Урок литературы по теме "Лицейский период в жизни А.С.Пушкина", 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Беляева Лариса Анатольевна

Урок литературы - часть уроков по биографии А.С.Пушкина - содержит материал о жизни поэта в период обучения в Царском Селе в Лицее в период с 1811 по 1817гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liceyskiy_period_v_zhizni_a.s._pushkina.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лицейский период  в жизни А.С. Пушкина.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

                                                         «19 октября» (1825 год)

  1.                                            ВИКТОРИНА  

«Сказки А.С. Пушкина»

  1. «Кому принадлежат эти вещи?»
    а) «петушок с высокой спицы
         стал стеречь его границы»
    б) «…наливное, золотое, …яблочко…»
    в) «толоконный лоб»
    г) «…разбитое корыто»
    д) «Под косой луна блестит,
         А во лбу звезда…»
    е) «…невод с травою морскою…»
    ж) «орешки не простые,
            скорлупы-то золотые»
    з) «…изба со светёлкой
            с кирпичною, белую трубою…»
    и) «…зеркальце одно;
            свойство зеркальце имело:
            Говорить оно умело…»
  2. Подведение итогов викторины на звание юного пушкиниста-сказочника.
  3. Слово учителя:
            Если мы имели такое зеркальце, то сегодня на уроке непременно бы воспользовались его услугами, попросив показать на юного Александра Пушкина, вашего ровесника. Но поскольку волшебные предметы и помощники бывают только в сказках, мы по-иному справимся с этой ситуацией, будем рассчитывать на свои силы и возможности.
  1.                               Слово предоставим ребятам нашего класса

Слово учителя.

Учащиеся. Литературный  монтаж (материалы).

Слово учителя:

И конечно это было не только время дружбы и творчества, но и время первой любви. Послушайте, какие замечательные стихи посвящает юный Александр Пушкин Екатерине Бакуниной, сестре своего лицейского товарища.

…О милая, повсюду ты со мною:

Но я уныл и в тайне я грущу.

Блеснет ли день за синею горою,

Взойдет ли ночь с осеннею луною -

Я всё тебя, прелестный друг, ищу;

Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, -

Одну тебя в неверном вижу сне;

Задумаюсь - невольно призываю,

Заслушаюсь - твой голос слышен мне.

Рассеянный сижу между друзьями,

Невнятен мне их шумный разговор,

Гляжу на них недвижными глазами,

Не узнает уж их мой хладный взор!

.

  1.          Слово учителя:

К молодой  фрейлине обращены многие стихотворения 1815-1917 годов

Это стихотворение принадлежит к древнейшему жанру монологической поэзии - посланию, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения. Послания знала ещё древне русская литература, но как лирический жанр послания были особо популярны в русской литературе в XVIII-начале XIX века. Это жанр, близкий к письму.

Послание- произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу.

А сейчас послушаем  в исполнении ребят послание А.С. Пушкина к его друзьям.

Учащиеся :

А) «К Пущину» (4 мая) «Любезный именинник…»

Б) « К Дельвигу» «Друг Дельвиг, мой парнасский брат…»

В) «Послание к Князю Горчакову» «Питомец мод, большого света друг…»

Слово учителя:

Итак, мы послушали отрывки из посланий, написанных А.С. Пушкиным своим друзьям.

Что их всех объединяет? (Тема дружбы)

А что такое дружба?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Словарь Ожегова С.И.)

Ребята, давайте посмотрим на эпиграф нашего урока и подумаем, что он обозначает:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

речь идёт о дружбе не на время, а навсегда, о союзе, т.е. тесном единении этой группы людей, которую позже назвали «лицеистами», и которые основали свой день - День Лицея. Это 19 октября. В этот день. По словам А.С. Пушкина «И последний лицеист будет праздновать 19 октября…»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

 Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

  1.          

Слово учителя:

А теперь обратимся к вашему домашнему заданию

  1.  Что вы можете добавить о Лицее и лицеисте Пушкине по материалам учебника?

Любовь к русскому языку, привитая няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым; блестящие способности  юного Александра по словесности,  и прискорбные по математическим дисциплинам.

  1.  Что можете сказать о характере Александра? (Сложный и противоречивый, недоставало такта)

Такт –   чувство меры, соблюдение правил приличия. Александр сам знал о сложности своего характера.

  1.  Что он пишет о себе? Зачитайте строки из учебника

Учащиеся:

...порой бывал прилежен,

Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям,

Порой смирен, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив...

Слово учителя:

  1.  Когда наступала пора «сердечной говорливости?» (Во время написания стихов)

Да, было у А.С. Пушкина тайное место, где мог он укрыться и, сидя на дереве, поглядывал сверху вниз на озеро, предаваться размышлениям, мечтаниям да и стихосложению. А однажды, во время экзамена, на котором Александр прочитал своё стихотворение, чем очень поразил и взволновал присутствующего там Гаврилу Романовича Державина, он спрятался там. Подальше от похвалы, рукоплесканий и восторженных восклицаний талантливого старца.

  1.  А что можно сказать о режиме, по которому жили будущие государственные служащие?

(7 часов занятия, вечером 2 часа на повторение уроков)

Домашнее задание:

  1.  Написать послание к своему другу.
  2. Выучить наизусть послание А.С.Пушкина  «К сестре».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Проектная работа по литературе на тему "Лицей в жизни А.С. Пушкина".

Обучающиеся 7 класса принимали участие в проекте "Лицей в жизни А.С. Пушкина". Проект был организован за месяц до 19 октября. Именно на эту дату я планирую всегда проведение урока литературы в 7 класс...

Урок литературы «Формирование личности героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

Данный урок - урок  обобщения знаний по теме с элементами развивающего обучения.Цели урока:учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцент...

Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Презентация к уроку литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна

Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...

Урок- проект на тему "Лицей в жизни А.С.Пушкина" ( 7 класс)

Урок- проект способствовует  развитию системного мышления учеников,   развитию их речевой деятельности,  творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций, формирует  у учащихс...