рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Данная программа предусмотрена для работы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_literatura.docx48.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Рабочая программа по литературе 9 класс

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

Тема урока

(этап проектной деятельности)

Тип урока

(форма и вид деятельности учащихся)

Элементы содержания

(основные понятия и определения)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

корректировка

1

Д

Р

Е

В

Н

Е

Р

У

С

С

К

А

Я

Л

И

Т

Е

Р

А

Т

У

Р

А

 

Р

У

С

С

К

А

Я

Л

И

Т

Е

Р

А

Т

У

Р

А

1

8

В

Е

К

А

Р

У

С

С

К

А

Я

Л

И

Т

Е

Р

А

Т

У

1

Введение. Роль литературы в духовной жизни России. Искусство чтения.

Вводный урок.

Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова.

Словарная работа.

Составление словаря.

2

1

Древнерусская литература. Беседы о древней русской литературе . Богатство жанров Древней Руси. Летописи. Жанр жития. «Задонщина».

Урок усвоения новых знаний.

Обращение к истокам русской литературы. Умение находить главное.

Терминология.

Изучение текста летописи, «Задонщина», вопросы и задания.

3

1

Поэма «Слово о полку Игореве». Патриотическое произведение- первое произведение национальной классики.

Урок усвоения новых знаний.

Обзорная характеристика древнерусской литературы, история открытия «Слова».

Вопросник.

Прочитать  по учебнику текст «Слова», подготовить понравившийся фрагмент для выразительного чтения.

4

1

Сюжет. Герои. Художественные особенности памятника.

Урок усвоения новых знаний.

«Слово» как высокопатриотичное и высокохудожественное произведение (идея, образная система, пейзаж. Влияние фольклора).

Выразительное чтение фрагментов.

Выразительное чтение вступления или Плача Ярославны.

5

1

Р/р Связь «Слова..» с устным народным творчеством. Образ Ярославны

Урок закрепления знаний.

Образы «Слова», композиция, главная идея.

Классное сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»

Перечитать «Задонщину», вопросы и задания

6

1

 Р/р Обучение написания литературного сочинения

Урок развития речи

Уметь исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать  литературный материал, логически его выстраивать.

Черновики сочинения

Подготовить черновики сочинения

7

1

 Р/р Классное сочинение по поэме  «Слово о полку Игореве»

Урок развития речи

Уметь исследовать проблему

Сочинение

Написать сочинение

8

1

Русская литература 18 века как литература эпохи классицизма. Основные каноны классицизма. Классицизм в русском искусстве.

Урок усвоения новых знаний.

Введение понятия «Классицизм».

 Составление опорной схемы, работа с таблицей.

Вопросник по терминологии  жанра классицизма.

Письменное размышление о роли литературы 18 века в истории русской литературы вообще.

9

1

Ломоносов - ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление Родины, науки и просвещения в произведениях поэта.

Урок усвоения новых знаний.

Общие сведения о Ломоносове. Ломоносов – реформатор стихосложения, системы жанров; жанр оды.

Работа по опорному конспекту.

Выучить материалы урока, отраженные в рабочих тетрадях.  Прочитать текст оды Ломоносова.

10

1

Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в лирике М. Ломоносова. Жанр Оды. Ода «На день восшествия на престол»

Урок усвоения новых знаний.

Изучение од «На день восшествия», «Вечернее размышление..»

Просвещение в произведениях Ломоносова.

Выразительное чтение оды.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Г.Р. Державина, используя презентацию поэта.

11

1

Г.Р. Державин. Сочетание в произведениях Державина начал классицизма и новаторских черт «Атаману и Воину Донскому». Подготовка к ГИА: повторить проблематику поэзии Пушкина

Урок усвоения новых знаний.

Биография Державина; Державин в оценке деятелей русской культуры; ода «Фелица».

Выразительное чтение Оды.

 Словарная работа над синонимичными понятиями.

Письменно ответ на вопрос: Какие черты определяют личность Г. Р. Державина.

12

1

Ода «Фелица». Сочетание возвышенного и обыденного. Подготовка к ГИА: повторить  особенности жанра оды.

Обобщающий урок.

Работа со схемой, своеобразие оды эпохи классицизма.

Ответ на вопрос: в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма.

13

1

«Властителям и судиям», «Памятник» и др. Обличительное начало в стихах Державина.

Урок закрепления знаний.

Обобщение, новаторство Державина.

Словарная работа.

Выучить наизусть на выбор «Властителям и судиям» или «Памятник»

14

1

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Подготовка к ГИА: повторить проблематику  комедии Гоголя «Ревизор»

Урок усвоения новых знаний.

Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии; Фонвизин – сатирик.

Повторить проблематику комедии Н. Гоголя  «Ревизор»

Охарактеризовать Митрофанушку.

 Подготовиться по группам к выразительному чтению по ролям.

15

1

Герои и события комедии: господа Скотинины и Митрофанушка. Значащие имена.

Урок усвоения новых знаний.

Проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии.

Чтение сцен по ролям.

Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана», используя план характеристики героя.

16

Идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина. Тема воспитания в комедии.

Урок закрепления знаний.

Проблема традиций и новаторства в пьесе.

Тест.

Индивидуальные задания.

17

1

Р/р Классное сочинение- рассуждение по комедии Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Урок развития речи

Проблематика, отбор  литературного  материала, логическое его  выстраивание.

Сочинение

Дописать сочинение

18

1

Н.М. Карамзин. Сентиментализм «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма.

Урок усвоения новых знаний.

Изучить повесть «Бедная Лиза»; разобрать понятие о сентиментализме.

Проблематика, тестовые вопросы

Сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста и историка. Используя презентацию писателя.

19

1

Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями. Язык повести. Карамзин-историк.

Урок  закрепления знаний.

Знакомство с биографией Карамзина.

Доклады

Подготовить сообщение о «Золотом» веке русской поэзии, чтение понравившихся стихов Пушкина.

20

1

«Золотой» век русской поэзии. Расцвет русской поэзии. Богатство содержания и мастерство формы.

Урок усвоения новых знаний.

Изучение понятия «русская классическая литература»; романтизм как литературное направление

Беседа, презентация, чтение

Выучить лекцию о романтизме. Индивидуальное задание.

21

1

Русский романтизм: психологический, гражданский, философский. Подготовка к ГИА:  образ Калашникова в поэме Лермонтова

Урок усвоения новых знаний.

Романтизм как литературное направление в России. Повторить проблематику поэмы М. Лермонтова.

Беседа, презентация, чтение

Изучить романтизм Англии и Франции по учебнику, презентация по В. Жуковскому.

22

1

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Народные обычаи. Герои и сюжет баллады «Певец во стане русских воинов».

Урок усвоения новых знаний.

Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского.

Сопоставление произведений Г. Державина и В. Жуковского.

Подготовить сообщение  о жизни и творчестве В. Жуковского , используя презентацию писателя.

23

1

А.А. Грибоедов. Личность и судьба. Презентация учащихся.

Урок усвоения новых знаний.

«Человек необыкновенный»Государственная и литературная деятельность писателя.

 Беседа, презентация, чтение

Прочитать 1 действие комедии «Горе от ума». Вопросы и задания.

24

1

История создания комедии «Горе от ума».  Подготовка к ГИА: проблематика рассказа Л. Толстого «После бала»

Урок усвоения новых знаний.

Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Обучение анализу монолога.

Беседа, презентация, чтение, тестовые задания

Прочитать второе действие, выучить наизусть монолог Чацкого

25

1

«К вам А.А. Чацкий…» Выразительное чтение наизусть монолога

Урок усвоения новых знаний.

Второе действие комедии, завязка конфликта, анализ монолога.

 Классное сочинение по комедии

Читать третье действие, задание, вопросы и задания

26

1

«Век нынешний и век минувший». «Молчалины блаженствуют на свете».

Урок усвоения новых знаний

Третье действие комедии, обучение анализу эпизода-сцены.

Анализ монолога., тестовые задания

Прочитать четвертое действие. Составить план.

27

1

Чацкий в поединке с фамусовским обществом. Трагедия Чацкого.

Урок усвоения новых знаний

Осмысление сюжетной линии, связанной с рождением и распространением сплетни о Чацком.

Аналитическая беседа, тестовые задания

Ответить на вопрос «В чем трагедия Чацкого?»

28

1

Смысл названия комедии. Новаторство драматурга. Жанровое своеобразие. Язык комедии. Подготовка к ГИА: тестирование по комедии А. Грибоедова

Урок обобщения знаний.

Жанровая специфика комедии, традиционные и новаторские черты.

Анализ 4 действия.

Составить тесты по комедии.

29

 Р\р Домашнее сочинение по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Урок развития речи

Проблематика комедии, исследование

Сочинение

Написать сочинение, презентация по Пушкину

30

1

А.С. Пушкин «Что в имени тебе моем?» Личность Пушкина как поэта, художника, человека.

Урок усвоения новых знаний.

Обзор основных этапов жизненного и творческого пути А.С. Пушкина

Беседа, чтение стихов, презентация

Подготовить сообщение о лицейских друзьях Пушкина

31

1

«В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал» Пушкин: лицей, учеба, учителя.

Урок усвоения новых знаний.

Тема дружбы в стихотворениях разных периодов творчества А.С. Пушкина.

Беседа, чтение стихов, презентация

Чтение поэмы «Цыганы», вопросы и задания

32

1

Петербургский период творчества А.С. Пушкина. Вольнолюбивая лирика поэта.

Урок усвоения новых знаний.

Чтение стихотворений: «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), «К Чаадаеву»(1818), «Кинжал»(1821), «Узник»(1822), «Арион»(1827), «Анчар»(1828), обучение анализу стихотворения.

Анализ стихотворений, тестовые задания

Подготовить сообщение о южной ссылке Пушкина, чтение стихов этого периода. Повторить проблематику «Капитанской дочки»

33

1

«Страны полуденной волшебные края». Южная ссылка поэта. Лирика. Подготовка к ГИА: повторить проблематику «Капитанской дочки»

Урок усвоения новых знаний.

Чтение стихотворений, обучение исполнительскому анализу стихотворения.

Беседа, сообщение, презентация, тестовые задания

 Подготовить сообщение о пребывании Пушкина в Михайловском

34

1

«В глуши, во мраке заточенья». Пушкин в Михайловском. Лирика поэта. Подготовка к ГИА: повторить проблематику «Бориса Годунова»

Урок усвоения новых знаний.

Развитие асоциального мышления и творческого воображения учащихся.

Сопоставительный анализ

Выразительное чтение и анализ стихотворения, сообщение о Болдинской осени

35

1

«И пробуждается поэзия во мне…». Болдинская осень 1830 г.

Урок усвоения новых знаний.

Обучение анализу стихотворения.

Беседа, сообщение, презентация, тестовые задания

Индивидуальные задания. Доклады  –сообщения на тему «Мой Пушкин».Наизусть стихотв.

36

1

Стихотворения А.С. Пушкина разных лет. «Кадет».

Урок усвоения новых знаний.

Обучение анализу стихотворения.

Чтение и анализ стихов.

Выразительное чтение  стихотворений Пушкина.

37

1

Философская лирика поэта. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Подготовка к ГИА: тестирование по  биографии Пушкина

Урок  –обобщение.

Любовь, дружба как морально-нравственное кредо поэта.

Реализм. Анализ лирического произведения.

Наизусть стихотворение. Подготовить сообщение об истории создания романа «Евгений Онегин».

38

1

История создания романа «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе.

Урок усвоения новых знаний.

Введение понятия «реализм», обзор содержания романа, знакомство с мнением критиков,»онегинская строфа».

Беседа, выразительное чтение

Задание по группам: моё представление об Онегине, Ленском, Татьяне.

39

1

Онегин и Ленский. « От делать нечего друзья» Сравнительная характеристика героев.

Урок усвоения новых знаний.

Нравственно-философская проблематика романа. Роман в стихах.

Беседа, выразительное чтение. Сравнительный анализ

Перечитать 1-3 главы романа. Продолжить составление Сюжетно-хронологического плана.

40

1

«Татьяна,

русская душою» .Дуэль в романе Гибель Ленского -крушение романтических иллюзий. Подготовка к ГИА: повторить образ Светланы в поэме Жуковского

Урок усвоения новых знаний.

Судьба молодого человека 1 половины 19 века. Тема « лищнего человека» в русской литературе.

Беседа, выразительное чтение. Сравнительный анализ

Наизусть отрывок.

41

1

Москва и Петербург на страницах романа.

Урок усвоения новых знаний.

Контрастные сравнения.

Анализ ,выразительное чтение.

Подготовиться к тестированию по творчеству А.С.Пушкина.

42

1

Тестирование  по творчеству А.С.Пушкина в рамках подготовки к ГИА.

Урок обобщения и закрепления знаний.

Проблематика романа, герои романа

Тест.

 Подготовить черновики сочинения

43

1

Домашнее сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Урок развития речи

 Проблематика романа, умение логически мыслить

 Сочинение

 Написать сочинение, презентация о Лермонтове

44

1

М.Ю.Лермонтов. «Нет , я не Байрон, я другой».Трагичность судьбы поэта. «Два сапога».

Урок усвоения новых знаний.

Трагичность судьбы человека. Образы-символы.

Выразительное чтение стихов поэта.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение  М.Ю. Лермонтова.

45

1

«Пленный рыцарь». Философский смысл стихотворения.

Урок усвоения новых знаний.

Светлые и грустные воспоминания детства ,поиск своего места ,одиночество. философская лирика.

Чтение наизусть стихов поэта, анализ.

Выразительное чтение стихов по вариантам:1 в. – назначение поэта и поэзии;2 в. –воспоминание  детства;3 в. –тема трагедии поколения;4 в .-одиночество ; 5 в.- философские стихи.

46

1

«Люблю Отчизну я». Тема родины в творчестве Лермонтова. Подготовка к ГИА: повторить свободолюбивую лирику Лермонтова

Урок обобщения знаний.

Символика в лирике .

Анализ стихов

Анализ любимого стихотворения.

47

1

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Композиция романа. «Странный человек». «Что делать?. всякому своя дорога».

Урок усвоения новых знаний.

Судьба поколения. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.

Углубленная работа с текстом художественного произведения.

Перечитать роман, вопросы и задания по главам романа.

48

1

Повесть «Тамань».

Урок усвоения новых знаний.

Трагедия одиночества в жизни человека.

Составление характеристики героя, словесный портрет.

Письменно ответить на вопрос 7, стр. 223.

49-50

2

«Неужели моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?»

Урок усвоения новых знаний.

Проблема судьбы. Романтизм, реализм.

Составление характеристики героя, словесный портрет.

Перечитать главу «Фаталист».

51-52

2

Трагедия жизни Печорина и его поколения. Художественное совершенство языка повести.

Уроки обобщения знаний.

Трагедия одиночества , проблема  судьбы.

Социально-психологический роман.

Разные виды пересказа текста (близкий к тексту, сжатый)

Подготовиться к тестированию.

1

Тестирование   по роману «Герой нашего времени»в  рамках подготовки к ГИА.

Урок обобщения и закрепления знаний.

Тестовые задания.

Тест

Подготовить черновики сочинения

53

 Р\р Классное сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени» в рамках подготовки к ГИА.

Урок развития речи

Проблематика романа, собственная позиция

Сочинение

Написать домашнее сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени».

54

1

Н.В.Гоголь . Очерк жизни и творчества. Презентация учащихся.

Урок усвоения новых знаний.

Независимость и твёрдость убеждений писателя. Самобытность и красота произведений.

Разные виды пересказа, доклады.

Перечитать все записи о комедии «Ревизор».

55

1

Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» Подготовка к ГИА.

Урок  закрепления знаний.

Гоголевский реализм, контраст гипербола.

Аналитическая беседа, презентация

Перечитать поэму «Мёртвые души» Индивидуальное задание: сообщение об истории создания поэмы.

56

1

Поэма «Мёртвые души».Замысел и композиция поэмы. Первые главы поэмы.

Урок усвоения новых знаний.

Общественная позиция автора, сатирический взгляд писателя. Контраст, гипербола, сравнение.

Анализ эпизода художественного произведения, анализ иллюстраций к эпизодам текста художественного произведения.

Подобрать цитаты, характеризующие П.И.Чичикова.

57

1

Чичиков и Манилов. Подготовка к ГИА: сравнительная характеристика Онегина и Ленского

Урок усвоения новых знаний.

Подробное рассмотрение глав о посещении помещиков.

Аналитический пересказ главы «Чичиков у Манилова».

Прочитать главы поэмы. Вопросы и задания.

58

1

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого…»Характеристика Коробочки, Ноздрёва, Собакевича.

 Урок усвоения знаний.

Подробное рассмотрение глав о посещении помещиков.

Анализ эпизода художественного произведения

Чтение и анализ эпизодов  произведения, цитатная характеристика героя.

59

1

Плюшкин. «Прореха на человечестве»  Подготовка к ГИА.

Урок усвоения знаний.

Смысл образа жизни человека.

Реализм, гипербола.

Составление плана-характеристики литературного героя.

60

1

«Кто же он? Стало быть ,

подлец?» Образ Чичикова.

Урок усвоения знаний.

Морально-нравственное кредо человека.

Аналитическая беседа, тестовые задания

Иллюстрирование и собственное восприятие изученного произведения.

61

1

Лирические отступления в поэме. Классное сочинение  по поэме Н. Гоголя

Урок обобщения знаний.

Морально-нравственное кредо человека

Классное сочинение  по поэме Н.Гоголя «Мёртвые души».

Подготовиться к тестированию по  творчеству Н.В.Гоголя.

62

1

Тестирование   по творчеству Н.В.Гоголя  в рамках подготовки  к ГИА.

Урок контроля.

Проблематика поэмы

Тест

Самостоятельная работа по тестам

63

1

Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Образ «маленького человека» в повести.

Урок усвоения знаний.

Чувство сострадания к обездоленным. Проблема «маленького человека в литературе»

Выразительное чтение и слушание эпизодов произведения. Формулирование собственных умозаключений  о прочитанном произведении.

Отметить сходство и отличия в анекдоте и повести «Шинель».Индивидуальные задания :подготовить доклады – сообщения о И.С.Тургеневе.

64

1

И.С.Тургенев (1818 – 1883). Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Презентация учащихся.

Урок усвоения знаний.

Любовь как самое важное чувство человека. Стиль писателя

Запись основных положений сообщения учителя, выступления учащихся.

Прочитать статью учебника на стр. 11-13, ответить на вопросы с. 13-14.Перечитать повесть «Первая любовь».

65

Любимая повесть И.С.Тургенева «Первая любовь». Нравственная проблематика повести.

Урок закрепления знаний.

Сила человеческого чувства. Роль снов в сюжете произведения.

Выразительное чтение эпизодов повести, пересказы отдельных сцен, анализ, собственное восприятие.

Письменно ответить на вопрос 7, с.36..

66

1

Классное сочинение по повести И. Тургенева  «»Первая любовь

Урок развития речи

Проблематика романа, собственная позиция

Сочинение

Дописать сочинение

67

1

Ф.И.Тютчев (1803-1873). Очерк жизни и творчества поэта. Подготовка к ГИА: повторить любовную лирику Пушкина

Урок усвоения знаний.

Искренность в отношении к природе, Родине. Лирика , тематика лирических произведений.

Выразительное чтение и анализ стихотворений Ф.И Тютчева , устный анализ стихов.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.

68

1

Н.А.Некрасов. Жизнь поэта. Лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность.

Урок усвоения знаний.

Чувства любви, сострадания, уважения к народу, Родине. Муза, трёхсложные стихотворные размеры.

Устные выступления учащихся, выразительное чтение , анализ.

Готовиться к зачёту, выучить и проанализировать одно стихотворение.

69

1

Анализ лирического произведения одного поэта, выразительное чтение одного стихотворения.

Урок-зачёт.

Проблематика стихотворения

Устные выступления учащихся, выразительное чтение , анализ.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л.Н.Толстого с презентацией

70

1

Л.Н.Толстой (1828-1910). Творческий путь великого писателя. Презентация писателя

Урок усвоения новых знаний.

Процесс становления взглядов писателя. Мечта писателя о том , как сделать всех людей счастливыми. Рассказ, повесть, роман, эпопея.

Запись основных положений сообщения учителя.

Перечитать автобиографическую трилогию «Детство. Отрочество. Юность».

71

1

Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого . Повесть «Юность». Проблематика трилогии.

Урок усвоения знаний.

Автобиографическая трилогия.

Чтение эпизодов повести, анализ, собственное восприятие.

Составить план к образу Николеньки Иртеньева, проследить его путь духовного развития.

72

1

Судьба Николеньки Иртеньева в повести «Юность». «Диалектика души» героев повести. Подготовка к ГИА.

Урок усвоения знаний.

Духовное становление человека. «Диалектика души», автобиографические произведения.

Сообщения учащихся об образе главного героя повести. Анализ эпизодов повести.

Подготовить устный анализ глав в сокращении по вариантам : 1 в. -1-я гл., с. 41; 2 в.-3-я гл. , с. 41-44; 3 в.-31-я гл.,с.44-47;4 в.-32-я гл., с. 47-52.

73

1

Мастерство и сила нравственного воздействия  Л.Н.Толстого на читателя в повести «Юность».

Урок закрепления  знаний.

Духовно-нравственное  совершенствование  человека. Автобиографические произведения.

Выступления учащихся.Анализ вопросов и заданий на с. 52-53 учебного пособия.

Письменно ответить на вопрос 13, с.53. Сочинение –миниатюра

74-75

2

Проект по творчеству А.П.Чехова

Урок усвоения знаний.

Самостоятельная работа по группам

Выступления учащихся, защита проектов

Подготовить сообщение о  творчестве  А. Чехова

76

1

А.П.Чехов (1860-1904) Очерк жизни и творчества писателя, Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова.

Урок усвоения знаний.

Духовная свобода человека. Юмор.

Сообщения учащихся, выразительное чтение фрагментов  рассказов, собственное восприятие, анализ.    

Перечитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

77

1

Маленькая трилогия А.П.Чехова как цикл произведений о ложном представлении, определяющем судьбы людей.

Урок закрепления знаний.

«Футлярность» существования и духовная свобода человека. Сатира.

Пересказы текстов рассказов, работа с теоретическими понятиями. с.(68-69)

Письменно ответить на вопрос 12, с.70.

78

1

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – поэт и прозаик 20 века.

Урок усвоения новых знаний.

Чувство национальной гордости человека, любовь к слову. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Анализ статей учебного пособия, ответы на вопросы , с. 72. Выразительное чтение стихов И.А.Бунина.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение И.А.Бунина.

79

1

М.Горький (1868-1936).Раннее творчество и судьба писателя. Подготовка к ГИА: повторить проблематику романа Лермонтова

Урок усвоения новых знаний.

Судьба человека , сопротивление окружающей среде. Публицистика.

Чтение и анализ статьи о Горьком (с. 92-94).

Перечитать трилогию М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты.»

80

2

Автобиографическая трилогия М.Горького «Мои университеты».

Урок усвоения знаний.

Непростая судьба Алёши Пешкова, энергия жизни. Автобиографическая трилогия.

Пересказ повести «Мои университеты».. Анализ вопросов на с. 113.

Подготовить вопросы 3-6, подтверждая текстом повести.

81

1

Судьба героя повести А.М.Горького «Мои университеты» Алёши Пешкова.

Урок закрепления знаний.

Морально-нравственное кредо человека , отношение к жизни. Публицистика.

Словесный портрет героя повести Алёши Пешкова, иллюстрации и комментарии к ним. Работа с эпизодами повести.

Письменный ответ на вопрос: «Как я понимаю фразу А.М.Горького: «Человека создаёт сопротивление окружающей среде». Аргументируйте примерами из текста повести.

82

1

А.А.Блок (1880-1921). Слово о поэте. Презентация поэта. Лирика поэта.

Урок усвоения знаний.

Особенности стиха, художественное своеобразие поэзии А.А.Блока.

Выразительное чтение статьи учебника и стихов о России, анализ.

Выучить и проанализировать стихотворение «Россия».Индивидуальное задание:  подготовить доклад-сообщение о С.Есенине.

83

С.А.Есенин (1895-1925).Слово о поэте и его судьбе.

Урок усвоения знаний.

Неразрывная связь человека с природой – непреложная  истина высокой нравственности человека. Народно-песенная основа стиха.

Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение С.Есенина.

84

1

Выразительное чтение стихов поэтов (наизусть по выбору )

Урок развития речи

Особенности стиха, художественное своеобразие поэзии

Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ

Подготовить сообщение о В. Маяковском

85

1

Поэтическое новаторство В.Маяковского (1893-1930) Лирика поэта

Урок усвоения знаний.

Неукротимая энергия борца как позиция человека.

Сообщения учащихся, самостоятельная работа со статьёй учебного пособия  ,       анализ стихотворений.

Анализ стихов : «Послушайте», «Прозаседавшиеся».

86

1

Слово об Анне Андреевне Ахматовой(1889-1966).Тема родной земли в творчестве А.А.Ахматовой.

Урок усвоения знаний.

Высокая свобода души поэта, неземное великое мужество, психологизм лирики.

Выразительное чтение, коллективная работа со статьёй учебного пособия , с. 122-124. Анализ вопроса 5, с. 127.

Выучить наизусть стихотворение «Родная земля», проанализировать.

87

1

Текущее тестирование по творчеству Блока, Есенина, Маяковского в рамках подготовки  к ГИА.

Урок контроля знаний.

Лирика Блока, Есенина, Маяковского

Тест

Готовиться к презентации , наизусть стихи поэтов

88

1

«Мой сборник стихов» А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Блока

Урок-презентация.

Внимательность и ответственность при выполнении работы ,сборник стихов.

Выступления учащихся.

Выучить наизусть  понравившееся стихотворение, дать собственное обоснование.

89-90

2

М.А.Булгаков (1891-1940).Творческий путь  писателя. Комедия по поэме Гоголя «Мёртвые души». Повторить проблематику поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» в рамках подготовки к ГИА

Урок усвоения знаний.

Отношение человека к труду как к основе жизни. Комедия,сценическое произведение,инсценировка,сценарий.

Сообщение по статье учебного пособия, с. 143-145. Работа по вопросам и заданиям на с. 145. Чтение комедии «Мёртвые души» в лицах.

Самостоятельная работа в группах: подготовить выступления  по заданиям учебного пособия: 1 гр.-вопрос1,2 гр.-вопрос 5,3 гр.- вопрос 6,4 гр.-вопрос 11, 5 гр.- вопрос 12,6 гр.- вопрос 14 (с.163)

91

1

М.А.Шолохов (1905-1984).Рассказ «Судьба человека», Образ Андрея Соколова в рассказе.

Урок усвоения знаний.

Чувства  патриотизма, любви к Родине. Гуманность чувств человека. Народный характер.

Устный портрет писателя, рассказ о судьбе  А.Соколова, работ  с эпизодами  рассказа, иллюстрирование.

Письменный ответ на вопрос: «Какова роль пейзажных зарисовок в рассказе?»

92-93

2

А.Т.Твардовский (1910-1971).Поэма «Василий Тёркин».Образ русского солдата в поэме.

Урок усвоения знаний.

Любовь к Родине, патриотизм, смелость. Народный  характер.

Выразительное чтение статьи учебника с комментариями, с. 188-190.Чтение отдельных глав  поэмы и аналитическая беседа.

Прочитать и проанализировать  неизученные в классе главы поэмы «Смерть и воин»,»Переправа и др.

94

1

Человек и природа в повествовании рассказов В.П.Астафьева (1924-2002) «Царь-рыба»

Урок усвоения знаний.

Ответственность человека перед природой за своё отношение к ней и её богатству. Суровый гуманизм прозы.

Аналитическая работа с текстом.

Устно ответить на вопросы с.235.Прочитать  повесть В.П.Астафьева «Последний поклон»(самостоятельно).

95

1

В.Г.Распутин (1937). Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии» и её нравственные проблемы. Подготовка к ГИА.

Урок усвоения знаний.

Жизненные принципы человека-основа высокой нравственности или безнравственности. Суровый гуманизм прозы.

Аналитическая работа с текстом.

Письменно ответить на вопрос 8,с.256.

96

1

Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.Вампилова (1937-1972) «Старший сын».

Урок усвоения знаний.

Духовный мир человека, чувство гуманизма, сложность человеческой судьбы, жизненная неудачливость,

Ролевое чтение пьесы, аналитическая беседа по тексту.

Сопоставить пьесу А.Вампилова «Старший сын» с фильмом «Старший сын» (устно)

97

1

А.И.Солженицын (1918-2009). Рассказ «Как жаль!»

Урок усвоения знаний.

Праведник

Выступления учащихся, аналитическая  беседа.

Попробуйте самостоятельно определить позицию автора в рассказе, письменно сформулируйте ответ на вопрос.

98

99

100-101

102

1

В.М.Шукшин (1929-1974). «Ванька  Тепляшин». Душевная красота и своеобразие  рассказов В.М.Шукшина. Подготовка к ГИА.

Урок усвоения знаний.

Человеческая доброта , наивность- основы высокой нравственности. Суровый гуманизм.

Выразительное чтение, выступления учащихся, аналитическая беседа.

Прочитать другие рассказы Шукшина. Подготовить сообщение- представление о поэтах последних десятилетий 20 века :Заболоцком, Мартынове, Рубцове, Смелякове, Евтушенко.

1

Стихотворения Н.М.Рубцова (1936-1971)

Урок усвоения знаний.

Внутренний мир человека.

Выразительное чтение наизусть с элементами анализа.

Выучить наизусть  понравившееся стихотворение  любого  из представленных поэтов.

2

Тестирование по курсу литературы 19 века в рамках подготовки к ГИА

Урок контроля

Знание курса литературы

Тестирование

Повторить проблематику произведений 20 века

1

Подготовка к         ГИА.

Урок-консультация.

Знание курса литературы

Тестовые задания

Повторить проблематику произведений 19 века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...