Дидактический материал по литературе.
материал по литературе по теме

Сурина Оксана Владимировна

Дидактический материал по литературе (карточки), который можно использовать при изучении творчества И.С.Тургенева, а также при подготовке к ГИА (А 3) и ЕГЭ (В 8).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 1.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно- лучезарное  — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 2.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с  нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 3.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло

 на небо, алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и   вихри-круговороты — несомненный   признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 4.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд.   Все   кругом  быстро  чернело   и  утихало, - одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону…

 …поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём.

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 5.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, внимательно и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и отфыркивалась.

 

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 6.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали.

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 7.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя; на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли.... Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее...

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 8.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

Месяц взошел наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как и прежде... Но уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: все спало крепким, неподвижным, предрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, — в нем снова как будто разливалась сырость... Недолги летние ночи!..

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 9.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею.

Фамилия, имя                                                          класс                                        дата                    

                                                   Карточка № 10.                  

  1. Укажите, из какого произведения взят отрывок (имя автора, название произведения).
  2. Определите, какими художественными приёмами пользуется автор при описании картин природы? Выпишите изобразительно – выразительные средства, укажите их разновидности.

Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге,  по сверкающим,  обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун...



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству И.А. Бунина, В.Г. Короленко.

                                     Вариант 1.

  1. Назовите существующие роды литературы.
  2. Дайте определение понятию «рассказ».
  3. Дайте определение понятию «сюжет».
  4. Сколько сюжетных линий в произведении «В дурном обществе»? Назовите их. Для чего они необходимы?
  5. Какие главы произведения «В дурном обществе» являются завязкой и кульминацией?
  6. Определите, описание  какого героя представлено в отрывке: «…худой и тонкий, как тростинка…Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами…»
  7. Какие изобразительно – выразительные средства использованы в отрывках: «Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки»?
  8. О чём идёт речь во второй части произведения «Косцы»? Назовите имя автора произведения, определите жанровую принадлежность.

Контрольная работа по творчеству И.А. Бунина, В.Г. Короленко.

                                     Вариант 2.

  1. Назовите существующие роды литературы.
  2. Дайте определение понятию «повесть».
  3. Дайте определение понятию «сюжетная линия».
  4. Сколько сюжетных линий в произведении «В дурном обществе»? Назовите их. Для чего они необходимы?
  5. Какие главы произведения «В дурном обществе» являются экспозицией и развязкой?
  6. Определите, описание  какого героя представлено в отрывке: «…Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца…Несмотря на свои 4 года. Она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка…»
  7. Какие изобразительно – выразительные средства использованы в отрывках: «Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки»?
  8. О чём идёт речь в третьей части произведения «Косцы»? Назовите имя автора произведения,  определите жанровую принадлежность.

Контрольная работа по творчеству И.А. Бунина, В.Г. Короленко.

                                     Вариант 3.

  1. Назовите существующие роды литературы.
  2. Дайте определение понятию «рассказ».
  3. Дайте определение понятию «композиция».
  4. Назовите существующие элементы композиции.
  5. Какие главы произведения «В дурном обществе» являются развитием действия и эпилогом?
  6. Определите,  описание  какого героя представлено в отрывке: «…роста он был высокого, крупные черты лица были грубо – выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно…»
  7. Какие изобразительно – выразительные средства использованы в отрывках: «Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки»?
  8. О чём идёт речь в первой части произведения «Косцы»? Назовите имя автора произведения,  определите жанровую принадлежность.

Контрольная работа по творчеству И.А. Бунина, В.Г. Короленко.

                                     Вариант 4.

  1. Назовите существующие роды литературы.
  2. Дайте определение понятию «повесть».
  3. Дайте определение понятию «сюжет».
  4. Сколько сюжетных линий в произведении «В дурном обществе»? Назовите их. Для чего они необходимы?
  5. Какие главы произведения «В дурном обществе» являются экспозицией и кульминацией?
  6. Определите,  описание  какого героя представлено в отрывке: «…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась…»
  7. Какие изобразительно – выразительные средства использованы в отрывках: «Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки»?
  8. О чём идёт речь в третьей части произведения «Косцы»? Назовите имя автора произведения, определите жанровую принадлежность.



Предварительный просмотр:

                                     

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    ГИМНАЗИЯ

                  Конспект урока по литературе

                                 на тему:

 «Русская природа в цикле очерков К.Г.Паустовского                                                                

                     «Мещёрская сторона».

                                 6 класс.

                                                        Учитель русского языка

                                                        и литературы Сурина О.В.

                      Белореченск, 2012.

Тема: «Русская природа в цикле очерков К.Г.Паустовского              

           «Мещёрская сторона».

Цели: 1. Определить роль литературного пейзажа, выражающего

              авторскую позицию в развитии сюжета произведения.

              2.Развивать навыки работы с эпизодом, литературного чтения,

              развёрнутого ответа на поставленный вопрос.

              3. Прививать интерес к чтению.

              4. Развивать у учащихся понимание прекрасного, содействовать      

              эмоционально-эстетическому развитию учащихся средствами

               комплексного воздействия литературы, музыки и искусства.

              5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: презентация, составленная из репродукций картин  русских художников-пейзажистов; звукозапись «Голоса птиц»                       (И. Богушевская «Нежные вещи»),  «Времена года»  П.И.Чайковского, интерактивная доска.  

                                    Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.

     - Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по окружающему нас миру.

        Цель урока: определить роль литературного пейзажа, выражающего авторскую позицию, в развитии сюжета произведения.

  (На интерактивную доску(interwrite) проецируются слайд 1 и 2).

  1. Знакомство с новой темой.
  1. Слово учителя.

(На интерактивную доску(interwrite) проецируется репродукция картины И.И.Шишкина «Заросший пруд», слайд 3, звучит звукозапись «Голоса птиц»).

         Представьте себе раннее утро… Всходит солнце, искрятся капельки росы под его первыми лучами, ласковый прохладный ветерок играет с листочками деревьев, а мы по знакомой тропинке углубляемся в лес…

         Всё  дальше и дальше уходим мы в лесную чащу, и вот перед нами озеро с прозрачной водой, окаймлённое кустами ракиты и жимолости.

          Таких озёр много в средней полосе России, природа которой воспета

К.Г.Паустовским.

  1. Беседа.

- Как начинает свой  рассказ о Мещёрском крае в очерке «Обыкновенная земля» К.Г.Паустовский?  (Чтение первого абзаца. На интерактивную доску выводится презентация  (репродукции картин русских художников-пейзажистов на фоне музыки П.И.Чайковского. Слайды  4- 10).

- На что обращает автор наше внимание уже самим названием первого очерка?

                           (Привычный, незатейливый, на первый взгляд, пейзаж,

                             предстающий нашему взору).

- Что же можно увидеть и услышать в Мещёрском крае?

                           (Чтение эпизода).

  1. Словарная работа.

- Ребята, обратите внимание на произношение слова «перепелов». (Слово записывается в   словарь).

Перепел – перепелов (маленькая полевая птица семейства фазановых).

4. Продолжение беседы.

- Можно ли всё увидеть и услышать при невнимательном отношении к окружающему?

                            (Необходимо всмотреться и вслушаться, то есть    

                             внимательно смотреть и слушать. Тогда обыденные

                             картины природы оживают и наполняются новым

                             смыслом. Старый корявый дуб, который мы видим

                              каждый день и не обращаем на него внимание,

                              становится похожим на мудрого старца, а пение

                              птиц напоминает волшебную симфонию).

- С каким лирическим произведением созвучны мысли К.Г.Паустовского в этом эпизоде?

                            (Прочитанный эпизод напоминает стихотворение

                              Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке…»).

5.  Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке…»

                              (Стихотворение звучит на фоне классической музыки, на interwrite  проецируется репродукция картины В.Ф.Васильева «Мокрый луг», слайд 11).  

6.  Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в произведениях.

   1) Повторение изобразительно-выразительных средств.

- Вспомните, какое изобразительно-выразительное средство называется эпитетом?

                   (Образное (художественное) определение).

- Что мы называем сравнением?

                   (Уподобление одного предмета другому на основании общего у

                    них признака).

- Какой троп мы называем метафорой?

                   (Скрытое сравнение).

- Что собой представляет метонимия?

                   (Употребление названия одного предмета вместо названия  

                   другого предмета на основании внешней или внутренней связи

                    между ними).

 2) Назовите изобразительно-выразительное средство, укажите стрелками соответствия. (Работа выполняется в системе interwrite с использованием функции «Выделенный фрагмент с распознаванием текста»).

Бродяга-ветер                                      

Глаза как звёзды

Ясной любовью                                                        эпитет

Упругие шелка                                                         сравнение     

В тающей дымке                                                    метафора   

Бирюза заливает окрестность                             метонимия

Облаком волнистым

Застенчивой природы

Луной был полон сад

  1. Обобщение, подведение итогов.

- Ребята, как вы думаете, с какой целью поэт и прозаик создавали произведения, центральное место в которых занимает описание природы?

                         ( Хотели обратить наше внимание на красоту природы,

                          привить чувство любви к ней).

- Зачем нам любить природу? Прежде чем ответить на этот вопрос, подумайте, как вы относитесь к тем, кого любите?

                           (Если мы по-настоящему будем любить её, следовательно, будем беречь).

-Так давайте же бережно относиться ко всему, что  нас окружает: лесам, полям, озёрам, птицам, животным.

                          ( Учитель читает стихотворение Н. Доризо).

                            Леса редеют, и мелеют реки,

                            Ведь это всё не наше, а его –

                            Того, кто будет жить в тридцатом веке.

                            Легко потомка грабить своего.

                            Ты не поможешь, кто ему поможет?

                            Ведь за себя он постоять не может.

                                                                         

  1. Домашнее задание: устный рассказ по одной из картин, знакомых вам, на тему « Всякому мила своя сторона»; выучить стихотворение о природе (для более слабых учащихся).      

 

      

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по литературе 8-9 классы

Задания повышенного уровня сложности для олимпиад, конкурсов и других видов внеурочной деятельности по литературе для базовой школы....

Маркитанова М.А. Дидактический материал по литературе 9 класс

В пособии представлен  дидактический материал к урокам литературы...

Дидактический материал по литературе

Дидактический материал по литературе...

Дидактический материал по литературе для 5 класса

Дидактиктический маткриал по литературе  для 5 класса...

Дидактический материал по литературе 5 класс

Дидиактический материал предназначен для проверки знаний учащихся при проведении контрольных работ....