ЯЗЫК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.А.БУЛГАКОВА
статья по литературе (11 класс) по теме
«Главное наслаждение произведений М.А.Булгакова – осязать заповедный русский язык ,.. кристальный, о коем мы позабыли , от коего кружится голова», - пишет В.Г.Боборыкин, восхищаясь «упоительным языком» писателя, магией его мастерства. Воспитав свой вкус на лучших образцах русской художественной литературы (Пушкина, Гоголя, Достоевского), Булгаков создал свой собственный стиль, достигнув совершенства в «тончайших психологических наблюдениях, в изощренной игре языка, в блистательной композиции».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_bulgakove.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Международная научно-практическая конференция « Расширение правовых основ использования русского языка в Украине» , посвященная 120-летию со дня рождения М.А.Булгакова
СТАТЬЯ
ЯЗЫК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.А.БУЛГАКОВА
(материалы к уроку словесности в 10-м классе на примере рассказов из цикла «Записки юного врача»)
Подготовили:
учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска КАРГАЛОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА
учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска
ПАНОВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА
ЯЗЫК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.А.БУЛГАКОВА
«Главное наслаждение произведений М.А.Булгакова – осязать заповедный русский язык ,.. кристальный, о коем мы позабыли , от коего кружится голова», - пишет В.Г.Боборыкин, восхищаясь «упоительным языком» писателя, магией его мастерства. Воспитав свой вкус на лучших образцах русской художественной литературы (Пушкина, Гоголя, Достоевского), Булгаков создал свой собственный стиль, достигнув совершенства в «тончайших психологических наблюдениях, в изощренной игре языка, в блистательной композиции».
Небольшие произведения интересны не только в качестве нескольких страниц биографии писателя, но и в сущности именно здесь впервые появляется писатель с целостным видением и глубоким пониманием языка: его вера, принципы, главные качества художественной натуры. Он не пересказывает и не описывает события и факты своей жизни, а словно бы расплескивает по страницам рассказов, или, как сам он о них говорил, «что-то такое вроде мемуаров», самого себя. Тут и чистая лирика, и нечто от исповеди, в которой то весело, то печально, то горько, то ядовито –саркастически звучит емкое слово. Булгакова нужно научиться читать не только по строчкам его произведений, но и видеть глубокий смысл за строкой написанного.
Говоря о булгаковском стиле и его элементах, можно выделить «широкий аспект мышления», осязательность, метафоричность, раздвоенность сознания и восприятия героя. Одним из «образующих сюжет» приемов М.А.Булгаков назвал в рассказах «Полотенце с красным петухом», «Вьюга» и др. внутреннюю речь главного героя; именно она раскрывает все потаенные мысли молодого врача. Возникает как бы образ «многопланности мышления» - психологизация через одновременное восприятие окружающего мира. Поэтому в рассказах просматривается несколько сквозных мотивов, которые, пронизывая текст и взаимодействуя друг с другом, образуют определенную структуру, выполняя наряду с художественными также композиционные и стилистические «обязанности».
Так, в рассказе «Полотенце с красным петухом» внутренний голос главного героя – молодого врача, которому предстоит выполнить сложную операцию, – звучит как основа развития сюжета, в нем и страх перед впервые свершающимся действом, и рассуждения по ходу дела, чувствуется накал происходящего, перепад напряжения – и все резко снимается последней фразой, оттого она читается как вздох облегчения. Надо обратить внимание еще и на цветность рассказа. Это не только цвет в названии, но и на протяжении всего произведения цвет выступает как психологический стержень. Зеленый ( лампа) – размышления молодого доктора о своем приезде в глухую деревню, красный (кровь) – борьба с самим собой и за жизнь другого человека, благодарность от всего сердца, в эпилоге акцент на подавление красного цвета и доминанте белого. Доктор обращает внимание на красного петуха на белом льняном полотенце. В этом и прослеживается взаимосвязь всех ключевых мотивов, что подтверждает их художественную важность.
Нередко в «мемуарах» М.А.Булгакова повествователь выступает как бы в двух лицах. Так, рассказ «Стальное горло» написан от первого лица; один и тот же человек на протяжении всего произведения рассказывает о произошедшем . Но… основное отличие – в настроении. Мастерство писателя и заключается в том, что именно через внутренний монолог героя передается вся напряженность ситуации и его умение принять нужное решение. Какова же роль этого «двухголосия»? Звучание этих «голосов» позволяет читателю почувствовать глубину внутреннего конфликта булгаковского героя, оказавшегося в ситуации выбора. Вот как выражается разное восприятие рассказчиком одних и тех же предметов, людей и явлений на разных этапах развития событий (борьбы чувства и долга):
|
|
|
|
|
|
|
|
И молодой врач все-таки решился на операцию. Вот она – победа над собой во имя другого человека! Именно этот ключевой момент становится воспитывающим для молодого читателя – ответственность за свои решения, сопереживание ближним, понятие чувства долга.
Выбор методов и приемов изучения произведений обусловлен анализом текста и читательского восприятия. Главной задачей школьного анализа рассказов писателя становится преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий, а для этого ученики должны услышать голос автора. Постижению авторской концепции помогают умения истолковать детали текста во всей их многозначности, осмыслить роль композиции в произведении.
Герой Булгакова оценивает этот мир в постоянном сопоставлении с миром вымыслов, фантазий, воспоминаний; осознание и восприятие их раздваиваются. Поэтикой символа пронизано небольшое по объему произведение «Морфий», где сквозной деталью становится вьюга: «Начавшаяся вьюга подхватила меня, как клочок изорванной бумаги…», «несчастный доктор Поляков записывает в дневнике: «Все вьюги да вьюги. Заносит меня…», «Злая вьюга, сухая, колючая хлестнула меня по щекам», «Вьюга. Глухой вой метели в полях…» Как мы видим, создается впечатление, будто вьюга, метель – невидимый дирижер разыгрывающейся на наших глазах драмы.
Интересен здесь и другой образ-символ . Это сумерки: «Сумерки наступают рано, я один в квартире…», «Сумерек еще нет, но они где-то притаились и ползут по болотам, по кочкам, меж пней…», «Сумерки – самое ужасное время». Да, сумерки – образ-символ, обозначающий не только бедственное состояние мира, но и смуту в сознании героя.
Но эти же символы - вьюга и сумерки - в то же время как обращение к новой жизни, очищение от прошлого в рассказе «Я убил». Здесь Булгаков подробно рисует событие, обстоятельства произошедшего, причины его, но не с целью оправдать героя, а изобразить его страдание: внутреннее и внешнее, временное и постоянное, страдание и в настоящем, и в будущем («впрочем, я и так каждый год вспоминаю эту ночь») и изобразить, не говоря ни слова о страдании. Поэтому внешний портрет доктора Яшвина в настоящем и его образ жизни контрастирует с внутренним состоянием, переданным автором в рассказе доктора о своем прошлом.
Можно согласиться с выводом об особенности творчества
М.А. Булгакова как «о безусловной первичности духовно-нравственной позиции человека в любых условиях его существования, без какой-либо поблажки и компромисса, и не допускается никакая уловка оправдания», что подтверждается и в этом рассказе.
Проблема этого произведения в том, что доктор Яшвин, носящий шинель с красным крестом, оказывается на «нелепой» войне, делает «перевязочки», потому что это его святой долг; убивает пациента, нарушив клятву врача, запятнав свое человеческое «я», взяв грех на душу, и в то же время защищает женщину и честь.
В рассказах Булгакова в разных ракурсах решается одна и та же проблема, которая волновала писателя всю жизнь, – это долг, честь и назначение человека на земле, его миссия в жизни. Именно эти аспекты раскрывают особенности языка и стилистики писателя.
С тех пор, как были написаны эти рассказы, прошел почти век. Эпоха, в которой жил герой, ассоциируется с нашим временем, таким же хаотичным и жестоким. Наверное, поэтому в сегодняшней России есть огромное желание читать Булгакова; к его произведениям обращаются мастера кино.
Ныне все булгаковское наследие до последней строчки опубликовано. Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателям суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах. Поистине, «его строка переживет века…»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- В.Г.Боборыкин - Михаил Булгаков – Литература в школе № 1 -1991г.
- Вокруг тебя мир (книга для ученика) – Международный комитет Красного Креста. Российское общество Красного Креста - М.-2000г.
- М.Ветрова Нравственная поэтика в рассказе «Я убил» -
Авторский сайт Интернета «Все о Булгакове».
- Н.С.Степанова «Художественный стиль писателей ХХ века (на примере творчества В.Набокова, М.Осоргина, М.Булгакова и др.) - Курск, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Художественный стиль речи"
Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках....
конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"
Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...
Презентация к уроку по русскому языку в 10-11 кл. "Общая характеристика художественного стиля. Тропы и фигуры"
Презентация - сопровождение урока организует повторение сведений о стилях языка, об особенностях художественного стиля, тропах и фигурах...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"
Урок-мастерская художественного слова по стихотворению С.А.Есенина "Береза"...
Урок русского языка в 11 классе "Художественный стиль речи"
Урок обобщает знания о художественном стиле речи, полученные ранее на уроках русского языка и литературы. Урок концентрирует внимание на эстетической функции художественного с...
Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»
Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...