Урок по литературе в 11 классе "Выразительные средства языка"
методическая разработка по литературе по теме

Казянина Елена Анатольевна

 

Повторить сведения о выразительных средствах языка;

 • Выявить их роль в текстах художественного стиля; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kazyandokument_microsoft_office_word.docx324.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Красноватрасская СОШ Спасского района Нижегородской области

Мастер-класс по литературе в 11 классе     Тема урока:

«Выразительные  средства текста»

 Урок провела:

       учитель русского языка и литературы     Казянина Елена Анатольевна  

с. Красный Ватрас, 2010 г.

Цель урока:

Создание необходимых условий для обобщения изученного материала по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» через работу с различными текстами

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: 

Задачи Образовательные:

 •Повторить сведения о выразительных средствах языка;

 • Выявить их роль в текстах художественного стиля;

  Развивающие:

• Развивать умение анализировать языковой материал, обобщать и систематизировать;

• Развивать умение доказывать и опровергать;

 Воспитательные:

• Формировать коммуникативные навыки: умение вступать в диалог, работать в группе;

• Формировать тактичное отношение к мнению одноклассников.

  1.  Повторить термины;
  2. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
  3. Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Оборудование урока:

- компьютер и проектор для презентации учебного материала;

- памятки для учащихся;

-  тексты стихотворений;

-  схемы;

Метод:  эвристический, исследовательский

Тип взаимодействия:   сотрудничество

Ход урока :

Сообщение целей урока:     смотрим слайд № 1

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы через 4 месяца  станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек".

А какой он, культурный человек?

Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

 

1. Опрос: какие выразительные средства вы знаете?

Что помогает нам понять смысл стихотворения?  Работа со схемами

Смотрим слайд № 3

2. Игра «Вопрос–ответ». (Проверяется знание литературных терминов.)

В игре принимает участие весь класс. Первый вопрос задаёт учитель одному из учащихся. Например: что такое гипербола? Ученик даёт чёткий ответ с примером и в свою очередь задаёт вопрос другому учащемуся, и так далее, пока необходимый материал не будет повторен. 

Смотрим слайд № 4-15

3. А теперь потренируемся в нахождении художественных средств

“Синь то дремлет, то вздыхает…”  (С.Есенин). (Олицетворение.) 

  1. “Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомысленной головёнке” (В.Маяковский). (Гипербола.) 
  2. “Дремлет чуткий камыш…” (И.Никитин). (Олицетворение, эпитет.) 
  3. “…Как серёжки, зазвенит девичий смех” (С.Есенин). (Метафорическое сравнение.) 
  4. “Её уста, как роза, рдеют” (А.Пушкин). (Сравнение.) 
  5. “Со снопом волос твоих овсяных // Отоснилась ты мне навсегда” (С.Есенин).  .) (Метафора.) 
  6. Эпитет – это эмоциональная , оценочная характеристика чего-либо    например верные друзья
  7. Метафора – скрытое  или сокращенное сравнение . Ее можно пересказать при помощи союза как
  8. У Гоголя мы читаем птица – тройка . Мы понимаем, что тройка лошадей мчится быстро, как птица.

Метонимия – это замена слова или понятия другим словом так или иначе причастным к нему, смежным с ним : Читал книгу Апулея Вместо : Читал книгу Апулея «Золотой осел»

Перифраза – описательный оборот Друзья Руслана и Людмилы  означает  мои читатели

Работа в группах:

4. Анализ стихотворения М.Лермонтова  «Утес» Утёс

Ночевала тучка золотая.

На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.    

 М.Лермонтов

.Смотрим на экране слайд № 16

  1.  Анализ стихотворения И.Бунина «Настанет день…»

Смотрим на экран слайд № 17

 

                               

Настанет день – исчезну я

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в щелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой

.    И.Бунин

6.   Нарисовать кластер  Выразительные средства языка к стихотворению …

XIII. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось?   Какие мысли,   особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

 Чей ответ вам понравился? 

 . Какие стилистические фигуры вы изучили, определите их функцию в текстах.

Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности.

 Стилистические фигуры это особые синтаксические построения.

Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.

 Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художестве...

Открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка

открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка...

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Стенд по литературе. Изобразительно-выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка....