Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Ёлкина Юлия Васильевна

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику-хрестоматии М.А. Снежневской, О.М.Хреновой; под ред.Г.И.Беленького 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_klass.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Предмет – литература

Класс – 5

№. тема

задачи урока

дата

Д/З

Урок 1. О художественной литературе и чтении

Раскрыть специфику художественной литературы как искусства слова, познакомить учащихся с содержанием и структурой учебного предмета литература

Урок 2. Путешествие в Книгоград (урок внеклассного чтения)№1

Выявить читательские предпочтения пятиклассников, рекомендовать книги и журналы для чтения. Развитие интереса к чтению.

Урок 3.  Мифы Древнего Египта

Дать представление о мифологии и мифологии Древнего Египта.

Урок 4. « Великое путешествие Солнечной ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Знакомство с верованиями, искусством древних египтян.

Урок 5. Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов. «Олимп». «Ночь, луна, заря и солнце».

Дать представление о мифологии, богах Древней Греции

Урок 6. «Орфей и Эвридика». «Пигмалион»

Познакомить с древнегреческими мифами, раскрыть их значение, развивать интерес к мифологии, чтению.

Урок 7. «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»). (Урок внеклассного чтения№2)

Сформировать представление о героях древнегреческих мифов. Познакомить с мифами о Геракле. Раскрыть нравственные ценности, утверждаемые мифами о Геракле.

Урок 8. О бессмертном поэте древности. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы). Герои мифов в поэме

Раскрыть значение поэм Гомера в древнегреческой и мировой культуре, дать представление о содержании поэм «Илиада» и «Одиссея», их художественных особенностях.

Урок 9. «Одиссея» (отрывок из IX песни поэмы). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стих.речи.

Анализ эпизода «Одиссей у циклопа». Изображение Одиссея, его спутников и циклопа.

Урок 10. Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал.

Дать представление о мифологии древних славян, о божествах, добрых и злых духах в представлении славян.

Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа

Проверка и углубление знаний славянской мифологии.

Урок 12. Устное народное творчество. Сказка как жанр фольклора

Закрепить знание понятия фольклор, знакомых жанров устного народного творчества.

Урок 13. Сказки. Сказка и миф. Египетская сказка «Коршун и кошка». Русская сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Понятие о сказке как фольклорном жанре. Художественные особенности народной сказки. Отличие сказки от мифа. Сопоставление русской и египетской сказок. Подготовка к освоению видов сказок.

Урок 14. Виды сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки

Вспомнить о делении сказок на три вида. Рассмотреть особенности бытовых сказок и сказок о животных. Соответствия в сказках о животных у разных народов.

Урок 15. Волшебные сказки

Вспомнить знакомые волшебные сказки, познакомиться с их художественными особенностями.

Урок 16. Сказка «Белая уточка»

События и персонажи волшебной сказки. Ужасное в сказке. Поэтичность народной сказки.

Урок 17. Поразмышляй над самостоятельно прочитанной сказкой «Царевна-лягушка». Итоги изучения сказок. (Урок внеклассного чтения №3)

Наблюдение над особенностями волшебной сказки. Варианты одной сказки как фольклорное типичное явление.

Урок 18. О предании. Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китеже». «Атаман Кудеяр».

Понятие о предании, его роль в народной культуре. Отличие предания от сказки и мифа.

Урок 19. ». «Про Никитушку Ломова»

Урок 20. Загадки

Познакомить с тематикой и художественными особенностями загадок. Наблюдение над поэтической формой загадок, развитие интереса к этому жанру.

Урок 21. Пословицы и поговорки.

Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок, сходство и различие между пословицами и поговорками. Показать художественные особенности этих жанров фольклора.

Урок 22. Пословицы и поговорки народов мира

Показать общность пословиц народов мира.

Урок 23. Пословицы и поговорки. В. Соколов «Пословица».

Р.Р №1Обучающее сочинение по пословицам и поговоркам

Закрепление понятий о пословицах и поговорках, других малых жанрах фольклора, обогащение речи учащихся, развитие творческого мышления, освоение прямого и переносного смысла пословиц

Урок 24. На веселой ярмарке. О пьесе и народном кукольном театре. «Петрушка Уксусов»

Дать представление о народном драматическом творчестве, русских скоморохах, уличных представлениях. Познакомить с особенностями пьесы как жанра, народным кукольным театром.

Урок 25. «Петрушка Уксусов». Оптимистическая природа смеха

Анализ текста пьесы «Петрушка Уксусов», особенностей ее комизма, характера Петрушки. Освоение особенностей народного драматического действа.

Урок 26.Р.Р. №2 Кукольный спектакль «Петрушка Уксусов»

Демонстрация творческих возможностей учащихся, проверка знания пьесы и о пьесе «Петрушка Уксусов».

Урок 27. Литературная сказка. Отличие лит. сказки от народной. Александр Сергеевич Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог».Сказочные образы и мотивы в произведении

Дать представление об отличии литературной сказки от сказки народной, вспомнить прославленных сказочников мира, рекомендовать для самостоятельного чтения лучшие литературные сказки. Закрепить знание сказок А. С. Пушкина. Развитие интереса к жанру литературной сказки.

Урок 28. Александр Сергеевич Пушкин. О поэме «Руслан и Людмила». «Пролог»

Р.Р. №3 чтение наизусть

Представление об условности времени, изображенного в поэме. Знакомство с содержанием поэмы «Руслан и Людмила», анализ фрагментов из Песни первой. Чтение Песни третьей.

Урок 29. «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы). Изобразительное мастерство поэта

Выразительное чтение и анализ фрагментов из поэмы «Руслан и Людмила».  Наблюдение над его художественными особенностями поэмы, анализ изобразительно-выразительных языковых средств в поэме.

Урок 30. «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы)

Проверка знания текста поэмы, завершение анализа текста поэмы. Изображение характеров Руслана и Черномора в поэме. Народные истоки фантастических эпизодов в поэме. Обучение выразительному чтению

Урок 31. О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма

Дать первоначальное представление о стихотворной речи, ритме, рифме, стихотворных размерах ямбе и хорее. Закрепить знания в практических упражнениях.

Урок 32. Великий сказочник




Дать представление об Андерсене-сказочнике и Андерсене-человеке, активизировать в памяти лучшие сказки писателя, приоткрыть их глубокий смысл. Погрузить учащихся в необычный сказочный мир, вызвать интерес к чтению сказок писателя. Чтение сказки первой «Снежной королевы».

Урок33. «Снежная королева».Выражение авторского отношения к героям в их портретах

Проверка знания сюжета сказки.

Урок 34. «Снежная королева». Победа самоотверженной любви и дружбы над эгоизмом

Смысл испытаний Герды в поисках Кая. Изображение второстепенных персонажей сказки. Группировка персонажей: помощники и враги Герды. Авторское отношение к героям сказки.

Урок 35. «Снежная королева»

Р.Р. №4 Обучающее сочинение-рассуждение

Анализ завершающих событий сказки, размышление о ее смысле. Подготовка к творческой работе: сочинению собственной сказки.

Урок 36. «Истинная правда» (урок внеклассного чтения №4)


Сатирический смысл сказки «Истинная правда». Постижение идеи произведения путем подбора пословиц к нему. Понятие о градации, её роли в художественном тексте. Развитие творческих способностей учащихся: обсуждение сочинённых дома сказок: «История о сказке, оставшейся «на дне высохшей чернильницы»». Обобщающая беседа о сказках и героях Андерсена.

Урок 37. Сказки о гонимой падчерице. Евгений Львович Шварц. Сказки о гонимой падчерице. Шарль Перро «Золушка». Сказочник-драматург (О Е. Л. Шварце)

Представить тему «гонимой падчерицы» в сказочном творчестве. Сказка «Золушка» Ш. Перро как классическая сказка о гонимой падчерице и основа для пьесы-сказки Е. Шварца. Дать представление о личности Е. Л. Шварца, его творчестве. Подготовить к восприятию сказочной музыкальной кинокомедии. Раскрыть ее сюжетную основу. Начать чтение кинокомедии Е. Шварца.

Урок 38. Е. Л. Шварц. Музыкальная кинокомедия «Золушка». Над чем и почему смеется автор.

Осмысление художественных особенностей кинокомедии «Золушка», изображения характеров персонажей в ней.

Урок 39. Е. Л. Шварц. Музыкальная кинокомедия «Золушка»

Завершение анализа кинопьесы, сопоставление ее со сказкой Ш. Перро. Осмысление особенностей кинокомедии как драматургического текста.

Урок 40. О пьесе и театре

Проверка знания «театральной» терминологии, выполнения творческих заданий. Защита собственных интерпретаций изученного текста.

Урок 41. О читательском дневнике

Развитие рефлексивного мышления школьников, раскрытие роли книги в становлении внутреннего мира человека, знакомство с эпистолярным жанром, дневниковыми записями выдающихся людей. Подготовка к работе с читательским дневником.

Урок 42. П. П. Бажов. Путь писателя к сказу. «Каменный цветок». Особенности сказа как литературного жанра

Дать представление о личности и творчестве П. П. Бажова. Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки, образом дедушки Слышко. В чтении текста показать сказовую манеру повествования.

Урок 43. «Каменный цветок».  Герой сказа- труженик и художник

Анализ сказа, его стилистических особенностей.

Урок 44. П. П. Бажов «Горный мастер», «Хрупкая веточка» Вн.чтение №5

Понятие о трилогии. Развитие сюжетной линии «Каменного цветка» в других сказах. Знакомые и новые герои.

Урок 45 Литературные сказки. Итоговый урок

Осмысление особенностей литературных сказок, их отличия от народных сказок. Расширение начитанности школьников в области сказочного творчества, развитие интереса к нему.

Урок 46.Басня как литературный жанр. Близость басни к УНТ.  Иван Андреевич Крылов. «Звери мои за меня говорят». «Волк на псарне». Иносказательность и афористичность

Вспомнить изученные басни, осмыслить особенности басни как жанра. Дать представление о личности И. А. Крылова, жизни и творчестве писателя. Познакомить с исторической основой басни «Волк на псарне», рассмотреть ее жанровые особенности, раскрыть поучительный смысл.

Урок 47. Басни И. А. Крылова . «Демьянова уха».

Раскрыть смысл басен. Обучение действенному анализу текста, выразительному чтению.

Урок 48. Басни И. А. Крылова «Квартет»

«Волк и Ягнёнок».

Раскрыть смысл басен «Квартет», «Волк и Ягнёнок, особенности языка, изображения характеров персонажей в басне. Обучение действенному анализу текста.

Урок 49. Басня И. А. Крылова

Р.Р №5 Урок -концерт

Урок 50. Басни Эзопа. Басня «Лисица и виноград» в пересказе Л. Толстого, переложении Жана де Лафонтена и И. А. Крылова. Итоги изучения темы «Басни»

Вн.чтение №6

Дать представление об Эзопе – основоположнике жанра басни. Сравнить переложение сюжета басни Эзопа в интерпретации Лафонтена и Крылова. Познакомить с именами известных баснописцев.

Урок 51. Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема Отечественной войны в пр-ях Лермонтова. «Бородино». О теме и идее художественного произведения

Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии поэта, историей создания стихотворения «Бородино». Исторический и лексический комментарий, необходимый для понимания текста стихотворения. Подготовить пятиклассников к глубокому эмоциональному восприятию текста, выявить особенности первоначального восприятия и осмысления стихотворения школьниками.

Урок 52. «Бородино». Эпитет и сравнение. Образность, звукопись

Рассмотреть художественные особенности стихотворения «Бородино». Раскрыть его патриотический пафос. Дать понятие о теме и идее художественного произведения, об эпитете и сравнении как изобразительно-выразительных средствах языка.

Урок 53. «Бородино». «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…»*. Рассказчик в поэтическом произведении.

Расширить представление учащихся о стихах М. Ю. Лермонтова, посвященных событиям 1812 года, их участникам. Закрепить теоретико-литературные понятия и теме и идее произведения, об эпитете и сравнении. Развивать вкус к поэзии, чуткость к поэтическому слову и ритму, интерес к художественному миру М. Ю. Лермонтова.

Р.Р. № 6 Чтение наизусть отрывка стих

Урок 55. Алексей Васильевич Кольцов. Поэт из народа. «Косарь»

Познакомить учащихся с биографией А. В. Кольцова, Дать представление о его стихах. Проследить черты народной поэзии в его лирике: темы, язык стихотворений Кольцова (постоянные эпитеты, повторы, восклицания, обращения, сравнения). Обогатить теоретико-литературные знания школьников.

Урок 56. Алексей Васильевич Кольцов. «Косарь». Близость стихотворений А. В. Кольцова народной лирической песне. Стихотворения поэта по выбору учащихся.

Расширить представление школьников о лирике поэта, ее народной основе. Развивать внимание учащихся к образности художественной речи, умение выразительно читать художественный текст.

Урок 57. Иван Сергеевич Тургенев. Верность «Аннибаловой клятве». «Муму». История создания рассказа. Глава 1: Герасим в деревне и в городе («…он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»).

Подготовить учащихся к восприятию рассказа «Муму». Познакомить с фактами биографии Тургенева, сделавшими значимой для него тему крепостного права; его «аннибаловой клятвой». Историко-бытовой, лексический комментарий к статье о писателе. Комментированное чтение экспозиционной части рассказа

Урок 58. «Муму». Глава 2. «Полюбилась она ему…» История любви Герасима к Татьяне.

Осмысление роли «небольшого происшествия» в жизни Герасима и Татьяны; характеров барыни и ее крепостных, сформированных под влиянием крепостных отношений. Обучение характеристике литературного героя, умению передать в выразительном чтении реплик персонажа его намерений и особенностей характера.

Урок 59. «Муму». Главы 3 и 4: Муму в жизни Герасима Роль описаний природы. Эпитеты и сравнения

Осмыслить роль Муму в жизни Герасима; новый конфликт между Герасимом и барыней, его причину, поведение персонажей в связи с конфликтом. Наблюдение над приемами изображения чувств героев: как показаны притворство барыни, угодничество ее челяди, искренние переживания Герасима.

Урок 60. «Муму». Главы 5, 6, 7. Герасим и дворня. Глава 7: Возвращение Герасима в деревню

Обучение характеристике литературного героя и групповой характеристике персонажей.

Урок 61. Р.Р.№7 Обучающее сочинение по рассказу

Раскрыть антикрепостнический пафос рассказа, мотивы самовольного ухода Герасима в деревню; проанализировать, как в портрете героя выражены его свободолюбие, протест против насилия над своей личностью. Подведение итогов изучения темы, проверка знаний по теме.

Урок 62. Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».Быль как литературный жанр Глава 1

Первое знакомство с личностью Л. Толстого, событиями его жизни, по впечатлениям от которых написан рассказ «Кавказский пленник». Подготовка к восприятию текста рассказа. Чтение 1 главы.

Урок 63. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жилин и Костылин. Нравственная стойкость в противопоставлении слабодушию

Развитие умения школьников устанавливать последовательность и взаимосвязь событий, выделять наиболее важные из них для характеристики персонажей; обучение сравнительной характеристике литературных героев на основе средств их изображения.

Урок 64. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Жизнь и характеры горцев в рассказе. Описания в рассказе

Раскрыть учащимся мастерство Л. Толстого в воссоздании в рассказе обычаев, жизненного уклада, нравов горцев, описании природы Кавказа. Показать роль описаний в рассказе.

Урок 65. «Кавказский пленник» (быль). Главы 2–6. Дружба русского офицера с горской девочкой. Мысль писателя о дружбе людей разных народов

Р.Р.№8 Письменный ответ на вопрос

Проблема взаимоотношений пленных офицеров и горцев. Проявление национальной вражды и гуманных, уважительных отношений друг к другу людей разных национальностей. Смысл названия рассказа и определения его жанра.

Урок 66. О сюжете и героях. Теоретико-литературная статья

Дать представление о сюжете как важнейшем средстве раскрытия характеров персонажей. Учить видеть роль эпизода в развитии сюжета. Раскрыть взаимосвязь событий и героев в произведениях. Раскрыть значение конфликта в произведении как движущей силы в развитии сюжета (вопрос первый к рассказу). Обобщить наблюдения учащихся над средствами создания характера литературного героя в произведении.

Урок 67. Всеволод Михайлович Гаршин. Человек обостренной совести. Из воспоминаний офицера В. П. Сахарова, однополчанина В. М. Гаршина. «Сигнал»

Дать представление о личности В. М. Гаршина, показать его душевность, человеколюбие, способность нравственно влиять на других своим поведением, поступками. Познакомить учащихся с рассказом «Сигнал». Выявить первые впечатления о прочитанном, отношение учащихся к главным героям рассказа.

Урок 68. «Сигнал».Нравственное превосходство Семена

Вовлечь учащихся в размышление над проблемой добра и зла в окружающей человека действительности и на борьбу добра и зла в душе человека: истоки зла, его зарождение в душе человека; пути победы над злом. Помочь осознать учащимся нравственный смысл рассказа: трагична жизнь человека, одержимого злом. Помочь им осмыслить жизненные позиции и характеры Семена и Василия. Формировать умение характеризовать героев на основе средств их изображения.

Урок 69. Леонид Николаевич Андреев. «Кусака».Идея ответственного отношения к окр.миру

Дать представление о личности Л. Андреева. Познакомить учащихся с особенностями мемуаров как жанра литературы. Вызвать интерес к чтению мемуаров. Чтение рассказа «Кусака».

Урок 70. Кусака в мире людей (анализ рассказа «Кусака»). Роль пейзажа в рассказе

Активизировать в памяти детей знание текста, создать эмоциональный настрой, необходимый для анализа рассказа. Рассмотреть разные отношения людей к Кусаке, мотивы этих отношений; ответное отношение собаки к людям. Выявить роль описаний Кусаки в рассказе, значение картин природы в нем.

Урок  71.  Р.Р. №9 Обучающее сочинение «Сон Кусаки»

Урок 72 Л.Н.Андреев «Петька на даче» (урок вн.чтения №7)

Урок 73. Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. Из воспоминаний дочери А. И. Куприна Ксении. «Белый пудель»


Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Познакомить школьников с реальной историей, которая легла в основу сюжета рассказа «Белый пудель». Чтение главы 1 – начала главы 2 рассказа «Белый пудель».

Урок 74. «Белый пудель». Сюжет и конфликт рассказа

Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения.

Урок 75. «Белый пудель». Характеры персонажей. Средства изображения героев

Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Отработка умения в чтении реплик персонажей выражать их намерения, характер. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе.

Урок 76. Рассказы И. А. Куприна о детях.(урок вн.чтения №8)

Расширение представлений школьников о сюжетах рассказов А. И. Куприна.

Урок 77. А. С. Пушкин «Обвал»

Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

Урок 78. Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»

Дать первоначальное представление о поэзии Ф. И. Тютчева. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

Урок 79. Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

Урок 80. А. Н. Майков «Пейзаж». «Ласточки»




Дать первоначальное представление о поэзии А. Н. Майкова.. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

Урок 81. К. Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал». Стихотворения поэта по выбору учащихся

Дать первоначальное представление о поэзии К. Д. Бальмонта. Помочь пятиклассникам увидеть и услышать картины, нарисованные поэтом, преодолеть свойственную им неполноту восприятия поэтического текста. Углубить представление об изобразительно-выразительных средствах языка, их функциональной роли в тексте, ритмике стихотворного текста.

Урок 82. Н. И. Рыленков «Все в тающей дымке». Возвращаясь к прочитанному

Обобщение наблюдений над особенностями пейзажных стихотворений, их образностью, языком. Отличительные черты русской природы в изображении поэтов. Раскрыть красоту пейзажа средней полосы России, чувство любви поэтов к родной земле, выраженное в стихотворениях.

Урок 83. Константин Георгиевич Паустовский. Певец Мещеры. «Мещерская сторона». Очерк как вид эпического произведения «Обыкновенная земля»

познакомить учащихся с новым для них жанром – очерком, показать его особенности; обратить внимание школьников на красоту, поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном; развивать наблюдательность, воссоздающее воображение, речь учащихся. Воспитывать в школьниках любовь к родной природе. Дать представление о писателе, познакомить учащихся с историей создания очерков «Мещерская сторона», порекомендовать произведения Паустовского для самостоятельного чтения.

Урок 84. «Мещерская сторона». Очерки «Мшары», «Леса»

Проверить первоначальное восприятие самостоятельно прочитанных очерков Паустовского. Привлечь внимание учащихся к достоверности, документальности как особенностям очерков. Помочь школьникам осознать мастерство писателя-художника в создании словесных картин, его умение «живописать словами».

Урок 85. «Мещерская сторона». Очерк «Луга»

В ходе самостоятельной работы и её последующей проверки закрепить в опыте учащихся приемы анализа пейзажа, с которыми они познакомились на предыдущих уроках (краски, звуки, темпоритм, изобразительно-выразительные средства языка и др.). Развитие воссоздающего воображения школьников

Урок 86. «Мещерская сторона». Очерки «Мой дом», «Бескорыстие»

Р.Р. 10 Сочинение-размышление по очеркам

Продолжить наблюдения над стилистикой очерков Паустовского; отметить особенности изображения писателем животных, птиц (их «очеловечивание», придающее изображению юмористический характер; добрые чувства писателя по отношению к живому миру).

Урок 87. Рассказы К. Г. Паустовского по выбору учащихся. (Урок внеклассного чтения №9)

Расширить представление о произведениях К. Г. Паустовского, их жанрах, о темах, нравственных проблемах, которые волнуют писателя. Вызвать интерес к чтению очерков, рассказов, сказок Паустовского, проверить знания по теме.

Урок 88. Евгений Иванович Носов. «Это и называется у нас – Человек». «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась»


Познакомить учащихся с рассказами Е. И. Носова, сообщить им некоторые факты биографии писателя, обусловившие темы его рассказов. Обратить внимание учащихся на любознательность рассказчика, его наблюдательность, бережное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим» в произведениях писателя.

Урок 89. К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь». 

Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне военных и послевоенных лет, их темами, пафосом, выражением в них патриотических чувств.

Урок 90. О. Берггольц «Разговор с соседкой». М. Джалиль «Мост».

Познакомить учащихся с поэзией блокадного Ленинграда, отразившей тяжелое испытание и стойкость его жителей. История создания стихотворений О. Берггольц.

Урок 91. С. Орлов «Тонкая российская береза».  Р. Гамзатов «Журавли». 

Помочь осмыслить образ березки в стихотворении С. Орлова как символ и утверждение вечного торжества жизни. Роль эпитетов в стихотворении. Познакомить школьников с историей создания стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова. Мотив вечного братства вернувшихся и не вернувшихся с войны в стихотворении. Скорбь о погибших, ушедших и святая память о них. Значение ритмического строя стихотворения для выражения чувств автора.

Урок внеклассного чтения №10 Стихи о войне

Обобщить впечатления учащихся по изученной теме. Сопоставить образы, мотивы стихотворений о войне. Подвести итоги изучения темы. Подчеркнуть величие патриотического, нравственного подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к памяти об этом событии, к тем, кто защитил независимость Родины. Чтение наизусть избранных стихотворений о войне.

Урок 93. В. М. Шукшин «Жатва»

Р.Р. №11 Письменный ответ на вопрос «Место ли детям на войне?»

Дать школьникам первое представление о жизни и творчестве В. М. Шукшина, познакомить их с рассказом, в котором отразились впечатления военных лет. Показать жизнь тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, труд подростков в эти годы. Помочь осмыслить образ председателя в рассказе, отношение к нему рассказчика.

Урок 94. Юрий Павлович Казаков. Путь в литературу. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа

Дать представление о личности и творчестве Ю. П. Казакова, проанализировать конфликтную ситуацию и поведение персонажей в рассказе «Тихое утро». Создать начальное представление о внешнем и внутреннем конфликте в рассказе. Привлечь внимание школьников к изображению внутреннего мира персонажей художественного произведения.

Урок 95. «Тихое утро. Юмор в рассказе

Наблюдение над пейзажами в рассказе, развитие читательской наблюдательности, отзывчивости на слово-образ. Тонкое чувство природы, ее воздействие на человека, показанные в рассказе. Формирование представление о функциональной роли пейзажа в рассказе.

Урок 96. Владимир Алексеевич Солоухин. «Правда факта и слово художника». «Мститель». Рассказ как жанр литературы

Познакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве В. А. Солоухина, дать первое представление о его личности. Проблематика рассказа «Мститель» – преодоление чувства обиды, озлобленности подростком в своей душе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

Урок 97. Рэй Дуглас Брэдбери. «Многогранный талант». Вн.чтения«Мальчик-невидимка» №11

Познакомить с фактами биографии Р. Брэдбери, обусловившими тему рассказа «Мальчик-невидимка», дать первоначальное представление о творчестве писателя. Вовлечь учащихся в размышление над проблемой взаимоотношений стариков и внуков, трагедией одиночества старого человека. Рассмотреть причины конфликта между героями в рассказе «Мальчик-невидимка», мотивы их поступков, пронаблюдать за способами выражения авторского отношения к своим персонажам.

Урок 98. О рассказе. Теоретико-литературная статья

Обобщить наблюдения школьников о рассказе как литературном жанре, познакомить их с этим понятием, с отличительными признаками рассказа. Закрепление понятия в игровых и творческих заданиях по теме урока.

Урок 99. Прежде чем закрыть книгу

Обобщение и проверка знаний учащихся по курсу литературы за 5 класс, развитие их интереса к литературе, чтению книг, творческого отношения к изучению предмета.

Уроки 100 -102 - РЕЗЕРВ

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Сочинения

Р.Р.

Вн.чт.

Введение

1

1

Мифы

9

1

1

Устное народное творчество

12

1 (соч.по пословице)

2

1

Сказочные события и герои в литературе

17

1 (соч.-рассужд,Андерсен)

1

2

Басни

4

1

1

Человек перед лицом жизненных испытаний

20

2 («Муму», «Кусака»)

3

2

Поэзия природы

10

1

1

«Идет война народная…»

3

1

1

Рассказы о твоих сверстниках

4

1

1

Итоговый урок

1

Итого:

81

10

11

Резерв:

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...