Урок по лирике Ф.И.Тютчева
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Галина Алексеевна Горлова

 

Цель данного урока:

Ввести учащихся в необычный, образный мир поэзии Ф.И.Тютчева.

Развивать умения ребят анализировать стихотворения.

Показать глубокое чувство природы в творчестве Тютчева, воспитывать  в них любовь к природе, патриотизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_2_po_tyutchevu.doc21 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_tyutchevu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в сущности разумной мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

_____________________, ________________________прелесть:

____________________________ блеск и пестрота дерев,

_______________________листьев ____________________, ___________________ шелест,

____________________ и _____________________ лазурь

Над _______________________________________ землёю,

И, как предчувствие ______________________ бурь,

_______________________, _________________________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всём

Та ___________________________ улыбка увяданья,

Что в сущности ____________________________ мы зовём

_________________________________стыдливостью страданья.



Предварительный просмотр:

Горлова Галина Алексеевна. Урок литературы в 10 классе «Не то, что мните вы, природа…» Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева»

Цель:

Ввести учащихся в необычный, образный мир поэзии Ф.И.Тютчева.

Развивать умения ребят анализировать стихотворения.

Показать глубокое чувство природы в творчестве Тютчева, воспитывать  в них любовь к природе, патриотизм.

Оформление.

 Доска: тема урока, эпиграф к уроку.

Оборудование.

Компьютер (презентация), магнитофон, распечатанные стихи поэта (приложение).

                                                                                      Не то, что мните вы, природа:

                                                                                     Не слепок, не бездушный лик,

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                                 Ф.И.Тютчев

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть. Пусть за окном воет ветер и метёт метель – в классе светло и уютно, на душе у вас легко и весело. Вы хорошие и умные ученики. Вы внимательно слушаете и понимаете слова учителя и одноклассников. У вас всё сегодня получится, и оценки у всех будут хорошие.

  1. Проверка домашнего задания.

- Какое домашнее задание у вас было?

(Поработать дома с таблицей и ответить на вопрос «В чём особенности биографии Тютчева?»)

- Какие особенности биографии Тютчева вы выделили?

(- Необычная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника.

- Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.

- Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).

- Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

- Трагическая судьба близких поэта.)

III. Тема урока.

  1. Мы познакомились с биографией  поэта, но будем помнить о том, что вся жизнь Тютчева – в его стихах. Слайд №1.

Лирика Тютчева охватывает все темы этого рода литературы: пейзажную, любовную, философскую, гражданскую.  Однако эти темы тесно переплетаются в каждом стихотворении.

Л.Н.Толстой высоко ценил поэзию Тютчева, перед его стихами он ставил пометы: Глубина, Красота, Чувство. Преобладающие начала: Глубина – в философской лирике, Красота – в лирике природы, Чувство – сильней всего выражено в стихах о любви.

Тютчев – непревзойдённый мастер пейзажной лирики. (Записать тему  урока, эпиграф в тетрадь.) Слайд №2.

- Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься на  уроке? Какие задачи будем решать?

(Познакомимся со стихами Тютчева о природе, будем их анализировать. Увидим, насколько необычен мир природы у поэта.)

В тютчевских пейзажах мы видим прежде всего природу русскую – интимную и скромную, мягкую и обыденную. Только любовь к русской природе могла вызвать такие строки:

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..

        Образ склонённой ивы, дрожащих листьев, слово «макушка» - всё это насквозь русское. В поэзии Тютчева значительное место занимает мир переходных состояний – для времени года: осень, весна, зима, лето; для суток: сумерки и рассвет. Слайд №3.

  1. У Тютчева есть стихотворение, которое знают наизусть многие поколения русских людей. Это стихотворение было написано Тютчевым, когда он был молодой.

               ® Чтение стихотворения «Весенняя гроза» (1828г.). Слайд №4.

        - Каким настроением пронизано стихотворение?

            - Какие ассоциации вызывает весенний гром?

          (Гром ассоциируется с резвящимся ребёнком, он играет, грохочет, раскаты   молодые раздаются. Геба – богиня юности, дочь Зевса-громовержца, она на весёлых пирах подносила богам кубки с нектаром. Любимый орёл Зевса  тоже был не прочь отведать божественного напитка.) Слайд №5.

           - Где происходят события? (Где-то в высших сферах развернулось весеннее действо и встретилось с ликованием земли – гор, лесов, птиц, горных потоков – и восторгом самого поэта «люблю грозу».)

        - Всё стихотворение звучит, как музыка. Поэт использует звукопись для создания грохота, гама, раскатов, грома. Какие звуки помогают нам увидеть грозу, как называется этот приём?

        (Аллитерация, сочетание согласных – г, р, м, б.)

        - Какой ещё приём использует автор для создания образа грома, грозы?

        (Олицетворение. Гром резвится, играет.)

Вывод: Когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом. Ярко светящее солнце, золотые нити дождя – это воплощение идеала красоты в природе, возвышенная красота мира.

        Тютчев по мироощущению пантеист, то есть человек, воспринимающий природу как одушевлённое существо. И в каждой травинке, в каждом листике видит присутствие Бога.

3) Стихи Ф.И.Тютчева очень музыкальны, поэтому они положены на музыку. Композитор Сергей Рахманинов хрустальную мелодию весны передал в романсе. Это один из самых известных романсов на стихи Тютчева «Весенние воды».

        ® Прослушивание записи романса. Слайд №6, №7 №8.

  1. Есть в творчестве Тютчева стихотворение, которое высоко ценил Л.Н.Толстой.

Он отмечал необыкновенную точность поэта в употреблении слов, над значением которых мы даже не задумываемся.

® Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (1857г.).

- Картину чего нарисовал поэт?

- Для описания борозды Тютчев взял эпитет. Какой? (Праздная.) О чём это нам

говорит? (В поле закончены работы, оно отдыхает, набирается сил.) Слайд №9, №10.

5) ® Чтение стихотворения «Неохотно и несмело» (1849г.).

        - Тема этого стихотворения, о чём оно? (Гроза в природе, подготовка к ней всего живого, а потом результат – в сиянье потонула вся смятённая земля.) Слайд №11.

        Выберите метафоры стихотворения. (Смотрит солнце, принахмурилась земля, пыль летит, солнце взглянуло исподлобья, земля потонула.) Слайд №12.

Вывод: В тютчевской природе всё движется, всё меняется; она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. Даже тогда, когда перед нами природа успокоившаяся, этот покой тоже становится только моментом в непрекращающемся течении жизни. И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась. Слайд №13.

IV. Закрепление.

 Природа является  не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о мире, о месте человека в мире. Чтобы почувствовать это, давайте проведём небольшой творческий эксперимент. Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача в течение 5 минут вставить  на место пропуска те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять. (Стихи лежат на столах, через 5 минут проверяем работу. Ребята предлагают свои варианты эпитетов для каждого случая.) Так получилось у вас. А что же  у Тютчева? Сравним.

        ® Чтение стихотворения «Осенний вечер» (1830г.).

        В большинстве случаев предложенные определения носят назывной характер, явления описываются по внешним признакам. Лишь некоторые могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж.

        - Состояние лирического героя проявляется в одном стихе, каком? (Умильная, таинственная прелесть.) Слайд №14.

        - В чём заключается таинственность?

- Противоречие между образом и теми чувствами, которые этот образ вызывает. В стихотворении создан образ осени. Осень – угасает природа, увядает, замирает жизнь – зыбкое нестройное трепетание багряных листьев, это трепетание наблюдаем через сумрак и туманность осеннего вечера. Ветер какой? – порывистый, холодный, почти озноб. Какая картина вырисовывается? Нерадостная. И всё это вызывает у лирического героя умиление, т.е. чувство неизъяснимого тихого восторга и просветления.

        «Улыбка увяданья» - это физическое воплощение «стыдливости страданья». Вот эта-то стыдливость и приводит лирического героя в умиление. Стыдливость предполагает наличие какой-то вины. Виной в данном случае является страдание, то есть то, что не зависит от воли и сознания и потому  не может быть поставленным в вину. Это не вина, а беда. И всё же можно испытывать вину и стыдливость от того, что твои страдания обращают на себя внимание других, омрачают жизнь окружающих, взвывают о помощи, требуют сопереживания и заботы, в конечном итоге – обременяют, беспокоят других. Но на такую стыдливость способны лишь очень тонкие и возвышенные души, соприкосновение с которыми не может не вызывать восторга и восхищения – умиления.

        - Теперь обратимся к тютчевским определениям: багряный, лёгкий, холодный, разумный. Они обычные, назывные. А в чём особенность эпитетов: зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий? (В обычной речи эти слова употребляются для определения состояния человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. И этот приём называется олицетворение. Но у Тютчева – это не художественный приём, а философское убеждение, точное наименование, называние вещей своими именами.)

        Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Отсюда и природа у Тютчева – Живое, одухотворённое существо, и , пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека, находя в ней аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.

        Не то, что мните вы, природа:

        Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. Слайд №15.

V. – Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что, на ваш взгляд, удалось, а что – не удалось? (Сегодня на уроке

                             Я научился…

                     Мне показалось важным…

                     Урок заставил задуматься…

                      Урок навёл на размышления...

                      Урок показался интересным…)

VI. Оценки за урок. 

VII. Домашнее задание: стр. 163-164 (новый учебник); написать небольшое эссе, как вы понимаете стихотворные строки Тютчева, взятые эпиграфом к уроку.

Приложение.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в сущности разумной мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

_____________________, ________________________прелесть:

____________________________ блеск и пестрота дерев,

_______________________листьев ____________________, ___________________ шелест,

____________________ и _____________________ лазурь

Над _______________________________________ землёю,

И, как предчувствие ______________________ бурь,

_______________________, _________________________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всём

Та ___________________________ улыбка увяданья,

Что в сущности ____________________________ мы зовём

_________________________________стыдливостью страданья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.

Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.          Тема урока: Фило...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"

Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева...

Презентация "Цикл уроков по лирике Ф.И. Тютчева".

Тип урока – открытие нового знания....