Спецкурс по теме "Серебряный век". Введение.
элективный курс (литература, 11 класс) по теме

Пышник Татьяна Ивановна

Данная  работа  поможет  учителя  при  подготовке  по  сложнейшей  теме в  литературе  "Серебряный век".   Даётся   понятие  "золотой  век",  "серебряный век".  Выделяется  плеяда  поэтов,  относящихся  к  серебряному  веку.  Рассматриваются  филосовские  течения  этого  периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon speckurs_po_literature.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Спецкурс по литературе

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»

Занятие 1.

Введение.

        Поэзия «серебряного века» - сложное и интересное явление       конца XIX - начала XX в.

Выражения «золотой век», «серебряный век» восходят к античной литературе: «Трудам и дням» Гесиода (древнегреческий поэт VIII—VII век до н. э.), «Метаморфозам» Овидия (римский поэт 43 г. до н.э. – 18 г. н.э.). Гесиод, в частности, полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным» веком.

        Применительно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению Т.А. Вяземского «Три века поэтов», в котором говорится о безвозвратно ушедшем «золотом» веке.

        В современной же историко-литературной традиции принято именовать пушкинскую эпоху «золотым», а рубеж XIX - XX веков – «серебряным веком» русской поэзии.

        М. Шаповалов так определяет этот период в развитии русской культуры: «Поэты «серебряного века», наследуя традиции Пушкина,          вносили то новое, что диктовало время». Есть поэты, чьи имена однозначно входят в круг поэтов «серебряного века» - К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый, Вяч. Иванов. А. Блок. И. Анненский. И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Свой вклад в поэзию «серебряного века» внесли крестьянские поэты – Н. Клюев, С. Есенин, а также поэты, не примкнувшие ни к каким группировкам – И. Бунин, Мих. Кузмин,  Владислав Ходасевич, М.Цветаева.

Как «золотой век» немыслим без философских и социально-политических битв, без 1812 года и 1825 года, без триумфа в снежной России немецкой философии романтизма, так и  поэзию «серебряного века» невозможно представить вне истории.

Это была эпоха русско-японской войны, трагедии на Ходынском поле, потрясения 1905 – 1907 годов.  Даже на страницах самых интимных стихов выплескивались отголоски бурных событий.

Это была эпоха пробуждения и сильного подъема самостоятельной философской мысли в России: появление различных поэтических направлений (символизм, акмеизм, футуризм, натурализм, имажинизм).

Особенностью творчества художников является то, что её ореол создавали самые разные писатели и поэты, нередко различные по своим творческим принципам, но всех их объединяло главное: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.

Поэзия «серебряного века» выработала принципиально новую концепцию  человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира.

Для осознания процессов, происходивших в истории русской культуры рубежа веков, важное значение имеет знакомство с трудами философов, чье мировоззрение повлияло на литературный процесс этого периода.

Разочарование в народнической, рационалистической философии, материализме в целом, привлекло внимание поэтов к идеалистической философии Шопенгауэра, Ницше (ницшеанская теория сверхчеловека), русских философов начала века – Л. Шестова, Вл. Соловьева (соловьевская теория богочеловека), Ник. Бердяева, В. Розанова.

Символом их веры стала личность – ценная сама по себе, а не как средство исторического прогресса, личность, утверждающая себя в противостоянии враждебному миру.

Для многих поэтов «серебряного века» характерен интерес к нюансам переживаний, тайникам человеческой души, глубокий психологизм.

Огромное влияние на становление поэтов оказал В. Соловьев. В основе его философской концепции лежала идея религиозного преображения действительности.

Надежды на возможное переустройство мира философ связывал с духовным его обновлением (революция духа), с Новым Пришествием.

Главное место в его учении занимает образ Жены, облаченной в Солнце, воплощение красоты, добра и справедливости, дарующей миру нового Бога.

Еще один философ, чье мировоззрение и мироощущение оказали воздействие на русскую культуру в целом и литературу в частности, - Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 г.г.)

Он создает свою философию истории, философию культуры, философию религии, развивает философию человека.

Как религиозный философ, как романтик – максималист, он считает, что без высшего божественного ориентира материалисты не создадут свободной общественности с личностью в Центре.

Насильничество, властолюбие, идопоклонство он предвидит и в государстве «социалистическом». И заранее призывает преодолеть духовный кризис, ориентироваться в жизни на «новый универсализм», «религиозную соборность».

Вывод:

        XX век – век грандиозных социально-исторических потрясений. Создавалась новая, неизвестная XIX веку концепция мира и человека в этом мире.

        Искусство XX века вплотную подошло к мысли о том, что далеко не всё в жизни и деятельности человека определяется сферой его сознания, что имеются области, недоступные аналитическому проникновению, но которые подчас решающим образом воздействуют на поведение героя и систему его размышлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

План-конспект открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"

План-конспект открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011". Участникам занятия предлагалось познакомиться с новым видом декоративно-пр...

Презентация открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"

Данная  презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011"...

Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»

Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспек...

Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.

На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...

Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО

При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизнен...