Урок- обзор поэзии о Великой Отечественной войне в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок литературы  с применением презентации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_vov.doc538 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                       

           

                      Тема урока:

«Обзор поэзии о Великой  

  Отечественной войне»

             Урок литературы в 11 классе с применением

                              компьютерной презентации

 

                                                          учитель русского языка и

                                                          литературы Щербакова Е. А.

                                             

Цели: 1) дать общую характеристику поэзии о Великой Отечественной войне;

             2) совершенствовать умения и навыки старшеклассников по развитию связной  

                 монологической речи, анализу поэтического текста;

             3) воспитывать на примере художественной литературы чувство гордости за

                 героическое прошлое своей страны, чувство уважения к подвигу своих  

                 предков.

Оборудование: 1) компьютерная презентация;

                                2) выставка книг о войне.

                                                       Ход урока 

  1. Слайд № 1 -3

            Вступление в тему. Видеофрагменты.

             

  1. Слайд № 4

Вступительное слово учителя 

Тема нашего урока: «Обзор поэзии о Великой Отечественной войне». Цель урока: охарактеризовать поэзию этого периода, дать анализ ключевых стихотворений. Запишите тему урока в тетради.

     «Когда гремит оружие, музы молчат» - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь истории страны в 1941-45 гг. неизбежно придёт к выводу, что её насквозь пронизывала поэзия, - правда, в наибольшей степени в её музыкальном, песенном воплощении, которое усиливает воздействие речи на души людей и словно придаёт ей крылья, несущие её по всей стране. Поистине могучую роль играло в военные годы поэтическое слово как таковое – и тем более в его песенном воплощении. Едва ли будет гиперболой утверждение, что это слово являлось очень весомым и, более того, необходимым «фактором» Победы.

     Давно известно: у немцев не было хватающих за душу песен о войне. Только у нас время войны стало началом гигантской литературы о войне, которая продолжается до сих пор. Почему же поэзия тех лет смогла обрести столь существенное значение для страны? Естественно предположить, что она так или иначе выражала в себе глубокий и истинный смысл великой войны, - смысл, который не раскрылся во всей его глубине в газетах, листовках и радиопублицистике того времени и, более того, не раскрыт по-настоящему в позднейшей историографии войны. За последние годы появилось немало сочинений, в которых события 1941-45 гг. преподносятся как схватка двух чудовищ – нацизма и коммунизма, или, попросту, Гитлера и Сталина, ввергших десятки миллионов людей в бессмысленную гигантскую бойню. Узко и поверхностно такое представление. И тот факт, что наши войска сражались не за коммунизм, между прочим, ясно сознавал сам Сталин, который ещё в 1941 году сказал послу США Гарриману: «У нас нет никаких иллюзий, будто бы они сражаются за нас (т.е. за коммунистов). Они сражаются за мать-Россию».

     Поэзия, в сущности, сознавала этот смысл войны с самого начала. Вспомним вошедшие тогда в души людей строки, написанные в 1942 году Анной Ахматовой. Послушайте стихотворение «Мужество» в исполнении автора.

Слайд № 5

Стихотворение «Мужество» в исполнении Ахматовой.

     Впрочем, сегодня найдётся немало авторов, которые скажут, что поэты, творившие в дни войны, находились во власти иллюзий и были идеологически обработаны.

     Но как быть с тем фактом, что на юге Франции в 1943 году всем существом своим отрицавший коммунизм и не подвергавшийся «идеологической обработке» Иван Бунин думал то же самое. Близкий к нему тогда Адамович Г. В. свидетельствовал: «Война потрясла и испугала Бунина: испугала за участь России на десятилетия и даже на столетия вперёд, и этот глубинный страх заслонил в его сознании всё то, что в советском строе по-прежнему оставалось для него неприемлемо».

     В том же 1943 году Бунин признался: «Нет, вы подумайте, до чего дошло – Сталин летит в Персию (на тегеранскую конференцию ноября 1943 года), а я дрожу, чтобы с ним, не дай Бог, чего в дороге не случилось…»

     И в поэзии 1941-45 гг. воплотилось сознание или хотя бы ощущение того, что война – это, во-первых, ещё одно, очередное нападение с Запада, который уже тысячу лет словно бы не может терпеть существование в непосредственном соседстве с ним иного, чуждого ему, мира, а во-вторых, что цель войны – уничтожение этого мира как такового, превращение его в пассивную питательную среду Запада (и конечно, именно предвидение такой «участи России на столетия» «потрясло» Ивана Бунина).

     Великая Отечественная война на какое-то время вернула литературе свободу творчества. Общая беда объединила писателей и поэтов, не схожих по своей художественной манере и общественной позиции. Вновь зазвучали голоса А. Ахматовой, Б. Пастернака.

     Итак, дома вы готовили сообщения, учили наизусть, анализировали и сопоставляли стихотворения. Предоставим слово первой группе учащихся, которая готовила материал о поэзии во время Вов. По ходу урока ваша задача – делать записи в тетрадях: записывать микротемы, фамилии поэтов, названия стихотворений, темы ключевых стихотворений.

     Запишите название первой микротемы урока.

Слайд № 6

«Строка, оборванная пулей» (Творчество поэтов, погибших на войне)

  1. Сообщения учащихся

 

Слайд № 7

Сообщение № 1.

     В стране в 1941 году было 2786 писателей, 941 ушёл на фронт, 417 не вернулось. Пуля оборвала их песню. Не вернулся каждый третий. Это большие потери. Длинен список таких поэтов, вот некоторые из них:

Николай Майоров

Михаил Кульчицкий

Евгений Панфилов

Всеволод Багрицкий

Владислав Занадворов

Павел Коган

Иосиф Уткин

     

     Уральский поэт Владислав Занадворов погиб под Сталинградом. Незадолго до смерти он писал с фронта: «Я сейчас часто думаю о том, как хорошо будет после войны. Нужно так много жить, так много работать, так много любить».

Слайд № 8

     В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит своё выраженье.

Это  - изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это - боль головная, что ломит висок;

Это - юность моя, что в окопах истлела;

Это - грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это - кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это - в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье -

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат -

Беззаветная гибель на поле сраженья.

                                                       1942

Сообщение № 2

     Главным содержанием стихотворений молодых поэтов стала тема любви к Родине, к своим близким, тоска по мирной жизни и ненависть к врагу. Вот одно из стихотворений Николая Майорова, погибшего в 1942 году на Смоленщине.

Нам не дано спокойно сгнить в могиле –

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, -

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

     Автор от лица своего поколения надеется, что люди не забудут о них, что их имена не сотрутся в памяти потомков. Он уверен, что существует связь между поколениями. Поэтесса Юлия Друнина, пошедшая войну, спустя много лет писала:

Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив

И кто отнят войной.

И хотя пятилетки бегут,

Торопясь,

Всё тесней эта связь,

 Всё прочней эта связь.

Слайд № 9

Песня «Нас извлекут из-под обломков»

Слайд № 10

Павел Коган

Учитель

Семён Гудзенко, Николай Майоров, Павел Коган, Михапл Кульчицкий, Всеволод Багрицкий… В 41-м им было чуть больше, чем сегодня вам, ребята. Не всем суждено было вернуться с войны. Под Новороссийском был убит поэт, лейтенант Павел Коган. Он поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию здоровья был снят с воинского учёта. Павел писал в 1942 году: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимается… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!» Ему принадлежат слова:

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!

     В январе 1943 года под Сталинградом погиб М. Кульчицкий, написавший известные строки:

Война ж совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда, черна от пота, вверх

Спешит по пахоте пехота.

     При выполнении боевого задания в феврале 1942 года погиб 20-летний Всеволод Багрицкий, сын известного поэта. В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком, который убил юношу…

Слайд № 11

Женщины у станков – фотографии

Учитель

     Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать. Но и стоять за станком, растить детей, воевать.

Слайды № 12 -16

Фотографии женщин-фронтовиков. Диктор.

Слайд № 17

Видеофрагмент

Слайды № 18

У войны « не женское лицо » Творчество О. Берггольц, Ю. Друниной

Учитель

Запишите название второй микротемы.

     Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками. Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Их стихи знали, ждали. На фронт идёт 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова. В блокадном Ленинграде звучит голос Ольги Берггольц.

Слайд № 19

Портрет О. Берггольц

Сообщение № 3

     Ольга Фёдоровна Берггольц – «блокадная поэтесса», влюблённая в свой город, в свой народ, в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Окончив в 1930 году Ленинградский университет, работала корреспондентом в Казахстане, а в 1931 году вернулась в Ленинград, пишет стихи, рассказы.  Большие и тяжёлые испытания выпали на долю поэтессы. «В скудости судьбу я упрекнуть не смею», - напишет она позже. Первый её муж, Борис Корнилов, был расстрелян. Второй, Николай Молчанов, умер от голода в блокаду. Сама Берггольц в 1937 году была арестована по ложному навету. 171 день провела она в тюрьме, в 1939 году была реабилитирована. Две дочери её (8 и 1 год) умерли ещё до ареста, третий ребёнок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его сгубила тюрьма. Как сумела она всё это вынести?

Неужели вправду это было:

На окне решётки, на дверях?

Я забыла б – сердце не забыло

Это унижение и страх, -

 написала О. Берггольц после освобождения.

     Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада.

Слайд № 20

Видеосюжет о блокаде

Слайд № 21

Портрет О. Берггольц

Сообщение № 4

В голодном блокадном  Ленинграде Берггольц страшной зимой

1942 года писала свой «Февральский дневник».

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже ленинградская вдова.

По свидетельству сестры, Ольга Фёдоровна «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения:

«Ленинградская поэма»,

поэма «Февральский дневник»,

стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», «Ленинградский дневник».

     Голос О. Берггольц, который звучал в осаждённом городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев.

     Почти умирая от голода в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдавалась и писала лучшие свои стихи.

Сообщение № 5

              РАЗГОВОР С СОСЕДКОЙ

Дарья Власьевна, соседка по квартире,

сядем, побеседуем вдвоем.

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своем.

Вот мы прожили почти полгода,

полтораста суток длится бой.

Тяжелы страдания народа —

наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О, ночное воющее небо,

дрожь земли, обвал невдалеке,

бедный ленинградский ломтик хлеба —

он почти не весит на руке...

Для того, чтоб жить в кольце блокады,

ежедневно смертный слышать свист, —

сколько силы нам, соседка, надо,

сколько ненависти и любви...

Столько, что минутами в смятенье

ты сама себя не узнаешь:

«Вынесу ли? Хватит ли терпенья?»

— «Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь».

Дарья Власьевна, еще немного,

день придет — над нашей головой

пролетит последняя тревога

и последний прозвучит отбой.

И какой далекой, давней-давней

нам с тобой покажется война

в миг, когда толкнем рукою ставни,

сдернем шторы черные с окна.

Пусть жилище светится и дышит,

полнится покоем и весной...

Плачьте тише, смейтесь тише, тише,

будем наслаждаться тишиной.

Будем свежий хлеб ломать руками,

темно-золотистый и ржаной.

Медленными, крупными глотками

будем пить румяное вино.

А тебе — да ведь тебе ж поставят

памятник на площади большой.

Нержавеющей, бессмертной сталью

облик твой запечатлят простой.

Вот такой же: исхудавшей, смелой,

в наскоро повязанном платке,

вот такой, когда под артобстрелом

ты идешь с кошелкою в руке.

Дарья Власьевна, твоею силой

будет вся земля обновлена.

Этой силе имя есть — Россия.

Стой же и мужайся, как она!

5 декабря 1941

Слайд № 22

Портрет Ю. Друниной

ДРУНИНА Юлия Владимировна (1924 - 1991), русская поэтесса. В лирических стихах — память о Великой Отечественной войне: сборники «Тревога» (1963), «Не бывает любви несчастливой...» (1973), «Окопная звезда» (1975), «Мир под оливами» (1978), «Бабье лето» (1980), «Метель» (1988). Автобиографическая повесть «С тех вершин» (1979). Покончила жизнь самоубийством.

Сообщение № 6

     Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны».

Я ушла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать…

     Судьбу Друниной можно одновременно назвать и трагической и счастливой. Трагической – потому что в её юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала её поэтом, потому что она выжила. Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. В 1952 году окончила Литературный институт им. М. Горького. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Его ядро составляли стихи военных лет. Книги «Стихи», «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Современник», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях. «Бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи», - писала поэтесса.

     В 1975 году Юлии Друниной была присуждена Государственная премия РСФСР. Получая награду, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».

      Тяжело переживала Ю. Друнина распад Советского Союза, была подавлена сложившейся  в стране обстановкой. Словно кровную обиду воспринимала постоянные нападки на нашу армию и мирного, и военного времени. Почему обаятельный, жизнерадостный человек, участник войны, до того не сломленный испытаниями и невзгодами, вдруг потерял точку опоры и сознательно идёт на непоправимый, невозвратный шаг? Покончила жизнь самоубийством в 1991 году.  Может быть, в посмертной книге, названной «Судный час», мы найдём ответ?

 

                               Судный час

Покрывается сердце инеем –

Очень холодно в судный час…

А у вас глаза, как у инока –

Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(Всё же крещёная!)

Помолюсь

За таких вот, как вы -

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть!

Слайд № 23

Юлия Друнина в память о своей подруге-однополчанке, Герое Советского Союза Зинаиде Самсоновой Ю. Друнина написала стихотворение «Зинка». (Исполняет автор).

Слайд № 24

«Слово, опалённое войной»

Творчество писателей,   прошедших фронтовыми дорогами.

Учитель

Запишите название следующей микротемы

Слайд № 25

Фронтовые будни

Сообщение № 7

Фронтовая лирика имела характерную особенность: тема ненависти к смертельному врагу тесно переплеталась с темой любви к своему народу, своей земле. Поэты описывали бои, военные будни, звучала тоска по любимой, по дому, по матери, нежная любовь к Родине. Журналистами, командирами, простыми солдатами прошагали войну вместе со своим народом многие литераторы. Рабочим столом была редакция фронтовой газеты или блиндаж, землянка на переднем крае. Стихи переписывались с газетной полосы, передавались из уст в уста. Поэты говорили от имени народа, они имели на это право.

Слайд № 26

Иллюстрация книги про бойца

Константин Симонов так сказал о книге про бойца А. Твардовского: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне на войне».

«Это поистине редкая книга», - слова Ивана Бунина.

Сообщение № 8

И сегодня нельзя не поразиться той атмосфере, которая царит на страницах поэмы «Василий Тёркин». Это «атмосфера искренности и свободы, в ней дышится как-то особенно легко и вольно… Дух честности и правды, дух искренности и свободы живёт в каждом стихе «книги про бойца».

Слайд № 27

Отрывок из поэмы в исполнении А. Твардовского.

Сообщение № 9

В грозное лихолетье военными дорогами нашей Смоленщины прошли поэты Николай Старшинов, Юлия Друнина, Семён Гудзенко, Константин Симонов. На смоленской земле были написаны лучшие стихи о войне К. Симонова. Одно из них – «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» В центре стихотворения суровая правда и горечь первых месяцев войны, когда наши войска вынуждены были отступать. Что было, то было.

* * *

А. Суркову

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: — Господь вас

спаси!—

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды

молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки родина —

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы

их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» — говорили нам

пажити.

«Мы вас подождем!» — говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

1941

Сообщение № 10

     К. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году, а через 2 года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-Гол, уехал, прервав учёбу в аспирантуре. Куда больше не вернётся. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом.

     Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на всё его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Чёрного до Баренцева моря. Всё опубликованное в годы войны в газетах составило позже 4 книги. О войне Константин Михайлович писал всю свою жизнь. Он видел её собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. В послевоенные годы поэт продолжал много писать, работать. В 50-е годы появилась его трилогия «Живые и мёртвые», в которой он рассказывает о трагических военных событиях.

     Умер Симонов 28 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян на поле неподалёку от Бобруйска.

Слайд № 28

Стихотворение  «Жди меня» в исполнении автора

Слайд № 29

«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…» Песни войны. Диктор.

Учитель

Запишите название следующей микротемы

Слайд № 30

На фоне вальса в исполнении оркестра под управлением Л. Утёсова сообщение учащегося

Сообщение № 11

     Всеобщим достоянием были песни. Народное самосознание выражалось в них наиболее заострённо. Вспомним хотя бы десяток песен, созданных в 1941-45 годах, известных во время войны всем и каждому и продолжающих свою жизнь по сей день:

«В прифронтовом лесу», «Огонёк» Михаила Исаковского;

«Соловьи», «На солнечной поляночке…» Алексея Фатьянова;

«В землянке» Алексея Суркова;

«Дороги» Льва Ошанина;

«Тёмная ночь» Владимира Агатова.

     Если внимательно перечитать тексты этих военных песен, то приходишь к следующему выводу: В политизированной до предела стране периода 40-х годов лучшие из этих песен не содержат никаких лозунгов, партийной заданности. Ни намёка на политику. Это были по-настоящему хорошие, человеческие песни, в чём и заключалось их явное достоинство. Слова этих песен, конечно же, всецело порождены войной, но на первом плане в них – не война, а тот мир, который они призваны спасти: от родного дома до поющих соловьёв, от любви к девушке до жёлтого берёзового листа…

Слайд № 31

Песня «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса.

Сообщение № 12

     Правда, есть ещё одна также известная всем и тогда, и теперь песня, которая имеет иной характер – «Священная война» Василия Лебедева-Кумача. Но, во-первых, она – одна такая, а во-вторых, это, в сущности, не песня, а военный гимн. Написанная в ночь с 22 на 23 июня уже 24 июня была опубликована в газетах. Принято считать, что уже 27 июня 1941 года ансамбль песни и пляски Красной армии пел её для отправляющихся на фронт войск на Белорусском вокзале. Между тем исследователь знаменитых песен Юрий Бирюков по документам установил, что вплоть до 15 октября 1941 года песня была в опале, ибо некие предержащие власти считали, что она чрезмерно трагична: с первых строк обещает «смертный бой», а не близкое торжество Победы. И только с 15 октября – после того, как враг захватил Калугу, Ржев и Тверь, - «Священная война» стала ежедневно звучать по Всесоюзному радио. С другой стороны, с 1990 года начали публиковаться совершенно безосновательные выдумки о том, будто бы песня была написана ещё в 1916 году неким обрусевшим немцем. Но это один из образчиков той кампании по дискредитации нашей великой Победы, которая широко развернулась с конца 1980-х годов. Юрий Бирюков, анализируя сохранившуюся в государственном архиве черновую рукопись автора с несколькими вариантами, доказал, что текст принадлежит Лебедеву-Кумачу.

Слайд № 32

Песня «Священная война»

Сообщение № 13

     Среди лирических песен о войне есть простенькая вроде бы песенка «Моя любимая» на стихи Евгения Долматовского и музыку Матвея Блантера.

В кармане меленьком моём

Есть карточка твоя,

Так, значит, мы всегда вдвоём,

Моя любимая.

И вот такая история. В конце лета 1941 года армейский газетчик Евгений Долматовский был ранен, попал в окружение, а затем в плен. Вместе с другими он валялся в огромном сарае, ожидая своей участи, а снаружи ходил часовой и пел что-то очень знакомое. И вдруг Долматовский понял: это был мотив песни «Моя любимая».

     Немцы пели наши песни! Прежде всего «Катюшу». Иные объясняли это потом постоянной, активной соприкасаемостью с противником. Но наши-то их песен не пели!

Слайд № 33

Песня «Катюша»

Слайд № 34

«Вечной памятью живы» Поэзия послевоенного  периода

Учитель

Запишите название следующей микротемы

     Тема войны не ушла и в первые послевоенные годы, но имела уже в сущности совсем иное значение: она стала точкой отсчёта для понимания и оценки жизни страны вообще, а не войны в её собственном смысле.

     Страна пришла к победе на последнем издыхании, разорённой, обезлюдевшей – почти полностью были скошены целые поколения. Тысячи сёл были сожжены дотла, сотни городов превращены в руины. Великая – действительно великая, определившая судьбу страны и мира, - победа была нестерпимо горькой. Об этом свидетельствует поэзия.

     Послушаем выступления следующей группы учащихся.

Слайд № 35

Портреты Симонова и Эренбурга

Сообщение № 14

    Я сравнила два стихотворения очень разных по творчеству и общественным взглядам поэтов, которые отразили своё видение Родины и Победы. Совпадение поразительное. В одном и другом стихотворении Родина и Победа предстают в образе измученной, настрадавшейся женщины.

     Стихотворение Ильи Эренбурга чудом проскочило в печать. Этому приходится только удивляться.

Она была в линялой гимнастёрке,

И ноги были до крови натёрты.

Она пришла и постучалась в дом.

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

Был чёрный хлеб белее белых дней,

И слёзы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке,

В ладоши хлопали и танцевали.

И только в тихом русском городке

Две женщины, как мёртвые, молчали.

     Стихотворение К. Симонова было опубликовано спустя 20 лет после написания.

Не той, что из сказок, не той, что с пелёнок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспалённых,

А той, что рыдала, - запомнил я Родину.

И вижу её, накануне победы,

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Всё снёсшей, всё вынесшей русскою женщиной.

Слайд № 36

ГУДЗЕНКО Семен Петрович (5 марта 1922, Киев — 15 февраля 1953, Москва), русский поэт

Сообщение № 15

     А война продолжала уносить человеческие жизни: люди умирали от полученных на поле боя ран.

     Гудзенко Семен Петрович родился 5 марта 1922 года в Киеве.  Сын инженера и учительницы. Окончив два курса ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), летом 1941, в самом начале Великой Отечественной войны, записался добровольцем в мотострелковую бригаду.

     Из записных книжек солдата Семёна Гудзенко: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

     Незадолго до победы поэт писал: «Недавно попал под сильную бомбёжку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». А в 1946 году он пишет: «Мы не от старости умрём – от старых ран умрём». Так и случилось. В 1952 году Гудзенко серьёзно заболел – последствия военной контузии. Врачи не знают, выживет ли он. Поэт снова набирает высоту, как в ранних стихах 1942 года.

До чего мне жить теперь охота,

Будто вновь с войны вернулся я!

Борясь со смертью. Гудзенко написал стихотворение «Я пришёл в шинели жёсткосерой». Умер Семён Гудзенко 15 февраля 1953 года. Умер от старых ран.

Слайд № 37

Мы не от старости умрем —

от старых ран умрем.

Так разливай по кружкам ром,

трофейный рыжий ром!

В нем горечь, хмель и аромат

заморской стороны.

Его принес сюда солдат,

вернувшийся с войны.

Он видел столько городов!

Старинных городов!

Он рассказать о них готов.

И даже спеть готов.

Так почему же он молчит?..

Четвертый час молчит.

То пальцем по столу стучит,

то сапогом стучит.

А у него желанье есть.

Оно понятно вам?

Он хочет знать, что было здесь,

когда мы были там...

Сообщение № 16

     Песни о войне продолжали появляться, но всё чаще встречали цензурные препятствия. Прежде всего это песня «Враги сожгли родную хату…» на стихи М. Исаковского и музыку Матвея Блантера. Оно было первым стихотворением о войне, где говорилось не о всеобщей победе,  а о беде каждого, отдельного человека. Песня, разгромленная и запрещённая идеологической критикой той поры, долго не звучала. Возродил её актёр и певец Марк Бернес. М. В. Исаковский был ему очень благодарен, хотя вообще-то предпочитал напевное исполнение. Но что поразительно! Эту любимую народом песню «голосовые» певцы так и не подхватили.

     

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Как много сказано в одной строфе!  Среди напавших на поэта был и некто, вопрошавший: как – куда идти? Пошёл бы в сельсовет, там бы ему помогли, успокоили… Но он пошёл не в сельсовет.

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Сила чувства здесь столь велика, усиливают это ощущение почерпнутые из старых народных песен обороты «глубокое горе» и «широкое поле».

Он пил — солдат, слуга народа…

«Слуга народа» - так у нас называли депутатов разных уровней. Была такая ехидная байка: «хозяева жизни» идут на работу пешком или висят на подножках тогдашних трамваев, а «слуги народа» едут на персональных машинах. Впрочем, это и не изменилось. И «солдат, слуга народа» звучит у Исаковского горько-иронически.

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза не сбывшихся надежд…

Более всего возмутила строгие инстанции именно строчка «слеза несбывшихся надежд».

Несбывшихся? В победный год? Такого допустить нельзя. Последовал разгром песни.

Слайд № 38

Песня «Враги сожгли родную хату…»

Слайд № 39

Портрет Твардовского

Сообщение № 17

     В послевоенной поэзии о войне впервые зазвучала тема вины перед теми, кто погиб.

     Через 20 лет после окончания войны память А. Твардовского не находит успокоения, и он пишет свои грустные и совестливые стихи:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

     В этих шести строках всё предельно просто. Нет тропов, незатейлива рифма, нет и книжных слов. Стихотворение написано живой разговорной речью, насыщенной фразеологизмами: никакой моей вины; кто старше, кто моложе; не о том же речь; но всё же.

     В стихотворении нет пауз между строками. Это монолог автора, произнесённый на одном дыхании. Обратим внимание на ёмкость выражения «кто старше, кто моложе». Этими немногими словами автор сказал, что на войне погибло несколько поколений. Стихотворение А. Твардовского – это раздумье автора о своём долге перед павшими на войне.

Слайд № 40

Портрет В. Высоцкого

Сообщение № 18

     Этот нравственный долг перед теми, кто «остался там», живёт и у того поколения, которое не воевало.

     Из интервью Владимира Высоцкого:

«Часто спрашивают, почему я всё время обращаюсь к военной теме. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда нас будет волновать – это такая великая беда, которая на 4 года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто владеет пером. Во-вторых, у меня военная семья. Отец – военный связист, прошёл всю войну. И у нас было много друзей-военных, я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал. В-третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Мы «довоёвываем» в своих песнях… Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача – писать о людях, которые воевали».

Слайд № 41

Песня в исполнении Высоцкого

Сообщение № 19

И через полвека после начала войны писатель Вячеслав Кондратьев вновь и вновь вернётся к тому же: «Спрашиваю себя: не зря ли воевали? Я убеждён: не зря! Если что и было настоящего в нашей семидесятилетней истории – это была война».

Слайд № 42

Портрет Щипачёва

Степан Щипачёв «Павшим»

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Чем им обязан – знаю я.

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

Слайд № 43

Песня «Журавли»

Слайд № 44

Обобщение

Заключительное слово учителя

   

     Кажется, в нашей истории – да и не только в нашей – не было случая, чтобы литература на протяжении столь долгого времени – в этом году мы отмечаем шестидесятилетие со дня Великой Победы – чтобы литература занималась одним историческим событием, занималась с таким неиссякаемым интересом, с такой неостывающей страстью и болью. Возникла серьёзная проза о войне. Многие произведения стали классикой отечественной литературы. Появляются всё новые и новые произведения о Вов. Но об этом разговор впереди. Сегодня мы только прикоснулись к огромному пласту литературы о войне. Я надеюсь, что наш разговор о военной поэзии не оставил вас равнодушными.

Д/з: выучить стихотворение о войне, анализ выученного стихотворения.

Сообщение № 1.

     В стране в 1941 году было 2786 писателей, 941 ушёл на фронт, 417 не вернулось. Пуля оборвала их песню. Не вернулся каждый третий. Это большие потери. Длинен список таких поэтов, вот некоторые из них:

Николай Майоров

Михаил Кульчицкий

Евгений Панфилов

Всеволод Багрицкий

Владислав Занадворов

Павел Коган

Иосиф Уткин

     

     Уральский поэт Владислав Занадворов погиб под Сталинградом. Незадолго до смерти он писал с фронта: «Я сейчас часто думаю о том, как хорошо будет после войны. Нужно так много жить, так много работать, так много любить».

     В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит своё выраженье.

Это  - изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это - боль головная, что ломит висок;

Это - юность моя, что в окопах истлела;

Это - грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это - кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это - в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье -

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат -

Беззаветная гибель на поле сраженья.

                                                       1942

Сообщение № 2

     Главным содержанием стихотворений молодых поэтов стала тема любви к Родине, к своим близким, тоска по мирной жизни и ненависть к врагу. Вот одно из стихотворений Николая Майорова, погибшего в 1942 году на Смоленщине.

Нам не дано спокойно сгнить в могиле –

Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, -

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

     Автор от лица своего поколения надеется, что люди не забудут о них, что их имена не сотрутся в памяти потомков. Он уверен, что существует связь между поколениями. Поэтесса Юлия Друнина, пошедшая войну, спустя много лет писала:

Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив

И кто отнят войной.

И хотя пятилетки бегут,

Торопясь,

Всё тесней эта связь,

 Всё прочней эта связь.

Сообщение № 3

     Ольга Фёдоровна Берггольц – «блокадная поэтесса», влюблённая в свой город, в свой народ, в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Окончив в 1930 году Ленинградский университет, работала корреспондентом в Казахстане, а в 1931 году вернулась в Ленинград, пишет стихи, рассказы.  Большие и тяжёлые испытания выпали на долю поэтессы. «В скудости судьбу я упрекнуть не смею», - напишет она позже. Первый её муж, Борис Корнилов, был расстрелян. Второй, Николай Молчанов, умер от голода в блокаду. Сама Берггольц в 1937 году была арестована по ложному навету. 171 день провела она в тюрьме, в 1939 году была реабилитирована. Две дочери её (8 и 1 год) умерли ещё до ареста, третий ребёнок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его сгубила тюрьма. Как сумела она всё это вынести?

Неужели вправду это было:

На окне решётки, на дверях?

Я забыла б – сердце не забыло

Это унижение и страх, -

 написала О. Берггольц после освобождения.

     Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада.

Сообщение № 4

В голодном блокадном  Ленинграде Берггольц страшной зимой

1942 года писала свой «Февральский дневник».

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже ленинградская вдова.

По свидетельству сестры, Ольга Фёдоровна «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения:

«Ленинградская поэма»,

поэма «Февральский дневник»,

стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», «Ленинградский дневник».

     Голос О. Берггольц, который звучал в осаждённом городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев.

     Почти умирая от голода в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдавалась и писала лучшие свои стихи.

Сообщение № 5

              РАЗГОВОР С СОСЕДКОЙ

Дарья Власьевна, соседка по квартире,

сядем, побеседуем вдвоем.

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своем.

Вот мы прожили почти полгода,

полтораста суток длится бой.

Тяжелы страдания народа —

наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О, ночное воющее небо,

дрожь земли, обвал невдалеке,

бедный ленинградский ломтик хлеба —

он почти не весит на руке...

Для того, чтоб жить в кольце блокады,

ежедневно смертный слышать свист, —

сколько силы нам, соседка, надо,

сколько ненависти и любви...

Столько, что минутами в смятенье

ты сама себя не узнаешь:

«Вынесу ли? Хватит ли терпенья?»

— «Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь».

Дарья Власьевна, еще немного,

день придет — над нашей головой

пролетит последняя тревога

и последний прозвучит отбой.

И какой далекой, давней-давней

нам с тобой покажется война

в миг, когда толкнем рукою ставни,

сдернем шторы черные с окна.

Пусть жилище светится и дышит,

полнится покоем и весной...

Плачьте тише, смейтесь тише, тише,

будем наслаждаться тишиной.

Будем свежий хлеб ломать руками,

темно-золотистый и ржаной.

Медленными, крупными глотками

будем пить румяное вино.

А тебе — да ведь тебе ж поставят

памятник на площади большой.

Нержавеющей, бессмертной сталью

облик твой запечатлят простой.

Вот такой же: исхудавшей, смелой,

в наскоро повязанном платке,

вот такой, когда под артобстрелом

ты идешь с кошелкою в руке.

Дарья Власьевна, твоею силой

будет вся земля обновлена.

Этой силе имя есть — Россия.

Стой же и мужайся, как она!

5 декабря 1941

Сообщение № 6

     Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны».

Я ушла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать…

     Судьбу Друниной можно одновременно назвать и трагической и счастливой. Трагической – потому что в её юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала её поэтом, потому что она выжила. Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. В 1952 году окончила Литературный институт им. М. Горького. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Его ядро составляли стихи военных лет. Книги «Стихи», «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Современник», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях. «Бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи», - писала поэтесса.

     В 1975 году Юлии Друниной была присуждена Государственная премия РСФСР. Получая награду, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».

      Тяжело переживала Ю. Друнина распад Советского Союза, была подавлена сложившейся  в стране обстановкой. Словно кровную обиду воспринимала постоянные нападки на нашу армию и мирного, и военного времени. Почему обаятельный, жизнерадостный человек, участник войны, до того не сломленный испытаниями и невзгодами, вдруг потерял точку опоры и сознательно идёт на непоправимый, невозвратный шаг? Покончила жизнь самоубийством в 1991 году.  Может быть, в посмертной книге, названной «Судный час», мы найдём ответ?

 

                               Судный час

Покрывается сердце инеем –

Очень холодно в судный час…

А у вас глаза, как у инока –

Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(Всё же крещёная!)

Помолюсь

За таких вот, как вы -

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть!

Сообщение № 7

Фронтовая лирика имела характерную особенность: тема ненависти к смертельному врагу тесно переплеталась с темой любви к своему народу, своей земле. Поэты описывали бои, военные будни, звучала тоска по любимой, по дому, по матери, нежная любовь к Родине. Журналистами, командирами, простыми солдатами прошагали войну вместе со своим народом многие литераторы. Рабочим столом была редакция фронтовой газеты или блиндаж, землянка на переднем крае. Стихи переписывались с газетной полосы, передавались из уст в уста. Поэты говорили от имени народа, они имели на это право.

Константин Симонов так сказал о книге про бойца А. Твардовского: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне на войне».

«Это поистине редкая книга», - слова Ивана Бунина.

Сообщение № 9

В грозное лихолетье военными дорогами нашей Смоленщины прошли поэты Николай Старшинов, Юлия Друнина, Семён Гудзенко, Константин Симонов. На смоленской земле были написаны лучшие стихи о войне К. Симонова. Одно из них – «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» В центре стихотворения суровая правда и горечь первых месяцев войны, когда наши войска вынуждены были отступать. Что было, то было.

* * *

А. Суркову

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: — Господь вас

спаси!—

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды

молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки родина —

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы

их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» — говорили нам

пажити.

«Мы вас подождем!» — говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

1941

Сообщение № 10

     К. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году, а через 2 года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-Гол, уехал, прервав учёбу в аспирантуре. Куда больше не вернётся. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом.

     Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на всё его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Чёрного до Баренцева моря. Всё опубликованное в годы войны в газетах составило позже 4 книги. О войне Константин Михайлович писал всю свою жизнь. Он видел её собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. В послевоенные годы поэт продолжал много писать, работать. В 50-е годы появилась его трилогия «Живые и мёртвые», в которой он рассказывает о трагических военных событиях.

     Умер Симонов 28 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян на поле неподалёку от Бобруйска.

Сообщение № 8

И сегодня нельзя не поразиться той атмосфере, которая царит на страницах поэмы «Василий Тёркин». Это «атмосфера искренности и свободы, в ней дышится как-то особенно легко и вольно… Дух честности и правды, дух искренности и свободы живёт в каждом стихе «книги про бойца».

Сообщение № 11

     Всеобщим достоянием были песни. Народное самосознание выражалось в них наиболее заострённо. Вспомним хотя бы десяток песен, созданных в 1941-45 годах, известных во время войны всем и каждому и продолжающих свою жизнь по сей день:

«В прифронтовом лесу», «Огонёк» Михаила Исаковского;

«Соловьи», «На солнечной поляночке…» Алексея Фатьянова;

«В землянке» Алексея Суркова;

«Дороги» Льва Ошанина;

«Тёмная ночь» Владимира Агатова.

     Если внимательно перечитать тексты этих военных песен, то приходишь к следующему выводу: В политизированной до предела стране периода 40-х годов лучшие из этих песен не содержат никаких лозунгов, партийной заданности. Ни намёка на политику. Это были по-настоящему хорошие, человеческие песни, в чём и заключалось их явное достоинство. Слова этих песен, конечно же, всецело порождены войной, но на первом плане в них – не война, а тот мир, который они призваны спасти: от родного дома до поющих соловьёв, от любви к девушке до жёлтого берёзового листа…

Сообщение № 12

     Правда, есть ещё одна также известная всем и тогда, и теперь песня, которая имеет иной характер – «Священная война» Василия Лебедева-Кумача. Но, во-первых, она – одна такая, а во-вторых, это, в сущности, не песня, а военный гимн. Написанная в ночь с 22 на 23 июня уже 24 июня была опубликована в газетах. Принято считать, что уже 27 июня 1941 года ансамбль песни и пляски Красной армии пел её для отправляющихся на фронт войск на Белорусском вокзале. Между тем исследователь знаменитых песен Юрий Бирюков по документам установил, что вплоть до 15 октября 1941 года песня была в опале, ибо некие предержащие власти считали, что она чрезмерно трагична: с первых строк обещает «смертный бой», а не близкое торжество Победы. И только с 15 октября – после того, как враг захватил Калугу, Ржев и Тверь, - «Священная война» стала ежедневно звучать по Всесоюзному радио. С другой стороны, с 1990 года начали публиковаться совершенно безосновательные выдумки о том, будто бы песня была написана ещё в 1916 году неким обрусевшим немцем. Но это один из образчиков той кампании по дискредитации нашей великой Победы, которая широко развернулась с конца 1980-х годов. Юрий Бирюков, анализируя сохранившуюся в государственном архиве черновую рукопись автора с несколькими вариантами, доказал, что текст принадлежит Лебедеву-Кумачу.

Сообщение № 13

     Среди лирических песен о войне есть простенькая вроде бы песенка «Моя любимая» на стихи Евгения Долматовского и музыку Матвея Блантера.

В кармане меленьком моём

Есть карточка твоя,

Так, значит, мы всегда вдвоём,

Моя любимая.

И вот такая история. В конце лета 1941 года армейский газетчик Евгений Долматовский был ранен, попал в окружение, а затем в плен. Вместе с другими он валялся в огромном сарае, ожидая своей участи, а снаружи ходил часовой и пел что-то очень знакомое. И вдруг Долматовский понял: это был мотив песни «Моя любимая».

     Немцы пели наши песни! Прежде всего «Катюшу». Иные объясняли это потом постоянной, активной соприкасаемостью с противником. Но наши-то их песен не пели!

Сообщение № 14

    Я сравнила два стихотворения очень разных по творчеству и общественным взглядам поэтов, которые отразили своё видение Родины и Победы. Совпадение поразительное. В одном и другом стихотворении Родина и Победа предстают в образе измученной, настрадавшейся женщины.

     Стихотворение Ильи Эренбурга чудом проскочило в печать. Этому приходится только удивляться.

Она была в линялой гимнастёрке,

И ноги были до крови натёрты.

Она пришла и постучалась в дом.

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

Был чёрный хлеб белее белых дней,

И слёзы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке,

В ладоши хлопали и танцевали.

И только в тихом русском городке

Две женщины, как мёртвые, молчали.

     Стихотворение К. Симонова было опубликовано спустя 20 лет после написания.

Не той, что из сказок, не той, что с пелёнок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспалённых,

А той, что рыдала, - запомнил я Родину.

И вижу её, накануне победы,

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Всё снёсшей, всё вынесшей русскою женщиной.

Сообщение № 15

     А война продолжала уносить человеческие жизни: люди умирали от полученных на поле боя ран.

     Гудзенко Семен Петрович родился 5 марта 1922 года в Киеве.  Сын инженера и учительницы. Окончив два курса ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), летом 1941, в самом начале Великой Отечественной войны, записался добровольцем в мотострелковую бригаду.

     Из записных книжек солдата Семёна Гудзенко: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

     Незадолго до победы поэт писал: «Недавно попал под сильную бомбёжку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». А в 1946 году он пишет: «Мы не от старости умрём – от старых ран умрём». Так и случилось. В 1952 году Гудзенко серьёзно заболел – последствия военной контузии. Врачи не знают, выживет ли он. Поэт снова набирает высоту, как в ранних стихах 1942 года.

До чего мне жить теперь охота,

Будто вновь с войны вернулся я!

Борясь со смертью. Гудзенко написал стихотворение «Я пришёл в шинели жёсткосерой». Умер Семён Гудзенко 15 февраля 1953 года. Умер от старых ран.

Мы не от старости умрем —

от старых ран умрем.

Так разливай по кружкам ром,

трофейный рыжий ром!

В нем горечь, хмель и аромат

заморской стороны.

Его принес сюда солдат,

вернувшийся с войны.

Он видел столько городов!

Старинных городов!

Он рассказать о них готов.

И даже спеть готов.

Так почему же он молчит?..

Четвертый час молчит.

То пальцем по столу стучит,

то сапогом стучит.

А у него желанье есть.

Оно понятно вам?

Он хочет знать, что было здесь,

когда мы были там...

Сообщение № 16

     Песни о войне продолжали появляться, но всё чаще встречали цензурные препятствия. Прежде всего это песня «Враги сожгли родную хату…» на стихи М. Исаковского и музыку Матвея Блантера. Оно было первым стихотворением о войне, где говорилось не о всеобщей победе,  а о беде каждого, отдельного человека. Песня, разгромленная и запрещённая идеологической критикой той поры, долго не звучала. Возродил её актёр и певец Марк Бернес. М. В. Исаковский был ему очень благодарен, хотя вообще-то предпочитал напевное исполнение. Но что поразительно! Эту любимую народом песню «голосовые» певцы так и не подхватили.

     

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Как много сказано в одной строфе!  Среди напавших на поэта был и некто, вопрошавший: как – куда идти? Пошёл бы в сельсовет, там бы ему помогли, успокоили… Но он пошёл не в сельсовет.

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Сила чувства здесь столь велика, усиливают это ощущение почерпнутые из старых народных песен обороты «глубокое горе» и «широкое поле».

Он пил — солдат, слуга народа…

«Слуга народа» - так у нас называли депутатов разных уровней. Была такая ехидная байка: «хозяева жизни» идут на работу пешком или висят на подножках тогдашних трамваев, а «слуги народа» едут на персональных машинах. Впрочем, это и не изменилось. И «солдат, слуга народа» звучит у Исаковского горько-иронически.

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза не сбывшихся надежд…

Более всего возмутила строгие инстанции именно строчка «слеза несбывшихся надежд».

Несбывшихся? В победный год? Такого допустить нельзя. Последовал разгром песни.

Сообщение № 17

     В послевоенной поэзии о войне впервые зазвучала тема вины перед теми, кто погиб.

     Через 20 лет после окончания войны память А. Твардовского не находит успокоения, и он пишет свои грустные и совестливые стихи:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

     В этих шести строках всё предельно просто. Нет тропов, незатейлива рифма, нет и книжных слов. Стихотворение написано живой разговорной речью, насыщенной фразеологизмами: никакой моей вины; кто старше, кто моложе; не о том же речь; но всё же.

     В стихотворении нет пауз между строками. Это монолог автора, произнесённый на одном дыхании. Обратим внимание на ёмкость выражения «кто старше, кто моложе». Этими немногими словами автор сказал, что на войне погибло несколько поколений. Стихотворение А. Твардовского – это раздумье автора о своём долге перед павшими на войне.

Сообщение № 18

     Этот нравственный долг перед теми, кто «остался там», живёт и у того поколения, которое не воевало.

     Из интервью Владимира Высоцкого:

«Часто спрашивают, почему я всё время обращаюсь к военной теме. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда нас будет волновать – это такая великая беда, которая на 4 года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто владеет пером. Во-вторых, у меня военная семья. Отец – военный связист, прошёл всю войну. И у нас было много друзей-военных, я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал. В-третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Мы «довоёвываем» в своих песнях… Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача – писать о людях, которые воевали».

Сообщение № 19

И через полвека после начала войны писатель Вячеслав Кондратьев вновь и вновь вернётся к тому же: «Спрашиваю себя: не зря ли воевали? Я убеждён: не зря! Если что и было настоящего в нашей семидесятилетней истории – это была война».

Степан Щипачёв «Павшим»

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Чем им обязан – знаю я.

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Поэзия о Великой Отечественной войне" (6 класс)

Презентация (с использованием музыкальных файлов) составлена для проведения урока о поэзии о Великой Отечественной войне по учебнику Г.С.Меркина (6 класс)....

"Поэзия периода Великой Отечественной войны" - урок литературы в 9 классе

Цели урока:познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;отработка навыков анали...

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

Данная презентация используется на уроке как дополнительный медиа материал, иллюстрирует каждую страницу устного журнала (форма проведения урока), украшает урок, является наглядным пособием...

Урок-концерт "Поэзия времён Великой Отечественной войны"

Данный урок был проведен  мною в 5 классах  накануне празднования 9 мая (2016 г.). Ребята познакомились со стихотворениями и песнями, помогавшими нашему народу в нелёгкие военные годы выстоя...