Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения –  фронтальная, индивидуальная. Адаптивная система обучения с использованием информационных технологий   предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала; способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п., повышает мотивацию учения, способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей.

Используется мультимедийный проектор и компьютер.

Большая доля времени на занятии отводится наблюдениям  учащихся за логикой пj’оэтической мысли, мастерством художника. Основная дидактическая функция такого рода работы – обеспечить овладение приёмами анализа  и навыками интерпретации художественного текста, способствующих вдумчивому, творческому чтению, адекватному  диалогической природе литературного произведения. Педагогическое руководство учебной и познавательной деятельностью школьников строится так, чтобы ведущее значение приобрело слово писателя, именно в нем учащиеся должны почувствовать и воспитательную, и образовательную силу.

Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения –  фронтальная, индивидуальная. Адаптивная система обучения с использованием информационных технологий   предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала; способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п., повышает мотивацию учения, способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей.

Используется мультимедийный проектор и компьютер.

Большая доля времени на занятии отводится наблюдениям  учащихся за логикой пj’оэтической мысли, мастерством художника. Основная дидактическая функция такого рода работы – обеспечить овладение приёмами анализа  и навыками интерпретации художественного текста, способствующих вдумчивому, творческому чтению, адекватному  диалогической природе литературного произведения. Педагогическое руководство учебной и познавательной деятельностью школьников строится так, чтобы ведущее значение приобрело слово писателя, именно в нем учащиеся должны почувствовать и воспитательную, и образовательную силу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt-urok.docx39.26 КБ
Office presentation icon svetlica-_v_starinu.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арина Родионовна –няня поэта «Это была старушка чрезвычайно почтенная. Лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца»

Слайд 2

Словарная работа: Светлица- в старину: светлая парадная комната в доме

Слайд 3

Композиция стихотворения 1 часть – обращение лирического героя к няне; 2 часть – забытый домик в глуши сосновых лесов; 3 часть – герой мысленно возвращается туда; 4 часть – беспокойство.

Слайд 4

Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение: «Подруга дней моих суровых…» - в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки. «Давно-давно ты ждешь меня…» – воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице. «Горюешь будто на часах…» - выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно охраняет, оберегает его душу. «Глядишь в забытые ворота…» - ворота забыты, т.е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь…» - переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу

Слайд 5

ГОЛУБКА – 1) ОСОБЬ ЖЕНСКОГО РОДА В СТАЕ ГОЛУБЕЙ (ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ); 2) ТАК В ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МОЛОДЦЫ НАЗЫВАЮТ СВОИХ ЛЮБИМЫХ МОЛОДУШЕК – НЕПОРОЧНЫХ, КРОТКИХ, ДОБРЫХ, ЛАСКОВЫХ, ЗАБОТЛИВЫХ, ЛЮБЯЩИХ (ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛ); 3) ГОЛУБЬ – СИМВОЛ МИРА, ЧИСТОТЫ, ДОБРА, БЛАГОЙ ВЕСТИ (БИБЛИЯ) ДРЯХЛАЯ – 1) старая, дырявая(одежда); 2)старая, ветхая, покосившаяся (изба); 3) сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

Слайд 6

Образы стихотворения образы характеристика вывод Дни «дней суровых» (эпитет) Жизнь лирического героя была тяжелой (стихотворение написано поэтом в ссылке). Няня – «голубка» «дряхлая моя» (эпитет) «наморщенных руках» Образ няни ассоциируется у лирического героя с образом голубки, а голубь - это птица дружбы, любви, надежды. Значит, ЛГ греет любовь к няне. Она навсегда в его сердце. Няня «горюешь»(«в глуши лесов») «тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь» (метафора) Мы видим еще один образ няни, которая находится далеко от ЛГ, но также страдает от разлуки. Дорога «черный отдаленный путь» Сердце ЛГ, которое греет воспоминание о «подруге дней», и реальный образ няни «в глуши лесов» соединяются длинной дорогой испытаний, которые герои должны преодолеть

Слайд 7

Вывод Образ няни – символ благополучия и душевного спокойствия, мира, потерянного автором, мира, ставшего его воспоминанием; Поэт в стихотворении создал художественный образ, близкий к фольклору и в этом смысле идеальный; Мотив разлуки и ожидание встречи, пронизывающий стихотворение, подчеркивает силу любви и благодарности поэта к няне.

Слайд 8

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"

Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения –  фронтальная, индивидуальная...

Урок литературы по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Урок-анализ поэтического текста. Подзаголовок: "Фантазии на темы ЗИМЫ в духе Пушкина". Учащиеся должны представить зиму такой, какой они увидели её сами и какой в стихотворении поэта.  Задача учи...

Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе.

Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе....

Урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Парус"

На данном уроке учащиеся знакомятся с  фактами биографии поэта, со стихотворением "Парус"....

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога...

конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.

Конспект открытого урока  литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...

Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"...