Главные вкладки

    Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
    методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

    Мелюкова Валентина Ивановна

     

    Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Тургенева; раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»; соприкоснуться с поэтическим миром И.П. Мятлева, И. Северянина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Урок-исследование

    Литература (7 класс)

    Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева

    «Как хороши, как свежи были розы…»

    Автор - Мелюкова Валентина Ивановна,   учитель  русского языка и литературы

    МБОУ «Удомельская средняя  общеобразовательная школа №5

     с углублённым изучением отдельных предметов»

    г. Удомля,

    Тверская область

    Цель урока:

    Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Тургенева; раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»; соприкоснуться с поэтическим миром И.П. Мятлева, И. Северянина.

    Предварительное задание.

    1. Биографы готовят информацию о жизненном и творческом пути И.П. Мятлева и И.Северянина.
    2. Чтецы работают над выразительным чтением произведения И.П. Мятлева «Розы», стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», поэтического текста И.Северянина «Классические розы».
    3. Художники иллюстрируют предложенные для анализа произведения.

    ! По ходу урока учащиеся заполняют таблицу:

    автор, произведение

    художественный мир произведений

    тема

    идея

    чувства лирического «я»

    художественно-выразительные средства языка

    И.П. Мятлев «Розы»

    И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»

    И. Северянин «Классические розы»

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Звучат строки из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Старик».

    «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – единственный в своем роде в русской литературе цикл – итог многолетних раздумий писателя над человеческой жизнью и жизнью народа.

    Задание.

    ? Прокомментируйте опору

    Материал из истории создания и публикации «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева.

    1877 г. – «Зигзаги» - «Старческие раздумья»;

    1882 г. – «Вестник Европы» № 2 (публикация части «Стихотворений в прозе»;

    1933 г. – первая полная публикация «Стихотворений в прозе».

    ? Дайте определение жанра «стихотворение в прозе».

    Слово учителя.

    Стихотворение в прозе – это сплав поэзии и прозы в новом единстве, позволяющем вместить целый мир в небольшие размышления. Тургенев в своем лирическом дневнике размышляет о Родине, воспевает природу, осмысливает вечные вопросы поэзии, красоты, творчества, дружбы и любви.

    Постарайтесь выразительным чтением произведения И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» передать партитуру чувств лирического героя.

    Подготовленный учащийся исполняет стихотворение в прозе.

    Аналитическая работа над текстом произведения.

    ? Каким настроением проникнуто данное стихотворение в прозе.

    ? Подберите строки, наиболее полно передающие душевное состояние лирического героя. Не звучат ли здесь автобиографические мотивы?

    ?  Сформулируйте главную мысль стихотворения в прозе.

    ? Назовите ключевые слова, восстановите смысловой ряд (роза – шипы – …)

    ?Какова сюжетно-композиционная особенность текста?

    ? Какую роль выполняет сочетание прошлого и настоящего?

    ? Какие образы возникли у вас при чтении стихотворения в прозе? (устные комментарии  рисунков учащихся).

    Слово учителя.

    Тургенев – певец природы. Он стремился к простоте ее воспроизведения, обладая великим даром художественного восприятия мира.

    Аналитическая работа над текстом произведения.

    ? Прочитайте описание природы. Какие средства художественной изобразительности использует писатель?

    ?  Согласны ли вы, что обращение к природе помогает проникнуть в глубину душевных переживаний лирического героя?

    ? В чем художественное своеобразие данного произведения?

    Слово учителя.

    Первая строка стихотворения Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», повторяющаяся в качестве лейтмотива, принадлежит И.П. Мятлеву и впервые была опубликована в стихотворении «Розы» в 1835 году.

    Слово биографа.

    Биографическая справка о И.П. Мятлеве.

    Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения Мятлева «Розы».


    Аналитическая работа над текстом произведения, элементы сравнительного анализа произведения.

    ? Какие образы возникли у вас при чтении художественного произведения?

    (Роза – …).

    ? Как вы думаете, что пленило Тургенева в стихотворении «Роза»?

    ? Помогла ли Тургеневу поэтическая строка из стихотворения Мятлева выразить свои мысли, настроения?

    ? Почему эта строка вынесена Тургеневым в название стихотворения в прозе?

    Слово художникам (комментарии рисунков)

    Слово учителя.

    Поэты часто используют в своих произведениях цитаты из стихотворений других авторов. В 1925 году И. Северянин в стихотворении «Классические розы» тоже обращается к поэтической строке И.П. Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…».

    Подготовленный учащийся читает стихотворение И. Северянина «Классические розы».

    Слово биографа.

    Информация о жизненном и творческом пути И. Северянина.

    Аналитическая работа над текстом произведения

    ? Какие чувства и настроения вызывает у вас стихотворение «Классические розы»? Восстановите смысловой ряд.

    ? В чем идейно-художественное своеобразие данного поэтического текста?

    Слово учителя.

    И.С. Тургенев не верил в будущее своих «Стихотворений в прозе». Он считал, что «река времени в своем течении унесет эти легонькие листы». И здесь он ошибся, не предугадал. Мы обращаемся к его произведениям и учимся красоте, благородству, мудрости, чистоте чувств, постижению смысла святого слова – «Родина».

    Тургенев говорил: «Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю».

    Проблемная ситуация

    ? Какие мотивы объединяют три произведения русской классики?

    Домашнее задание.

    Написать сочинение-миниатюру «Зима…Свеча…Розы…»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

    Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

    Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

    Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

    Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

    Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...

    Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"

    Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление  рабочего материала к творческой интерпретации художественного т...

    План-конспект урока "Как хороши, как свежи были розы..."

    План-конспект урока литературы в 8 классе "Как хороши, как свежи были розы"...

    Урок литературы в 10 классе «Как хороши, как свежи были розы…». Жизнь и любовь И.С.Тургенева.

    Цель: познакомить обучающихся с некоторыми фактами биографии И.С.Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта, на его творческую судьбу с целью более глубокого понимания его произ...