РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 3 четверть.
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Любовь Александровна Кирейшина

Подписи к слайдам:

Образ Родины в стихах русских поэтов 19-го века
Сочинение-характеристика Герасима ( по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
Слово о сочинениях
СТИХИ В ПРОЗЕ И.С.Тургенева
«Русский язык»«Мы ещё повоюем!»«Щи»
«Русский язык», 1882г.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Какая ничтожная малость может иногда перестроить человека!..
Мы ещё повоюем!
У бабы-вдовы умер её единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник…
«Щи»
Иван Саввич Никитин
«Русь»(«под большим шатром голубых небес…»
Что объединяет и отличает стихи?
М.Ю Лермонтов «Сашка»А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!»Н.А.Некрасов «Соловьи»
М.Ю Лермонтов «Сашка»(отрывок из поэмы)
А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!»
Н.А.Некрасов «Соловьи»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Мастерство слова русских поэтов 19-го века в изображении Родины
Выполни дома
СТР. 206-215, 1 стих. наизусть, практическая работа по тексту.


Подписи к слайдам:

Редут - полевое укреплениеКартечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянииЛафет – станок, на котором укрепляется ствол пушкиБивак – стоянка войск под открытым небомКивер – высокий головной убор военных
Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблейУланы, драгуны – кавалеристы, конные войска. Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войскБасурманы – здесь: враги
Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год 25-й годовщины этой битвы. По жанру произведение напоминает балладу, и, как положено балладе, повествует о ставшем легендарным уже во времена Лермонтова героическом событии.
Бородинский бой.
Перед нами – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «не даром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной. Чувства ужаса, страха, торжества и победы. Затмеваются в воспоминаниях участника событий чувством любви к Родине и готовностью отдать за нее жизнь.
- Скажи-ка, дядя, ведь недаромМосква, Спаленная пожаром, Французу отдана?..
Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 года. Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.
Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино»
Герои Бородинской битвы
- Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри – не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…
И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!Построили редут…
Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, - целых шесть. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой». Первая из трех строф, описывающих сражение, посвящена атакующим французам, вторая («Вам не видать таких сражений!...») – самому напряженному моменту битвы; в третьей строфе вновь называется враг, который получил заслуженное: «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…» М.Ю.Лермонтов показывает читателю, какой ценой «…клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…!»
В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага. Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.
Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!..
Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!...
Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?Мы ждали третий день…
Прилег вздремнуть я у лафета,И слышно было до рассвета,Как ликовал француз.
Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его. «Звучал булат, картечь визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль. Завывание орудий слышится во фразе «слились в протяжный вой»… Так поэт передает нам звуки боя.
И молвил он, сверкнув очами:«Ребята! Не Москва ль за нами?Умремте ж под Москвой,Как наши братья умирали!»И умереть мы обещали, И клятву верности сдержалиМы в Бородинский бой.


Подписи к слайдам:

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в Ясной Поляне, в одной из самых знаменитых и богатых дворянских семей России. В графской семье, кроме Льва, было еще три сына. Одним из запоминающихся впечатлений детства стала для будущего писателя игра в «муравейных братьев» и чудесную зеленую палочку, которую придумал брат Толстого Николай.
на Кавказе против горце, участвовал в сражениях Крымской войны, а потом принимал участие в знаменитой обороне Севастополя и за смелость в боях был представлен к золотому оружию.
В творчестве писателя большое место уделялось событиям, очевидцем которых он был сам. Что такое война, Толстой знал не понаслышке. Лев Николаевич поступил на военную службу в 1852 году, воевал
Роман – это эпическое произведение, в котором действует большое количество героев, их жизнь изображена в изменении и развитии. На этом уроке мы познакомимся с фрагментом из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором описаны события с 1805 по 1820 годы. Вторжение Наполеона в Россию и защита русскими своего Отечества – центральные страницы произведения.
В нем наряду с историческими лицами (Александром I, Наполеоном, Кутузовым, Багратионом и др.) изображены и вымышленные герои – более 500 лиц. За пятнадцать лет романного времени они встречаются и расстаются, сражаются и танцуют на балах, спорят, взрослеют и…изменяются. С любовью описывает Толстой большую семью Ростовых. Их младший сын, Петя, пятнадцатилетний мальчик, ушедший на войну, - главный герой фрагмента.
Петя Ростов впитал в себя чувство, охватившее самых разных людей, когда войска Наполеона пошли по России. Это сложное чувство заставило старого немощного человека – главнокомандующего Кутузова – взять на себя ответственность за судьбу России, решиться отдать врагу Москву, чтобы сохранить армию и спасти страну. Это же чувство заставило смоленских купцов жечь свои товары, чтобы не достались французам, а московских бырынь – сниматься с насиженных мест и уезжать в дальние деревни, чтобы не жить при оккупантах. Это сложное чувство называется патриотизмом: как и все лучшие человеческие чувства, оно естественно – никто из описанных Толстым людей не думает, что совершает смелый или героический поступок. Все они просто не могут поступать иначе.
«Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазками, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт…» Так мы знакомимся с Петей Ростовым. Он все время старается быть достойным геройского общества, в которое привела его судьба. Герой Толстого такой добрый, открытый, чистый! Мальчик Петя пошел на войну
потому, что не мог не пойти. Он погиб раньше, чем научился воевать, но он уже умел думать о своей стране больше, чем о себе, - научился жить по законам чувства, которое называют патриотизмом. И это значит, что свою короткую жизнь он прожил недаром.
В ночь перед сражением Петя в полусне слышит музыку и командует ею, и чудится ему, что он создает звуки… «Валяй, моя музыка! Ну!..» – думал Петя, и звуки слушались его, и он был счастлив. Огромный, никому и даже самому Пете еще неизвестный мир жил в нем – мир, полный красоты и добра. Петя страстно хочет выглядеть взрослым, он мучается, что его сочтут маленьким, но все-таки спрашивает,
нельзя ли покормить пленного. Готов раздать все свои покупки, всем верит, даже маркитанта, продающего свои товары втридорога, считает очень честным.
Петя – совсем еще ребенок, но у этого ребенка есть четкие представления о том, что стыдно и что нужно; он пылко хочет жить правильно, как надо. Детское все-таки побеждает в нем: «Я привык что-нибудь сладенькое», - вырывается у него. Толстой создает контраст между волшебным миром, в котором еще ночью чувствовал себя Петя, и жестокой правдой войны, в котором живут все остальные.
Не готов Петя к войне и ее жестокости, не понимает он войны. Когда Денисов сказал о Тихоне Щербатом: «Это наш пластун. Я его посылал языка брать», - Петя «решительно не понял ни одного слова», хотя и не показал этого.
Он чувствует неловкость при мысли о том, что Тихон только что убил человека. Петя инстинктивно старается «не понять» спора Долохова с Денисовым о пленных. Денисов посылает их в город, Долохов расстреливает. Слушая и наблюдая вместе с Петей, мы видим беспощадность войны, который он не хочет замечать. Он играет: то приготавливается к тому, «как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство , будет держать себя с Денисовым»; то страстно просится «в самую … в главную…»; умоляет: «мне дайте команду совсем, чтобы я командовал… ну что вам стоит?» Петя Ростов выдержал поездку с Долоховым в лагерь французов, потому что играл в свою игру изо всех сил. Но война беспощадна и не выбирает, кому сохранить жизнь.
Для изображения какого-нибудь события или черты героя писателю иногда бывает достаточно сказать о совершенно обычном предмете – и читателю становится понятно порой больше, чем после нескольких страниц характеристик и объяснений. Такой прием
называют художественной деталью. Л.Н.Толстой был мастером раскрывать характеры героев через предметы или их свойства. В прочитанном фрагменте прямо ничего не написано о щедрости, искренности и отзывчивости Пети, но мы видим его поступки, нам становится понятен характер героя после знаменитой «сцены с изюмом». Сам по себе сушеный виноград без косточек художественного значения не имеет, но под пером Толстого он превращается в важную деталь.
http://www.a4format.ru/
http://www.tula.net/tgpu/Tolstoy/
http://www.ksu.ru/miku/tolstoi/index.htm
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Автор разработки:Алексеева Татьяна Николаевнаучитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4


Подписи к слайдам:

Черты народной сказки в произведении К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Доброта- бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь.К.Г.Паустовский
Литературная сказка
К.Паустовский «Теплый хлеб»
Черты народной сказки в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Проанализировать поступок главного героя. Обозначить сказочные мотивы произведения. Определить выразительные средства языка.
Попробуй, перескажи.
Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали?В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.
Главные герои.
Мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя»Вороной коньПанкратБабка
ПЛАН
1.История раненого коня.2.Панкрат-колдун.3.Трудная зима.4.Филька по прозвищу «Ну Тебя».5.Злорадный окрик Фильки.6.Обезумевшая метель.7.Рассказ бабки.8.Решение Фильки.9.Разговор Фильки с Панкратом.10.Сорока.11.Работа у мельницы. Тёплый ветер.12.Запах хлеба.13.Примирение.
История раненого коня
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину.
Панкрат-колдун.
мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.
Трудная зима.
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам «побираться».Постоит, пофыркает, постучит мордой о калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба……каждый считал своей обязанностью его покормить.
Филька по прозвищу «Ну Тебя»
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя».Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»
Жестокий поступок Фильки.
Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:-На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
Зима в Бережках
Какие выразительные средства использует автор, создавая зимний пейзаж?
Обезумевшая метель.
…тотчас в голыхдеревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег…Ревела,обезумев, метель…
Сказка столетней давности.
Решение Фильки.
Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице.
Совет Панкрата.
Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи.Он дал Фильке на это час с четвертью.
Сорока.
…полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.
Что придумал Филька?
…соберу со всей деревни ребят.…будем рубить лёд у лотка около мельницы,покамест не дорубимся до воды
Работа у мельницы.
Тёплый ветер.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.
Запах хлеба.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной корочкой…
Примирение с конем.
Филька принес коню буханку свежего хлеба.Конь съел хлеб и положил голову Фильке на плечо.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
1.Какой масти был раненый конь?а)белый;б) чёрный;в) вороной;2.Какое прозвище было у Фильки?а) Фу Тебя;б) Ну Тебя;в) да ну тебя
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай?а) 50;б) 200;в) 100.4.Сколько времени дал Фильке Панкрат?а)два часа;б) час с четвертью;в) полтора часа.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом?а) захотел сам;б) послали ребята; в) посоветовала бабка.6.Что посоветовал Панкрат Фильке? а) изобрести спасение от стужи;б) извиниться перед конём;в) стать добрее.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей?а) помогла им советом;б) позвала тёплый ветер;в) мешала им своим стрекотанием.
Ответы к тесту «Теплый хлеб»
1- в2- б3- в4- б5- в6- а7- б
Пословицы и поговорки о хлебе.
Хоть хлеба хороши, а пашню паши.Хлеба нет, так и друзей не бывало.Хлеб с солью не бранится.Хлеб-соль ешь, а правду говори.Голодному хлеб на уме.Хлеб в пути не тягость.Хлеб за брюхом не ходит.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Хотя палата бела, да без хлеба скушна.Чужой хлеб вкусен.Хлеба ни куска и в городе тоска.Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай.Хлеб да вода- здоровая еда.Снег глубок и хлеб хорош.
Жанр произведения.
Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Реальные мотивы
1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик.2.Инвалид, просящий подаяние.3. Решение Фильки идти за помощью к людям.4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Сказочные мотивы
1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.2.Рассказ бабки (легенда).3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.
«Теплый хлеб»
Вывод: Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.
Домашнее задание
1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими народную мудрость.2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба.Выразительное чтение рассказа Паустовского «Заячьи лапы»


Подписи к слайдам:

Литературная волшебная сказка. Устройство мира и связь событий в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо»
900igr.net
Тема урока: Устройство художественного мира волшебной сказки А. Платонова «Волшебное кольцо»
Цели урока:обобщить знания о художественном пространстве волшебных сказок;составить карту путешествия героев сказки А. Платонова «Волшебное кольцо»
Что такое персонаж? Какого персонажа можно считать главным и почему? Как устроено художественное пространство волшебной сказки?
Так строятся только народные или литературные волщебные сказки? Как вы думаете, почему существует несколько вариантов одной и той же сказки?
Выводы:
все волшебные сказки строятся одинаково; в сказке воплощена мечта о справедливости, вера в победу добра; герои вознаграждены за их верность, бескорыстие, доброту.


Подписи к слайдам:

Джанни Родари
(23 октября 1920 — 14 апреля 1980)
Деревня Варесотто (Varesotto)
Учитель начальных классов
В 1948 году стал журналистом газеты «Унита»
Стихотворное произведение было опубликовано в 1951 году.
1. Кто написал сказку о приключениях Чиполлино? А) А.С. ПушкинБ) Л.Н. ТолстойВ) Джанни Родари
2. Какая страна является родиной Чиполлино? А) Италия Б) РоссияВ) Франция
3. Как звали отца Чиполлино? А) ЧипаллоБ) ЧиполлонеВ) Чипалкин 
4. Кто из героев сказки обладал невероятно толстым животом и отменным аппетитом?  А) Сапожник ВиноградинкаБ) Адвокат ГорошекВ) Барон Апельсин
5. Как звали подружку Чиполлино?А) Редиска  Б) КартошкаВ) Мандаринка
Умер Джанни Родари в Риме в 1980 году
Выставка книг.


Подписи к слайдам:

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
1891-1940 г.г.«Петя Ростов»- отрывок из Инсценировки романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Великий сатирик ХХ века
Пьеса «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого
ПЕТЯ РОСТОВ
Патриотизм, великое желание быть полезнымМужество и бесстрашиеНежная любовь к людямВ жизни нет места войне…
Выполнение теста
10 вопросов по 3 варианта ответов
Выполни дома
Вторая часть учебника, стр.4-7, читать, 1 ст. наизусть,,стр.41-42 «Рождение сказки». Паустовский «Тёплый хлеб»(прочитать).СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!


Подписи к слайдам:

СВЯЗЬ ВЕКОВ
«Золотой век» русской культуры- «серебряный век», 20-ый век
АННА АХМАТОВА(1889-1966)
И.А.БУНИН (1870-1953)
Поэтъ намъ дорогъ тѣмъ, что онъ О счастьи намъ напоминаетъ И сумракъ жизни озаряетъ, Какъ солнце хмурый небосклонъ. Дни славы Пушкина — желанныйИ свѣтлый праздникъ. Сколько разъ Его мечты во мглѣ туманной,Какъ солнце, радовали насъ!
Всеволод РождественскийРаспахнув сюртук свой, на рассветеОн вдыхал все запахи земли.Перед ним играли наши дети,Липы торжествующе цвели.
Но легенд светлей иные были!Словно клад бесценный в глубь земли,Руки друга памятник зарылиИ от поруганья сберегли.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»  И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК

Сегодня необычайно актуальна проблема грамотного использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе. При их использовании в системе школьного образования главным оказывается требование н...

Статья "Использование электронной доски Miro на уроках литературы"

В данной статье приводится вариант (один из многочисленных) использования электронной доски miro на уроках литературы....