КТП по литературе для 9 класса по программе С.А. Зинина
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Азарова Елена Викторовна

Настоящий календарно-тематический план разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и на основе следующей программы основного общего образования по литературе: Программа по литературе для 9 класса / авт.-сост. С.А. Зинин // Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – С. 97-103. КТП рассчитан на 102 годовых часа (3 ч. в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_9_literatura_progr._zinina_i_dr.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ г. Омска «Гимназия № 115»

Согласовано                                                                  Утверждаю

Руководитель МО_________                                        Зам. директора по УВР ________

___ _____ 2012 г.                                                            ___ ______ 2012 г.

Календарно-тематический план по литературе

9 класс

2012-2013 уч.год

Азаровой Е.В.

Общее количество часов по учебному плану - 102, в неделю – 3

Часов развития речи – 9

Внеклассное чтение – 9

Сочинений классных – 5, домашних - 1

Основное учебное пособие: Литература. 9 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.


Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и на основе следующей программы основного общего образования по литературе: Программа по литературе для 9 класса / авт.-сост. С.А. Зинин // Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – С. 97-103. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Школьный курс литературы обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность, освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики, научиться анализировать и оценивать литературные произведения, получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования по литературе предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования по литературе обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. В процессе изучения курса литературы 9 класса предполагается развивать коммуникативную (К), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО), смыслопоисковую (СП), культуроведческую (КУЛЬТ) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личности и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу знаний и их воспроизведение, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, семинаров, конференций и др.

Стандарт общего образования по литературе ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в тематике уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на это основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Цели и задачи обучения литературе

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе государственного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов, к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общеучебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает развитие межпредметных связей в курсе литературы.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции,

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности,

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы,

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе чтением наизусть,

- приобретение навыков устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки,

- свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью,

- получение умений развернуто аргументированно отвечать на вопрос, рассказывать о литературном герое, создавать словесный портрет героя, составлять характеристику персонажа, давать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой компетенций и личностное саморазвитие.

Место предмета литература в базисном учебном плане МОУ «Гимназия №115»

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 102 часов с недельной нагрузкой – 3 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков, способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, сообщение, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.):

- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями;

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды;

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

              Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути русских писателей XVIII-первой трети XIX вв.
  2. Тексты их художественных произведений, особенности сюжета и композиции.
  3. Историко-культурный контекст изучаемых произведений.
  4. Значение образов главных героев произведений А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
  5. Основные теоретико-литературные понятия.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
  8. Наизусть стихотворные тексты, подлежащие обязательному изучению.

        Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Формулировать тему, идею, проблематику произведения.
  3. Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  4. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  5. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  6. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  7. Свободно владеть монологической речью, выражать свое отношение к прочитанному в устной или письменной форме и аргументированно обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  8. Работать с учебной книгой и литературно-критической статей (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, создавать тезисы, план или конспект прочитанного, выделяя смысловые части).
  9. Готовить реферативное сообщение на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
  11. Писать сочинение на литературную тему.
  12. Пользоваться словарями и справочниками различных типов (литературоведческим, энциклопедическим, терминологическим и проч.).


Учебно-тематический план.

Содержание

Общее
количество часов

Развитие речи

Сочинения

Внеклас-сное чтение

Календарное время на изучение

классные

домашние

Введение. Историко-литературный процесс

1

03.09.12

Из древнерусской литературы.

Слово о полку Игореве

6

1

1

05.09.12-17.09.12

Из литературы ХVIII века.

Предпосылки и тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии в контексте мировой литературы.

10/3

2

19.09-10.10.12



19.09.12-24.09.12

М.В. Ломоносов.

1

26.09.12

Г.Р. Державин.

2

1

28.09.12-01.10.12

Д.И. Фонвизин.

2

1

03.10.12

05.10.12

А.Н. Радищев.

2

08.09.12-10.10.12

Литература первой половины XIX века.

Русский романтизм

50/2

12.10.12-25.02.13


12.10.12-15.10.12

А.С. Грибоедов

10

1

1

17.10-14.11.12

А.С. Пушкин

16

1

1

16.11-21.12.12

М.Ю. Лермонтов

11

1

1

24.12.12-28.01.13

Н.В. Гоголь

11

1

1

30.01-22.02.13

Литература второй половины XIX века.

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-90 гг.

14/1

25.03-05.04.13



25.02.13

Лирика 50-80-ых годов XIX века (А.Н. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет)

5

1

27.02-11.03.13

А.Н. Островский

2

13-15.0313

Ф.М. Достоевский

3

1

17-22.03.13

А.П. Чехов

3

1

01-05.04.13

Из литературы XX века

Русская проза и драматургия рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн)

21/4

2

08.04-24.05.13


08-15.04.13

Серебряный век русской поэзии

2

1

17-19.04.13

Русская проза первой половины ХХ века (М. Булгаков, М. Шолохов)

5

1

22-01.05.13

Литературный процесс 50-80 гг. (А. Солженицын, В. Быков)

5

03-13.05.13

Новейшая русская проза и поэзия (В. Астафьев, В. Распутин, Т. Толстая, Л. Петрушевсая, В. Высоцкий, Б. Окуджава и др.)

5

1

2

15-24.05.13

ИТОГО

102

9

5

1

9

Развернутый календарно-тематический план для 9 класса

№ п/п, дата урока

Система уроков

Теория литературы

Дидактическая

модель

обучения. Типы уроков

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-
методическое

обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информаци-онная

Базовый уровень

Продвинутый

уровень

1

03.09

Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации

Цель: познакомить школьников с учебником, дать учащимся представление о своеобразии курса литературы 9 кл., связи художественной литературы и истории, своеобразии развития русского литературного процесса в отличие от европейского.

Историко-дитературный процесс

Литературные направления

Род литературы Жанр

Объяснительно-иллюстративная


Комбинирован-ный урок с элементом школьной лекции

Беседа, слово учителя, создание тезисов по материалу учебника.

Индивиду-ально-коллектив-ная

Знать: связь литературы и истории, понятие историко-литературный процесс.

Продуктивный уровень: Р

Знать: отражение эпохи создания произведения в  его проблематике и языке.

Продуктивный уровень: К, СП

Развитие навыков работы с учебной книгой.

Энциклопеди-ческий словарь юного литературоведа / сост. В.И. Новиков.- М.: Педагогика, 1988. – 416 с.

2-7










05.09


07.09



10.09

12.09


14.09



17.09-

Из древнерусской литературы. Слово о полку Игореве

– 6 ч. (в т.ч. 1 РР-кл.соч)

Цель: активизировать знания о фольклорных жанрах, изучить специфику жанра исторической песни, песни-плача, проследить отражение в песнях исторической памяти народа.

Система уроков:

1/2. Своеобразие древнерусской литературы

2/3. Сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве»

3/4. Тема России в «Слове…»

4/5. Художественное своеобразие «Слова…»

5/6. Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в «Слове…»

6/7. РР1. Сочинение 1

Светская литература

Церковная литература

Фольклор

Жанр

Слово

Тема и мотив

Хронотоп

Образ

Изобрази-тельно-выразитель-ные средства

Художест-венные приемы

Фольклор-ные приемы

Автор

Объяснительно-иллюстративная, поисковая








Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок


Практикум

Практикум


Практикум



Контрольный урок РР.

Рассказ учителя, беседа, опорные записи, работа в группах по анализу текста, выразительное чтение, сочинение, краткий конспект учебника.

Индивидуальная, коллектив-ная, групповая

Знать 

 историческую основу, идеи,

 образную систему «Слова о полку

 Игореве»

Уметь

выявить идею, образную систему  произведения,

выразительно читать отрывок из

"Слова…", создавать краткий конспект учебника, писать сочинение

Продуктивный уровень: К., Р, СП

Уметь

дать обзорную

 характеристику  древнерусской

 литературы,

выполнять литературный анализ текста, систематизиро-вать материал схематически

Продуктивный уровень: КУЛЬТ

Развитие навыков работы с текстом (выразитель-ного чтения, литератур-ного анализа), умения работать в группе

Древнерусская литература: кн. для учителя. – М.: Олимп, 2000.- 618 с.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с.

8-17











19.09



21.09





24.09





26.09



28.09


01.10




03.10





05.10



8.10



10.10

Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Д.И. Фонвизин. А.Н. Радищев. – 10 ч. (в т.ч. 1 ч. РР, 3 вн. чт.)

Цель: сформировать представление о предпосылках развития и специфике русской литературы XVIII века, рассмотреть русскую литературу в контексте европейской.

Система уроков:

1/8. Предпосылки и тенденции развит. русской литер. в ХVIII столетии в контексте мировой лит.

2/9. Внеклассное чтение 1. Шекспир. Гамлет.

Вечные образы и темы в трагедиях Шекспира (на примере трагедии «Гамлет»)

3/10. Внеклассное чтение 2. Гете. Фауст.

Философская проблематика и вечность образов трагедии Гете «Фауст».

4/11. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт.

5/12. Г.Р. Державин – поэт и гражданин.

5/13. Значение творчества Ломоносова и Державина для развития поэтического слова.

РР2. Чтение наизусть и анализ.

6/14. Внеклассное чтение 3. Особенности классицистической драматургии. Приглашение к чтению произведений Ж.-Б. Мольера.

7/15. Русская классицистическая драматургия. Д.И.Фонвизин - «сатиры смелый властелин».

8/16. Особенности сентиментализма. Творчество А.Н. Радищева.

9/17. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Классицизм

Сентимента-лизм

Принцип «трех единств»

Ода

Трагедия

Комедия

Сентимен-тальное путешествие

Объяснительно-иллюстративная, поисковая








Комбинир. урок изуч. нового с элем. школьной лекции

Комбинирован-ный урок внеклассного чт.


Комбинирован-ный урок вн. чт.




Урок углубления и систематиз. знаний

Урок системат. знаний

Урок развития речи



Комбинирован-ный урок внеклассного чтения


Комбинир. урок углубления знаний

Комбинир. урок изучения нового материала

Практикум

Школьная лекция, чтение материала учебника, выборочное конспектирование, письменные ответы на проблемные вопросы, заучивание и выразительное чтение наизусть, в группах -анализ поэтического и драматического текста, инсценирова-ние, подготовка презентаций, индивидуаль-ных рефративных сообщений.

Коллектив-ная, групповая, индивиду-альная

Знать характерные черты классицизма

 и особенности русского классицизма, общие сведения о

 жизни и творчестве изученных авторов, литературные понятия, содержание изученных произведений.

Уметь анализировать поэтический текст, конспектировать учебник, анализировать драму и прозу.

Понимать особенности русского классицизма и сентиментализма.

Продуктивный уровень: К, Р, СП

Уметь презентовать литературное произведение, сопоставлять и обобщать разные произведения одного стиля и направления, выявлять специфические черты.

Понимать значение творчества Ломоносова для развития русской культуры.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ, ЦО

Развитие навыков групповой и индивиду-альной работы с текстом (выразитель-ного чтения, литератур-ного анализа, чтения наизусть)

Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: учеб. для 8 кл. ср. шк. – М.: ЦГО, 1996. – 414 с.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с.

Слободская Н.И. Зарубежная литература. Материал к урокам в 10 кл. – Волгоград: Учитель, 2003. – 64 с.




18-19






12.10



15.10

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 49 ч.

Русский романтизм – 2 ч..

Цель: понять национальные особенности русского роматизма, систематизировать полученные в ср. кл. знания.

Система уроков:

1/18. Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX.

2/19. Творчество В.А. Жуковского.

Романтизм

Баллада

Элегия

Объяснительно-иллюстративная







Изучение нового с элем. школьн. лекции, беседы

Комбинир. урок систематиз. и углубл. знаний

Реферативные сообщения, составление тезисного плана, заучивание и выразительное чтение наизусть

Индивиду-альная, коллектив-ная

Знать национальные особенности русского роматизма,основ-ные темы, мотивы, жанры поэзии Жуковского.

Уметь выразительно читать стихотворения наизусть.

Продуктивный уровень: Р, К, ЦО, СП

Уметь самостоятельно подготавливать и представлять реферативные сообщения, анализировать выступления товарищей, выявлять черты романтического направления в произведениях русской

 литературы

Продуктивный уровень: К, КУЛЬТ.

Умение представлять научное сообщение, работать с аудиторией, владение устной речью, навыками выразительного чтения наизусть.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с.

20-29








17.10




19.10


22.10


24.10.


26.10



29.10


31.10


02.11




12.11


14.11

А.С. Грибоедов – 10 ч. (1 РР – 1 кл.соч)

Цель: рассмотрев основные вехи творческой биографии писателя, изучить проблематику, специфику жанра и образов комедии «Горе от ума».

Система уроков:

1/20. А.С. Грибоедов: личность и судьба. Комедия «Горе от ума»: смысл названия и проблематика произведения.

2/21. Специфика жанра, особенности сюжета и композиции.

3/22. Искусство построения интриги.

4/23. Общественный и личный конфликт в произведении.

5/24. «Век нынешний и век минувший». Чацкий и фамусовская Москва.

6/25 Мастерство драматурга в создании характеров комедии.

7/26 Образность и афористичность ее языка.

8/27 Комедия «Горе от ума» и современность: типичность героев и ситуация, вечность образов и языка.

9/28. Комедия в русской критике. Решение тестов в формате части В.

10/29. РР 3. Сочинение 2 в формате С5.

Комедия

Трагикоме-дия

Черты классицизма и реализма

Вольный стих

Двуединый монолог


Объяснительно-иллюстративная, поисковая






Изучение нового с элем. школьн. лекции и индивид. сообщ.

Комбинир. урок


Практикум


Практикум


Практикум



Практикум


Комбинир. урок


Комбинир. урок




Урок обобщения и контроля


РР

Реферативные сообщения, составление тезисного плана, анализ текста, составление таблиц, подготовка индивидуаль-ных сообщений, презентаций, инсценирование, чтение наизусть,  

Индивиду-альная, групповая, коллектив-ная

Знать биографию Грибоедова,

творческую историю комедии;

 сюжет, язык комедии, технологию тестовой

 работы.

Уметь определять проблематику, работать с тестом,характеризовать образы, выполнять литературный анализ, отвечать на проблемные вопросы, писать сочинение.

Продуктивный уровень: Р, К, , СП

Уметь выявить нравственный конфликт

в комедии.

Продуктивный уровень: К, ЦО.

Уметь связно излагать мысли, представлять презентацию,сообщение, работать с аудиторией, владение устной речью, навыками выразительного чтения наизусть, инсценирования.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с.


30-45











16.11


19.11


21.11




23.11


26.11


28.11


30.11




03.12



05.12


07.12


10.12


12.12


14.12

17.12



19.12



21.12

А.С. Пушкин – 16 (в т.ч. 1 РР – 1 кл.соч.).

Цель: глубоко изучить творчество Пушкина, понять особенности его творческого пути, понять универсализм Пушкина, его гениальность. знать проблематику, жанровую специфику его произведений, характеристику образов.

Система уроков:

1/30. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

2/31. Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики.

3/32. «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирический герой и нравственное содержание лирики Пушкина).

4/33. Свободолюбивая лирика Пушкина

5/34 Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

6/35 Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

7/36Эволюция творческого сознания Пушкина: от романтизма к реализму (на примере малых жанров)

8/37. «Евгений Онегин»: специфика жанра, сюжет, композиция, творческая история.

9/38 Сюжетная линия Онегин-Ленский

10/39 Онегин: типаж или индивидуальность?

11/40 Образ Татьяны в произведении. Татьяна и Ольга.

12/41 Сюжетная линия Татьяна-Онегин.

13/42 Образ автора в произведении.

14/43 Роль лирических отступлений. Художественное своеобразие произведения.

15/44 Роман «Евгений Онегин» в русской критике. Самостоятельная работа в формате части В.

16/45. РР.4. Сочинение 3 в формате С5.

Романтизм

Поэма

Реализм

Пародия

Маленькая трагедия

Лирический герой

Народная драма

Стихотвор-ная повесть

Роман в стихах

Историчес-кая повесть

Онегинская строфа

Лирическое отступление

Поэтика

Лейтмотив

Хронотоп

Объяснительно-иллюстративная и поисковая









Ур. нов. матер. с элем. шк. лекции Комбинир ур.


Практикум




Практикум


Практикум


Практикум


Школьный семинар



Комбинир урок новых знаний


Практикум


Проблемная дискуссия

Практикум


Комбинир. урок


Комбинир. урок

Практикум



Комбинир. урок с элем. контроля


РР

Чтение и конспектирование учебника, ответы на проблемные вопросы, решение тестов, составление таблицы, устный и письменный анализ лирики и прозы, выразительное чтение наизусть поэзии сочинение, различные виды пересказа и комментария,  цитатный план.

Коллектив-ная, групповая, индивиду-альная

Знать основные периоды творчества Пушкина, содержание всех программных произведений, основные темы и мотивы, авторскую точку зрения

Уметь выразительно читать наизусть лирику, работать с учебником, литературоведческой статьей

Продуктивный уровень: Р, ЦО, К

Понимать взаимосвязь творчества с историческими обстоятельствами, биографией, культурой

Знать точку зрения Пушкина и характерные цитаты по темам: поэт и поэзия, творчество, вечный конфликт, патриотизм, милосердие, любовь, смерть, гениальность и др.

Продуктивный уровень: СП

Развитие навыков чтения и конспектирования учебной книги, составления таблицы, самостоятельного отбора материала, устной и письменной монологичес-кой и диалогичес-кой речи

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

Архангельский А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина “Медный всадник”. – М., 1990.

Сурат И.З. Пушкин: Биография и лирика. Проблемы. Разборы. Заметки. Отклики. - М.: Наследие, 1999. - 240 с.

Баевский В.С. Доминанты художественной эволюции Пушкина // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1999. - Т.58, N 2. - С.23-33.

Басина М. В садах лицея. На брегах Невы: докум. пов. – Ленинград: Дет. лит., 1988.- - 357 с.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с.

46-56








24.12



26.12


28.12



11.01


14.01




16.01

18.01



21.01




23.0




25.01



28.01

М.Ю. Лермонтов – 11 ч. (в т.ч. 1 РР – 1 кл.соч.)

Цель: изучив исторический и литературный фон 1830-1840-х годов, понять специфику творчества Лермонтова как  наследника и оппонента Пушкина.

Система уроков:

1/46. Жизненный путь и мировоззрение М.Ю. Лермонтова.


2/47. Проблематика поэзии  Лермонтова.

3/48. Кризис романтического мировоззрения и его отражение в лирике Лермонтова.

4/49. Эволюция лирического героя поэзии Лермонтова.

5/50 Жанровое своеобразие и сюжетно-композиционные особенности романа «Герой нашего времени».

6/51. Система рассказчиков

7/52. Самоанализ героя и авторская оценка его в романе «Герой нашего времени».

8/53. Личностные и социальные истоки индивидуализма Печорина

Печорин и психологические проблемы  современной молодежи 9/54. Образная система романа Мастерство психологической обрисовки характеров различных персонажей произведения.

10/55. В.Г. Белинский о романе и его герое. Самостоятельная работа в формате части В.

11/56. РР 5. Сочинение 4 в формате С5

Байронический герой

Философский роман

 Психоло-гизм

Психологическая проза

Психологический портрет

Образ рассказчика

Объяснительно-иллюстративная, поисковая






Комбин. ур. нов. матер. с элем. школьн. лекции

Практикум, РР (чтен. стихов.)

Комбинир. урок нов. знаний


Практикум


Комбинир. урок




Практикум

Практикум



Проблемная дискуссия/урок-суд


Практикум




Комбин. урок, контроль


РР

Чтение учебника, конспектирование критической литературы, ответы на проблемные вопросы, анализ лирики и прозы, выразительное чтение наизусть лирики, сочинение, выбор аргументации по темам, решение тестов в формате ГИА и ЕГЭ, дискуссия.

Индивиду-альная, коллектив-ная, групповая

Знать основные этапы творческого пути Лермонтова, специфику романтизма поэта, основные произведения, их сюжеты и проблематику.

литературе

Продуктивный уровень: КУЛЬТ, Р, К

Понимать причины драматизма лермонтовскоо мировоззрения, специфику психологической прозы, связь композиции произвеедения и художественного мировидения автора Продуктивный уровень: ЦО, СП

Развитие устной монологичес-кой речи, навыков выразительного чтения, сочинения-размышления, умение аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию

Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов//М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1989

Нестор Котляревский. М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения. – М.:  Книжный мир, 2009.

Лермонтовская энциклопедия / Глав. ред. В. А. Мануйлов. - М.: Сов. энциклопедия, 1981.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с.

57-67












30.01




01.02





04.02




06.02





08.02






11.02



13.02




15.02


18.02


20.02



22.02

Н.В. Гоголь – 11 (вт.ч. 1РР – 1  кл.соч.)

Цель: глубоко изучить творчество автора, понять основные художественные идеи и пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы», своеобразие гоголевского комизма и особенности гоголевского лиризма, изучить поэму «Мертвые души».

Система уроков:

1/57. Основные этапы жизни и творческого пути Н.В. Гоголя.



2/58. Романтизм ранней гоголевской прозы и влияние на нее украинской народной культуры (циклы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»).

3/59. Величественное прошлое и ничтожная современность в повестях и комедиях Гоголя («Тарас Бульба», «Ревизор»)

4/60. Тема маленького человека и натуралистические тенденции в прозе Гоголя («Петербургские повести»: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель»)

5/61. «Мертвые души» - вершинное произведение Гоголя (замысел произведения, творческая история, жанровое, сюжетное и композиционное своеобразие произведения).

6/62. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

7/63. Души живые и мертвые: образы помещиков и чиновников в произведении. Роль детали в поэтике Гоголя.

8/64. Образ России и народная тема в поэме.

9/65. Образ автора и роль лирических отступлений.

10/66. Мастерство Гоголя-прозаика. 

Русская критика о Гоголе и его творении.

11/67. Проверочная работа в формате ЕГЭ. РР 6. Сочинение 5 в формате C5

Цикл рассказов

Гротеск

Поэма в прозе

Образ-символ

Вставная повесть

Объяснительно-иллюстративная, поисковая










Комбинир. ур. С элем. школьн. лекции с презент.

Практикум





Семинар




Практикум





Урок нового с элем. лекции, беседы




Практикум



Практикум




Практикум


Комбинир. урок


Практикум, контроль


Комбинир. урок


Контроль, РР

Чтение учебника, конспектирование критической литературы, ответы на проблемные вопросы, выборочный анализ прозы, выразительное чтение прозы и комедии, характеристика персонажей, создание словесного портрета,

домашнее сочинение, решение тестов.

Индивиду-альная, коллектив-ная, групповая

Знать основные этапы творческого пути Гоголя, произведения, их сюжеты и проблематику.

Уметь выразительно читать и анализировать прозу, работать с учебником, литературоведческой статьей, сопоставлять, конспектировать, писать сочинение, решать тесты, отвечать на проблемные вопросы.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ, К, Р

Понимать своеобразие гоголевского комизма и особенности гоголевского лиризма.

Продуктивный уровень: ЦО, СП

Развитие устной монологичес-кой речи, навыков выразительного чтения, сочинения-размышления, обучение чтению и пониманию критических статей

Гоголь без глянца / Сост. Фокин П. – М.: Амфора, 2008. – 432 с.

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

Гоголь в русской критике / Сост. С. Бочаров. – М. : Фортуна ЭЛ, 2008. – 720 с.

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с.

68-81







25.02


27.02


01.03



04.03




06.03



11.03



13.03



15.03



18.03


20.03




22.03




01.04





03.04




05.04

Из литературы второй половины XIX века – 14 ч. (в т.ч. 1 РР)

Цель: рассмотреть основные тенденции развития отечественного реализма в литературе 1840-90-х годов, нравственные и философские уроки русской классики.

1/68 Развитие традиций отечественного реализма в литературе 1840-90-х годов

2/69 Лирическая Ситуация 50-80-х гг. ХIХ в.

3/70 Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (стих-е «Памяти Добролюбова»)

4/71 Философское понимание мира в поэзии Ф.И. Тютчева («С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»)

5/72 Творчество А.А. Фета («Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..»)

6/73 Контрольная работа по анализу лирического текста в формате ГИА и ЕГЭ.

7/74 Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра

8/75 «Бедность не порок»: жанровые особенности, проблематика, основной конфликт и персонажи произведения


9/76 Особенности судьбы и творчества Ф.М. Достоевский

10/77 Роман «Бедные люди»: проблематика, образы главных героев, черты реализма и сентиментальной форме

11/78 РР 7. Подготовка к домашнему сочинению (ответу на проблемный вопрос) по роману «Бедные люди»

12/79 А.П. Чехов в жизни и творчестве.




13/80 А.П. Чехов - мастер  короткого рассказа («Душечка», «дама с собачкой», «Смерть чиновника»)

14/81 Внеклассное чтение 4 по рассказам Чехова («В человека все должно быть прекрасно»: отражение мировоззрения автора в его творчестве_.

Реализм

Роман

Повесть

Рассказ

Драма

Лирика

Философс-кая лирика

Гражданская лирика

Объяснительно-иллюстративная






Комб. ур. нов. мат. с элем. шк. лекц.

Комбин. урок


Комбинир. урок нов. знаний с использ. презент.

Комбинир. урок нов. знаний с чтением наизусть


Комбинир. урок нов. знаний с чтением наизусть


Контрольный урок


Школьный семинар


Практикум


Комбинир. урок нов. знаний

Школьный семинар



Урок РР




Комбинир. урок новых знаний с элем. презентации, лекции

Практикум




Семинар

Чтение учебника, конспектирование критической литературы, ответы на проблемные вопросы, анализ прозаического, поэтического и драматического текстов, выразительное чтение наизусть, характеристика персонажей, создание словесного портрета,

домашнее сочинение, решение тестов.

Индивиду-альная, коллектив-ная, групповая

Знать: основные этапы жизненного

 и творческого пути Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Осторовского, Ф.М. Достоевского, А.П. Фета, проблематику, жанровую специфику и содержание изученных произведений этих авторов

Уметь: показать основные

особенности поэтического прозаического языка

Продуктивный уровень: К, Р, СП

Понимать историко-культурный контекст эпохи

Знать литературные традиции XIX века, развивающиеся в дальнейшем

Уметь самостоятельно анализировать лирическое произведение и отрывок прозы

Продуктивный уровень: КУЛЬТ, ЦО

Развитие устной монологичес-кой и диалогичес-кой речи, навыков выразительного чтения, письменного ответа на проблемные вопросы, выступления с реферативными сообщениями, конспектирования

Русские писатели XXI- начала XX века: Библиогр. слов. / Сост. В.А. Котельников и др. – М.: Просвещение, 1995.

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова: матер. для выставки в школе.- М.: Дет. лит., 1987.

Тюрин В.В. Некрасов в Чудове. – л.: Лениздат, 1983. – 86 с.

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского: матер. для выставки в школе.- М.: Дет. лит., 1993

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с.

80-102



08.04


10.04



12.04



15.04


17.04


19.04



22.04


24.04






26.04



29.04



01.05

03.05


06.05


08.05




10.05




13.05



15.05


17.05


20.05


22.05


24.05

Из литературы ХХ века – 22 ч.

Цель: рассмотреть тенденции развития русской литературы в ХХ веке.

1/80 Своеобразие русской прозы и драматургии рубежа XIX –ХХ вв

2/81 М. Горький Челкаш – основная проблематика произведения, система образов.

3/84 Внеклассное чтение 5. Откровения души героев в рассказах И.Бунина.

4/85 Внеклассное чтение 6. Своеобразие рассказов А. Куприна

5/86 Серебряный век русской поэзии

6/87 РР 8. Чтение наизусть и анализ поэтических текстов Серебряного века

7/88 Своеобразие прозы 20-ых годов

8/89 М. Булгаков. Собачье сердце: специфика стиля и жанра, особенности сюжета и композиции, основная проблематика произведения, сатирические образы-символы в повести

9/90 Внеклассное чтение 6. Основные темы и мотивы рассказов М. Булгакова

10/91 М. Шолохов. Судьба человека: тема войны, жизни и смерти в произведении.

11/92 Резервный урок

12/93 Можно ли не сломаться после стольких потерь?

13/94 Особенности литературного процесса 50-80-ых гг. ХХ века.

14/95 Внеклассное чтение 7. РР 9. Урок концерт «А музы не молчали» (поэзия о великой отечественной войне)

15/96 А. Солженицын. Матренин двор: проблематика произведения, образная система, нравственные уроки рассказа.

16/97 В. Быков. Альпийская баллада: проблематика произведения.

17/98 Итоговая контрольная работа

18/99 Современный литературный  процесс 

19/100 Внеклассное чтение 8. Современная русская проза 20/101 Внеклассное чтение 9. Современная поэзия.

21/102 Своеобразие русской литературы: обобщение

Литератур-ное направление

Поэтическое течение

Модернизм

Литератур-ные традиции

Новаторство

Объяснительно-иллюстративная





Комбин. ур. нов. матер.

нов. знаний

Комбин. урок

нов. знаний


Комбинир. урок нов. знаний

Комбинир. урок нов. знаний

Практикум, РР



Комбинир. урок нов. знаний

Практикум






Школьный семинар


Комбинир. урок нов. знаний



Проблемная дискуссия

Комбинир. урок нов. знаний

Урок-концерт




Комбинир. урок нов. знаний



Комбинир. урок нов. знаний


Урок контроля


Комбинир. урок нов. знаний

Семинар


Семинар


Обобщающий рок

Чтение и краткое  конспектирование критической литературы, ответы на проблемные вопросы, выборочный анализ произведений, чтение наизусть поэзии, характеристика

решение тестов.

Индивиду-альная, коллектив-ная, групповая

Знать

особенности литературы ХХ века, общие сведения о

 жизни и творчестве изученных авторов, литературные понятия, содержание изученных произведений.

Уметь анализировать поэтический текст, конспектировать учебник, анализировать драму и прозу.

Понимать особенности литературы ХХ века

Продуктивный уровень: К, Р, СП

Уметь презентовать литературное произведение, сопоставлять и обобщать разные произведения одного стиля и направления, выявлять специфические черты.

Понимать


Продуктивный уровень: КУЛЬТ, ЦО

Развитие навыков групповой и индивиду-альной работы с текстом (выразитель-ного чтения, литератур-ного анализа, чтения наизусть), развитие письменной монологической речи

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....

Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

Календарное тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК В.Чалмаева, А.Зинина

Тематическое планирование по литературе 10 класс. УМК В. Чалмаева...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа по литературе 10 класс авторов-составителей С.А. Зинина, В. А.Чалмаева.

Рабочая программа составлена на основе программы по литературе авторов-составителей С.А. Зинина, В. А.Чалмаева.         Рабочая и авторская программы рассчитаны...

Рабочая программа по литературе 10 класса /авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев

Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса  включает в себя пояснительную записку и поурочное планирование уроков с расчетом 3 урока в неделю,  102 урока за год....