литературно-познавательный турнир, посвящённый А.С.Пушкину "Встреча со сказкой"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Пинаева Ольга Александровна

Занимательные задания по сказкам А.С,Пушкина для 5-6 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно-познавательный турнир, посвященный

А.С. Пушкину

Встреча со сказкой

                                                                 

   

                                                                                                        «Сказка-ложь, да в ней намёк,    

                                                                                                         добрым молодцам урок»

Цели:

   

  1. Познакомить учащихся с этапами жизни поэта, связанными со сказками, с его поэтическим мастерством;

 

  1. развивать познавательный интерес к творчеству Пушкину, навыки выразительного чтения, мышление, память, творческие способности;

  1. содействовать формированию философских понятий добра и зла;

  1. формировать эстетический вкус учащихся, потребность в чтении, прививать любовь и уважение к культурному наследию России.

1-й ведущий. Здравствуйте, друзья! Нашу встречу мы посвящаем великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

2-й ведущий. С творчеством Александра Сергеевича Пушкина мы знакомимся с детских лет. Сначала сказки, которые нам читают родители, затем школьная программа. Наконец, уже взрослыми многие из нас открывают Пушкина заново.

1-й ведущий. Сказки  Александра Сергеевича Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребёнку. Каждый найдет в них что-то для себя. Пушкин начал писать их в период наивысшего расцвета своего творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.

2-й ведущий. Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом. С крестьянами. Там он изучал народные нравы, обычаи и поверья. Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью. В то время можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных, и похоронных, и грустных, и весёлых ,и хороводных, и колыбельных, и богатырских, и «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народом, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то что слышал от них. На праздники ходил в соседний Святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение слепых нищих и запомнить их песни.

1-й ведущий. Сказки Пушкина – сюжетные произведения. В которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре  князе   Гвидоне Салатановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. Это была первая сказка Пушкина.

2-й ведущий. Пушкин – сказочник выступил против монотонности поэзии. Его стих подвижен, передаёт ритм движения и напряженность событий.

1-й ведущий. Динамизм и быстрота  смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинками, лаконичными и зримо – красочными:

                                               Ветер весело шумит,

                                               Судно весело бежит…

          В синем небе звезды блещут,

         В синем море волны хлещут

                                               Туча по небу идёт,

  Бочка по морю плывёт.

2-й ведущий. Мягко, задушевно звучит речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:

                                              Видит, белочка при всех

                                              Золотой грызет орех.

«Сказка о царе Салтане…» завершается не моралистическим выводом, как было у других поэтов – сказочников, а веселым пиром, славящим торжество добра.

1-й ведущий. «Сказка о попе и работнике его Балде»- сатира на служителей  православной церкви. Впервые её опубликовал В.А. Жуковский в 1840 г. В журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вызванными строгостями цензуры.

2-й ведущий.  Поэт выступил против вычурности и заумности стиха,  он стремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью:

Ум у бабы догадлив,

                На всякие хитрости повадлив.

1-й ведущий.  «Сказка о рыбаке и рыбке» появилась  1835 г.  в журнале «Библиотека для чтения», а написана была за два года до этого. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает  к ней почтения, как бы высоко не вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей: «Что ты баба белены объелась?»

2-й ведущий. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в 1833 г. Напечатана впервые в 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения». В ней особо четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. Царица – мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход:

Смотрит в поле, инда очи

                                             Разболелись глядючи

                                             С белой зори до ночи;

                                             Не видать милого друга!

Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние:

                                              Елисей, не унывая,

К ветру кинулся взывая:

      «Ветер, ветер, ты могуч… »

Обращения Елисея к природе представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор сказки, развернув народные обращения – заклинания в поэтическую картину.

1-й ведущий. Основная сатира Пушкина направлена против царицы – мачехи, олицетворяющей «темный мир в сказке». Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла,  и  царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.

2-й ведущий. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает  тьму и злобу. Находчивость  и трудолюбие Балды помогают ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствует торжеству правды.

1-й ведущий. Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения, суффиксы:

Но жена не рукавица:

           С белой ручки не стряхнёшь

   Да за пояс не заткнёшь.

Это «Сказка о царе Салтане…».

2-й ведущий. В сказках Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка: «и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Додон». Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии – сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:

В чешуе, как жар горя,

    Тридцать три богатыря…

Это сказка «Сказка о царе Салтане…»

                                               

Отвечает месяц ясный…

Это «сказка о мертвой царевне…»

1-й ведущий. Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи  крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.

2-й ведущий. А сейчас мы проведем турнир «Сказка ложь -  да в ней намек». Цель его проверить хорошо ли вы знаете сказки  Александра Сергеевича Пушкина. Вопрос! Что символизируют сказки Пушкина? (Победу добра над злом).

  1. Уточни-ка

Уточните название сказки.

  1. «Сказка о попе и …»                                      

                                                                                                   (о работнике его Балде)

  1. «Сказка о царе Салтане, о …»                      

                                                                                                   (сыне его славном и могучем                                            богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

  1. «Сказка о мертвой …»                                  

                                                                                     (царевне и о семи богатырях)

  1. «Сказка о золотом …»

                                                                                     (петушке)

  1. «Сказка о рыбаке…»

                                                                                     (и рыбке)

  1. Поэма – сказка «Руслан и …»

                                                                                                   (Людмила)

  1. Домашнее задание

Из какого произведения эти строки?

Представители от команд читают наизусть отрывок из сказки.

  1. Припоминай-ка
  1. Кто звал Балду тятей?  

                                                                                      (Попёнок)

  1. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку?                                            

                                                                                                    (Указ)

  1. Назовите отчество царя Гвидона?

                                                                                     (Салтанович)

  1. Как зовут героиню сказки жених?

                                                                                     (Наташа)

  1. Как звали жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

                                                                                     (Королевич Елисей)

  1. Кто был бесёнок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

                                                                                     (Внук)

  1. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

                                                                                     (Дадон)

  1. Что обещал царь мудрецу в награду за золотого петушка?

                                                                                («Волю первую твою я исполню, как мою»)

  1. Кем был «околдован, восхищён» царь Дадон?

                                                                                     (Шамаханской царицей)

  1. К кому за помощью в поисках царевны обращался Елисей?

                                                                                                   (К солнцу, к месяцу, к ветру )

4.Вставь пропущенное слово.

«Сказка о царе Салтане…»

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова….          (Буяна)

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька …          (Черномор)

И молва трезвонить стала!

Дочка царская …           (пропала)

Ей навстречу пес, залая,

Прибежал и смолк …     (играя)

Здравствуй зеркальце! Скажи

Да …                                (всю правду доложи)

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех ….        (милее)

Всех ….. (румяней)    и ……(белее)

5.Кто быстрее?

Перечислить на бумаге по порядку все желания старухи из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».

(Корыто, избу, быть столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою.)

6.Разгадай-ка.

Учитель раздаёт отрывок и там, существительные заменены словом «ля-ля». Какая это сказка? Выпишите нужные слова.

Долго      ля     был   неутешен,

                   (царь)

Но как быть? И он был грешен;

Ля      прошел как   ля    пустой

(год)                                      (сон)

Ля     женился на другой.

(царь)

Правду молвить,     ля

                                         (молодица)

Уж и впрямь  была      ля-ля

                                           (царица)

Высока,   стройна,   бела

И    ля-ля    и  всем взяла

        (умом)

(«Сказка о мертвой царевне и о

семи богатырях»)

Ля    велит   своим       ля-ля

(царь)                                          (боярам)

Ля-ля    не тратя     ля-ля

(времени)                             (даром)

И    ля-ля     и      ля-ля,

          (царицу)              (приплод)

Тайно бросить   в      ля-ля ля

                                        (бездну вод)

(«Сказка о царе Салтане…»)

  1. «Пушкинский мадригал»

По 2  человека от команды. Паре дают конверт с вариантом стихов. Мальчик выбирает стихотворение, которое он бы хотел посвятить девушке. Девушка выбирает то стихотворение, которое она бы хотела, чтобы ей посвятили. Побеждает пара, тексты мадригалов которой совпадут, и таким образом приносят своей команде баллы

«Руслан и Людмила»

  1. Её улыбка, разговоры

     Во мне любви рождают жар.  

  1. Всё мило, всё пленяет в ней.
  2. Она мне жизнь, она мне радость
  3. И я любовь узнал душой

С её небеленою отрадой

С её мучительной тоской

     5.  Проснулись чувства, я сгораю,

          Томлюсь желаньями любви…

          Приди в объятия мои…

  1. Одной - судьба послала дар

Обворожить сердца и взоры.

1-й ведущий

Сказки Пушкина мы знаем:

Любим очень и читаем,

Изучаем наизусть.

В них живет наш русский дух!

И одну из этих сказок

Мы расскажем вам сейчас

Про Балду и про попа,

Как Балда попа исправил

Уважать свой труд заставил.

Инсценировка сказки «Сказка о попе и работнике его Балде»

6.Разгадай-ка.

Учитель раздаёт отрывок и там, существительные заменены словом «ля-ля». Какая это сказка? Выпишите нужные слова.

Долго      ля     был   неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Ля      прошел как   ля    пустой

Ля     женился на другой.

Правду молвить,     ля

Уж и впрямь  была      ля-ля

Высока,   стройна,   бела

И    ля-ля    и  всем взяла

       

Ля    велит   своим       ля-ля

Ля-ля    не тратя     ля-ля

И    ля-ля     и      ля-ля,

Тайно бросить   в      ля-ля ля

                                       

7.«Пушкинский мадригал»

По 2  человека от команды. Паре дают конверт с вариантом стихов. Мальчик выбирает стихотворение, которое он бы хотел посвятить девушке. Девушка выбирает то стихотворение, которое она бы хотела, чтобы ей посвятили. Побеждает пара, тексты мадригалов которой совпадут, и таким образом приносят своей команде баллы

«Руслан и Людмила»

  1. Её улыбка, разговоры

     Во мне любви рождают жар.  

  1. Всё мило, всё пленяет в ней.
  2. Она мне жизнь, она мне радость
  3. И я любовь узнал душой

С её небеленою отрадой

С её мучительной тоской

     5.  Проснулись чувства, я сгораю,

          Томлюсь желаньями любви…

          Приди в объятия мои…

  1. Одной - судьба послала дар

Обворожить сердца и взоры.

1-й ведущий

Сказки Пушкина мы знаем:

Любим очень и читаем,

Изучаем наизусть.

В них живет наш русский дух!

И одну из этих сказок

Мы расскажем вам сейчас

Про Балду и про попа,

Как Балда попа исправил

Уважать свой труд заставил.

Инсценировка сказки «Сказка о попе и работнике его Балде»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Прекрасных женщин имена"- игровая литературно-познавательная программа.

« Прекрасных женщин имена…»- игровая литературно-познавательная программа для обучающихся 9-11 классов(к 8Марта)...

Литературно-познавательная игра «Умницы и умники». 7 б класс.

Тема литературно-познавательной игры "Умницы и умники"  -  "А.С.Пушкин". Данный вид внеклассно-предметной работы успешно опробирован в 7 классе. Форма занимательной игры по типу телевизионно...

ЛИТЕРАТУРНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРНИР, ПОСВЯЩЕННЫЙ АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ ПУШКИНУ

Здравствуйте. Наш турнир посвящаем великому русскому поэтуАлександру Сергеевичу Пушкину. С его творчеством мы знакомы с детских лет.Сначала сказки, которые нам читают родители, затем школьная программ...

внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")

"Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")...

Конспект внеклассного мероприятия "Рыцарский турнир" , посвящённому празднику - 23 февраля.

Данная разработка - конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов, посвящённого  23 февраля. Мероприятие содержит немало интеллектуальных вопросов, подвижных  игр, занимательных...

Открытое мероприятие в группе воспитанников 5-6 классов. Проведения шахматного турнира, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне «ШАХМАТЫ В СТРОЮ»

Игра – форма культурно-досуговой работы, представляет собой основанное на интересе занятие, учащиеся для развлечения, отдыха, соревнования....