Слово о матери (урок внеклассного чтения 8 класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Егорова Альбина Анатольевна

Знакомство с произведениями писательницы Владимирского края - С. Барановой: "Ожидание" и "Сердце матери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_materi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Юрьев-Польского»

СЛОВО О МАТЕРИ

Урок внеклассного чтения по произведениям С. Барановой                   «Ожидание» и «Сердце матери»

8 класс

Учитель русского языка и

литературы Егорова А.А.

                     

г. Юрьев-Польский

2012  г.

Цели урока: 

  1. расширить знания учащихся по литературному краеведению; совершенствовать навыки анализа художественного текста;
  2. выявлять авторскую позицию;
  3. воспитывать нравственные качества у учащихся.

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение и анализ отдельных эпизодов.

Оборудование: тексты произведений С.Барановой, иллюстрации к рассказу «Ожидание», выставка книг.

Теория литературы: парцелляция.

Ход урока

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                              Человек начинается с его отношения

                                                               к матери

                                                                                                          Ю.Яковлев                               

1. Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

( Звучит запись плача новорожденного ребенка)

         Это крик новорожденного ребенка. Именно с этого момента женщина, родившая его, становится матерью. И сразу же с 1 минуты между близкими людьми, матерью и сыном или матерью и дочкой, начинают складываться отношения. Какими они будут? Всем бы хотелось взаимной любви, внимания, заботы. Но всегда ли так происходит в реальной жизни?

Чувство матери заложено в нас самой природой. Только вот живет оно не по нашим школьным представлениям, а по своим собственным, порой очень сложным законам. Как избежать ошибок, как правильно поступить в сложных ситуациях? Ответы на эти вопросы мы часто находим в книгах «Сделаться человеком нельзя сразу, этому надо учиться постоянно» (Ф.М.Достоевский). Быть человеком, и в первую очередь по отношению к матери, учат нас произведения нашей Владимирской писательницы С.Барановой.

3. Сообщение темы урока.

      Тема нашего урока «Слово о матери». Одним из самых верных критериев оценки человека, безусловно, является его отношение к матери. Поэтому в качестве эпиграфа взяты слова Ю.Яковлева: «Человек начинается с его отношения к матери».

4. Анализ рассказа С.Барановой «Ожидание»

 (Рассказ к уроку прочитан всеми учениками).

-Что обычно отражает заглавие?  Тему или идею произведения?                                                                                                                                                                       Заглавие – это смысловой стержень произведения. Оно должно быть ясным и предельно кратким.

- Что узнаем из завязки? (героев, время действия).

- Боялась ли смерти Евдокия?

- О чем мечтает перед смертью?

Она давно уже ждет приезда сына, а автор выражает это одним предложением (зачитать).

- Каждый стук…каждый шорох… Какой прием использует автор?

- Как называет она главного героя? (Витька).

- Как в этом выражается авторское отношение?

Почти в самом начале рассказа дана пейзажная зарисовка (перечитать).

- На что она настраивает читателя?

- Какие эпитеты использует автор? (Находят примеры в тексте)

- Баранова использовала такое средство выражения языка как парцелляция. Стояла осень. Сухая, холодная.

Парцелляция – дробление одного предложения на части. Этим стилистическим приемом автор подчеркивает важность, значимость каких-либо слов. В данном примере определения «сухая, холодная» оформлены как отдельное предложение и привлекают наше внимание. Описание природы соответствует настроению героев.

- Кто ухаживал за Евдокией?

- Что узнаем о детстве Витьки?

- Как складывались отношения матери с сыном?

Долгими вечерами Евдокия вновь и вновь «ворошит» прошлое.

- Как она представляла свою жизнь в старости?

Умерла Евдокия тихо, незаметно, так и не дождавшись своего сына (зачитать). Человека в последний путь провожают близкие люди. Автор как будто наказывает своего героя и не дает ему такой возможности.

- Как вы думаете, почему автор не рассказывает о взрослой жизни Виктора?

- Прочитайте еще раз эпиграф. Отношением к матери он перечеркнул все остальные качества. Жизнь нельзя повернуть назад, и приехал он, но слишком поздно. Он лишил мать последней радости. «Самое большое счастье для матери – хорошие дети» (Сухомлинский).

Часто ли вы говорите своей маме, что она у вас самая лучшая, замечательная мама на свете, что вы ее очень любите. А каждой маме так хочется их услышать. Не случайно мы сегодня говорим об этом: всего через день, 25 ноября, в нашей стране будут отмечать День Матери.

          Мы сочувствуем героям произведений, сопереживаем, сострадаем. Приставка со- в русском языке образует слова, обозначающие общее совместное участие в чем-либо. Сила писательского искусства и заключается в том, что мы чужую боль воспринимаем как свою, а литературные герои помогут нам выбрать верные нравственные ориентиры.

5.Анализ сказки С.Барановой «Сердце матери».

Любовь! Сколько связано с этим словом. Каждый человек испытывает это чувство. Пора любви это не только прекрасное, но и очень сложное время, особенно в отрочестве и юности. Сложное и для влюбленных, и для тех, кто рядом с ними. Обычно во имя любви совершаются подвиги, но случается и наоборот.

- «Сердце матери». Почему Баранова определила жанр этого произведения как сказку?

- Как описан Гурам? (зачитать). Автор описывает и его внешность, и черты характера.

- Что автор говорит о его избраннице Манане?

- Любила ли Манан Гурама?

- Каких доказательств любви она требовала от Гурама? Как это ее характеризует?

- Какое самое страшное испытание она устраивает Гураму? (просит убить мать и принести ее сердце).

- Что случилось с Гурам, когда он убил свою мать? (зачитать).

Обязательно споткнется на дороге жизни тот, кто предал свою мать.

- Какие строчки самые трогательные в сказке?

Мать любит детей сильнее себя. Запишите последнее предложение («…нет на свете ничего более верного, чем сердце матери»).

6. Итог урока

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой» (В.А. Сухомлинский).

      Хочу вам прочитать свое стихотворение о маме:

      И маленьким детям, и детям большим,

      И взрослым людям, и пожилым –

      Всем нужна мама – родной человек,

      И пусть будет долгим их жизненный век.

      В детстве нам плохо – мы к маме спешим,

      Все ей расскажем, вдвоем посидим,

      А вырастаем, наоборот,

      Стремимся ее оградить от забот.

      Если беда – промолчу, утаю,

      Чтоб не расстраивать маму мою.

      Если же радость, удача, успех,

      То маме об этом скажу раньше всех.

      Пусть только от счастья слезятся глаза.

      Я рада тому, что ты есть у меня.

7. Домашнее задание.

Написать сочинение «Самый дорогой мой человек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Утверждение законов добра" (по фрагменту повести Закруткина В."Матерь человеческая")

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.обсудить феномен мести как о...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе: «Подвигнут я тобою…».Слово о матери.

Цели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие представлений образа матери в лирике разных поэтов, а также в различных видах искусства (живописи, скульптуре, музыке); на примере  стихотворений...

«Прошлое – родина души человека» ( Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина «Тетка Улита» в 6 классе. Материал рассчитан на 2 часа )

УВЧ поможет познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина; с прозой писателя; провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствует формирован...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Открытый урок внеклассного чтения для учащихся 8, 10 классов "Подвиг сына - подвиг матери"

На примере жизни и судьбы Степановой Епистинии Федоровны, 9 сыновей которой погибли в годы Великой Отечественной войны, рассматривалась проблема подвига матери. В ходе урока учащиеся рассказывали о жи...

Урок внеклассного чтения по теме "Сердце матери" (10 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Сердце матери" рассчитан на учащихся старших классов. Во все времена поэты и писатели свои лучшие произведения посвящали самым дорогим людям на свете-мамам. Озна...

«ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ» Открытый урок для учащихся 8,10 классов (урок внеклассного чтения)

laquo;ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ»Открытый урок для учащихся 8,10 классов (урок внеклассного чтения)...