А.П.Чехов. Рассказ "Хамелеон"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Сафронова Евгения Александровна

Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон" в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki3.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» (6 класс)

Цель: 1.Знакомство с фактами жизни и творчества А.П.Чехова и с рассказом «Хамелеон».

2. Характеристика героев рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».

Задачи: 1.Познакомиться с биографией А.П.Чехова.

2.Отработать навыки выразительного чтения литературного произведения по ролям.

3.Выявить черты главного героя рассказа.

Методические приёмы: работа со статьёй учебника о жизни и творчестве А.П.Чехова, подготовленное чтение по ролям рассказа «Хамелеон», мини-исследование, приёмы технологии развития критического мышления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: вопрос однокласснику.

        По статье учебника об А.П.Чехове обучающиеся составляли дома вопросы. На уроке они поочерёдно задают вопросы друг другу таким образом: первый желающий называет имя одноклассника и задаёт вопрос. Если названный отвечает на вопрос правильно, он называет имя следующего одноклассника и задаёт ему свой вопрос. В случае если ученик, которому был адресован вопрос, не знает ответа, задававший вопрос спрашивает желающего ответить, и тогда право задать вопрос переходит к тому, кто дал правильный ответ. Вопросы не должны повторяться. Через пять минут подводятся итоги, самые активные получают оценки.

III. Стадия вызова.

Приём «До – После»: в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащиеся записывают ответ на вопрос: «Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? Какой он?»

IV. Стадия осмысления.

  1. Чтение по ролям рассказа подготовленными учениками.
  2. Приём «Фишбоун» («рыбий скелет» :  в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.

 

 

В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос, зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 :  «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его  в зависимости от чина хозяина собаки.

V. Смысл названия рассказа «Хамелеон».

- Как вы считаете, почему так назван рассказ? (высказывания учащихся)

VI. Стадия рефлексии.

        1.  Приём «До – После» (заполняется колонка «После», ученики сравнивают свои ответы «До» и «После», делают вывод).

        2. Приём «Хайку».  Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку.

Алгоритм построения хайку:

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и действие)

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

Пример:

        1.Я был зрителем,

        Наблюдавшим за Очумеловым.

        Противно!

           2.Я был исследователем,

        Выяснявшим, каков главный герой.

        Интересно.

Домашнее задание: выявить художественные приёмы и средства, использованные А.П.Чеховым в рассказе «Хамелеон».

Чья собака?

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Чехов и современность"

Семинар - это форма урока, на котором учащиеся показывают всё то, чему научились в течение нескольких уроков. Подготовка к уроку начинается заблаговременно. Семинар - это удобная форма организации раб...

Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".

Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....

Презентация по литературе А.П.Чехов

Презентация по литературе А.П.Чехов...

Урок русского языка в 11 классе «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)

Урок русского языка «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)    проведен для учащихся 11 класса в системе уроков изучения и обобщения мате...

Материал к уроку по теме: А.П.Чехов "Злоумышленник".

Материал к уроку по теме: А.П.Чехов "Злоумышленник"....

Токарный станок по дереву "DSL-900" Прома-Чехия

Презентация устройства токарного станка по дереву Чешского производства фирмы "Прома". Этими станками оснащена наша мастерская. Станки бесшумные, большой производительности, легки в управлении, но в н...

Презентация "Чехов на Сахалине"

Презентация "Чехов на Сахалине" разработана к уроку, рассказывающему о Чехове-гражданине....