Анализ личностно-ориентированного урока
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

Нечаева Людмила Васильевна

Анализ урока литературы в 11 классе "Образ Прекрасной Дамы в лирике Александра Блока" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka_literatury_v_11_klasse_po_teme.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока  литературы в 11 классе по теме:  «Образ Прекрасной Дамы  в  лирике Александра Блока»

1.Тип урока – урок-исследование,

так как характер  заданий, предлагаемый  учащимся,  был исследовательский и творческий.

       Этот урок представляет собой  урок  личностно-ориентированной  направленности.

Основной задачей урока для учителя  являлось создание  условий  для  проявления  познавательной активности учеников, воспитания и  развития  индивидуальных особенностей

Некоторым учащимся  были даны  предварительные задания. Готовили презентации по   двум   темам.  Было  заранее подготовленное сообщение  у учащегося  по теме « Символы».

2.Структура урока:

1.Актуализация знаний

2. Мотивация

3.Создание проблемной ситуации

4. Определение  темы исследования

5.Выдвижение гипотезы

6.Проверка гипотез

7.Интерпритация  полученных знаний

8. Вывод по результатам  исследовательской работы

9. Подведение  итогов

10. Домашнее  задание.

3. Содержание урока

На уроке  бала организована групповая  работа.

На этапе актуализации знаний   был использован приём  мозгового штурма, который  активизировал внимание  всех учащихся. У них была возможность, используя свои  предыдущие знания, строить   прогнозы, самостоятельно  определять цели познавательной деятельности  на уроке. Т.е.у читель   при изучении новой темы опирается  на субъективный опыт  учеников, обобщает его, систематизирует.

Созданная  в виде проблемных вопросов личностно ориентированная  ситуация  себя полностью оправдала. Класс работал активно. Любые ответы  выслушивались доброжелательно; своё мнение высказывали все, кто желал.

 Создание  на уроке ситуации выбора

Учащиеся разбились на группы (философы, литературоведы,  библиографы) по принципу:

«По какому пути  я бы начал  исследование»

Групповая работа привычна  в данном классе, поэтому распределение ролей не вызвало больших затруднений.

В группах ребята  распределили роли. Они сами выбрали  ответственного, который  отвечает за работу всей группы,   оценивает вклад каждого   члена группы.

Работа в группе  требует  от учащихся умения не возвышаться, а прислушиваться  друг к другу, принимать нужную точку зрения. По окончании групповой работы   каждая группа представляла так называемый отчёт  об исследовании.  

Важно, что  работа  в группах не была обособленной.  Слушая выступление  одной группы, ребята из  второй и третьей группы  могли  слушать, спорить, отстаивать свою точку зрения, дополнять выступления.

Исследовательская работа  в течение урока   вылилась ещё и  в индивидуально-творческую, когда  2 группы  подготовили  презентации  по  своим темам и продемонстрировали их, используя  мультимедийный проектор.

Индивидуально-творческая работа , я считаю,  обязательный элемент  личностно ориентированного урока . Она позволяет каждому выразить своё отношение  к проблеме.

Задания на  дом – разноуровневые: от  выразительного чтения стихотворений  до сопоставительного анализа  двух произведений и творческой письменной работы.

Для решения  проблемы использовались различные творческие задания, выполнение которых помогало проникнуть в художественный мир поэта, его лирического героя .

В основе  организации  деятельности  лежали диалоговые, монологовые и полилоговые  методы, сотрудничество, сотворчество: работа  в группах, обсуждение результатов групповой работы,  подведение итогов  работы,  формирование  учащимися самостоятельных выводов  в индивидуальной творческой работе.

Урок можно назвать личностно ориентированным и потому, что  ученики пришли к единому мнению в ходе  исследовательской работы:  «Стихи  о Прекрасной Даме»-это лирический дневник  Александра Блока, в котором нашли  отражение  его личная жизнь, его любовь к невесте, а в последствии и жене, но дневник этот прошёл сквозь призму философских влияний идей Вечной женственности, Красоты и Гармонии,идеологом которых был В.Соловьёв.

Диалог между учениками  и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера  сотрудничества. Ученики видели, что учителю  тоже интересно знать ответы на вопросы, возникшие   в начале урока и послужившие  мотивацией к исследовательской работе, поэтому  все высказывания  были искренними.

На протяжении  всего урока учителю  оказывалась  психологическая поддержка со стороны  учащихся. Они подхватывали незаконченную мысль учителя, быстро улавливали суть вопроса, понимали взгляды и жесты.

В процессе  работы на уроке учащиеся  овладевали   различными способами личностного развития: умением общаться, умением ставить перед собой  задачи и добиваться их осуществления; умением  сотрудничества и взаимопомощи; умением самопознания, рефлексии.

4.Технология обучения

 Учитель применил   на этапе  активизации знаний  метод мозгового штурма, который позволил  всем  учащимся  быстро включиться в работу на уроке и  предоставил учителю общую картину готовности  к уроку учащихся.

Учитель использовал   на уроке  мультимедийный проектор. Было  подготовлено электронное  приложение  к уроку.

5.Организация  сотрудничества, совместной  творческой деятельности

Оценивание  работы учащихся на уроке   проводилось как учителем, так и  учениками.  Ответственные в группах называли тех, кто  работал лучше всех, подводили итог групповой  работы   и  долю участия каждого в этой работе. При выставлении оценки учитывалась  не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа и выполненного задания.

Этап  рефлексии показал, что урок достиг своей задачи, так как рефлексивная деятельность  продолжала осуществляться  и после урока. У учащихся  возникали новые вопросы, мысли возвращались к лирике Блока.  

6.Общая оценка урока

 Урок был хорошо подготовлен  для решения личностного развития учащихся, обеспечивал их продвижение в развитии  и усвоении знаний;

-ученики  чувствовали  себя хозяевами  урока, его соавторами и проявляли активность,  самоконтроль, самодисциплину, умения делать выбор,  участвовать в  диалоге, отстаивать  свою позицию, давать оценку фактам, событиям,  уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию.

Общая  атмосфера  и образовательная  среда урока способствовали  саморазвитию, самообразованию, самовыражению   учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный интегрированный урок по физике, математике, информатике "Графическое представление физических формул.Создание графиков в текстовом редакторе MS Word"

Тема урока:«Графическое представление физических формул. Создание графиков с использованием средств текстового редактора MSWord»Цели урока:используя математические знания, помочь учен...

Схема анализа личностно-ориентированного урока (А.Н.Тернопол)

Схема анализа личностно-ориентированного урока (А.Н.Тернопол)...

Личностно-ориентированная технология урока истории

Материал содержит описание личностно-ориентированной технологии урока истории, фрагменты уроков, сертификаты мастер-классов по данной технологии, награды учителя и учеников....

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно-ориентированная технология. Уроки по В.В. Шогану.

Личностно – ориентированная технология урока – как обращение к культурно – историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, содержит расположенные в следующем порядке новые т...