Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Теплова Светлана Алексеевна

Данное календарно-тематическое планирование разработано для учебника В.Я. Коровиной: 2 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

(68 часов)-2 часа в неделю

Учебник под редакцией В.Я. Коровиной, 2010г.

Программа под редакцией В.Я. Коровиной, М. «Просвещение», 2010.

№ урока

Название разделов, тем, уроков

Вид урока

Кол-во уроков

Дата

Примечание

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа.

1

Устное народное творчество (2 часа)

2

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые  песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Урок внеклассного чтения.

1

3

Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. Народная мудрость. Краткость и простота. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Из древнерусской литературы ( 1 час )

4

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

Из литературы 18 века (4 часа)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

5

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне.

Рассказ учителя. Беседа.

1

6

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.

Рассказ учителя. Беседа.

1

7

«Ларчик» И.А. Крылова. Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Рассказ учителя. Беседа.

1

8

И.А. Крылов «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Беседа. Обучение чтению.

1

Из литературы 19 века (26 часов)

9

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Рассказ учителя. Обучение чтению

1

10

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Беседа.

1

11

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания.

Обучение чтению.

1

12

А.С. Пушкин. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике Пушкина.

Беседа.

1

13

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. «Лицо и маска» героев повести.

Беседа.

1

14

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

Урок внеклассного чтения.

1

15

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Беседа. Обучение чтению.

1

16

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

Беседа. Практикум.

1

17

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.  Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Обучение устному рассказу. Беседа.

1

18

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский»».

Урок развития речи.

1

19

Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина.

Урок контроля.

1

20

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. «Листок», «Утес», «На севере диком». Особенности выражения темы одиночества.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

21

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы».Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

Беседа. Практикум.

1

22

Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».

Урок внеклассного чтения.

1

23

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

Рассказ учителя. Беседа.

1

24

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев-мастер портрета и пейзажа.

Практикум.

1

25

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся». Судьба человека и судьба коршуна. «Листья».

Рассказ учителя. Практикум.

1

26

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы». Природа как воплощение прекрасного. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

27

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

28

Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической теме. Стихотворные размеры. Строфа.

Урок внеклассного чтения. Беседа.

1

29

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

Рассказ учителя. Беседа.

1

30

Н.С. Лесков. «Левша». Изображение представителей царской власти. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

Беседа.

1

31

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша».

Урок развития речи.

1

32

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

Урок внеклассного чтения.

1

33

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Роль художественной детали. Юмор.

Практикум.

1

34

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Урок-концерт.

1

Произведения русских писателей 20 века (16 часов)

35

А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев.

Рассказ учителя. Беседа.

1

36

А.П. Платонов. Слово о поэте. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. Ни на кого не похожие герои.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

37

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца».

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

38

М.М. Пришвин. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Особенности композиции и смысл названия сказки-были. Подготовка к сочинению.

Урок развития речи.

1

39

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов, Д.С. Самойлов. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

Рассказ учителя. Обучение чтению

1

40

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.

Рассказ учителя. Беседа.

1

41

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Беседа.

1

42

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

43

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Беседа.

1

44

Подготовка к сочинению «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

Урок развития речи.

1

45

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

46

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

47

Юмор и его роль в рассказе Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Беседа.

1

48

А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

49

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

50

А.А. Ахматова, Н. М. Рубцов. Слово о поэтах. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения. Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины. Человек и природа.

Обучение чтению. Практикум.

1

Из литературы народов России ( 2 часа )

51

Габдулла Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

52

Кайсын Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы ни был малый мой народ». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

Из зарубежной литературы (16 часов)

53

Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

Рассказ учителя. Беседа.

1

54

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

55

Мифы Древней Греции. Легенда об Арионе. Отличие мифа от сказки.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

1

56

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Рассказ учителя. Беседа.

1

57

Гомер. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Беседа.

1

58

Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Понятие о героическом эпосе.

Рассказ учителя. Беседа.

1

59

Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

Рассказ учителя. Беседа.

1

60

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Беседа.

1

61

Фридрих Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Рассказ учителя. Беседа.

1

62

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

Рассказ учителя. Беседа.

1

63

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении.

Рассказ учителя. Практикум.

1

64

Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Рассказ учителя. Беседа.

1

65

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми.

Беседа.

1

66

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Рассказ учителя. Беседа.

1

67

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе».

Урок контроля.

1

68

Подведение итогов. Задание для летнего чтения.

Беседа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...