Открытый урок внеклассного чтения для учащихся 8, 10 классов "Подвиг сына - подвиг матери"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

На примере жизни и судьбы Степановой Епистинии Федоровны, 9 сыновей которой погибли в годы Великой Отечественной войны, рассматривалась проблема подвига матери. В ходе урока учащиеся рассказывали о жизни Епистинии Федоровны, других женщинах потерявших 7 и более детей, читали стихи, смотрели отрывки из фильма, зачитывали письма сыновей матери с фронта. Ермакова Ольга исполнила песню «Судьба матери».

В практической части урока учащиеся писали письма солдатским матерям. На примере отрывков из художественных произведений было показано, как в художественной литературе описывается образ солдатской матери, в чем заключается ее материнский подвиг, какую роль играет мать в подвиге детей, совершающих героические поступки.

В заключительной части урока шел разговор о событиях в «горячих точках», на Украине. Слушали песню «Молитва» в исполнении Людмилы Швец, матери военнослужащего погибшего в мае 2022 года при исполнении воинского долга в специальной военной операции. Песню мать посвятила своему погибшему сыну и все военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга. Дети почтили память минутой молчания.

Закончился урок созданием словесного «портрета» солдатской матери и воина – освободителя. Урок прошел в трогательной эмоциональной обстановке. Подводя итог урока, было уделено внимание тому,  что мы должны помнить и никогда не забывать о тех страшных событиях, чтобы они больше не повторялись, чтобы сердце матери испытывало волнение только за счастье и радость своих детей.

В память о мужественных женщинах зажгли свечи памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx67.81 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОДВИГ СЫНА – ПОДВИГ МАТЕРИ»

Урок для учащихся 8,10 классов

(урок внеклассного чтения)

Цель урока: воспитание нравственной, целостной личности через приобщение к православному пониманию жертвенности женщины-матери на примере жизни Пресвятой Богородицы, Е.Ф. Степановой.

Воспитательные задачи:

- воспитание духовности и нравственности на примере земной жизни Богородицы, ее любви и помощи людям;

- воспитание любви к матери; подвести учащихся к пониманию, что мать – самое святое для человека, первоначало жизни на земле, основа счастья, добра, любви, жертвенности.

Форма урока: литературная гостиная с мультимедийным сопровождением, предварительно подготовленные сообщения учащихся

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Подвиг сына – подвиг Матери», фонограммы музыкальных произведений.

Оформление: в верхней части доски слова «Подвиг сына – подвиг матери»; ниже по центру сердце, внутри которого надпись; по бокам центра газетные статьи об Епистинии Федоровне Степановой и ее сыновьях

Эпиграф урока:  

                                                                 Никуда от памяти не деться,

                                                                 Не познать покоя, тишины.

                                                                 Остается вечной болью в сердце

                                                                 Сын, не возвратившийся с войны.                                                    

                                                               

Ход урока:

Учитель 1:

Земной поклон всем матерям и сестрам,  

Солдатам и солдаткам на войне!

Всем, испытавшим трудности судьбы.

Всем, разделившим тяготы войны,

Мы посвящаем нашу встречу.

        Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Мы рады видеть вас на нашем сегодняшнем уроке.

Учитель 2:

 Никуда от памяти не деться,

 Не познать покоя, тишины.

 Остается вечной болью в сердце

 Сын, не возвратившийся с войны.

        Тема нашего сегодняшнего не совсем обычного урока «Подвиг сына – подвиг матери».

Учитель 1. 

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить, какие цели и задачи поставим перед собой?

(воспитание любви к матери; понять, что мать – самое святое для человека, основа счастья, добра, любви; готовность к самопожертвованию ради детей)

Учитель 2.

 Однажды ребенок спросил у Бога: «Завтра я появлюсь на свет. Скажи, Боже, что мне делать в том мире, ведь я ничего не знаю и очень боюсь?

Бог отвечает: «Не переживай, я дам тебе ангела, который постоянно будет рядом и защитит тебя от бед и печалей».

Ребенок не успокаивается: «А как зовут этого ангела?»

Бог утешает: «Это не важно, ведь ты будешь звать его мамой…»

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Когда у ребенка немного заболит палец, у его матери сразу заболит сердце. Нет на земле человека более чуткого и любящего, чем мама».

Учитель 1:

 Наперекор изменчивой судьбе

 Художники прославили в веках

 Не девушку с венцом на голове,

 А женщину с ребенком на руках.

Учитель 2:

Трогательная и чистая, нежная и скорбная, благодарная и одухотворенная, мужественная и печальная, чарующая песнь материнства – Икона Владимирской Божьей Матери, песнь нежной, беззаветной, трогательной любви Матери к ребенку.

Учитель1:

В любых жизненных ситуациях русский народ призывал Богородицу, писал  различные иконы, молясь пред которыми просили об избавлении от различных бед.

Чтец 1:

К Ее иконе в час молитвы,

Из грешных, кто ни припадал,

Как новобранец перед битвой,

Кто о спасенье не взывал?

И телом страждущих, и духом,

Избитых жизнью горемык, —

К ним обращалась чутким слухом,

На их души спешила крик.

И утолив мирян печали

Святою мерою сполна.

Чтоб духом впредь не обнищали,

Просила Господа Она.

Ученик1:

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда.

Ученик 2:

 С уважением смотрим мы на человека, который до седых волос с трепетом произносит имя матери своей и оберегает ее старость.

Ученик 3:

И с презрением казним того, кто отказал в доброй памяти и куске хлеба той, которая родила и вырастила его.

Ученик 4:

Ведь материнство на Руси всегда было символом святости.

Ученик 5:

          У русских матерей

          Такие лица:

          К ним надо приглядеться не спеша,

          Чтоб в их чертах

          Могла тебе открыться

          Красивая и гордая душа.

Учитель2:

Давайте заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей.

Учитель 1.

У писателя А.Фадеева есть волнующие строки, обращенные к женщине-матери: «Но если в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в садах, и пламя бушует в домне. И чья-то незримая сила поднимает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки женщины-матери моей, - моей, и твоей, и его».

Учитель 2.

«Как ни велики гении, вожди, герои, выше их Мать: они всего лишь ее дети… Под ее взглядом мы всегда и везде. В каждом нашем деле – ее дело. В каждом нашем подвиге – ее подвиг», - писал Алексей Быстров в своей книге «Русская мать».

Выходят четыре ученика в руках у них таблички с надписью (ЖЕНЩИНА, МАТЬ и ЖЕНЩИНА, ЖИЗНЬ)

Ученик 1, Ученик 2:

Женщина… Мать… В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В ее слабости таилась огромная сила.

Ученик 3, Ученик 4:

Женщина и жизнь – слова – синонимы. Женщина дарит жизнь и оберегает ее, и война, которая уносит эту жизнь, единственную и неповторимую. Женщина и война – несовместимы.

Учитель1:

            Все люди спят

            Но мать не спит сейчас.

            И не смыкает мать усталых глаз.

            Была война.

            Был сын убит в бою,

            Прикрыл он сердцем Родину свою.

Учитель2:

         Почему испокон веков мать страдает о погибшем ребенке? Почему эти страдания не измерить никакой ценой? Почему это страдание свято?

Потому что сама Богородица испытывала страшные мучения, когда Ее Сын шел на Голгофу, когда Его распинали и когда Она Сама снимала его с креста.

        

Об этом писала поэтесса Анна Ахматова в своем «Реквиеме» в конце 30-х годов.

Чтец 2: (на фоне музыки «Реквием» Моцарта): 

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»

А Матери: «О, не рыдай Мене...»

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Учитель1:

Солдатские матери… Трудная и подчас сложная судьба. Растили детей, провожали их на фронт, надеясь на скорое возвращение и победу.

Учитель2:

              Вы – Россия, Вы – Родина,

            След слезы на щеке.

            Епистиния Фёдоровна,

            В белом-белом платке.

Ученик 1:  

Имя простой кубанской женщины Епистинии Фёдоровны Степановой известно всему миру. Её материнский подвиг – в ореоле славы и бессмертия. На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей.

Нет ничего тяжелее для матери, чем потерять своего ребёнка.  Бывает в жизни, что и с трагедией одного сына или дочери не может справиться сердце материнское, впадает в уныние, ломаются судьбы… А тут -  ДЕВЯТЬ!  Представить только: выносить, родить, вскормить, поставить на ноги и воспитать  девятерых сыновей! А ещё было и три дочери…  Каждого выстрадать и за каждого смириться перед своей судьбой, положив их жизни на алтарь Победы  за свой народ, за родное Отечество.

 Мать.  Её мужество и безграничная любовь дали силы жить и помнить.

Где же брала силы эта простая русская женщина?  Основой её мужества и любви было великое смирение.  Очень редкое имя её – ЕПИСТИНЬЯ – греческое, и переводится как «Знающая». Видно знала она сердцем своим тайну великую, душой своей намоленной чувствовала в чём состоит истинное смирение: мать растит своё дитя не только для себя. 

В этом и состоит смиренный подвиг материнства – всё отдать, всё вытерпеть, всё принять. Жить не для себя, а во всём уповать на Божий промысел, Его святую волю.

Чтец 3.     

Имя тебе – солдатская мать.

Слезы и боль с тобой разделяя,

Знаю, как трудно сына ждать,

Верю и в силу твою, родная,

Перед бедой не согнем спины.

Вспять не пойдут широкие реки.

Русская ты,

И твои сыны

Крепостью  Родины будут вовеки.

           

  СЛАЙД

Учитель1:

        Епистинии Федоровне Степановой выпало тяжёлая доля, ей пришлось проводить на войну девятерых своих сыновей. Но домой вернулся лишь один.

Учитель2:

        Девять раз выходила она за калитку, держась за вещмешок сына. Вначале приходили с фронта письма-треугольники.

Учитель1:

                  Если хочешь узнать о войне,

                  И о майской победной весне,

                  Попроси солдатскую мать

                  Письма сына её почитать.

                  На страницах застыли года.

Учитель2:

                 Фронтовое письмо, не молчи, расскажи

                 О жестокой войне и о времени том,

                 Как сражался солдат, как в окопах он жил,

                 Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

Выходят юноши   в военной форме и читают строчки к из писем братьев Степановых.

  1. «Мама, почему вы тоскуете о нас? Наоборот, вам нужно гордиться тем, что столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают страну. Крепко бьём фашистских гадов…», «Даём фрицам перцу!» Скоро, мама,  мы возвратимся с победой.

  «Береги себя, мама!» (Илья)

  1. «Мама, шлю я Вам красноармейский горячий привет.  В начале войны при отступлении наших войск отступал и я. Приходилось попадать в плен и окружение 10 раз. Я закалился, смерти теперь не боюсь, хотя и жизнью жалко прощаться. Я за Вас буду стойко защищать нашу необъятную Родину!» (Филипп).

  1. «"Здравствуйте, мама! Хочу Вам сообщить, что я жив и здоров. Чего и Вам желаю. Обо мне не беспокойтесь. Видел брата Филиппа, случайно встретились. Поздоровались, посидели, наверное, с час. Поговорили, и он пошёл. Да, Вы мне напишите его адрес, а то я не успел спросить. Сейчас я нахожусь в госпитале, пулевое ранение, касательное. Страшного ничего нет. Временное отсутствие движения обеих рук. Но благодаря лечению, одна рука уже пришла в действие. Надеюсь, в скором времени будет и другая работать. И я смогу снова защищать Родину. Мы закончим, тогда приедем, если будет счастье, а если суждено будет погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей… Ваш сын, Сашка."

  1. «Получил сегодня твое письмо. Я с такой жадностью читал каждую букву и строчку, и как никогда был рад узнать, что наш Саша жив и здоров. Да, ты говоришь о яблоках. Яблоки... Эх, как бы я их сейчас покушал, ведь в этом году я их и не видал. Знай, мамочка, я до последнего дыхания своей жизни буду помнить тебя.

…Не плачь, мама, не убивайся, ты должна гордиться своими сыновьями» (Федор).

(Юноши оставляют конверты –треугольники на столике у портрета матери)

Учитель1:
В одном из писем с фронта Иван прислал матери стихи:

Голос сына Ивана из фильма

Помню, мама, детство наше
В далёком хуторе глухом,
Как мы делили горе наше
Над речкой в домике своём.
Семью весёлую, большую,
Друзей, соседей полон дом,
Баян и скрипку удалую,
Их нежный звон и патефон.
Я детство наше не забуду,
Его счастливые времена
И долго-долго помнить буду
Тебя я, мама, ты у нас одна…»

Учитель2:

А потом стали приходить «похоронки» (включается запись - стук сердца).

На Павла, Филиппа, Илью…(слайд 5) 


Учитель1: ФИЛЬМ О ГИБЕЛИ  СЫНОВЕЙ

Учитель1:

Слушала мать письма (письма читали соседки, сама не могла), страшные в своём лаконизме слова, разумом осознавая весь ужас случившегося, а сердце твердило: «Нет… нет, живы дети, живы мои дети». И не повязывала голову чёрным платком.

Голос матери из фильма

Учитель 2:

Получила мать похоронку и на сына Николая. Но он уцелел. Правда смерть только на время от него отступила. Вернувшись в августе 1945 года домой из госпиталя. Он через некоторое время умер от ран, полученных на войне.

Чтец 4:

На больших руках усталой матери
Умирал её последний сын.
Полевые ветры тихо гладили
Серебристый лен его седин.
Гимнастёрка с воротом распахнутым
Задубела пятнами на нём.
Из тяжелых ран
В сырую пахоту
Опадала кровь его огнём.
— Я ль тебя, сыночек, не лелеяла,
Я ль тебя, родной, не берегла?..
Ясны очи,
Кудри эти белые,
Силу богатырскую дала.
Думала — сойдутся в жизни праздники…
Ты последней радостью мне был!
А теперь твои закрылись глазоньки,
Белый свет в ресницах
Стал не мил. —
Увидав её слезинку грустную,
Обступили мать среди полей
Девять бед, разбивших сердце русское,
Девять павших в битве сыновей.
Стыли танки, громом раскурочены,
Заступали кони повода.
...Встала мать в селе на главной площади
И окаменела навсегда.

Учитель 1.

Потери, потери, потери… И каждая – кровавая и незаживающая рана на материнском сердце.

Учитель 2.

Девять песен высоких

Над землею летят –

Девять жизней далеких

Тимашевских ребят…

А десятая песня

Материнской была,

Все рвалась в поднебесье

На подбитых крылах.

СЛАЙД

Песня в исполнении Ермаковой Ольги «Баллада о матери»

Учитель1:

 Епистиния Фёдоровна постоянно думала о сыновьях и не верила, что никогда не прижмёт их к своему сердцу, не услышит ласковое «мама». 

Прослушивание   Р. Рождественского «Реквием»

 

Ой, зачем ты,

солнце красное,

все уходишь –

не прощаешься?

Ой, зачем

с войны безрадостной, 

сын,

не возвращается?

Из беды тебя я выручу,

прилечу

орлицей быстрою.

          Отзовись,                           

        моя кровиночка!

Маленький,

Единственный…

 

Белый свет

не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

моя надежда!

Зернышко моё.

Зорюшка моя.

Горюшко мое, - где ж ты?

 

Не могу найти  дороженьки,

чтоб заплакать над могилою.

Не хочу я

ничегошеньки, -

только сына

милого

За лесами моя ластынька!

За горами –

за громадами

Если выплаканы глазыньки,

сердцем

плачут матери…

 

Белый свет

не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

моя надежда!

Зернышко моё.

Зорюшка моя.

Горюшко мое, -

где ж ты?

 


         Ученица:

  Скромную жизнь прожила Епистиния Федоровна. Большую часть жизни она провела в ожидании своих сыновей с войны. Последние годы жизни Епистиния Фёдоровна прожила в Ростове-на-Дону, в семье своей единственной дочери — учительницы Валентины Михайловны Коржовой.  

7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Ей было 94 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями. К ее могиле постоянно тянется вереница людей. Зимой и летом на ней цветы.

Имя матери объединило девять других имен. Они все вместе —семья Степановых. Люди склоняют свои головы перед обелиском, на котором высечены имена воинов, которые не вернулись с битв за родную станицу. Первые имена на нем – имена братьев Степановых, сыновей Епистинии Федоровны, СОЛДАТСКОЙ МАТЕРИ. Приравняв материнский подвиг к подвигу солдата, Родина удостоила ее боевого ордена Отечественной войны 1 степени.

В городе Тимашевске Краснодарского края стоит памятник удивительной женщине-матери, которая вырастила таких мужественных и сильных сыновей

Учитель 1.

Поклонюсь очень низко

До родимой земли,

Поклонюсь обелискам

Горем битой семьи.

Учитель 2.  

…И цветы у подножья,

И цветы перед ней,

Но никто не поможет
Возвратить сыновей.

Учитель 1.

Солдатские матери… Они заслужили самые высокие почести. Они выполнили свой долг перед родиной в самые страшные годы испытаний, они отдали ей своих сыновей и дочерей.

Учитель 2.  

А сколько их, Матерей, по всей стране, у которых эта страшная война отобрала детей. Отобрала всех до одного, от единственного…до последнего. Вот лишь некоторые из них:

Ученик 1

Есть у Епистинии Фёдоровны адыгейская «сестра» -Чебахан Умаровна Шхалахова. Эта женщина  из аула Большое Псеушхо Туапсинского района  проводила на фронт в годы Великой Отечественной войны девять сыновей, твоих внуков и невестку – 13 человек! Смертью храбрых пали 9 из них: семеро братьев, внук и невестка.

Ученик 2

С первых дней сражались на фронте девять братьев Грузинских из Новороссийска. Пять из них героически погибли, четверо дошли до Победы.

Ученик 1

У Евгении Романовны Горбуновой из Сочи было 9 сыновей, родных и приемных. Шестеро погибло в Великую Отечественную войну.

Ученик 2

Не вернулось шесть сыновей Надежды Михайловны Собкарь из Кареновска.

Ученик 1

10 сыновей Ксении Михайловны Мищиной один за другим покидали родной поселок в те далекие военные годы. Воевали на разных фронтах, освобождали страны Европы. В 1942 году пришла первая похоронка, а в конце войны, в апреле 1945 в дом постучался почтальон и молча протянул вторую. 8 сыновей Мишиных вернулись домой и принялись за восстановление разрушенного хозяйства.

Ученик 2

Жительница поселка Мамонтовка Московской области Алексахина Анна Савельевна воспитала 12 детей: 10 сыновей и две дочери. 8 ее сыновей было на фронте, четверо из них не вернулись домой.

Ученик 1

Тасо Газданова из Северной Осетии не дождалась семерых своих ненаглядных сынов.

Ученик 2

В элистинской семье Корниенко погибло на войне пять человек: отец Нестер и четверо его сыновей: Филипп, Андрей, Александр и Василий.

Ученик 1

Анастасия Фоминичка Куприянова из белорусского города Жодино благословила своих любимых сынов на битву за Отечество. Геройски сражались все пятеро. Младший, Петр, погибзакрыв пулеметную амбразуру грудью. Матери, отрывающие своих ненаглядных детей от сердца для защиты Родины, знали, что они могут не вернуться, и все же провожали. Свят их подвиг!

Чтец:

Пуля,
 Жизнь скосившая сыновью,
 Жгучей болью
             захлестнула мать.
 Некого с надеждой
                и любовью
 Ей теперь под кров свой
                ожидать.
 От глухих рыданий
                обессиля,
Задремала.
И приснилось ей,
 Будто бы она -
Сама Россия,
 Мать ста миллионов
                сыновей.
 Будто  в поле,
 Вихрем  опалённом,
 Где последний догорает
                бой,
 Кличет,
 Называя поименно,
 Сыновей,
 Что не  придут домой.
 Беззаветно храбрых
                и  красивых,
 Жизнь отдавших,
                чтоб  жила она...
 Никогда  их не  забыть
 России,
 Как  морей не вычерпать
                до дна...
 Снег дымится,
 Он пропитан кровью.
 Меж убитых  тихо мать
                идёт
 И с суровой  терпеливой
                скорбью
 в изголовье ВЕЧНОСТЬ им
                кладёт.
 А в душе не иссякает сила.
 И лежит грядущее
                пред  ней,
 Потому что ведь она-
 Россия,
  Мать ста миллионов
                сыновей!

Учитель 1.

Над братскими могилами, на военных кладбищах, у Вечного огня памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны солдатам стоит фигура склонившейся плачущей матери.

Учитель 2.

Родина – мать – символ всех матерей, потерявших сыновей в годы Великой Отечественной войны.

Чтец:

Над могилой братской

Мать рыдает седая.

«Где вы, мои дети?» -

 Днём и ночью скликает.

Хоть из мрамора вся,

Даже сердце из камня,

Ни земля, и не солнце,

И не ветер дубравный,

Ни плакучие ивы

Над неманской кручей

Ей сказать не осмелятся

Правды горючей.

Учитель 1.

Как дань всем матерям, ждавших до последнего часа и не и не дождавшихся своих сыновей в Тимашевске открыт монумент «Мать» - трехметровая бронзовая статуя Епистиньи Федоровны Степановой. С уставшими глазами сидит она на скамейке и все ждет и ждет своих сыновей с войны.

 Учитель 2.  

Вблизи на бронзовой скамейке

Мать девяти сынов сидит.

Она, воскресшая навеки

На вас задумчиво глядит…

Сидеть ей холодно и жестко

Всю жизнь одной, без сыновей.

И звездный дождь над Тимашевском

С ночных небес слетает к ней.

Учитель 1.

В Тимошевском районе Краснодарского края открыт музей. Он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. После войны собрала здесь мать всех своих сыновей. Вещи, которые в нем хранятся, трудно назвать музейным словом «экспонаты». Каждый предмет говорит о материнской любви и сыновней нежности. Здесь собрано все, что берегла мать: скрипка Василия, тетрадка со стихами Ивана, горсть земли с могилы Саши… СЛАЙД МУЗЕЯ

Чтец:

Над могильной плитой,

Над стрелой обелиска -

Только глянешь-и в горле комок -

Опустилась рука, положила записку:

"С днем рожденья тебя, мой сынок".

Это мама пришла, постаревшая рано,

От морщин белый шрам на лице.

И лежала гвоздика, незажившая рана,

Как пронзительный крик в тишине.

С днем рожденья, солдат,

Поклоняются люди, и леса, и луга, и поля.

Никогда для тебя смертной даты не будет,

Если мама осталась жива.

Написала война на трагических плитах

Имена, имена, имена.

Вы навек рождены, вы навек не забыты,

Если Родина-мать спасена.

Учитель 1:

Суть женщины – в мужестве, в умении оставаться женщиной в любых обстоятельствах, даже самых трагических, а женский талант заключается в готовности к самопожертвованию, вплоть до полного самоотречения.

Учитель 2:

Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости, поэтому образ женщины – матери, солдатской матери всегда находил отражение в искусстве и художественной литературе.

Послушайте рассказ Энвера Мамедханлы «Ледяная статуя»

    Чтец: «Ледяная статуя»

        Зима 1941 года. Морозная ночь. Казалось, все кругом – живое и мертвое – замерзало, покрывшись льдом. Воздух жалил змеей, и кровь замерзала в артериях.
В одну из таких ночей по бескрайней снежной равнине укромно двигалась одинокая тень. Это молодая мать. Прижимая к груди ребенка, она бежит куда-то вперед. Она бежит из своей деревни, захваченной фашистами, на восток, чтобы спасти свою честь и родное дитя. Впереди река. По ней проходит линия фронта. Оттуда доносится гул советских орудий.
      Молодая мать спешит, она должна переправить ребенка на великую и свободную землю по ту сторону реки. Пускай она погибнет в эту морозную ночь, святая цель перед нею: спасти память первой своей любви.
Мать идет, идет, не останавливаясь, долго и неустанно, но снежные поля бескрайны, бесконечны. Она выбивается из сил, мороз, словно меч, режет ее тело. И вдруг матери, кажется, что ребенок в ее объятиях замерзает. Она оглядывается, ее отчаявшиеся глаза ищут уголок, убежище, где можно теплее укутать ребенка. Вот впереди две черные тени. Это два дерева, растущие тесно рядом. На один лишь миг, чтобы перевести дыхание, она прислоняется к ним.
        Силы уже покидают ее. Огненным языком ледяного пламени мороз облизывает ее лицо. Сердце матери поет страшную песню:
«Ребенок замерзает! Он не выдержит этого мороза!». Но мать отгоняет эту мысль. Нет, нет! Не отдаст она своего младенца, вырванного из когтей врага, ледяным объятием мороза. Пускай весь мир превратится в лед, пускай вся жизнь в нем замерзнет, она вырвет из груди материнское сердце и его жаром согреет родное дитя.
Она снимает с себя шерстяной жакет и укутывает ребенка.
         Проходят минуты, ей кажется, проходит целый месяц, даже годы, вечность. Мороз прожигает ее раскаленным железом. Опять матери кажется, что дрожит, замерзает не она сама, а ее дорогое дитя. Она снимает с головы шерстяную шаль и накидывает ее на ребенка. Теперь полуголое тело матери беззащитно перед морозом. Она чувствует близость гибели, она знает, что замерзает. Нет у ней больше сил.
    Она снимает кофточку, еще теплей покрывает ребенка. Все равно ей погибнуть. Ребенок должен остаться жив! Мать должна спасти свое дитя! Напрягая последние силы, со всей любовью матери она прижимает ребенка к обнаженной груди и шепчет:
- Больше нечем, дитя мое, согреть тебя, разве только моим сердцем. До последнего биения тепло его принадлежит тебе!
         Мать умолкает, но в ушах ее звенят ледяные струны! Мать уже не видит, не слышит. Она все теснее прижимается к дереву. Суровая зимняя ночь надевает на нее новый наряд, ледяные пальцы мороза ткут на ней снежные узоры из хрусталя.
          Наступает прозрачное морозное утро: словно острый сверкающий меч обнажен в воздухе. Перед деревьями стоят люди в белых халатах. Это три бойца - разведчика. Они стоят молча и неподвижно, обнажив головы. Они стоят перед картиной, которой не забудут на всю жизнь. Это ледяная статуя замерзшей женщины.
          Долго они стоят на месте, не шевелясь, как перед священным алтарем.
Наконец один из них подходит к деревьям, к ледяной статуе женщины. Движимый какой-то надеждой, он вглядывается в сверток, который оледеневшая женщина прижимает к груди. Дрожащими от волнения пальцами он раздвигает ткань и видит устремленные на него из глубины детские глаза. Молодой боец вздрагивает и невольно отступает:
- Он жив, он не замерз,- взволнованно, глухим голосом говорит он.
           Ребенок улыбается, хмуря под утренним солнцем глаза. И бойцы, прошедшие сквозь огонь, воду и лишения, не могут удержать слез от радости.
Подняв головы, они вновь смотрят на величественный памятник матери. И уста их шепчут, как молитву, слова клятвы о беспощадной мести.
         Они возвращаются, неся на руках ребенка. А ледяная статуя, воплощающая величие и могущество материнской любви и материнского самопожертвования стала в их сердцах бронзовым памятником, призывающим к суровому возмездию.

Практическая часть «Мать всех солдат»

Учитель 1:

 После войны Епефиния Степанова получала много писем от незнакомых людей со словами благодарности о своих детях. Каждый человек находил для неё именно те слова, которые могли бы поддержать безутешную мать, потерявшую в огне войны 9 сыновей.

Особенно часто ей писали молодые воины: они восхищались подвигом братьев-героев и просили называть Епистинию Федоровну матерью. Некоторые так и начинались: «Здравствуй, дорогая мама!»

Учитель 2.

Ребята, каждому из вас я предлагаю написать письмо солдатской матери со словами благодарности за подвиг сыновей и завернуть его в солдатский треугольник.

(дети пишут письма и несут их к портрету матери)

Чтец:

Но вновь война поднимет тяжкий меч

И матери на битву провожают,

Храни вас материнская любовь

От раны и от смерти, от измены,

Там, где мальчишки проливают кровь,

Дай сил исполнить долг военный.

Учитель1.

Мать  солдата…

Это слово и сегодня свято и вызывает глубокое уважение. Матери вновь скромно изо дня в день совершают свой незримый подвиг – растят, поднимают на ноги своих детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.

И пока сыновья исполняют свой долг, сердце матери в постоянной тревоге. Это томительное ожидание. Время службы в армии ей кажется очень долгим, и она раскладывает его на месяцы, недели, дни. Это бессонные ночи, когда нет писем, звонков, потому что она ими живет. Таково материнское сердце, с ним ничего не поделаешь.

Учитель2.

Но в мире опять неспокойно, и в разных концах планеты возникают «Горячие точки»: Афганистан, Чечня, Сирия…  Мальчишек вырывают из обычной жизни и бросают в ад, в грязь. И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воюют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура матери.

Учитель1.

А события на Украине?  Сколько горя принесла эта война матерям, потерявшим своих сыновей, дочерей, внуков, родных? Правители приходят и уходят. Но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время. Сердце матери, ласковые, не знающие устали материнские руки – это символ всего самого дорого, что есть у нас на земле.

Учитель2.

Прослушайте песню «Молитва» в исполнении Людмилы Швец – матери солдата, погибшего в мае 2022 года на территории Украины. Песню мать посвящает своему сыну и всем военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга в специальной военной операции.

(песня Людмила Швец «Молитва» мне бы стать звездой прямо над тобой)

Чтец:

…Слушай, Земля!
Почему ж ты молчишь?
Ныне в тебе –
Не во мне –
Спит мой мальчишка,
Лежит мой малыш,
Павший за нас на войне.
Помнишь,
Как делал он первый шажок,
Шёл, по-смешному сопя,
Падал, вставал,
Опирался как мог
Ладошкою
О тебя?..
Как он, назначив незримый предел
Движению своему,
Шёл
И на мир удивлённо глядел
И улыбался ему.
Память моя, словно синяя высь.
Воспоминания в ней,
Вспыхнув,
Как яркие звёзды, зажглись
Знаками прожитых дней.
Светлыми знаками…
Но навсегда
Средь этих звёзд
Для меня
Неповторимой осталась звезда
Самого лучшего дня:
Сын мой ручонки на грудь положил,
Мягко уткнулся в неё
И бережливо губами сложил
Главное слово своё –
«Ма – ма».
Чуть слышное слово,
А в нём
Столько добра и тепла!
Тыщи вершин было в сердце моём –
К каждой тропинка легла.
Есть ли на свете такая из книг,
Чтобы вместить до конца
Всё то,
Что мамы о детях своих
В свои уместили сердца!
Вся,
До мелочи самой маленькой, -
Клинописью на стене –
Жизнь моего убитого мальчика
Сохранена во мне.
Нету на свете книг таких,
Чтоб чаще листались нами,
Чем я листаю в мыслях своих
Страницы воспоминаний.
Все годы и месяцы,
Дни и часы –
В мгновение любое –
Во мне возрождается
Мой сын,
Ушедший на поле боя.
(Ф.Алиева)

Учитель1.

Давайте почтим минутой молчания всех солдат, отдавших свои жизни, выполняя свой воинский долг на территории Украины

(Минута молчания)

Учитель 2: 

Да, страдания Матери по погибшему ребенку не сравнимы ни с какими другими мучениями. Ее горе ослепляет. Но вместе с тем оно поднимает ее до высот святости. Каждая женщина, потерявшая ребенка, - святая. И каждая мать – тоже святая, потому что с ней незримо всегда присутствует Пресвятая Богородица – защитница, утешительница, к которой мать прибегает с молитвой и в радости, и в печали.

Учитель (читает стихотворение на фоне стука сердца):

Вот он начинает биться,

Пока у матери под сердцем…

Вот уже успел влюбиться

Все тем же всем огромным сердцем…

(Стук сердца прекращается, секундная тишина)

Но вот ОНО остановилось,

И это не его вина.

А виновата в том, конечно,

Она, проклятая война…

А как же мать? Ее дорога?!

Зачем ей жизнь? Ее так много!!!

Но надо жить, есть память сердца,

И в сердце том сынок живой.

Во снах хотя бы сын любимый

Вернется к матери домой.

Как у теплушки ты цеплялась

За гимнастерку цвета «смерть»,

Как из-под ног плыла, качаясь,

Холодная земная твердь.

Последний взгляд, последний выстрел…

Летят, летят по свету письма,

Но нет от младшего письма,

Огромен мир, а мать одна…

В альбоме фото довоенное –

Как бы красив он был, наверное…

Какие б внуки родились.

Но мир убит, убита жизнь.

Не заслонить ладонью горя,

Все по слезе – уже и море.

Германия, Афган, Чечня…

Как много войн, а мать одна…

Уходят сыновья за дали,

Так для чего же их рожали?!

И никуда теперь не деться…

Но помнит мать тот стук под сердцем.

Я зажигаю свечи памяти этим мужественным женщинам. 

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

(Выходят девушки одна за другой)

Девушка (1) (подходит и встаёт рядом с ведущей)

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь.

Девушка (2)

В мир приходит женщина

Чтоб любимой быть.

Девушка (3)

В мир приходит женщина

Чтоб дитя родить.

Девушка (4)

В мир приходит женщина

Чтоб цветам цвести.

Девушка (5)

В мир приходит женщина

Чтобы мир спасти.

Дети кладут цветы к портретам, все присутствующие зажигают свечи.

Звучит песня «Зажгите свечи»…

Учитель 1:

В завершении нашей встречи давайте вместе с вами создадим словесный памятник героям сегодняшнего урока: солдатской матери и воину –защитнику. Для этого каждый из вас должен подойти к столу, выбрать табличку с тем качеством, которым,  по- вашему,  должен обладать каждый из наших сегодняшних героев. Мальчики возводят памятник воину – защитнику, а девочки – солдатской матери.

Рефлексия:

Учитель2.

Ребята, на столах у вас лежат сердечки трех цветов. Если вам понравился наш урок, затронул ваше сердце, заставил задуматься, возьмите сердечко красного цвета и прикрепите его к большому сердцу матери, расположенному на доске, если у вас остались неразрешенные вопросы, тема показалась неактуальной, не совсем раскрытой, прикрепите желтые сердечки. И  если урок совсем не понравился, ничто вас не заинтересовало, прикрепите голубые сердечки.

Домашнее задание:

Учитель 1.

Ребята, дома я попрошу вас написать сочинение - размышление на тему «Имя тебе -солдатская мать…»

Учитель2.

Закончить нашу встречу хотелось бы словами. Представленными на слайде:

Храни, Судьба, всех сыновей

Великой матери – России.

Дай, Боже, им счастливых дней,

Чтоб мамы от потерь не голосили.

Учитель1.

Дай, Боже ,не сойти с ума

Тем матерям,

Что раненою птицей в горе бьются.

Пусть обойдет беда их семьи и дома,

 Пусть сыновья домой здоровыми вернутся.

Учитель2.

Ребята, но, чтобы не повторялись эти страшные события, мы должны о них помнить и никогда не забывать.

Учитель1.

Пускай во всем, чем жизнь полна,

 Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Спасибо всем за урок.

Учитель2.

Хочется верить, что, когда-нибудь полностью исчезнут на земле воины, не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы. Белые, черные и желтые люди станут людьми – братьями. Они не будут знать ни угнетения, ни голода, ни унижающей человека нищеты. Они обретут радость, счастье и мир.

Учитель1

Так будет. И может  тогда материнское сердце успокоится, будет испытывать волнение только за счастье и радость своих детей.