Материалы к уроку литературы
статья по литературе (8 класс) на тему

Шишкина Валентина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_agiograficheskogo_istochnika.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п. Возрождение»

Хвалынского района Саратовской области

Учитель русского языка и литературы Шишкина В. А

Исследование агиографического источника

 «Житие Сергия Радонежского»

(фрагмент урока литературы в 8 классе)

Цель: воспитание любви к Родине, бережного отношения к слову, знание жития, исторических фактов.

1. Работа со словарём:

- Что обозначает слово житие?

 Житие буквально соответствует греческому слову биос - жизнь.

Этим термином стали обозначать жанр жизнеописания святых.

2.Чтобы обобщить знания о жанре жития, вам было предложено самим придумать вопросы.

Примерные вопросы:

- Для чего писали жития?

- От какого лица обычно велось повествование?

- Что представляла собой композиция жития?

3.Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из самых почитаемых на Руси святых - Сергии Радонежском.

-Какую цель мы поставим перед собой?

(Собрать самое ценное:  слова, раскрывающие образ Сергия.)

-Будущий подвижник преподобный Сергий родился в первой половине XIV века (1314 или 1322).Согласно житию, младенец был наречён Варфоломеем. Сведения о жизни Сергия содержатся в его житии .Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417- 1418 г. В середине XV века труд Епифания был отредактирован другим известным книжником - Пахомием Сербом (Логофетом). На основе жития написаны такие замечательные книги: роман Балашова “Похвала Сергию”, очерк Зайцева, повесть историка Борисова.

До наших дней сохранился выполненный в первой четверти XV века шитый покров с изображением Сергия. Полагают, что он передаёт реальные особенности радонежского игумена.

4.Учащиеся описывают репродукцию с покровом.

Впечатления и открытия. Делимся, обсуждаем, собираем.

5.У историка Н. С. Борисова есть интереснейшая мысль: жизненный путь “великого старца” выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем, он никогда не брал в руки меч – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

6.Чтение жития с остановками.

Диалог:

- С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни святого?

- Какие родители были у Сергия?

- Какие знамения убеждали родителей в богоизбранности их сына?

- Как вы думаете, неужели святым легче было исполнять Божию волю?

- Нет. Обоснование.

- Да. Обоснование.

- В своей жизни Сергий сталкивался с теми же трудностями, что и мы.

-Что значит: “икона с житием”?

-Посмотрите внимательно на житие в картинках, скажите, какие события, известные из текста, мы находим на иконе?

-Давайте каждый из вас защитит своё маленькое произведение- картинку, нарисованную дома, расскажет об изображённом событии.

7.Учитель рассказывает о репродукции Нестерова “Видение отроку Варфоломею”.

У Варфоломея была мечта: он хотел уйти в монастырь. Его решение уйти в лесную пустыню не было отчаянием или бегством от мира. Это был самостоятельный шаг к утраченной свободе.

8.Путешествие по галерее рисунков.

Рисунки о жизни святого в лесу.

Особенностью жития является свершение чудес святым.

Рисунки о чудесах.

Какой факт из жизни святого говорит о его прозорливости?

Рисунки о видениях святому.

Видения сбывались. Видение о птицах. – Превращение монастыря в Троице-Сергиеву лавру.

Стремление Сергия во всём следовать Иисусу заставляло пойти его в мир с проповедью любви. Ходил с призывами к миру в Нижний Новгород, Ростов, Тверь; к Олегу Рязанскому.

Он всегда выступал от Москвы, а значит от России.

Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция.

9.Индивидуальные задания .Рассказ учащихся о Куликовской битве

Победа на Куликовом поле была одержана в день Рождества Богородицы.

10.Чтение фрагмента о чудесном явлении Богородицы Сергию.

Икона “Явление Богоматери Сергию”. Икона стала святыней русской армии.

11.Разрешение проблем урока. Находки учащихся: слова-образы (монах, миротворец, патриот, преподобный… )

-Чему учит житие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Материалы к урокам литературы.

Мои разработки, методические материалы, презентации....

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Материалы к уроку литературы в 5 классе по произведению А. Погорельского "Черная курица"

Материалы включают модули по произведению практического и контрольного характера и кроссворд....

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения

На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...