Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Гильманова Алина Харисовна

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока89.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления

Цели:

  Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;

  Учить анализировать произведения малого жанра, выявлять тему и основную мысль;

  Воспитывать чувства прекрасного;

  Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

Теория литературы: стихотворения в прозе, рефрен, антитеза.

Оборудование: компьютер, колонки, маркерная доска, мультимедийная презентация, карточки с таблицами, стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Русский язык».

Ход урока

  1. Организационный момент. 2 мин.

Учитель. Вы, ребята, молодцы!?

Ребята. Да!

Учитель. Вы, мальчишки, сильные?

Мальчики. Да!

Учитель. Вы, девчонки, красивые?

Девочки. Да!

Учитель. А какая у нас школа?

Ребята. Просто класс.

  1. Этап постановки целей урока и мотивации. 4 мин.

Звучит романс на стихи Тургенева «Утро туманное…» слайд 1

-  Это романс на стихи Ивана Сергеевича Тургенева «Утро туманное». Сегодня мы продолжаем открывать все новые страницы его творчества.

ознакомимся с понятием «стихотворение в прозе» и его особенностями, научимся анализировать произведения такого жанра.

- Но для начала давайте вспомним, какое произведение Тургенева вы изучали раньше? (ответы учащихся).

- Замечательно. В образе Герасима Тургенев символически показал русский народ, его прекрасные черты.

  1. Этап подготовки к активному усвоению знаний 10 мин.

- Прочитайте эпиграф (один из учеников)

Добрый мой читатель, не пробегай

этих стихов сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет…но читай их в враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-

нибудь из них, может быть, заронит

что-нибудь тебе в душу…

И. С. Тургенев

(эпиграф напечатан, прикреплен к доске).

- Объясним слова сподряд, враздробь (сподряд – подряд, враздробь - порознь)

- Какой же совет он дает своим читателям?

- Почему?

- Эти строки взяты из  сборника И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».  А что такое стихотворение  в прозе? Знаем? Нет, верно.  Попробуйте сформулировать  тему урока. («Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева) Запись в тетрадях

- Итак, запишем тему урока.

Возвращаясь к эпиграфу, скажу, что каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

- Что необычного в названии цикла? (Стихотворения в прозе)

- Как же удалось автору совместить несовместимое? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим таблицу, проанализируем содержание среднего столбца и заполним графы "Поэзия" и "Проза"

Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

Чаще небольшой

Объём

Больше, чем стихи

Строфы, строки

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции автора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения – нет.

Формулировка определения жанра стихотворения в прозе совместно с учениками

Вывод: итак, какие признаки характерны для прозаического произведения? А для поэтического? (дети отвечают)

- Значит стихи в прозе нечто похожее и на прозу, и на поэзию.

- Чтобы определить черты стихотворения в прозе, прочитаем «Как хороши, как свежи были розы» Стр. 143 и на карточках  (чтение учителем под музыку) Слайд 2

Беседа с наводящими вопросами.

  1. Определите объем произведения? (небольшой объем);
  2. Посчитайте количество абзацев (6, текст небольшой, членение на мелкие абзацы);
  3. Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение (разнообразные, эмоциональность повышена);
  4. Сможете пересказать сюжет? (нет - бессюжетная композиция);
  5. Кто это в 1 абзаце «Я прочел…», во втором «Я сижу…», в третьем «И вижу я себя» (лирический герой).

Посмотрите на слайд и запишите

Характерные признаки стихотворения в прозе:

  • небольшой объем
  • членение на мелкие абзацы
  • повышенная эмоциональность
  • обычно бессюжетная композиция
  • наличие лирического героя.

Слайд 3

Запись в тетрадях

Значит стихи в прозе нечто похожее и на прозу, и на поэзию.

- Опираясь на выводы таблицы и беседы по произведению, попытайтесь сформулировать определение  жанра стихотворения в прозе.

(предположения учащихся).

Итак, стихотворения  в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы. Слайд 4

Физминутка. Давайте отдохнем: сделаем гимнастику для глаз, расслабляющие упражнения для мышц шеи и спины. Встаньте, руки на поясе. Делаем вращательные упражнения глазами: 5 раз по часовой стрелке, 5 раз – против. Теперь выполним упражнения  для снятия утомления с мышц туловища: И. п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний. И разрядим обстановку: громко и энергично похлопаем.

  1. Этап применения знаний в новых условиях

Мы определились с объяснением жанра.

  1. Анализ стихотворения «Как хороши, как свежи были розы».

Чтение стихотворения учеником.

Словарная работа. Не дерзаю – не смею. Дерзать (устар.) – осмеливаться на что-нибудь.

Ланнеровский вальс – вальс венского композитора Ланнера. Ланнеровские вальсы были популярны в годы, предшествовавшие появлению вальсов И.Штрауса.

Воркотня патриархального самовара – шум старинного кипящего самовара.

- Обратите внимание на заголовок стихотворения и первый абзац (давно давно я прочел одно стихотворение). И правда, такое стихотворение существует. Его написал давний знакомый Тургенева Иван Мятлев.

- Послушаем это стихотворение в прочтении Ирины. У вас на партах тексты есть. (Выразительное чтение)

- Стихотворение Мятлева пронизано чувством грусти и сожаления о неожиданно оборвавшейся молодости, еще не начавшейся жизни. Здесь противопоставлены Жизнь и смерть.

- Обратите внимание, сколько раз повторяется строка «Как хороши…» (6 раз). В литературе такие повторяющиеся строки называются рефреном. Запись в тетрадях.

- Чтобы узнать, зачем автору понадобилось использовать этот метод,  проанализируем стихотворение по абзацам.

1-й абзац – говорится о прошлом. Какие языковые средства показывают нам это (глаголы в прошедшем времени, наречия где-то, когда-то)

2-й – настоящее (наречие теперь, глаголы настоящего времени).

3-й – прошлое

4-й – настоящее

5-й – прошлое

6-й – настоящее

В стихотворении Мятлева перекликаются жизнь и смерть, а у Тургенева жизнь и смерть, молодость и старость, рефрен нужен, чтобы связать эти противопоставления. Такие противопоставления в литературе называют антитезой. Основа антитезы – антонимы.

  1. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? (Тургенев воспевает прекрасные моменты – мгновения радости, счастья, любви).
  2. Давайте сформулируем в одном предложении главную мысль стихотворения.

  Ответы учеников:

- человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается жизнь;

- все хорошее, что случается с человеком, он запомнит до конца жизни;

- как бы ни была сложна жизнь, в ней всегда есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет.

2. Анализ стихотворения  «Русский язык»

- Прочитать про себя и вслух.

Словарная работа

Тягостный – трудный, мучительный

Впасть в отчаяние – прийти в неприятное, тяжёлое состояние

- Найти признаки стихотворения в прозе.

- Тема (русский язык и великий народ)

- Основная мысль (Русский язык – язык великого народа.  Писатель завещал относиться к языку великого народа бережно, с уважением, любовью).

Наверное, вам хочется узнать, почему писатель обратился именно к стихотворениям в прозе. Послушаем историю создания. Это индивидуальная домашняя работа Инсафа.  

История создания стихотворений в прозе. слайд 5

Создание сборника «Стихотворения в прозе»

В предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошлом и размышляя о настоящем, Тургенев задумывается о том, что он оставит здесь, на земле. Долгие годы он записывал на первом попавшемся клочке блеснувшие мысли, чтобы потом использовать это в своих произведениях. Это был своеобразный дневник. С 1877 года писатель обращается к этим записям и работает над ними. В 1882 году Тургенев отправляет в журнал «Вестник Европы» 51 стихотворение. Так появился сборник «Стихотворения в прозе» Еще 32 стихотворения будут опубликованы через 5 лет после его смерти. В этом сборнике собрано все, что волновало, привлекало и отталкивало Тургенева-писателя и Тургенева-человека. Ничтожность человеческой жизни перед вечностью природы; размышления писателя о русском народе, родине, гуманность человеческих отношений, торжествующая любовь, противопоставление добра и зла, воспоминания о давней любви, о подвиге и трусости, русский язык, его роль, смысл человеческой жизни, любовь и искусство, молодость и старость – вот основные темы стихотворений в прозе.

Спасибо, Инсаф.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание

Рефлексия.

Итак, подведём итоги

1) об особенностях жанра стихотворений в прозе

2) Обратимся к эпиграфу. Скажите  стихотворения в прозе заронили что-нибудь в вашу душу.

Следуйте совету И.С. Тургенева и продолжайте читать его замечательные шедевры: стихотворения в прозе.

Домашнее задание.

1) Прочитать стихотворения в прозе «Порог»,  «Памяти Ю.П. Вревской» - учебник

2) Выучить наизусть стихотворение «Русский язык».

Оценивание работ учащихся.

Приложения

Поэзия

Содержание

Проза

Рифма

Ритм

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

Объём

Способ размещения на листе

Цель

Поэзия

Содержание

Проза

Рифма

Ритм

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

Объём

Способ размещения на листе

Цель

Поэзия

Содержание

Проза

Рифма

Ритм

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

Объём

Способ размещения на листе

Цель

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Русский язык.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"

Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление  рабочего материала к творческой интерпретации художественного т...

Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"

Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....

Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"

Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"...