Презентация "Цикл уроков по лирике Ф.И. Тютчева".
презентация урока для интерактивной доски по литературе (5, 6, 7, 8 класс)

Бокша Марина Вячеславовна

Тип урока – открытие нового знания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon boksha_m.v._-_kopiya.zip1.84 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первый этап урока (мотивационно-целевой) 5 класс Ребята, попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится ? Кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения. А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь ? Сегодня на уроке мы с вами продолжим увлекательное путешествие в волшебный мир лирики и докажем, что природа живая , а поможет нам в этом Фёдор Иванович Тютчев! Ф.И. Тютчев (05.12.1803 – 27.07.1873 гг.) На диалоговой доске портрет поэта

Слайд 2

Первый этап урока (мотивационно-целевой) 6 класс Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных прежде стихотворений : (На диалоговой доске): «Есть в осени первоначальной…» «Чародейкою зимою …» « Зима недаром злиться…» «Люблю грозу в начале мая…» Кто автор этих стихотворений? ЧУВСТВО ПРИРОДЫ В НЁМ НЕОБЫКНОВЕННО ПОЛНО, ЖИВО И ВЕРНО. И.С.ТУРГЕНЕВ

Слайд 3

Первый этап урока (мотивационно-целевой) 8 класс Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. СВОБОДА, ГАРМОНИЯ, ЧИСТОТА, НЕСУЕТНОСТЬ , присущие природе, - ИДЕАЛЫ , которые воплощали в своём творчестве русские поэты. Пытаться понять природу, её язык – значит стремиться к пониманию не только человека, но и всего мироустройства. Познакомимся с лучшими образцами пейзажной лирики русских поэтов 19 века и попробуем понять, как неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, волновать и удивлять нас! На диалоговой доске выделенные слова

Слайд 4

На втором этапе урока (включение в систему умений и проверка по эталону) 5 класс Федор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений . В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности . Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Так, пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: « Чародейкою зимою …», « Зима недаром злиться …», « Люблю грозу в начале мая …» , а также многих других. Кто такой Фёдор Иванович Тютчев?

Слайд 5

На втором этапе урока (включение в систему умений и проверка по эталону) 5 класс Рассуждение на тему «Образ Родины в пейзажной лирике». Особенность тютчевского стиля состоит в том, что поэт нигде не изображает определённое время года. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме. В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир. На диалоговой доске - фотография, на планшете учителя вопросы к фотографии.

Слайд 6

На втором этапе урока (включение в систему умений и проверка по эталону ) 6 класс На диалоговой доске - фотографии, на планшете учителя вопросы к автобиографии и фотографиям. В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание стихотворения «Неохотно и несмело…» Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою ».

Слайд 7

На втором этапе урока (включение в систему умений и проверка по эталону ) 8 класс Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в 1830 году, в Мюнхене, куда он отправился на обучение сразу после окончания Московского университета. Поэт часто тосковал, находясь вдали от родного края. Ему не с кем было поговорить на русском языке, поделиться своими сокровенными мыслями. На диалоговой доске - фотографии, на планшете учителя вопросы к автобиографии и фотографии.

Слайд 8

На третьем этапе урока (Включение в систему умений и проверка по эталону) 5 класс. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. 6 класс. Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта (Презентация галереи портретов поэта в разные годы http:// tutchev.lit-info.ru/tutchev/bio/portrety-i-fotografii-tyutcheva.htm Краткие монолгические сообщения о Тютчеве в каждый период его жизни). 8 класс. Пейзажная лирика, как способ передачи настроения, чувства человека. Взаимное отражение мира души человека и мира природы.

Слайд 9

На четвертом этапе урока (работа с художественным текстом, чтение) 5 класс: «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» 6 класс: «Неохотно и несмело…» 8 класс: «Цветы последние милей…» (А.С. Пушкин), «Осенний вечер».

Слайд 10

На пятом этапе урока (включение в систему умений и проверка по эталону) Задания: 5 класс: «Прослушайте произведение в актёрском чтении и дайте ему оценку. 6 класс: «Прочитайте статью учебника «Фёдор Иванович Тютчев». Рассмотрите портреты поэта в разные годы. 8 класс: «Прочитайте несколько стихотворений, сравните их («Цветы последней милей…» А.С. Пушкин, «Осенний вечер» Ф.И. Тютчев).

Слайд 11

На шестом этапе урока (работа с художественным текстом, вопросы по тексту) 5 класс: работа в группах. 1 группа «Зима недаром злится…» 2 группа «Весенние воды» 3 группа «Как весел грохот летних бурь…» 6 класс: «Неохотно и несмело…», работа в группах. 8 класс: «Осенний вечер»

Слайд 12

На седьмом этапе урока (работа с художественным текстом, самостоятельная работа с взаимопроверкой) 5 класс: Вопросы и задания для самостоятельных наблюдений (в группах), затем индивидуальные задания. 6 класс: Анализ стихотворения (групповая работа). Составление цитатной таблицы «Космический масштаб изображения мира и его конкретные детали». 8 класс: Анализ стихотворения путём сравнения нескольких произведений. Выявление настроения картин, их связь со словами автора. Анализ природы и человека. Обсуждение вопросов и выполнение заданий учебника.

Слайд 13

На восьмом этапе урока (работа с художественным текстом, самостоятельная работа, подведение предварительных итогов работы вместе с учителем) 5 класс: Обобщающая беседа. 6 класс: Итоговый вопрос. 8 класс: Обмен впечатлениями от прозвучавших стихотворений.

Слайд 14

На девятом этапе урока (подведение итогов)

Слайд 15

«Литература – предмет личностный ещё и потому, что житейский опыт, как и профессиональный, здесь одинаково интересен, а в синтезе – особенно ». Е.Н. Ильин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.

Урок литературы в 10 классе по лирике Ф.И.Тютчева.          Тема урока: Фило...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Урок по лирике Ф.И.Тютчева

Цель данного урока:Ввести учащихся в необычный, образный мир поэзии Ф.И.Тютчева.Развивать умения ребят анализировать стихотворения.Показать глубокое чувство природы в творчестве Тютчева, воспиты...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"

Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева...