Литературный час "Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Логвина Ольга Васильевна

Внеклассное мероприятие по литературе в 5-6 классе, посвящённое Дню Победы в Великой Отечественной войне. На занятии учащиеся рассказывают о поэтах и писателях, прошедших войну, посвятивших свои произведениям событиям войны, а также выразительно читают стихотворения данных авторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный час  «Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!»

ЗАДАЧИ:

  1. показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа, в том числе поэтов и писателей.
  2. развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения;
  3. воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2. – Как вы думаете, почему наш урок называется Урок Памяти?

   - 67 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Для одних война стала далёким воспоминанием, для других историей. Памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной Войны, мы посвящаем наш урок.

     - 22 июня 1941 года нападением Германии на Советский Союз началась Великая    Отечественная война. Этот год был, без сомнения, самым трагическим и страшным.

 Стихотворение С. Щипачёва «22 июня 1941 года».

-      Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров.  Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.
     Война…  Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!» Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа. Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Нет, ни нам, ни нашим детям  забывать об этом нельзя. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

- Как вы думаете, а в годы войны создавались литературные произведения?

- А кто их писал? А зачем они были нужны?

- До стихов ли, до песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия и песня были необходимы в годы войны. Поэты и прозаики сумели не только нарисовать ужасы военных лет, но и  настроение, чувства защитников Родины.

- О чем же стихи военных лет? Кто их писал? Об этом наш разговор.

- Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну. «Всё для фронта, всё для победы!» - повсюду звучал призыв. Наша армия героически защищала свою страну.

 Звучит стихотворение В.Соловьева «Полустанок»

- Как и все, писатели и поэты с началом войны ушли на фронт. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
Только поэзия и песня спасала, поднимала с колен людей, заставляла верить и надеяться.

 Кто они? Познакомимся хотя бы с некоторыми.

1) Александр Трифонович Твардовский (небольшая справка о писателе).

2) Алексей Сурков

Во время войны Алексей Сурков был военным корреспондентом.  Он, попав в кровавый водоворот первых недель войны на Западном фронте, понял страшный смысл войны, почувствовал его сердцем, донёс до сердец всех людей, оставшихся в тылу. Сурков писал: «Главный ключ военной поэзии - защитить надежду, веру в грядущую победу, не закрывать глаза на тягостные впечатления».

      Главный герой всех стихов Алексея Суркова о войне – простой солдат. Его героизм лишен позы и поэтому надежен. Поэт высказывает за солдата то, что тот вынужден таить в глубине души. Не зря поэзию Суркова называли поэзией солдатского сердца. Показывая войну как каждодневный подвиг народа, поэт отдавал должное всем родам войск. Он писал о летчиках, саперах, пулеметчиках, но особенно выделял труженика солдата–пехотинца.

Звучат стихотворения Суркова «Однажды ночью»

                                                      « Партизанка Лиза»

  1. Фёдор Александрович Абрамов (небольшая справка о писателе).

  Звучит стихотворение «В блокадных днях»

  1. Булат Окуджава (небольшая справка о писателе).

   - просмотр видеоролика, звучит песня Окуджавы «До свидания, мальчики»

6) Константин Симонов (небольшая справка о писателе).

7) Виктор Астафьев (небольшая справка о писателе).

- Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти 4 года – 1418 дней шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

Шёл солдат по родной земле, за ним была страна – самая огромная и великая. С ним был народ – самый сильный. Трудным был этот путь.

Под Брестом и Сталинградом, на Кавказе и под Ленинградом, Одессой и Севастополем гремели ожесточенные бои. Шли на врага танкисты!

Звучат стихотворения:

- Сергей Орлов «На марше»

- Николай Рыленков «Наводчик»

- Николай Грибачёв «Мы привыкли»

- Михаил Львов «Высота»

8) Наравне с мужчинами воевали и женщины.  Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата; мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.


Звучит стихотворение
Иосифа Уткина «Сестра»

- Одной из первых откликнулась на происходящие события  Анна Ахматова  в стихотворении «Мужество»

9) Юлия Друнина (небольшая справка о писателе).

Звучит стихотворение Юлии Друниной.

10) Как ни удивительно, но много стихотворений во время войны посвящено матери. Как вы думаете почему?

Звучат стихотворения Николая Старшинова «Солдатская мать»

                                       Андрея Дементьева «Баллада о матери»

  11) Сейчас позвучат ещё три стихотворения. Послушайте и подумайте, что их объединяет.

Звучат стихотворения Алексей Сурков «Где трава от росы и от крови сырая»

        Михаил Масанин «Никто не забыт, и ничто не забыто»

                                       Алексей Шаров «Грустные ивы»

12) – Путь к победе был трудным и долгим. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Победа досталась очень дорогой ценой. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших солдат в живых осталось только трое.

   - просмотр видеоролика, звучит песня «День Победы»

13) Что нового вы узнали для себя на уроке? Что запомнилось, понравилось?

Хотелось бы завершить словами Роберта Рождественского.

 - Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью,  с такой измученной душой . Но что будет с нами , если люди забудут её и не передадут нам свою память ? Какими мы будем без неё в нашем большом и тревожном мире?  И всё – таки память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце.  Это она соединяет прошлое и будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященная Дню Победы

Сценарий   литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященной Дню Победы....

Презентация к литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, помните!.."

Презентация к литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, помните!.." в 5 частях...

литературно-музыкальная композиция "Люди! Покуда сердца стучатся, помните..."

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов о песнях, стихах, созданных во время Великой Отечественной войны...

Люди! Покуда сердца стучатся, Помните!…”

Люди! Покуда сердца стучатся, Помните!  (Литературно-музыкальная композиция)...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...

"Покуда сердца стучат-помните!" Сценарий патриотического мероприятия

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является  одной из важнейших задач современной школы, так как  детство и юность – самый благоприятный  период  для привития священ...

Литературно-музыкальная композиция «Покуда сердца стучатся, - помните!»

Литературно-музыкальная композиция «Покуда сердца стучатся, - помните!»...


 

Комментарии

Сачкова Ирина Викторовна

Интересная разработка