Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Игра рассчитана для проведения на уроке литературы в 10 классе на этапе обобщения и систематизации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра.58 КБ
Office presentation icon Презентация к игре.73.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Умники и умницы»

(интеллектуальная игра по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

ПРОЛОГ.

1 конкурс пролога – конкурс русского языка

В каких словах пишутся удвоенные согласные?

На коло(с,сс)альной те(р,рр)а(с,сс)е конопля(н,нн)ика  вдова подьячего Агри(п,пп)ина потчевала ко(л,лл)ежского  а(с,сс)е(с,сс)ора А(п,пп)о(л,лл)она Са(в,вв)ича  винегретом с мо(л,лл)юсками и мо(ж,жж)евеловым вареньем под  а(к,кк)омпанемент виолончели и а(к,кк)ордеона.

(Проверим:

На колоссальной террасе конопляника вдова подьячего Агриппина потчевала коллежского асессора Аполлона Саввича винегретом с моллюсками и можжевеловым вареньем под аккомпанемент виолончели и аккордеона.)

2 конкурс пролога – конкурс красноречия

Конкурс ораторского мастерства. (Рассуждение на тему:

«Нигилизм. Какой круг явлений связан в вашем понимании с нигилизмом? Нужны ли нигилисты современной России?») ( на подготовку дается 3 мин., на выступление – 30 секунд)

Игра со зрителями.

 Задание 1.

Сопоставьте авторские характеристики и высказывания в романе двух его персонажей. Какой прием используется для характеристики персонажей? В каких произведениях русской литературы он вам уже встречался?

-..Вы не признаете никаких авторитетов?

- Да зачем же я стану их признавать?..

Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все.

-Искусство наживать деньги!.. – воскликнул … с презрительною усмешкой.

- Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…

Долой авторитеты!

Долой Маколея! Долой!.. Дая их не отрицаю.

Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением…

С… двумя-тремя химиками, не умеющими отличить кислорода от азота, но исполненными отрицания и самоуважения… толчется в Петербурге.

(Ответ: Ситников (подобно Грушницкому в «Герое нашего времени» или Репетилову в «Горе от ума») – пародийная копия главного героя, Базарова. Как все пародийные двойники, Ситников готов принять чужой взгляд на вещи за свой собственный и с пафосом повторять готовые формулы «учителя».)

Задание 2.

«Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские.

Утро было славное, свежее; маленькие … тучки стояли барашками на …лазури; мелкая роса  высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная … земля, казалось, еще хранила след … зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.


Румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный..

 (Ответ:

Утро было славное, свежее; маленькие пестры тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса  высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная  земля, казалось, еще хранила след румяной зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.


3 конкурс пролога

Библиотека «Отцов и детей»: каждому герою выдайте ту книгу, которую он читает в романе. По какому принципу вы будете отбирать книги для каждого героя?

Николай Петрович                                      Бюхнер.  «Stoff und kraft»

Базаров                                                         Пушкин «Цыганы»

Аркадий                                                       Труды Либиха

Кукшина                                                       Пушкин «Евгений Онегин»

Арина Власьевна                                         Статья Кислякова о женском труде

Василий Иванович                                      Роман Жорж Санд

Ситников                                                      Мишле. «De l’amour»

                                                                       Pelouset Fremy   «Notions generales de Chimie»

                                                                       Сочинения Горация

                                                                       Дюкре-Дюминиль. «Алексис, или Хижина в

                                                                       лесу»

(Ответ:

Общий набор авторов – у Базарова и Аркадия: труды ученых-химиков Либиха, которого намеревается также почитать и Кукшина, и Бюхнера (его книгу Базаров  рекомендует дать Николаю Петровичу).

Книгу французских ученых Т.Пелуза и Э.Фреми Базаров советует почитать  Одинцовой – в качестве пособия для дилетантов.

«Эмансипированная» Кукшина, кроме ученых трудов по химии, читает «Московские ведомости», где ей и попадается  на глаза «статья Кислякова о женском труде», а Базарову и Аркадию она рекомендует книгу французского историка Мишле – судя по контексту, «об основах эмансипации».

В предпочтении романов Жорж Санд философским трактатам Эмерсона Кукшина уличает Ситникова.

Противоположный полюс читательских интересов Николая Петровича: встречая Аркадия, он вспоминает строчки из романа Пушкина «Евгений Онегин» («Как грустно мне твое явленье, // Весна, весна, пора любви!»), на досуге читает «Цыган» (но с поэмой Пушкина ему скоро приходится расстаться:  Аркадий меняет ее на брошюру Бюхнера.)

Единственной книгой, которую в своей жизни прочла Арина Власьевна, был сентиментальный роман «Алексис, или Хижина в лесу»; отец же Базарова проявил интерес к Горацию.

Победитель выбирает дорожку.

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права на ошибку;

На желтой дорожке участника игры ожидают три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе;

Зеленая дорожка  длиннее предыдущих: участник должен ответить на четыре вопроса. Тем не менее  у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.

Зеленая дорожка. ( 4 вопроса, можно дважды ошибиться)

Вопросы и задания

«УЗНАЙ СЕБЯ»

 «…Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старинный военный сюртук нараспашку».

( Ответ: Василий Иванович Базаров)

1. Перед вами портрет знаменитого русского поэта-романтика В.А.Жуковского. Какое отношение к вам, полковому лекарю, имеет этот человек?

(Ответ: «…я у князя Витгеншейна и у Жуковского пульс щупал!»)

2. Уважаемый Василий Иванович, вы давно уже в отставке, но медицинскую практику не  оставили, лечите крестьян. Это благотворительность или же средство существования для вашей семьи?

(Ответ: «Все это я делаю gratis – анаматер» - даром ( лат), по-любительски (фр.)

3. Вы гордитесь тем, что посадили в своем саду деревья, любимые римским поэтом Горацием (65 -8 гг. до н.э.). Какие это деревья?

(Ответ: «- А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием.

- Что это за деревья? – спросил, вслушавшись, Базаров.

- А как же… акации».

Видимо, древний автор был дорог  отцу Базарова как рифма к «акациям», а не как писатель))

4. Ведущий демонстрирует изображение человеческого зуба.

_ Этот зуб вы сохранили как предмет гордости за сына. Чей это зуб? Почему он вызывает у вас гордость за сына?

(Ответ: «Базаров раз даже вырвал зуб у заезжего разносчика с красным товаром, и, хотя это зуб принадлежал к числу обыкновенных, однако Василий Иванович сохранил его как редкость и, показывая его отцу Алексею, беспрестанно повторял:

- Вы посмотрите, что за корни! Экая сила у Евгения! Краснорядец так на воздух и поднялся… Мне кажется, дуб и тот бы вылетел вон!..»

Желтая дорожка ( 3 вопроса, 1 ошибка)

Вопросы и задания

 «УЗНАЙ СЕБЯ»

Лицо «длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»

(Ответ: Евгений Васильевич Базаров)

1. После знакомства с вами Павел Петрович Кирсанов спрашивает себя: «…где я слышал эту фамилию: Базаров?..» Г-н Базаров, откуда, по-вашему, Павлу Петровичу могла быть известна ваша фамилия?

(Ответ:

« - Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?

-Кажется, был.

-Точно, точно. Так этот лекарь его отец»)

2. Однажды в разговоре с Аркадием вы позволили себе поставить свою  особу в один ряд с таким выдающимся политическим деятелем, как Сперанский. Что у вас, будущего лекаря, лекарского сына, может быть общего с личностью такого масштаба, как Сперанский?

(Ответ:

«-Ведь вы знаете, что я внук дьячка?..

- Как Сперанский, - прибавил Базаров после небольшого молчания»)

3. Перед вами репродукция картин гениального художника  итальянского Возрождения Рафаэля Санти  «Сикстинская мадонна»,  «Женщина с покрывалом», «Мадонна Конестабиле». Каково ваше отношение к творчеству этого художника?

(Ответ:  «-По-моему, - возразил Базаров,- Рафаэль гроша медного не стоит…)

Красная дорожка ( 2 вопроса)

Вопросы и задания

 «УЗНАЙ СЕБЯ»

Подробного описания внешности этого персонажа в романе не содержится; портрет  создается писателем посредством деталей: « в тарантасе мелькнул околыш студенческой фуражки», «знакомый очерк дорогого лица», «безбородая, запыленная и загорелая щека молодого кандидата».

(Ответ: Аркадий Николаевич Кирсанов)

1. Аркадий Николаевич, несмотря на надетую вами маску нигилиста, в вашей речи нет-нет да и проскальзывает красивое словцо, поэтическое сравнение. К примеру, вы дали очень красивое толкование этимологии слова «ясень». Вспомните его, пожалуйста.

(Ответ:

«Не находите ли вы, - начал Аркадий, - что ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он».)

2.Однажды вы приготовили соседней помещице Одинцовой приятный сюрприз: «Я вам, Анна Сергеевна, привез нечто такое, чего вы никак не ожидаете…»

Что же вы привезли Одинцовой?

(Ответ:  «Разговаривая однажды с отцом, он (Аркадий) узнал, что у Николая Петровича находились несколько писем, довольно интересных, писанных некогда матерью Одинцовой к покойной его жене, и не отстал от него до тех пор, пока не получил этих писем…» Их-то и привез Аркадий Одинцовой). 

В каких словах пишутся удвоенные согласные?

На коло(с,сс)альной те(р,рр)а(с,сс)е конопля(н,нн)ика  вдова подьячего Агри(п,пп)ина потчевала ко(л,лл)ежского  а(с,сс)е(с,сс)ора А(п,пп)о(л,лл)она Са(в,вв)ича  винегретом с мо(л,лл)юсками и мо(ж,жж)евеловым вареньем под  а(к,кк)омпанемент виолончели и а(к,кк)ордеона.

В каких словах пишутся удвоенные согласные?

На коло(с,сс)альной те(р,рр)а(с,сс)е конопля(н,нн)ика  вдова подьячего Агри(п,пп)ина потчевала ко(л,лл)ежского  а(с,сс)е(с,сс)ора А(п,пп)о(л,лл)она Са(в,вв)ича  винегретом с мо(л,лл)юсками и мо(ж,жж)евеловым вареньем под  а(к,кк)омпанемент виолончели и а(к,кк)ордеона.

В каких словах пишутся удвоенные согласные?

На коло(с,сс)альной те(р,рр)а(с,сс)е конопля(н,нн)ика  вдова подьячего Агри(п,пп)ина потчевала ко(л,лл)ежского  а(с,сс)е(с,сс)ора А(п,пп)о(л,лл)она Са(в,вв)ича  винегретом с мо(л,лл)юсками и мо(ж,жж)евеловым вареньем под  а(к,кк)омпанемент виолончели и а(к,кк)ордеона.

В каких словах пишутся удвоенные согласные?

На коло(с,сс)альной те(р,рр)а(с,сс)е конопля(н,нн)ика  вдова подьячего Агри(п,пп)ина потчевала ко(л,лл)ежского  а(с,сс)е(с,сс)ора А(п,пп)о(л,лл)она Са(в,вв)ича  винегретом с мо(л,лл)юсками и мо(ж,жж)евеловым вареньем под  а(к,кк)омпанемент виолончели и а(к,кк)ордеона.

В каких словах пишутся удвоенные согласные?

На коло(с,сс)альной те(р,рр)а(с,сс)е конопля(н,нн)ика  вдова подьячего Агри(п,пп)ина потчевала ко(л,лл)ежского  а(с,сс)е(с,сс)ора А(п,пп)о(л,лл)она Са(в,вв)ича  винегретом с мо(л,лл)юсками и мо(ж,жж)евеловым вареньем под  а(к,кк)омпанемент виолончели и а(к,кк)ордеона.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Умники и умницы"

Слайд 2

ПРОЛОГ 1 конкурс пролога- конкурс русского языка

Слайд 3

В каких словах пишутся удвоенные согласные? На коло(с,сс)альной те(р,рр)а(с,сс)е конопля(н,нн)ика вдова подьячего Агри(п,пп)ина потчевала ко(л,лл)ежского а(с,сс)е(с,сс)ора А(п,пп)о(л,лл)она Са(в,вв)ича винегретом с мо(л,лл)юсками и мо(ж,жж)евеловым вареньем под а(к,кк)омпанемент виолончели и а(к,кк)ордеона.

Слайд 4

2 конкурс пролога – конкурс красноречия. Рассуждение на тему: «Нигилизм. Какой круг явлений связан в вашем понимании с нигилизмом? Нужны ли нигилисты современной России?

Слайд 5

1.Сопоставьте авторские характеристики и высказывания в романе двух его персонажей. -..Вы не признаете никаких авторитетов? -Да зачем же я стану их признавать?.. Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все. -Искусство наживать деньги!..-воскликнул .. с презрительною усмешкой. -Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.. Долой авторитеты! Долой Маколея! Долой!.. Да я их не отрицаю. Возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением.. С.. двумя-тремя химиками, не умеющими отличить кислорода от азота, но исполненными отрицания и самоуважения… толчется в Петербурге.

Слайд 6

2. «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские. Утро было славное, свежее; маленькие … тучки стояли барашками на … лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная … земля, казалось, ещё хранила след … зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Румяный, красный, пёстрый, тёмно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, тёмный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".

В  литературной викторине "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 3 агона и финал.В каждом агоне разыгрываются  зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелё...

Литературная игра "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".

В  литературной викторине "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 3 агона и финал.В каждом агоне разыгрываются  зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелё...

Внеклассное мероприятие, интеллектуальная игра « Умники и умницы» по роману М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита»

Проверка знаний учащихся на уроках литературы - главная цель каждого учителя. Нетрадиционная форма проверки вызывает наибольший интерес у учеников. Данную разработку можно использовать и как обобщающи...

Литературная игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.

Авторская разработка мероприятия.Литературная игра «УМНИКИ И   УМНИЦЫ» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» для 10-ого класса.Авторская разработка мероприятия.Литературная игра «УМНИКИ И...

Интеллектуально-познавательная игра "Умница"

Интеллектуально-познавательная игра «Умница»  Цели занятия: - Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий;   - формировать познавательный инте...

Презентация "Игра "Умники и умницы" по роману "Герой нашего времени"

Презентация к заключительному уроку по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе (урок-игра)...

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс...