разработка открытого урока
материал по литературе по теме

Монгуш Елена Викторовна

О реализации культурологического подхода на уроках русского языка и литературы в национальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenica_-_prazdnik_vesny.docx28.17 КБ
Microsoft Office document icon npk_russkiy_yazyk_mongush.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русской литературе в 5 классе

(урок-путешествие)

Тема урока: «Масленица – праздник весны»

Цели:

- познакомить детей с понятием «народные календарные праздники», вызвать у детей интерес к народным праздникам; формировать представление об этических нормах;

- развивать взаимосвязано воображение, фантазию, художественное восприятие, образную память, познавательный интерес, активность, коммуникативные навыки, обогатить речь учащихся новыми понятиями;

- воспитывать толерантность по отношению к другим культурам, чувство прекрасного.

Оборудование: компьютер, проектор, «волшебная» палочка, музыка, репродукция картины Б.М.Кустодиева «Масленица», рисунки с изображением чучела Масленицы, стол, накрытый скатертью, самовар с баранками, блины.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Отчет дежурного.
  1. Работа по теме урока.

- У нас сегодня урок развития речи. Тема нашего урока «Масленица – праздник весны». Мы будем говорить не только о Масленице, но и о других больших праздниках русского и тувинского народов.

Для начала поработаем над новыми словами.

  1. Словарная работа. (Слайд.)

Армяк – верхняя долгополая одежда из домашнего сукна; носили в прошлом русские крестьяне.

Балаган – театральное зрелище, преимущественно комического характера на ярмарках и народных гуляниях.

Великий пост – период (7 недель перед Пасхой), в течение которого верующие христиане воздерживаются от мясной и молочной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак.

Пасха — древнейший и главный христианский праздник. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа.

Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямско́й охо́тник) — кучер на государственной службе, выполнявший ямскую повинность, установленную в Московском государстве в XVII веке для почтовых перевозок...

Дуга – круто изогнутая деревянная часть упряжки.

Календарные праздники – распределение по времени (дням, месяцам) праздников.

 - Вы закончили изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Здесь автор со своими героями смеется над человеческими слабостями и пороками (жадностью, обжорством, пьянством, упрямством), связанными с определенными традициями, обычаями и обрядами.

Очень важное место в жизни народа занимали календарные праздники, которыми отмечался приход весны, наступление осени, начало зимнего солнцеворота (когда день начинал постепенно удлиняться). Каждому времени года были посвящены свои праздники: святки (наступление нового года), масленица (встреча весны), праздник Ивана Купалы (вершина лета), Кострома (проводы лета). Праздники сопровождались календарными обрядовыми песнями.

При чтении повести «Ночь перед Рождеством» вы уже узнали про обряд «колядование». А песен-колядок вы не слышали. Я предлагаю вам интересное путешествие во времени. Сейчас я возьму волшебную палочку и попрошу ее перенести нас на празднование Рождества. Приготовились! Раз! Два! Три! Палочка, неси!  (Звучит космическая музыка.)

  1. «Ряженые» (1-я группа).

Слышен стук в дверь, голоса: «Пришла Коляда, отворяй ворота!».

Хозяйка: Ну, вот и гости пожаловали! (Открывает дверь.)

Стоя у входа ряженые поют коляду. (Девочки и мальчики в масках.)

1-я,3-я, 5-я девочки: Пошла Коляда из конца в конец!

2-я, 4-я, 6-я: Ай да, Коляда, Колядица моя!

1-я,3-я, 5-я:  Зашла Коляда к Марье во двор!

2-я, 4-я, 6-я: Ай да, Коляда, Колядица моя!

1-я,3-я, 5-я: Марьюшка, давайте нам холодец!

2-я, 4-я, 6-я: Ай да, Коляда, Колядица моя!

1-я,3-я, 5-я: Пришла, Коляда, отворяй ворота!

2-я, 4-я, 6-я: Ай да, Коляда, Колядица моя!

1-я: Эй, хозяева, слезайте с печки!

2-я: Зажигайте свечки!

3-я: Открывайте сундучок!

4-я: Вынимайте пятачок!

5-я: Да скорее, нам славить некогда.

6-я: Озябли!

Хозяйка: У нас денежек нема, опустели погреба!

Девочки: Пряники, орешки…

Мальчики: Съели, сладкоежки!

Хозяйка: Вот вам угощенье. (Положить в мешок пряники, печенье.) До свидания! До новых встреч!

(Уходят.)

- А есть ли подобный праздник у тувинского народа? (Ответы детей.)

  1. Сообщение о Шагаа. (Выступление подготовленного ученика.)

Этот традиционный праздник проводов старого года и встречи весны тувинцы называют Шагаа, в Монголии – Сагаа, что означает «белый праздник» (Цагаан-ай – месяц белой луны).  Как и у всякого народа, здесь тоже есть свои обычаи и обряды. Например, в первый день нового года хозяин должен разжечь огонь в очаге. Хозяйка в юрте варит чай с молоком, наливает его в берестяную посуду и с молитвой окропляет в первую очередь огонь, затем стены юрты и совершает жертвоприношение чаем солнцу, небу, земле. Хозяин разводит жертвенный огонь на плоском камне, находящемся к югу от юрты. При этом произносились слова благопожеланий, выражающие чаяния народа.

- Предлагаю вам еще одно приключение на празднование Шагаа. Приготовились! Раз! Два! Три! Палочка, неси!  (Космическая музыка.) Послушайте, ребята, как звучали благопожелания животноводов. (Звучит хоомей.)

4. Благопожелания. (Выступление подготовленного ученика.)

 - Встречают Шагаа испокон века сытостью и довольством. Ведь он знаменует праздник хозяйского изобилия. Чем богаче Шагаа отпразднуете, тем богаче год будет.

В дни Шагаа араты приглашали и угощали друг друга. Сначала в юрте угощали пожилых людей. Затем по очереди приглашают родственников, соседей, знакомых. Такое пиршество продолжалось три дня.

- Год какого животного мы нынче встретили по восточному календарю? (Год мыши.) Давайте, ребята, встанем и разомнемся. Вспомним нашу физминутку про мышку.

5. Физминутка.

- С празднованием Шагаа в Туве встречали весну. А знаете ли вы, каким календарным праздником русский народ встречает весну? (Масленицей.) Про праздник Масленицы нам подготовила сообщение Сендажи Роланда.

7. Сообщение о Масленице. (Выступление подготовленного ученика.)

Масленица – очень древний русский праздник, посвященный проводам зимы и приходу весны; один из самых любимых в народе веселых праздников, который длится целую неделю. Считалось, что чем обильнее угощенье, тем богаче окажется весь год. В народе Масленицу называют честной, а по разгульности – широкой.

Россию можно назвать зимней страной. Здесь много холодных месяцев. Поэтому проводы зимы всегда праздник. Люди забывали про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль.

Главную роль в Масленице играли блины, которые раньше пекли всю неделю, люди веселились от души.

В последний день празднования «Сударыню-Масленицу»  взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней и везли Масленицу по зимним улицам. За околицей торжественно сжигали чучело: уничтожали символ зимы.

Вот какой это веселый и интересный русский праздник! А сейчас я хочу показать вам репродукцию картины известного художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица». Он любил этот праздник и часто наблюдал, как в русских городах отмечали его.

8. Работа по картине Б.М.Кустодиева «Масленица». (Слайд.)

(Показывается  репродукция картины. «Масленица». Звучит отрывок из пьесы «Февраль. Масленица» П.И.Чайковского.)

- Внимательно рассмотрите картину, полюбуйтесь мастерством и талантом художника.

(Дать детям 2-3 минуты; выключить музыку.)

- Я опять обращаюсь за помощью к волшебной палочке и попрошу ее перенести нас в эту картину, вот сюда, на возвышенность, откуда все видно. (Показать место, куда попадут дети.) Приготовились, закрыли глаза! Раз! Два! Три! Палочка, неси!  (Космическая музыка.)

Открыли глаза! Вот мы и очутились здесь. (Показать место на картине.) Ах, какая красота! Какое чудо! Волшебный, яркий морозный день! Ух, как холодно! Поскрипывает под ногами! Слышите? А деревья в сказочном инее. А снегу, снегу сколько! Кругом пышные, переливающиеся огоньками снежные сугробы. Посмотрите и расскажите, как же развлекаются люди? (Ответы детей.)

- Катаются на лошадях - по снежным сугробам мчатся сани. Расписные дуги, бородатые ямщики в синих армяках. А слева мальчишки катаются на санках, играют в снежки – кипит снежный бой. Что мы видим справа? (Ответы детей.) Группа парней и девушек сидит на стволе дерева и под гармошку поет песню.

- Что происходит под горой? (Ответы детей.) Народ смотрит представление в балаганах, катается на карусели, толпится у торговых ларьков. А еще дальше у городских торговых рядов – стоянка лихачей и отъезжающих от них саней, набирающих скорость.

По всему горизонту раскинулся целый город. Расскажите, какой он? (Ответы детей.) Многочисленные, тянущиеся вверх колокольни, разного цвета церкви, деревянные дома и каменные особняки со столбами дыма. И все это под холодным зеленоватым небом с розоватыми и светло-желтыми переливами облаков, со стаями птиц, вспугнутыми колокольным звоном.

  Послушайте, что вы слышите? (Ответы детей.) Да, праздничный колокольный звон, гомон птиц, смех и хохот людей, крики мальчишек, звуки гармошки, ржание лошадей, выкрики погоняющих их возниц, мелодичное позвякивание колокольчиков под дугами, скрип полозьев саней, хруст снега, отдаленный гул толпы людей.

   А сейчас понюхайте зимний воздух. Чем он пахнет? (Ответы детей.) Морозной свежестью, дымком из труб, к нам доносится аромат выпекающихся блинов и другой вкуснятины. Ведь Масленицу, так же как и Шагаа,  испокон века встречают сытостью и довольством. Ведь он знаменует праздник хозяйского изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете, тем богаче год будет.

  Как много вы увидели и услышали! Какое интересное путешествие совершили. А теперь давайте вернемся опять в класс. Все закрыли глаза. Приготовились! Раз! Два! Три! Палочка, неси!  (Космическая музыка.) Ну вот, мы опять в классе.

  1. Итог урока.
  1. О каких праздниках мы говорили сегодня на уроке?
  2. Что общего вы отметили в этих праздниках?

(Рождество и Шагаа объединяет празднование Нового года, Шагаа и Масленицу – встреча весны, и все три праздника должны встречать обильным угощением, должны угощать гостей, ведь чем обильнее угощенье, тем обильнее будет год. И во всех трех праздниках звучат благопожелания в адрес хозяев.)

  1. Как вы думаете, почему мы сегодня говорили о календарных праздниках русского и тувинского народов? (Так как мы живем в многонациональной стране, мы должны уважать праздники, обычаи и обряды других народов.) А сейчас , ребята, отгадайте загадки о зиме и весне и Масленице:
  1. Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Блины.)
  2. Прилетела пава, села на лаву,

Распустила перья для всякого зелья. (Весна.)

  1. Была белая да седая, пришла зеленая, молодая. (Зима и весна.)
  2. Что корнем вверх растет? (Сосулька.)
  3. Старый ед, ему сто лет. Намостил всю реку,

А пришла молода – весь мост размела. (Мороз и весна.)

  1. Белая морковка зимой растет ловко. (Сосулька.)
  2. Расколи лед – возьмешь серебро.

Разрежь серебро – возьмешь золото. (Яйцо.)

Домашнее задание (на выбор): написать сочинение, сочинить стихи,  нарисовать рисунок о Масленице.

Оценки за урок.

  1. Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы!

Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь.

За все твои дела и муки

Тебе спасибо скажут внуки,

Тебе спасибо скажет Русь.

Пусть всех весенний ветер дразнит,

Нам жить без праздников нельзя.

Не уходи из сердца, праздник,

До новых праздников, друзья!

Фонограмма песни “Калинка”. Угощение  гостей блинами.



Предварительный просмотр:

Монгуш Е.В.(МОУ СОШ №2 г.Турана)

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности. Часть проблем «культуросообразного» преподавания гуманитарных предметов уже решается в ходе освоения учащимися разных способов мыслительной и речевой деятельности, приобретения опыта и навыков коммуникативно целесообразного поведения, развития рефлексивного сознания, культуры чувств, эмоций, умственного труда, создания и поддержания в учебном заведении культурной среды, и не в последнюю очередь — при условии изучения языка как «кода культуры», а это уже не только специально-методическая, но и общепедагогическая задача

В основе современных «культуросообразных» образовательных концепций и культурологических подходов к преподаванию лежит осознание неразрывности связей в триаде язык — культура — общество, новый взгляд на роль социума в становлении языковой личности.

Особое место в этом процессе должно быть, без сомнения, отведено родному и русскому языку. Родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании в культуру.

Отражая в концентрированном виде духовную жизнь человечества, язык является сильнейшим средством воспитания; усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем (изучая самое естественное и привычное — язык!) приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, т. е. социализуется. В этом и заключается актуальность данной темы.

В связи с этими идеями значительно изменяется преподавание предмета «Русский язык» в национальной школе. Изменяется, разумеется, и вне зависимости от вышеназванных общепедагогических установок: расширяются содержательные рамки предмета, претерпевают изменения организационные и методические основы урока, но в большей степени — в непосредственной зависимости от утверждающегося культурологического подхода: происходит перегруппировка целей и задач, на первый план выходят задачи развития и воспитания учащихся, выдвигается требование формирования помимо лингвистической и коммуникативной еще и культуроведческой компетенции.

Культурологический подход в преподавании русского языка

 Приемы и методы реализации задач культурологического образования на уроке русского языка

Методика уроков, первой и главной целью которых становится формирование культуроведческой компетенции, пока только складывается, поэтому чаще бывает представлена в виде отдельных уроков или их фрагментов.

Одним из приемов работы, позволяющим реализовать цели формирования культуроведческой компетенции, является сопоставительный анализ пословиц и поговорок русского и тувинского народов. Учащиеся находят из различных источников пословицы, поговорки, легенды, классифицируют, анализируют их по темам. Эффективность подобных упражнений не всеми словесниками оценена по достоинству, а между тем обращение к подобной работе неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует формированию культуроведческой компетенции. Эти межъязыковые сопоставления обусловливает значимость и актуальность на уроках по изучению УНТ, а именно русско-тувинских сопоставлений: фонетических, лексических, грамматических. Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является русский язык. Урок русского языка таит в себе неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего отечества.

Главное — заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам.

«Что посеешь, то и пожнешь!» — гласит народная мудрость. Как важно засеять поле в срок добротными семенами, а учителям в школе — заронить в души воспитанников добрые зерна эстетического сознания.

Задачи социо- и этнокультурного образования и воспитания могут быть решены за счет широкого и многоаспектного использования на разных этапах обучения на всех уроках — и на уроках русского языка, естественно, в первую очередь, — лексических, лексикографических, этимологических данных, в том числе краеведческого характера, анализа текстов, отражающих особенности национального мышления, общественного и речевого поведения и тувинского менталитета в целом. Этот аспект изучения русского языка активно разрабатывается в настоящее время этнофилологией и этнокультурологией.

Формирование чувства сопричастности к историческому прошлому края, Родины, природе.

Содержание многих текстов учебника русского языка, литературы позволяет формировать такие нравственные качества ребенка, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому края.

Дети младшего школьного возраста особо остро ощущают свою связь с природой, и потому важно донести до ребят мысль об их единстве с окружающей средой, ответственности за нее.

Есть и еще одно средство в работе учителя-словесника, позволяющее вводить информацию культуроведческого характера, — обращение к проблематике русского, тувинского речевого этикета.

Огромная ответственность возлагается на учителя-словесника, который обязан показать эти ориентиры, помочь учащимся в формировании эстетического вкуса (художественного, литературного, музыкального), теснейшим образом связанного с мировоззрением, моральными принципами, жизненными интересами, эстетическими идеалами личности. Главная суть развития чувства прекрасного состоит в том, что учитель-словесник должен попытаться пробудить ум ученика, приучив его наблюдать и делать выводы. И одно из средств для достижения этого - работа с текстами художественных произведений, которая должна еще и открыть творческое начало в неопытной душе ребенка, то есть помочь привить ему стремление к творческому созиданию посредством приобщения к искусству.

Чтобы соединить все составляющие школьного образования, существует много путей. Один из них - знакомство с миром, национальной культурой посредством анализа художественных текстов, наблюдения над языком великих произведений. Русский язык - неисчерпаемое богатство, никогда не оскудевающее.

Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.

Таким образом, крайне необходимо следующее:

а) формировать заявленную современными образовательными стандартами культуроведческую компетенцию школьников;

б) развивать языковую личность обучаемого;

в) осуществлять интеграцию в преподавании школьных дисциплин, что особенно важно с точки зрения рассматриваемой проблемы;

г) реализовать на практике культурологический подход к преподаванию русского языка.


Литература

Будуп Б. К. Пословицы и поговорки тувинского народа. Кызыл – 2010, 124с.

Даль В. И. Пословицы русского народа. Москва, Русский язык Медиа, 2009, 814с.

Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.,1999.

Карпенко М. А. Культурологическая направленность содержания образования//Педагогика 2000, № 11.

Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001, 464с.

Курбатский Г. Н. Тувинские загадки. Кызыл 2002, 253с.

Крупко С.А. Культурообразный подход в совершенствовании преподавания специальных дисциплин//Педагогический альманах 2002 № 1.

Лебедев В. А. Русский язык как культурно-историческая среда// Русский язык в школе, 2000. № 3.

Левицкий В.В. Приобщение к русской культуре посредством родного языка//Русский язык в школе 1998, № 6.

Семенов В. П. Проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. 1990. №7.

Сомова Т. А. Русский язык и культура// Русский язык в школе, 2001. № 5.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».

- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...