Урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Парус"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

На данном уроке учащиеся знакомятся с  фактами биографии поэта, со стихотворением "Парус".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse_na_temu.doc40.5 КБ
Office presentation icon zvezda_na_pustynnom_nebosklone.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе на тему

 « Звезда на пустынном небосклоне…»

( Лермонтов М.Ю. «Парус»)

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – вспомнить сведения о жизни М.Ю.Лермонтова и дополнить их; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» , помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения.
  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова.
  2. РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий- лирический герой ;  развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

Урок с использованием элементов педагогической мастерской.

Оборудование:

- презентация;

- рисунки с изображением солнца и звезды;

- карточки со схемами;

- запись стихотворения «Парус»;

- запись романса .

Ход урока.

Задание 1(индуктор).

-Что вы видите на рисунке?

- Какие ассоциации возникают при слове солнце?

- При слове звезда?

Озвучиваем, что получилось.

 Переход к теме урока.

Высказывания  Белинского о Пушкине и Лермонтове.

« Солнце русской поэзии закатилось,»- писал В.Жуковский.

«Яркая звезда таланта Лермонтова блистает на почти пустынном небосклоне,»- говорил В.Белинский.

Биография поэта.

Почему же звезда?

1.Чтение отрывка из книги Георгия Гулиа «Жизнь и смерть Михаила Лермонтова».

2.- Помните ли вы себя в три года?

Детская память чрезвычайно обострена. На ней отпечатывается всё, как на воске. А что сказать о детской душе? Она слишком хрупка и поэтому слишком восприимчива.

  1. Смерть матери

 

«Он был дитя, когда в тесовый гроб его родную с пеньем уложили. Он помнил, что над нею чёрный поп читал большую книгу, что кадили…» и что, «закрыв весь лоб большим платком, отец стоял в молчанье. И что когда последнее лобзанье ему велели матери отдать, то стал он громко плакать и кричать.»

  1. Отношения с отцом.

 

Мальчик играл , казалось, не замечая ничего. Но слух его был чуток, и он ловил всё, что говорилось и КАК  говорилось его отцом и бабушкой. Наверное, принимались меры, чтобы уберечь ребёнка от ненужных ему разговоров. Но невозможно скрыть то, что родственные отношения переходят во враждебные.

 Юрий Петрович уехал в своё имение после мучительных девятидневных разговоров с тёщей ( с Елизаветой Алексеевной).

И Мишель навсегда лишился и матери, и отца. Хотя время от времени Мишель и виделся с отцом, но одно дело видеться, а другое – жить с отцом , чувствовать его локоть ежедневно.

 

Ужасная судьба отца и сына-

Жить розно и в разлуке умереть…

Но ты простишь мне! я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе  моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней , оправданный  творцом?

Однако ж тщетны были их желания:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страдания!

6.Маленький хозяин Тархан.

Тарханы – здесь, на лоне природы,  в стенах просторного барского дома протекали детские годы Мишеля Лермонтова.

 

Бабушка делала всё, чтобы внук её рос в полнейшем достатке. Ни в чём ему не было отказа. Забавы его не ограничивались. Летом пруд, прохлада в тени деревьев, зелёные лужайки, а зимою – ледяная гора, санки, игры в тёплых покоях.

Баловень? Вы скажете- конечно!

Но так ли это?

СЦЕНКА

-Почему же такой подарок просит Мишель?

Раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений : непонимание среди сверстников , замкнутость.

 

Проверяем схемы

Михаил Юрьевич Лермонтов

 

-- болезненный мальчик

-- горе

-- одиночество

-- боль

-- неспокойное сердце

3.Отдых.

 Как вы успели заметить, в детстве Лермонтов был слабым, болезненным.

Справиться с этим ему помогали поездки на Кавказ, на море.

Давайте представим , что мы на берегу моря. Закройте глаза. Послушайте шум моря.

ШУМ МОРЯ.

- Что вы представили?

4.История создания стихотворения

Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учёбу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать дальше, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям и нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».

Запись Царёва Михаила Ивановича.

Прочитайте стихотворение ещё раз.

5 Анализ стихотворения

Заполните схему

ПАРУС

-одинокий

-мятежный

-белеет

-ищет

- просит бури

-Где всё это происходит с парусом?( на море)

 - А с Лермонтовым?( возвращаемся к схеме 1)

- Значит, что символизирует море?

-Только ли парус?

Вводим понятие Лирический герой.

6.Рефлексия.

Синквейн.

Под романс на стих-е «Парус».

Мой синквейн

  1. эпизод.
  2. значимый, эмоциональный
  3. волноваться, думать, рассказывать
  4. отголосок звезды по имени Лермонтов
  5. ещё

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Солнце русской поэзии закатилось,»- писал В.Жуковский. «Яркая звезда таланта Лермонтова блистает на почти пустынном небосклоне,»- говорил В.Белинский.

Слайд 2

Тема урока « Звезда на пустынном небосклоне»

Слайд 3

Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд 4

М.Лермонтов в детстве

Слайд 5

Тарханы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"

Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения –  фронтальная, индивидуальная...

Урок литературы по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"

Основной метод, применяемый на уроке изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-развивающий. Используемые формы обучения –  фронтальная, индивидуальная...

Урок литературы по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Урок-анализ поэтического текста. Подзаголовок: "Фантазии на темы ЗИМЫ в духе Пушкина". Учащиеся должны представить зиму такой, какой они увидели её сами и какой в стихотворении поэта.  Задача учи...

Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе.

Урок литературы по стихотворению О. Григорьева "БАБУШКА" в 5 классе....

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога...

конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.

Конспект открытого урока  литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...

Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"...