Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Минкина Надежда Михайловна

Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление  рабочего материала к творческой интерпретации художественного текста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастерская по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Роза» по Автор разработки учитель школы 639 Невского района Надежда Михайловна Минкина 2008 год

Слайд 2

Содержание 1.Титульный лист 2. Содержание 3.Цели мастерской 4. Этапы мастерской: задание – индуктор 5. Этап социализации (обращение к личному опыту учащихся) 6»Деконструкция» текста (работа с разными источниками) 7.Работа со стихами русских поэтов 8. Чтение и осмысление стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Роза» 9.Два пути осмысления текста 10.Рефлексия

Слайд 3

Цели мастерской 1. Исследовать образ розы в легендах и русской литературе 2. Сформировать личное отношение к стихотворениям в прозе И.С.Тургенева 3. Соединить личный опыт учащихся с опытом русских поэтов Подготовить к написанию эссе по рассказу И.С.Тургенева «Роза»

Слайд 4

Этапы мастерской Задание-индуктор; «включение» в тему; Записать ассоциации, связанные со словом «Роза»

Слайд 5

Этапы мастерской Этап социализации Обращение к личному опыту учащихся Время совместной деятельности Работа в группах Рассказать историю, связанную с розой Записать, что символизирует роза в рассказе

Слайд 6

Этапы мастерской 3. »Деконструкция текста» Работа с научным описанием розы и статьёй в словаре Даля 1 группа Работа с раздаточным материалом о первых упоминаниях и легендах о розе 2-3 группы

Слайд 7

Этапы мастерской 4. Работа со стихами русских поэтов Учащиеся выписывают ключевые слова, создающие образ розы, выясняют, что символизирует образ в стихотворении

Слайд 8

Этапы мастерской 5. Чтение и осмысление стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза» (Апрель, 1878год)

Слайд 9

Два пути осмысления текста Вопросы автора и автору Работа с ключевыми словами

Слайд 10

Рефлексия Было ли скучно в мастерской? Чтение работ Обмен мнениями о работе



Предварительный просмотр:

Возможные вопросы И.С.Тургенева и И.С.Тургеневу.

  1. Как может гореть сад под потоком дождя?
  2. Что свершалось  её душе?
  3. Что она делала, пока отсутствовала почти два часа?
  4. Почему упала роза с её груди?
  5. Почему лирический герой бережно поднял упавший в грязь цветок?
  6. Как образ розы помогает  передать состояние героини?
  7. Что символизирует роза в данной миниатюре? (быстротечность, изменчивость чувства).
  8. Всегда ли любовь умирает? Как она проявляется в человеке?
  9. Какие символы любви присутствуют в стихотворении? (роза; огонь; умиравшее пламя; слёзы, жгучие, но счастливые)
  10. Как  соотносится с символами любви эпитет «дерзостно»?
  11. В чём смысл стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза»?



Предварительный просмотр:

Работа с ключевыми словами

по стихотворению в прозе И.С Тургенева

Слова, связанные с описанием окружающего мира

Слова, передающие состояние лирического героя

Слова, передающие состояние лирической героини

Последние дни августа; солнце садилось; внезапный порывистый ливень, без грому и без молний; сад горел и дымился , весь залитый пожаром зари и потопом дождя; всё потемнело, ночь надвинулась; на сыром песку дорожки ; молодая, чуть распустившаяся роза; измятые, запачканные лепестки…

Я знал, что свершалось в её душе;

я не сомневался; я бережно поднял упавший в грязь цветок; я вздумал выказать глубокомыслие; промолвил с значительным выраженьем; я понял, что и она была сожжена…

Она с упорной задумчивостью глядела в сад; после недолгой, хоть и  мучительной борьбы ..отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить; её лицо и побледнело и ожило; быстро, с весёлым смущеньем  бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшённые глаза; глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами; воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо; она была сожжена…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"

Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....

Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"

Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"...

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе....