…»

        З) «…высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца».

        И) «…кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке».

45.Кто…

        А) «…жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вмес-те, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»?

        Б) …влюбившись в женщину с загадочным взглядом, десять лет прожил «бесцвет-но, бесплодно и быстро», постепенно состарился, остался холостым и стал жить в деревне, «всю жизнь свою устроил на английский вкус»?

        В)…утверждал, что «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… небольшие изменения ничего не значат»?

Г) …назвала Базарова хищным, а Аркадия Кирсанова ручным?

Д)…пресмыкался перед своей женой только потому, что она была урождённая княжна Дурдолеосова?

46.Назовите автора и название критической статьи о романе «Отцы и дети».

47.Проходят ли герои Тургенева испытание любовью?

48.Выдержал ли герой столкновение с реальной жизнью? По роману «Отцы и дети»

49.Как раскрывается тема дружбы в романе «Отцы и дети»?

50.Как раскрывается тема любви?

51.Нужен ли России Базаров?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе И.С.Тургенев

Презентация по литературе И.С.Тургенев...

Презентация к уроку литературы "И.С.Тургенев"

Презентация к уроку  литературы, посвящённому изучению биографии И.С.Тургенева....

Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».

Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева...

урок литературы И.С.Тургенев "Бирюк"

Урок – мастерская.Основная идея этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс к познанию, позволяет шаг за шагом учиться самостоятельно...

Презентация к уроку по литературе"И.С.Тургенев "Му-му".

Соответствует разработке урока на сайте...

Презентация к уроку литературы И.С.Тургенев "Бежин луг" 6 класс

Презентация поможет учителю в изучении произведения "Бежин луг" И.С.Тургенева....