Урок русского языка в 11 классе «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме
Урок русского языка «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов) проведен для учащихся 11 класса в системе уроков изучения и обобщения материала по теме «Художественный стиль речи», предусмотренной примерной программой среднего (полного) образования по русскому языку к учебному комплексу для 10-11классов (под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, а такжепримерной программой регионального компонента по русскому языку для учащихся 10-11 классов. Урок предусматривает межпредметные связи: русский язык – литература – изобразительное искусство – музыка. Данный образовательный ресурс может быть использован учителями, работающими по другим УМК. При проведении урока использована мультимедийная установка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luna_11_klass.ppt | 2.58 МБ |
konspekt.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области»
Урок русского языка в 11 классе
«И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)
Автор Балдина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №1 г.Калининска Саратовской области»
Калининск – 2011
Конспект урока
Тема урока: «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П. Чехов)
Цели урока:
- вспомнить основные признаки художественного стиля;
- совершенствовать навыки работы с текстом художественного стиля;
- повторить тропы речи, выяснить роль выразительных средств в тексте;
- формировать умение создавать тексты художественного стиля с использованием средств выразительности;
- развивать логическое мышление, память, творческие способности, воображение учащихся, наблюдательность, эстетический вкус.
- воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, интерес к художественным произведениям, к родной природе.
Оборудование: мультимедийная установка
Используемые технологии: личностно-ориентированная, ИКТ, элементы технологии критического мышления
Ход урока.
- Организационный момент
- Эмоциональный настрой урока (слайд-шоу)
- Сообщение темы, цели урока (слайд 2, слайд 3)
- Вхождение в тему с помощью отрывка из дневниковых записей Веры Инбер «О луне». (слайд 4)
С (не)запамятных времен Луна пр(и,е)тягивала к себе не только волны океанов, но и взоры об…тателей Земли.
Показ(ы,о)вая то узенькие рожки, то округляясь в шар, залитая то серебря(н,нн)ым, то пепельным светом, совершала свой путь луна, окруже(н,нн)ая оболоч(?)ками тайн.
Луне пр(и,е)писывали доброе, но чаще злое начало.
Она была таинстве(н,нн)ой владычиц…й ночи.
Задание: спишите текст, определите стиль и тип речи, аргументируйте свою точку зрения. Объясните орфограммы и пунктограммы.
- Составление кластера «Основные признаки художественного стиля речи»
(слайд 5)
- Повторение тропов речи (на примере записанного текста с опорой на словарь литературоведческих и лингвистических терминов).
- Определить троп и его роль в данных примерах. (слайд 6, слайд 7)
- Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин)
- Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (А.С.Пушкин)
- Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла. (А.С.Пушкин)
- Я замираю у окна,
и в черной чаше небосвода,
как золотая капля меда,
сверкает сладостно луна (В.Набоков)
- В вечерней тишине так одинок и звонок луны изогнутый клинок. (В.Набоков)
- Шафранный шар луны всплывает из-за тучи (В.Набоков)
- Работа по картине А. Куинджи «Ночь на Днепре»
1) Куинджи – мастер света (сообщение учащихся о художнике) (слайд 8)
2) Лексическая работа (с объяснением орфографических и орфоэпических норм в словах)
Иллюзия – 1. Обман чувств, нечто кажущееся; 2. перен. Нечто несбыточное, мечта (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)
Феномен – О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-то отношении (С.И.Ожегов «Словарь русского языка») (слайд 9)
3) Анализ композиционных элементов картины (слайды 10 – 15)
- Конструирование текста художественного стиля (по картине А.Куинджи «Ночь на Днепре» или на основе личных впечатлений)
1) Передо мной картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»…
2)«И о луне можно написать хорошо…» (А.П.Чехов)
3)Луна – таинственная владычица ночи
(слайды 16 – 17)
- Чтение творческих работ. Подведение итогов урока. Оценки.
- Домашнее задание: выписать из произведений русской литературы отрывок (по лунной тематике, например, «Лунная ночь в Отрадном» и «Святки» из романа Л.Толстого «Война и мир», «Свидание на кладбище» из рассказа А.П.Чехова «Ионыч», из произведений Бунина, из повести Гоголя «Майская ночь, или утопленница», из эпилога романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.), определить средства выразительности.
(слайд 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...