литературно-музыкальная композиция "Люди! Покуда сердца стучатся, помните..."
методическая разработка (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов о песнях, стихах, созданных во время Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-literaturnaya_kompozitsiya_k_9_maya.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Люди! Покуда сердца стучатся, помните!" Литературно-музыкальная композиция

Разделы: Преподавание литературы, Преподавание музыки 

Звучит спокойная музыка, всплеск воды, пенье птиц …

Часть 1 «Начало войны»

Чтец: Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – о пять минут осталось.
(С. Щипачев)

Ведущий из ширмы. Год 1941-й, 22 июня. От Советского Информбюро: сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города.

Звучит песня «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

Чтец: Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(А. Твардовский)

Исполняется песня «До свидания, мальчик» – 1-й куплет (Б. Окуджава)

Чтец: Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет – это горят не хаты,
То юность моя в огне,
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
(Ю. Дружинина)

Исполняется песня «До свидания, мальчик» – 2-й куплет (Б.Окуджава)

Часть 2 «Не утихает боль»

Чтец: Гремят над землею раскаты.
Идет за раскатом раскат.
Лежат под землею солдаты
И нет безымянных солдат.

Ведущий: Надпись защитников Брестской крепости на стене:

Чтец: «Нас было пятеро: Серов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22 июня 1941 – 3.15 ч. Умрем, но не уйдем!»

Чтец: Солдаты в окопах шалели
И падали в смертном бою,
Но жизни свои не жалели
За горькую землю свою.

Ведущий: Предсмертное письмо командира танка В.А. Сивкова и радиста П.К. Крестьянинова.

Чтец: Мы остаемся двое в танке № 17, решив, лучше умереть в своем родном танке, чем покидать его. В плен сдаваться не будем, оставляя по 2 – 3 патрона для себя. Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем гранатами танк, чтобы он не попал врагу. Просим сообщить домой. Что мы выполнили свой долг перед Родиной.
Командир танка Сивков Вадим Александрович. Радист Крестьянинов Петр Константинович. 15 мая 1944 года, 6 часов 10 минут утра». 

Ведущий: Из письма Героя Советского Союза разведчика Николая Ивановича Кузнецова:

Чтец: «11 месяцев я изучал врага, пользуясь мундиром немецкого офицера. Я готовился к смертельному для врага удару, пробивал в самое логово сатрана – немецкого тирана на Украине Эрика Коха. Задание очень важное и чтобы его выполнить, нужно пожертвовать своей жизнью, ибо уйти из центра города после удара по врагу на параде – совершенно невозможно.

Я люблю жизнь, я еще очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как свою мать, требует от меня пожертвовать жизнью ради ее освобождения от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно так же, как погасить солнце. Они забыли или не знали истории, эти дикари 20 века. Пусть я умру, но в памяти моего народа я буду бессмертен.

24 июля 1941 года. Ваш Кузнецов».

Чтец: У каждого личное имя,
Какое с рожденья дают.
Равняясь незримо с живыми,
Погибшие рядом встают.

Чтец: Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна ни покрышки. 
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастеркой моей.

Чтец: Наши очи померкли,
Пламень сердца погас
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – все это живые,
Нам – отрада одна:
Чтоб недаром боролись
Мы за Родину – мать.
Пусть не слышен наш голос, –
Вы должны его знать.
Вы должны были братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье –
Эта кара страшна.

Чтец: Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
Не на нашей земле?
Ах, своя ли чужая,
Вся в цветах и в снегу…
Я вам жить завещаю, –
Что я больше могу?
(А. Твардовский «Я убит подо Ржевом»)

Исполняется песня «Алеша» сл. К. Ваншенкина, муз. Э. Колмановского

Ведущий: Письмо из гестаповского застенка подпольщицы Нины Попцовой, найденное среди документов, брошенных фашистами при поспешном бегстве из Пятигорска, и переданное матери погибшей героини.

Чтец: «Прощай мамочка! Я погибаю … Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много (врагов).

Мама! Придет наша Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня, за наши мучения.

Ах, как хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза. Как, мне хотелось работать, служить для Родины! Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите!», идут к нашей камере.

Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем… Нина Попова».

Чтец: Одна у нас в жизни Присяга,
И Родина тоже одна
Солдатского сердца отвага
И верность любви отдана.

Ведущий: «Меня мог бы заметить на земле мой сын. Но если убьют меня, его не будет. Пуля убивающая нас сегодня, уходит в глубь веков и поколений, убивая и там еще не возникшую жизнь» (Г. Баланов «Пядь земли»)

Ведущий: «Мальчиков нужно баловать, – им, может быть, на войну придется», – писала в своем дневнике Марина Цветаева, когда у нее родился сын Георгий.

Чтец: Ее пророчество сбылось: сын Марины Цветаевой Георгий Эфрон был призван в армию в 1944 году. 7 июля под деревней Друйка его ранили… Смертельно. После боя в книге учета полка было записано: Красноармеец Георгий Эфрон убыл в медсанбат по решению 07.07.44 г.» . И это последнее, что нам известно о нем. Умер ли он по дороге в госпиталь, умер ли уже в госпитале? Все могло быть. Шла война, и до конца войны еще надо было идти 306 дней. Он мечтал стать писателем. У него был в жизни «прицел»! А его мать, Марина Цветаева мечтала: «Женская линия моя может возобновиться на дочери Мура (Георгия). Я еще раз могу воскреснуть, еще раз – вынырнуть» … Не сбылось… Война не дала осуществиться мечтам матери и сына.

Исполняется песня «На безымянной высоте» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера.

Все ребята спускаются в зрительный зал.

На сцену поднимаются следующие участники композиции.

Часть 3 «Фронтовые письма – это тоже документы»

Чтец: Летят из далекого края,
Как ласточки, письма любви.
Ты вспомни меня, дорогая,
Ты имя мое назови.

Ведущий: Письма с фронта. Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Вот так (показывает). В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».

Ведущий: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя.

Чтец: Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мертвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустертых?
А в конверте – жизни и смерти,
Только адрес есть на конверте,
Если б знать вам, на почте тут же,
Что внутри там! Был в окруженные?
Жив? Нашелся? Ранен? Контужен?
Пал по слухам, в первом сражение…
Но приходит девочка в старых
Сбитых набок машинных ботах.
И берет всех судеб удары,
Радость чью-то и смерть кого-то.
(К. Симонов «Иван да Марья»)

Ведущий: Нас ждали, ждали с нетерпеньем и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Ведущий: кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой и «скорой помощью». 

Ведущий: В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

«Почтальонки» достают письма – треугольники из своих сумок и отдают «адресатам».

Музыкальная пауза. Звучит любая по выбору военная песня.

Девочки спускаются в зал, на сцену поднимаются следующие участники.

Ведущий: «… был на передовой. Излазил ее, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»

Ведущий: На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывайте этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки». А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него и слезы подступают.

Ведущий: «Я вернусь», «Жди меня» – этими словами часто завершались послания к родным. В них в этих словах были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью.

Ведущий: Женщины пронесли всю тяжесть войны наравне с мужчинами на своих хрупких плечах. Война залившая кровью половину Земного шара отобрала у женщин дом, детей, мужа, но не смогли забрать самое главное – надежду. А надеяться, верить и любить русская женщина может как никто другой.

Чтец: Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(К. Симонов)

Чтец: Только на фронте проверишь
Лучшие чувства свои,
Только на фронте измеришь
Силу и крепость любви.

Ведущий: Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной их таких песен – гимнов любви и верности явилась песня «В землянке». Это были 16 домашних строк из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс.

Исполнение песни «В землянке» сл. А. Суркова, муз. К. Листова.

В идеальном исполнении, когда аккомпанирует детскому хору ученик на баяне, гармони.

Ведущий: Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку на встречу в родимом доме.

Ведущий: (читает письмо). «Да спасет тебя любовь! Да коснется тебя надежда моя… Встанет рядом заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровным бинтам на ногах, скажет: «Это я твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось». Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я твоя Катя! И если смерть склонится над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!»

Музыкальная пауза.

Звучит песня военных лет по желанию. На сцене смена участников.

Часть 4 «Дети на войне»

«Папе на фронт»
Е. Благинина

Чтец: Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ты прежний был во сне!
Прежний – прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: «А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»  
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…
Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год! 
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю – прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет …
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу
Пусть идут на немцев день и ночь…
Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от счастья… Твоя дочь!

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Все нынче как спросонку... 
И только не могу себе простить: 
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, 
Но как зовут, – забыл его спросить. 

Лет десяти-двенадцати. Бедовый. 
Из тех, что главарями у детей. 
Из тех, что в городишках прифронтовых 
Встречают нас, как дорогих гостей. 

Машины обступают на стоянках, 
Таскать им воду ведрами не труд. 
Выносят мыло с полотенцем к танку 
И сливы недозрелые суют... 

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен. 
Мы прорывались к площади вперед, 
А он гвоздит, – не выглянуть из башен, – 
И черт его поймет, откуда бьет. 

Тут угадай-ка, за каким домишком 
Он примостился – столько всяких дыр! 
И вдруг к машине подбежал парнишка: 
"Товарищ командир! Товарищ командир! 

Я знаю, где их пушка... Я разведал... 
Я подползал, они вон там, в саду"... 
"Да где же? Где?" – "А дайте, я поеду 
На танке с вами, прямо приведу!" 

Что ж, бой не ждет. "Влезай сюда, дружище..." 
И вот мы катим к месту вчетвером, 
Стоит парнишка, мимо пули свищут, – 
И только рубашонка пузырем. 

Подъехали. "Вот здесь!" И с разворота 
Заходим в тыл и полный газ даем, 
И эту пушку заодно с расчетом 
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозем. 

Я вытер пот. Душила гарь и копоть. 
От дома к дому шел большой пожар. 
И помню, я сказал: "Спасибо, хлопец..." 
И руку, как товарищу, пожал. 

Был трудный бой. Все нынче как спросонку. 
И только не могу себе простить: 
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, 
Но как зовут, – забыл его спросить. 

Исполнение учителями песни «Москвичи»

(«В полях за Вислой сонной» сл. Е. Винокурова, муз. А. Эшпая)

Ведущий: Война оставила след почти в каждом доме. В руинах 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Уничтожено то, что создавалось трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

Ведущий: Много горя и мишеней вынес а своих плечах народ России. Но каждый человек свято верил в победу над фашизмом. В первые же дни военных действий родился лозунг: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Ведущий: И мы победили. Да, к нам пришла Победа. Победа, которую так «долго ждали и которую приближали, как могли». 1418 дней длилась война. 30 апреля 1945 года в 22 часа 50 минут над германским Рейхстагом взвилось красное знамя победы.

Исполняется песня «Бери шинель, пошли домой» сл. Б. Окуджавы, муз. В. Левашова.

Чтец: Чем дальше мы отходим от войны,
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем все сильней и явственней слышны       
Ее раскаты, вздыбившие землю.

Чтец: Чем дальше мы уходим от войны,
Сполна всю горечь этих лет познавшие
Не понаслышке, не со стороны.
Тем ближе нам воспоминанья наши.

Чтец: Прекрасен твой победный день, солдат!
По всем путям прошли сыны России!
Один на Прагу, на Берлин – другой,
На Будапешт, Варшаву и Софию,
На Вену, Братиславу и Белград!

Музыкальная пауза. Звучит песня «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.

Часть 5 «Страничка из семейного альбома»

Дети читают свои заранее написанные сочинения о своих родственниках воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий: Благодарное человечество будет помнить л стойкости, мужестве, о подвиге советских солдат. Они не только отстояли свободу и независимость своего Отечества, но и спасли от фашизма другие народы.

На сцену поднимаются все участники музыкально-литературной композиции. Звучит песня «Хотят ли русские войны …»  сл. В. Татаринова, муз. Э. Колмановского.

Чтец: Вспомним всех поименно
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мертвым,
Это надо живым.

Ведущий: Объявляется минута молчания.

Чтец: Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да, – вы скажете. Неверно!
Они кричат, пока еще стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат: «Когда покой, когда!»
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат и будят нас живых,
Невидимыми чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником им
Была Земля с пятью материками.

Исполняется песня «Журавли» сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френнеля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный час "Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!"

Внеклассное мероприятие по литературе в 5-6 классе, посвящённое Дню Победы в Великой Отечественной войне. На занятии учащиеся рассказывают о поэтах и писателях, прошедших войну, посвятивших свои произ...

Литературно-музыкальная композиция "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященная Дню Победы

Сценарий   литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященной Дню Победы....

Презентация к литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, помните!.."

Презентация к литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, помните!.." в 5 частях...

Люди! Покуда сердца стучатся, Помните!…”

Люди! Покуда сердца стучатся, Помните!  (Литературно-музыкальная композиция)...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...

Литературно-музыкальная композиция «Покуда сердца стучатся, - помните!»

Литературно-музыкальная композиция «Покуда сердца стучатся, - помните!»...

Литературно-музыкальная композиция "Люди- покуда сердца стучаться, - помните!"

Приближается великий праздник для всей нашей страны день Победы. Этому празднику и посвящена данная композиция...