И.С. Тургенев."Senilia". Стихотворение в прозе"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Ушакова Татьяна Владимировна

Урок - анализ стихотворений с использлванием методов  развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.С. Тургенев."Senilia". Стихотворение в прозе"

Цели урока:

  1. обучающая: формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний;
  2. развивающая: учить детей работать с текстом, анализировать его, развитие навыков критического мышления, творческих способностей учащихся, учить мастерству слова;
  3. воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.

Предыдущее домашнее задание: прочитать несколько стихотворений в прозе И.С.Тургенева. Повторить особенности лирики и эпоса, как рода литературы.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. Слайд 1-2.

Сообщение темы урока.

– Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

– А что должны уметь делать?

-С какими произведениями этого автора мы уже знакомились?

(«Муму», «Бежин луг»)

  1. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были подготовить выразительное чтение «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева.

Выразительное чтение стихотворения «Собака».

 Какова тема стихотворения? О чем оно?

Какими чертами обладает прочитанный нами текст?

1.Отсутствие ритма, рифмы и размера.

2. Небольшой объем.

3. Передача мыслей, чувств, эмоций автора.

        Что же перед нами: поэзия или проза?

Автор говорит о равенстве всех живых существ перед законами природы. Ей все равно, что человек, что собака. У всех жизнь одна - и это величайшая ценность. "Не дайте проскользнуть жизни между пальцев", т.е. цените все, что есть в жизни.

Вызов.

– Сборник И. С. Тургенева, в который входит это произведение  называется“Стихотворения в прозе”.

Какой вопрос может возникнуть при взгляде на такое название? (Что такое стихотворения в прозе?) Слайд 3.

Строим “фишбоун”.

– К какому роду литературы, как вы думаете, будет относиться этот жанр?

-Лирика

Подберем термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика(выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой (близок к автору), жанры лирики (стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы (ритм, размер, рифма) Записываем в“фишбоун”.

– Построим определение термина“стихотворение в прозе” –

 небольшое прозаическое произведение, напоминающее лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи. (запись в тетради)

Общие черты стихотворений в прозе. Слайд 4.

  1. Автобиографичность, рассказ от первого лица.
  2. Исповедальность дневниковой записи.
  3. Философские раздумья.
  4. Доверительное общение с читателем.

3. Осмысление.

– Познакомимся с историей создания сборника “Senilia. Стихотворения в прозе”

И. С. Тургенева. Слайд 5.

При чтении воспользуемся технологией ИНСЕРТ. Во время чтения текста выполните пометы на полях: “V” – уже знал(а), “+” – новое, “-” –думал(а) иначе, “?” – не понял, есть вопросы.

“Стихотворения в прозе” были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878—1882годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека…

Первоначально сборник был назван“Посмертные”, потом “Старческое”, издатель М.М.Стасюлевич предлагал название “Зигзаги”. Жанр своих произведений сам писатель определил как“стихотворения без рифмы и размера”.

“Senilia” (“Старческое”), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи(вежливо выражаясь) старика”, – писал Тургенев в одном из писем. За этими строками не стоит ни тени кокетства или ёрничанья; их пишет тяжело больной человек, сознающий свой скорый конец.

– Какая информация была знакома? Что оказалось новым? Что вызвало вопросы?

4. Определение сверхзадачи урока.

– О чем же размышляет писатель в конце жизни?

5. 5. Читаем стихотворение “Милостыня”,используя прием чтения с остановками, и заполняем “Дерево предсказаний”. Слайд 7

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

Кто этот старец? Куда он идет?

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками — и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал…

Что он вспоминал?


Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат — и как он здоровье истратил, а богатство р
оздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени;  

 (КТО это может быть? И что произойдет дальше?)

он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
— Ты все свое богатство роздал, — послышался ровный голос… — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
— Не жалею, — отвечал со вздохом старик, — только вот умираю я теперь.
— И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не отвечал — и задумался.
— Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

Что произойдет дальше?
Старик подошел к нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой — и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба — и сладок показался ему выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Май, 1878

Какова тема стихотворения?

Доброта, сострадание-это проблемы, которые важны только сегодня или всегда? - это вечные проблемы!!!

6. Рефлексия.

– О чем же размышляет Тургенев в конце жизни? (Это размышления о жизни и смерти, одиночестве, о «вечных проблемах»…) Что видит Тургенев опорой жизни человека?

Что нового вы узнали на уроке

Начните свой ответ со слов: «Я узнал на уроке…»

7. Домашнее задание.

Написать свое стихотворение в прозе. Слайд 7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе"

В творческой мастерской. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенев. Открытый урок по литературе....

Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

И.С.Тургенев. "Стихотворение в прозе":"Русский язык", "Два богача", "Воробей"

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь и...

Стихотворения в прозе. И.С. Тургенев

мы продолжаем знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева, оцениваем выразительное    чтение наизусть....

Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"

Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....

Тургенев И.С. Цикл "Senilia". Стихотворения в прозе. Презентация к уроку литературы в 7 классе.

Рабочие материалы к уроку литературы в 7 классе в форме презентации....