Урок русского языка в 11 классе «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме

 

 Урок русского языка «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)    проведен для учащихся 11 класса в системе уроков изучения и обобщения материала по теме «Художественный стиль речи», предусмотренной примерной программой среднего (полного) образования по русскому языку к учебному комплексу для 10-11классов (под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, а такжепримерной программой регионального компонента по русскому языку для учащихся 10-11 классов. Урок предусматривает межпредметные связи: русский язык – литература – изобразительное искусство – музыка. Данный образовательный ресурс может быть использован учителями, работающими по другим УМК. При проведении урока использована мультимедийная установка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon luna_11_klass.ppt2.58 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области»

Урок русского языка в 11 классе

«И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)

Автор Балдина Марина Ивановна,                                учитель русского языка и литературы                           высшей квалификационной категории                                  МОУ «СОШ №1 г.Калининска                               Саратовской области»                

 

Калининск – 2011

Конспект урока

Тема урока: «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная».      (А.П. Чехов)

Цели урока:

  1. вспомнить основные признаки художественного стиля;
  2. совершенствовать навыки работы с текстом художественного стиля;
  3. повторить тропы речи, выяснить роль выразительных средств в тексте;
  4. формировать умение создавать тексты художественного стиля с использованием средств выразительности;
  5. развивать логическое мышление, память, творческие способности, воображение учащихся, наблюдательность, эстетический вкус.
  6.  воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, интерес к художественным произведениям,  к родной природе.

Оборудование: мультимедийная установка

Используемые технологии: личностно-ориентированная, ИКТ, элементы технологии критического мышления

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Эмоциональный настрой урока (слайд-шоу)
  3. Сообщение темы, цели урока                                                           (слайд 2, слайд 3)
  4. Вхождение в тему с помощью отрывка из дневниковых записей Веры Инбер «О луне».                                                                                                             (слайд 4)

С (не)запамятных времен Луна пр(и,е)тягивала к себе не только волны океанов, но и взоры об…тателей Земли.

Показ(ы,о)вая то  узенькие рожки, то округляясь в шар, залитая то серебря(н,нн)ым, то пепельным светом, совершала свой путь луна, окруже(н,нн)ая оболоч(?)ками тайн.

Луне пр(и,е)писывали доброе, но чаще злое начало.

Она была таинстве(н,нн)ой владычиц…й ночи.

Задание: спишите текст, определите стиль и тип речи, аргументируйте свою точку зрения. Объясните орфограммы и пунктограммы.

  1. Составление кластера «Основные признаки художественного стиля речи»    

                                                                                                                             (слайд 5)                

  1. Повторение тропов речи (на примере записанного текста с опорой на словарь литературоведческих и лингвистических терминов).
  2. Определить троп и его роль в данных примерах.                        (слайд 6, слайд 7)   
  1. Сквозь волнистые туманы

      Пробирается луна

      На печальные поляны

      Льет печально свет она. (А.С.Пушкин)

  1. Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна. (А.С.Пушкин)

  1. Ненастный день потух; ненастной ночи мгла

По небу  стелется одеждою свинцовой;

Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла. (А.С.Пушкин)

  1. Я замираю у окна,

и в черной чаше небосвода,

как золотая капля меда,

 сверкает сладостно луна (В.Набоков)

  1. В вечерней тишине так одинок и звонок луны изогнутый клинок. (В.Набоков)
  2. Шафранный шар луны всплывает из-за тучи (В.Набоков)
  1. Работа по картине А. Куинджи «Ночь на Днепре»

1) Куинджи – мастер света (сообщение учащихся о художнике)            (слайд 8)

2) Лексическая работа (с объяснением орфографических и орфоэпических норм в словах)             

Иллюзия – 1. Обман чувств, нечто кажущееся; 2. перен. Нечто несбыточное, мечта (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)

Феномен – О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-то отношении (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)                               (слайд 9)

3) Анализ композиционных элементов картины                           (слайды 10 – 15)

  1. Конструирование текста художественного стиля (по картине А.Куинджи «Ночь на Днепре» или на основе личных впечатлений)  

1) Передо мной картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»…

2)«И о луне можно написать хорошо…» (А.П.Чехов)

3)Луна – таинственная владычица ночи

                                                                                                                (слайды 16 – 17)

  1. Чтение творческих работ. Подведение итогов урока. Оценки.
  2. Домашнее задание: выписать из произведений русской литературы отрывок (по лунной тематике, например, «Лунная ночь в Отрадном» и «Святки» из романа Л.Толстого «Война и мир», «Свидание на кладбище» из рассказа А.П.Чехова «Ионыч», из произведений Бунина, из повести Гоголя «Майская ночь, или утопленница», из эпилога романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.), определить средства выразительности.            

                                                                                                                         (слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...