Главные вкладки

    РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 2 четверть..
    презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

    Любовь Александровна Кирейшина

    Подписи к слайдам:

    Сочинение-характеристика
    Сочинение-характеристика Герасима ( по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
    Характеристика героя художественного произведения
    ОХАРАКТЕРИЗУЙ ГЕРОЯ:КТО ОН?КАКОЙ ОН?
    ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ
    1.ГЕРОЙ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, АВТОР.2.КРАТКОЕ СЛОВО О КНИГЕ(ТЕМА, ИДЕЯ), МЕСТО ГЕРОЯ В КНИГЕ.3.ВЫБОР ИМЕНИ АВТОРОМ, РОЛЬ ИМЕНИ.
    Значение имён
    ГЕРАСИМ- «почтенный" (греч.)ТАТЬЯНА (В XVIII в. Татьянами были три процента крестьянок и лишь один – дворянок)- устроительница, учредительница, повелительница, устанавливающая, поставленная, назначенная.
    ЭТО ВАЖНО!
    4.ПОРТРЕТ ГЕРОЯ, ВОЗРАСТ,СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.5.ВНЕШНИЙ ВИД(МАНЕРА ОДЕВАТЬСЯ),ПРИВЫЧКИ,МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ. 6.ПОСТУПКИ, КАК ОНИ ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЮТ.
    ЭТО ВАЖНО!
    7.КАК ОТНОСИТСЯ К ДРУГИМ ГЕРОЯМ, РОДИТЕЛЯМ, ИХ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ.8.ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К СВОЕМУ ГЕРОЮ.9.ТВОЁ ОТНОШЕНИЕ.
    Выполни дома
    Напиши сочинение- ХАРАКТЕРИСТИКУ героя по схеме ( см. тетрадь) – ко вторнику.


    Подписи к слайдам:

    Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» История создания «Вечеров..» Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом повестей в 1829 году, в 1931 году вышла первая книга “Вечеров…”, а через год – вторая. Известно, что прозаик использовал для создания своей первой книги не только украинские исторические предания и фольклор, которые ему помогали собирать его родные и друзья, но и другие источники, такие как рукопись “История руссов” и переводные повести немецких романтиков. “Вечера на хуторе близ Диканьки” были встречены положительными рецензиями критиков. Они отмечали неподдельную весёлость, простоту и правдивость, яркость национального колорита и увлекательность народного предания в повестях Н.В.Гоголя. “Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился.”(А.С. Пушкин) Пушкинская оценка была поддержана другим великим литературным авторитетом – Белинским. Родоначальник русской классической критики приветствовал появление нового таланта и точно определил своеобразные черты “Вечеров…” Что это за черты? Это прежде всего художественный синтез возвышенного и комического, оптимистический пафос, позволивший Гоголю пророчески определить великое будущее России, и всеохватывающее воспроизведение “смешного” в русской жизни почти во всех его вариантах. Вечера на хуторе близ ДиканькиПервая книга (1831)1. Сорочинская ярмарка2. Вечер накануне Ивана Купала3. Майская ночь, или утопленница4. Пропавшая грамотаВторая книга (1832)1. Ночь перед рождеством2. Страшная месть3. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка4. Заколдованное место «Ночь перед Рождеством» На титульном листе было напечатано: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком».-Что это за человек?-Почему Гоголь издает повести под вымышленным именем?-Кто из писателей применял такой же прием? Репродукции Куинджи и Репина Рождество Христово «Царит над миром ночь святая, утих вседневный шум забот» Над Россией несется волнующий и радостный благовест. Во всех церквях поют: «Рождество Твоё, Христе Боже, возсия мириви свет разума…» 7 января Русская Православная Церковь празднует Рождество. Почему же так почитаем христианами праздник Рождества? В эту ночь в небе зажглась новая звезда, возвестившая миру о приходе Спасителя рода человеческого – Иисуса Христа. На Руси накануне Рождества в домах украшали ёлки – символ вечной обновляющей жизни. Наверх вешали звезду из бумаги или дерева. Она изображала евангельскую звезду , которая показала волхвам путь к родившемуся Иисусу. Святочные гуляния Прихожане приглашали знакомых и родственников на святочные гуляния. И стар, и млад славил рождение Христа на улицах и перекрестках. Дети ходили по домам с раскрашенной бумажной рождественской звездой и вертепом – ящиком в виде пещеры, где родился Иисус. Этот обычай появился в 16 – 17 вв. в Малороссии. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником – время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным. «Последний день перед Рождеством прошел…» -Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести?-Какие фантастические черты несет пейзаж?-Почему черт украл месяц?-За что черт так зол на кузнеца? 1 глава (читаем до конца)-Как можно озаглавить эту главу?-Почему некоторые сноски сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?
    2 глава-Озаглавьте её .-Какие качества характера Чуба проявляются в этом эпизоде?
    Работа с текстом Первые две главы повести Первые две главы служат завязкой повести. Произведению Гоголя свойственны фольклорные мотивы, сочетание фантастичности, сказочности и реальности, юмор. Злые силы изображены не страшными, а забавными, смешными. Картины народной жизни в повести. Задания:1.Перескажите 3 главу2.Дайте характеристику Оксане.-Почему «как красавица», ведь она и была красавицей?-Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана, любующаяся собой в зеркало?3.Прочитайте главу по ролям. - Почему Солоху считают ведьмой?-Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с казаком Чубом? «Больно поколотил проклятый кузнец!»Задание: прочитайте эту главу по ролям. Юмор Гоголь заставляет нас смеяться.-Как он это делает?-Что такое юмор?ЮМОР – это изображение героев в смешном виде.ЮМОР – смех весёлый, доброжелательный.- Каким способом достигается юмористический эффект?-Какую роль сыграл пейзаж в этих событиях? «Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж » - Как достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа?- Как ведёт себя Оксана? Ветреная Солоха Прочитайте главу по ролям.-В чем юмор ситуации этого эпизода? «Зачем здесь лежат эти мешки?» В чём особенность этого эпизода? Приключения кузнеца в поисках черевичек. -Что задумал кузнец Вакула?-Зачем Вакула отправился к Пузатому Пацюку?-Что мы узнаем от автора о Пацюке?-С помощь какого приема изображен данный персонаж?-Какие чудеса увидел Вакула у Пацюка? -Почему чёрт так радовался, что Вакула готов погубить свою душу?-Как Вакула победил чёрта?-Страшной ли изображается в повести нечистая сила? Вот тебе и Солоха? Задания: перескажите этот эпизод , прочитайте выразительно диалог по ролям.-Как ведёт себя Чуб, выбравшись из мешка? Почему?- Почему Чуб и голова начали говорить о погоде и о сапогах?- На чем строится смешная ситуация?- Какое значение для судьбы Оксаны и Вакулы имело происшествие смешками? Кузнец летит на черте. -Что чувствует, наблюдает Вакула, летя на черте?-Каким видится Вакуле Петербург?-Какие черты характера проявляет Вакула? Вакула у запорожцев -Как приняли запорожцы Вакулу?-Что в этом эпизоде реалистическое, а что фантастическое? Вакула во дворце -Как изображен путь во дворец?-Чьими глазами мы смотрим на дворец?-Как соотносятся реалистическое и фантастическое в сцене во дворце? Вот тебе и кузнец! «Сплетни диканьских баб»-Как создается юмористический эффект в этой сцене? «Куда ж это, в самом деле запропастился кузнец?»-Как изменилось отношение Оксаны к Вакуле, когда она поняла, что потеряла его?-Как описывает автор сцену в церкви? Счастливое возвращение кузнеца -В чем виноват Вакула?-Как он хочет искупить свою вину?-Почему Чуб соглашается выдать Оксану за Вакулу?-Как Оксана приняла то, что кузнец выполнил её условие? Заключительный эпизод Последний эпизод является эпилогом. Из него мы узнаем о счастливой семейной жизни Вакулы и Оксаны и о том, что кузнец выдержал церковное покаяние.-Каким чувством проникнуто все произведение?-Какие эпизоды показались вам особенно интересными? СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ
    ФАНТАСТИЧНОСТЬ
    НРАВОУЧЕНИЕ
    ВЕСЁЛЫЙ ХАРАКТЕР ПОВЕСТВОВАНИЯ
    СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ Спасибо за урок!


    Подписи к слайдам:

    Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883
    Муму
    Остоженка, 37 в Москве. Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму»
    Варвара Петровна Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев в юности
    крестьяне в России силуэты
    Дворник Герасим, мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения….Одарённый необычайной силой, он работал за четверых…Славный он был мужик…Не одна мать так не ухаживает за ребёнком, как Герасим ухаживал за своей питомицей…
    Жила барыня, вдова…День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи…Она требовала от всех немедленного сочувствия, сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием, эти вспышки весёлости обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа…«Ох, умираю!» - она закинула голову назад, что должно было означать обморок..… впрочем, она скоро после того умерла
    Татьяна…работала за двоих, а ласки никакой никогда не видала…Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила.Нрава она была запуганного, к самой себе чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно..
    Капитон Климов, башмачник, пьяница горький…Почитал себя существом обиженным и пил с горя…Истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги…Прошёл ещё год, в течение которого он окончательно спился с кругу и , как человек решительно никуда негодный, был отправлен в дальнюю деревню вместе с женой
    Дворовых у барыни в доме было много…Главный дворецкий, Гаврила, судя по его жёлтым глазкам и утиному носу, казалось, должен быть начальствующим лицом…Однажды кастелянша стала шпынять Татьяну и довела её до слёз…Когда Муму пропала, никто не сказал Герасиму, что произошло: иные точно не знали, другие знали и посмеивались ему в ответ…«Экой чудной этот Герасим,- пропищала толстая прачка, когда Герасим ушёл, чтобы утопить Муму,- можно ли эдак из-за собаки проклажаться!»
    Муму…превратилась в очень ладную собачонку испанской породы…она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима…тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром…она принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья……она доверчиво и без страха поглядела на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки…
    А между тем по шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан…Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину…Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза его жадно и прямо устремились вперёд…Как лев, выступал сильно и бодро…И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверых по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен…..
    Автор-составитель – Сосина Ольга Викторовна, учитель МОУ Заволжского лицея Ивановской обл.


    Подписи к слайдам:

    Образ Родины в стихах русских поэтов 19-го века
    Сочинение-характеристика Герасима ( по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
    Слово о сочинениях
    СТИХИ В ПРОЗЕ И.С.Тургенева
    «Русский язык»«Мы ещё повоюем!»«Щи»
    «Русский язык», 1882г.
    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    Какая ничтожная малость может иногда перестроить человека!..
    Мы ещё повоюем!
    У бабы-вдовы умер её единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник…
    «Щи»
    Иван Саввич Никитин
    «Русь»(«под большим шатром голубых небес…»
    Что объединяет и отличает стихи?
    М.Ю Лермонтов «Сашка»А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!»Н.А.Некрасов «Соловьи»
    М.Ю Лермонтов «Сашка»(отрывок из поэмы)
    А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!»
    Н.А.Некрасов «Соловьи»

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
    Мастерство слова русских поэтов 19-го века в изображении Родины
    Выполни дома
    СТР. 206-215, 1 стих. наизусть, практическая работа по тексту.


    Подписи к слайдам:

    Александр Сергеевич Пушкин
    Создатель поэмы-сказки
    Александру Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
    Царскосельский лицей
    Он начал поэму в Царскосельском лицее и продолжал «среди… рассеянной жизни в Петербурге».Поэма имела успех необыкновенный.
    Титульный лист поэмы «Руслан и Людмила»
    У лукоморья (Пролог)
    Лукоморье – исконно русское – от словосочетания «лука моря», излука («изгиб»); лука («извилина», «поворот»).
    Песнь I
    Пир у князя ВладимираРепродукция картины И. Карзина
    Руслан
    - мужество,- честность,- прямодушие,- верность в любви и слове
    Людмила
    земная,жизнерадостная,чувствительная,немного ветреная,шаловливая
    Финн
    «Старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая…»
    мудрость,способность сильно чувствовать
    Наина
    «Старушка дряхлая, седая, глазами впалыми сверкая, с горбом, с трясучей головой, печальной ветхости картина.»
    Рогдай
    « воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей..»
    слепая, свирепая, безрассудная воинственность
    Фарлаф
    «..крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей .»
    трусость,хвастовство,обжорство
    Ратмир
    «полный страстной думы, младой хазарский хан..»
    страстность
    Песнь II
    Людмила в замке колдуна,Приобретение волшебного колпака
    Черномор
    «Коварный, злобный, рождённый карлой, с бородою…В его чудесной бороде таится сила роковая, и, всё на свете презирая, - доколе борода цела, - изменник не страшится зла.»
    Песнь III
    Центральный эпизод
    Песнь IV
    Ратмир - рыбарь
    Черномор - оборотень
    Песнь V
    Бой Руслана с Черномором
    Песнь VI
    Чудесное оживлениеСчастливый конец


    Подписи к слайдам:

    ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
    Литературная сказка-баллада
    БАЛЛАДЫ-стихотворения фантастического, героического содержания 39 баллад
    Художественные средства
    Подвижность ударенияИнверсияРомантический пейзажЗвукопись
    «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
    КАКИМ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ЛЕСНОГО ЦАРЯ?Совпадает ваше мнение с иллюстрацией?ЭпитетыЦветописьПовторяющиеся обращения
    «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
    КАКИМИ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ГЕРОЕВ?Совпадает ваше мнение с иллюстрацией?ЭпитетыЦветописьПовторяющиеся обращения
    Выполни дома
    СТР.59, вопросы, стр.58-наизусть ко вторнику.


    Подписи к слайдам:

    Михаил Юрьевич Лермонтов1814-1841
    Михаил Юрьевич Лермонтов
    1814- 1841Родился в Москве, семья капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой. Брак неравный, несчастливый; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. Ранняя смерть матери, бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
    Бабушка Лермонтова
    ТАРХАНЫ
    мальчик учился дома, французским и немецким владел, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепиано,много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Однажды он вылепил целую сцену охоты на зайца, в другой раз изобразил битву Александра Македонского - там были многочисленные воины, слоны, колесницы.
    Михаил Юрьевич Лермонтов
    Любимый дом
    КАБИНЕТ
    Учёба
    4 ноября 1832 поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были "страшными".Лермонтов тайком продолжает писать.
    В январе 1838 приезжает в Петербург. Бывал в театре, был у Жуковского.Был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, "Песня про царя Ивана Васильевича..."
    Картины Лермонтова
    «УТЁС»
    Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана;Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя.
    «На севере диком»
    На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна,И дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой, она.
    «ПАРУС»
    Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?
    «ЛИСТОК»
    Дубовый листок оторвался от ветки родимойИ в степь укатился, жестокою бурей гонимый;Засох и увял он от холода, зноя и горяИ вот, наконец, докатился до Черного моря.
    «ТРИ ПАЛЬМЫ»
    В песчаных степях аравийской землиТри гордые пальмы высоко росли.Родник между ними из почвы бесплодной,Журча, пробивался волною холодной.
    Выполни дома
    Стр.13-41, вопр.1,2.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

    Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»  И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...