Война, любовь и справедливость в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Статья для анализа быта, отношений в семье казаков, роли любьви в политической жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valentina_vasilevna_zommer.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Война, любовь и справедливость

в повести Н. В. Гоголя

«Тарас Бульба».

Зоммер В. В.

ГБОУ СОШ №297 СВАО

г. Москва

2013 г.

Историческое произведение скрывает противоречивые эпохи и, следовательно, ему необходимо показать силы, противостояние которых создает динамику истории. Кроме этого историческое произведение избирает моменты больших социальных кризисов, с чем вполне согласуются выбор жизненного пути молодых главных героев. В этой ситуации обычно подчеркивается связь героев с родовой традицией, что создает некоторую предопределенность. Вместе с тем иной герой проявляет своеволие и обретение жизненного статуса становится подлинной проблемой.

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» автор мало интересуется частной жизнью. Я имею в виду романтический мотив любви. Гоголя частная жизнь интересует мало. Вы помните внутреннее описание внутреннего убранства дома Тараса Бульбы. Интересно,  что эта домашняя жизнь дана под знаком ухода, отъезда. Это то место, где герои прибывают временно. Обычную, устоявшуюся домашнюю жизнь Гоголь не показывает. Следующий случай, когда Гоголь рисует дом и его убранства – это воспоминание об истории Андрея с полячкой. Он попал в дом авантюрным путем, спустился через трубу и явился как черт. Второй раз он таким же авантюрным путем, через подземный ход оказался в осажденном городе. Это все, что описывает Гоголь из сфер домашней частной жизни. Для него это фон, а не центральный момент.

Что касается любовной темы, то она занимает совершенно особое место. Если мы объясним функцию в «Тарасе Бульбе» этой темы, то мы сможем осмыслить жанровое своеобразие гоголевского произведения.

У Гоголя свое особое понимание истории. Он берет 15 век, но это время в повести достаточно условно. Гоголя не интересует события политические в собственном смысле слова. Гоголя интересует грандиозный исторический поворот в области духовной культуры.

У Гоголя духовная жизнь  запечатлена в общественных формах: не государственных, а общественных. Формы общественной жизни и человеческих отношений, с его точки зрения, историчны. В них он видит важнейший поворот, который произошел в условиях 15 века. Это поворот от патриархального коллективизма к самостоятельной личности, распад патриархального коллектива: это и есть главный конфликт у Гоголя.

В начале «Тараса Бульбы» охарактеризован 15 век: речь идет об утрате прежних традиций казачества, о том, что среди казаков заводится роскошь. Тараса Бульба, герой повести, отстаивает традиционные традиции, он борется с роскошью, за сохранение патриархальной демократии, за подчинение руководителей  любых рангов воли народа. Он борется за то, чтобы народ остался субъектом патриархальной государственности, что бы он самоуправлялся.

Когда в Сечи решают какие-то вопросы, то созывают нечто вроде вече. Любые старшины любых уровней, в том числе главный атаман, казачеству кланяются и спрашивают: «Чего панове хотят?» Чего они хотят, то он и будет делать. Это - старинная традиция, старинная форма народной жизни, и она описана Гоголем, как казацкая республика. Это не государство ( поскольку государство отчуждается от  граждан), а форма догосударственного самоуправления, знакомы по античной истории. На античной площадь (агору) собирались все граждане, и все вместе решали «наболевшие» вопросы. Решение зависело от всех. Народ был субъектом государственной жизни: каждый гражданин чувствовал себя полноправным участникам любого решения.

Гоголя интересует такая стадия общественной жизни, когда старинный уклад народного самоуправления оказывается под угрозой. Патриархальное общество показано на грани распада. Существуют силы, которые содействуют этому распаду. С одной стороны, это новые веяния в экономической жизни: тяга к собственности, а вместе с ней и к роскоши. Собственность – та сила, которая может разложить патриархальный коллектив, ликвидировать догосударственное самоуправление народа. Характерно, что Гоголь показывает казаков как людей, которых совершенно не интересует собственность. Они чужды всяких собственических интересов; в походах добывают многочисленные ценности, но казаки их пропивают и остаются по-прежнему нищими. Другая важная черта казацкой республики у Гоголя состоит в том, что она заменяет собой семью. Семья связана с домом, с собственностью; казаки объяденяются помимо семьи и даже вопреки ей (оттого и сказано, что «нет уз святее товарищества»). Сечь – вот их настоящая семья.

О семье Тараса известно, что дома он бывал редко и большой привязанностью к жене не отличался. Детей рано отнял у матери, отдав их сначала в бурсу, а потом в Сечь. Оказавшись дома после долгого отсутствия, Тарас не только не проявляет интереса к обычным домашним делам, но и вспомнив о единственной достойной казака походной жизни, начинает бить посуду, восклицая: «зачем нам это все!» Перед ним определенная система ценностей, с которой собственность и семья явно не вяжутся. И к тому, и к другому казаки испытывают полное презрение – так же, как и к любой опасности. Уже было отмечено то обстоятельство, что Сечь фактически не охраняется и не имеет границ (Лотман Ю. М.  Художественное пространство в прозе Гоголя).

 Как формулирует Ю. М. Лотман, казаки – люди поля, а не крепости. И это тоже связано с идеей патриархального коллективизма. Там, где стены – там защита собственности и другого рода человеческой связи. Вместе с тем, с собственностью и роскошью сопряжены для Гоголя такие человеческие ценности, как душевная тонкость и сложность, индивидуальность в смысле неповторимости и незаменимости этого человека. Это ценности, враждебные патриархальному коллективизму.

Центральное историческое событие «Тараса Бульбы» - война – связано с противопоставлением двух противоположных типов культуры: патриархально – народной культуры казачества и феодально – государственной культуры поляков. Конфликт между казаками и поляками не этнический, а исторический. Поляки, по Гоголю, находятся на исторически более высокой ступени развития, чем казаки, и в повести Гоголь описывает столкновение двух различных укладов жизни.  Чрезвычайно важно для понимания конфликта у Гоголя, что новое противостоит старому не только извне, но и изнутри. Драма, которая происходит в гоголевском произведение, - распад патриархальной семьи.

Остап идет по стопам отца. В час смертного испытания ему нужна отцовская поддержка и отцовский авторитет. Остап – человек традиции, в этом его сила, но в этом же его слабость, ограниченность. Андрий – человек гораздо более сложный и тонкий, и поэтому он не может быть простым подобием своего отца. Поэтому ему нужна не семья (отец, брат), не казаки и Сечь как внешние условие жизни; ему нужна романтическая любовь. Сюжет романтической любви, сюжет, связанный с рыцарскими представлениями и рыцарским кодексом, развертывается в истории Андрия.

В истории любви Андрия к полячке прямо упоминается слово «рыцарь». Это в значительной степени авантюрный сюжет, и отношения Андрия к полячке – это отношение рыцаря к прекрасной даме, за которую он будет сражаться и может умереть. Ценность рыцарства связаны в повести и с переходом Андрия в стан поляков.

Казаки у Гоголя – носители тех ценностей, которые присуще дорыцарской эпохе, ценностей, как я уже говорила, патриархального коллективизма. Тарас Бульба и его сыновья – это не семья в собственном смысле слова, это часть казачества. У Гоголя два субъекта исторической жизни – народ и личность. Тарас и Остап – это эпические, эпопейные герои. В повести «Тарас Бульба» очень сильна эпопейная традиция. Например, изображение битвы имеет эпопейный характер. Битва – пир, праздник. Смерть рисуется как некий торжественный акт, и если в скандинавском эпосе герои – это люди, которые будут пировать в Вальгалле рядом с богами, то у Гоголя мы находим аналогичное представление: душа воина, совершившего подвиг во славу родины, помещается рядом с престолом Христа на небе. Это, несомненно, христианизированный вариант греческого Пантеона.

Природа гоголевского произведения оказывается сложной, не однозначной. Произведение такого типа возможность стилизация под народные исторические песни и другие фольклорные жанры. Такая стилизация присутствует, например в речи Тараса о товариществе. Гоголь умудряется сочетать эти две традиции таким образом, что у нас возникает впечатление органической целостности. Только с помощью анализа можно отделить одно от другого.

Над той и другой из сталкивающихся цивилизаций (патриархальной и феодальной) сбывается исторический рок. Есть рок в судьбе каждого героя, есть вина и есть наказание. Это важно понять.

Андрий, как было сказано, - романный герой, его история развивается по романным традициям, он стремиться к независимости, видит свою судьбу в любви (чувстве, по Гоголю, неведомо для казачества) и служение даме сердца. Но одновременно Андрий – казак, сын Тараса. За свою измену образу жизни казачества, патриархальной традиции он должен быть наказан. Суд вершит Тарас, в котором в этот момент не столько говорят оскорбленные отцовские чувства, сколько чувства защитника общинных традиций и правил жизни. Гибель Андрия изображается в эпических тонах, как гибель прекрасного человеческого существа. И Тарас, и Остап испытывают чувства искреннего горя: «Славный был бы казак…»

Но есть вина и на стороне Тараса. Его гибель – определенная расплата и определенное наказание. Самое страшное зло, которое может вести к гибели, по Гоголю, это раскол, разъединение патриархального коллектива. Такой раскол происходит не единожды. При осаде польского города часть казаков решает идти биться с татарами, часть остается у стен крепости. Когда же после гибели Остапа Тарас собирает войско, он идет биться не за Христову веру (высокое, «рыцарское» обоснование военных действий). Тарас творит поминки по Остапу, и они показаны как страшная жестокость. Гоголь нисколько не оправдывает варварской жестокости Тараса, когда в огонь бросают детей, режут на куски живых людей, зверски убивают женщин и стариков. В этой жестокости, в мести – отход от народной правды войны. Поход Тараса – это дело народное, это дело частное. Отход от единства народного коллектива и народной правды – вина Тараса. Именно здесь виден сюжетный перелом от одной исторической эпохи к другой.  

С одной стороны, показаны типы, принадлежащие старому укладу. В Тарасе и Остапе подчеркнуты цельность и верность себе. Те испытания, которым они подвергаются, - это испытания на прочность человеческого материала. И они их выдерживают. Для Гоголя важно, чтобы герой оставался самим собой. И Тарас сохраняет верность себе и в трагическом эпизоде казни, и в комическом эпизоде переодевания в костюм польского графа, когда оказывается, что Тарас не может играть его роль. Это означало бы измену себе, но Тарас на это не способен. И это его заслуга.

С другой стороны, есть у Гоголя иная ценность -  ценность человеческой духовной сложности, ценность любви. Ценности подвига и любви по - разному сочетаются в структуре гоголевского произведения. И если искать его единство, то это единство судьбы, которой нельзя избежать, - судьбы, которая предопределена.

У гоголя есть своя философия истории. Народ произведения Гоголя показан как субъект истории – через войну. Война – главное событие произведения Гоголя и главное событие народной жизни (как часть народной судьбы).  Война подключает к повести «Тарас Бульба» эпопейную традицию, потому что в эпопеи герои изображаются как часть народа, как его представители, а субъект исторического события (войны) – народ. Отдельные его представители – часть народа, это народные герои.

В «Тарасе Бульбе» сказывается былинная традиция: метафора «битва – мир».

Использованная литература:

  1. Д. С. Лихачев «Внутренний мир художественного произведения» Москва. Издательство «Просвещение».
  2. М. И. Стеблин – Каменский «Историческая поэтика». Ленинград. Издательство ЛГУ 1978 г.
  3.  Н. Д. Тамарченко «Поэтика авантюрного исторического романа» Москва. Издательство «Просвещение» 1998 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ВОЙНА, ЛЮБОВЬ И УЧИТЕЛЬ”

Ход литературно-музыкальной композиции.Мероприятие начинается с вальса. (Выпускной вечер у школьников.На фоне песни “Священная война” звучит запись диктора:”Внимание, внимание! Говорит Москва! Передае...

Урок литературы в 7 классе «Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Урок литературы в 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной. Цель урока: проанализировать произведение древнерусской литературы, показать значимость повести в формировании нравственных ценностей....

Урок литературы в 7-м классе "Нам сердце исцелит любовь и верность" по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Нестандартный материал по разделу  "Древнерусская литература" . Цель урока раскрыть образ человека  Древней  Руси, определить приемы создания художественного человека Древней Руси,...

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

Сценарий классного часа "Война.Любовь.Надежда."

Тема классного часа «Война.Любовь.Надежда". Она находится на пересечении духовно-нравственного и патриотического воспитания. Форма проведения – беседа с элементами проектной деятельности и литера...

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» (по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…»)

                                   Внеклассное мероприятиеЧитательская конференция «У войны не женское ...


 

Комментарии

Не мог Тарас курить люльку в 15 веке! Америки еще не было!В тексте сказано, что полк Бульбы участвует в походе гетьмана Остряницы. Это — реальный исторический персонаж, избран повстанческим гетманом казаков в 1638 году и в том же году был разбит поляками. Миколай Потоцкий тоже из 17 века. Другое дело характер, который мог возникнуть только в 15 веке. Гоголь "берет"минимум 16 век, когда возникла Запорожская Сечь. И поворот о коллективизма к индивидуализму на Украине в 15 веке невозможен, и утрата прежних традиций казачества: его не было. А столкновения укладов, старое и новое - это для Андрия. Для ВСЕХ остальных - клятые притеснители веры православной, захватчики - крепостники. Казаки - тоже лыцари! И тоже с рыцарскими отношениями к собратьям по оружию. Не упрощайте.