Главные вкладки

    Интеллектуальная игра по литературе "Турнир эрудитов" по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
    методическая разработка (литература, 9 класс) по теме

    Шабалова Анна Григорьевна

    Интеллектуальная игра по литературе «Турнир эрудитов» проводится для учащихся 9 класса после изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Все мероприятие занимает ≈45 минут и делится на два этапа: викторина (20 минут) и театрализованное представление (15 минут). Игра (викторина) проводится как обобщение изученного.  Характер конкурсов  различный, но игра развивает:

    • нестандартное,  комбинаторное и ассоциативное мышление;
    • интеллектуальные и творческие способности учащихся;
    • эрудицию, речевую культуру и словарный запас;
    • интуицию, умение работать в команде;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx1.74 МБ
    Файл prilozhenie_1.pptx1.36 МБ
    Файл prilozhenie_2.docx13.86 КБ
    Файл prilozhenie_3.docx15.02 КБ
    Файл prilozhenie_4.docx16.17 КБ
    Файл prilozhenie_5.docx24.75 КБ
    Файл prilozhenie_6.pptx622.87 КБ
    Файл prilozhenie_7.pptx572.72 КБ
    Файл prilozhenie_8.pptx1.35 МБ
    Файл prilozhenie_9.docx1.13 МБ
    Файл prilozhenie_10.docx377.54 КБ
    Файл prilozhenie_11.docx20.14 КБ
    Файл prilozhenie_12.rar1.47 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Турнир эрудитов «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» Н. В. Гоголь

    Слайд 2

    Темы турнира Разное красный Описания фиолетовый Ассоциации синий Внимательность оранжевый Красноречие зеленый Домашнее задание желтый

    Слайд 3

    Разное Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 На начало

    Слайд 4

    Разное № 1 Н. В. Гоголь писал: "Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого". Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме. На начало

    Слайд 5

    Разное № 2 Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»? На начало

    Слайд 6

    Разное № 3 С какой целью Н. В. Гоголь вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»? Показать бездуховность бюрократических законов. Изобразить жизнь столичного чиновничества. Опровергнуть идею безнаказанности властей. Показать губительную власть денег. На начало

    Слайд 7

    Разное № 4 С какой целью Чичиков скупал «мертвые души»? Для того, чтобы считаться богатым помещиком. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых . Для того, чтобы выиграть пари. На начало

    Слайд 8

    Разное № 5 Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»? На начало

    Слайд 9

    Описания Вопрос 1 Вопрос 2 На начало

    Слайд 10

    Описания № 1 Кому из героев поэмы "Мертвые души" соответствуют приведенные характеристики:

    Слайд 11

    Описания 1 ) "...Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод".

    Слайд 12

    Описания 2) "Помещик... еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар".

    Слайд 13

    Описания 3) "...Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки ..."

    Слайд 14

    Описания 4) "Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его".

    Слайд 15

    Описания 5) "Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя... для довершения сходств фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги".

    Слайд 16

    Описания 6) "Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак… "Ой, баба!" - подумал он про себя". На начало

    Слайд 17

    Описания № 2 По описанию жилища героев поэмы "Мертвые души" определите, кому оно принадлежит:

    Слайд 18

    Описания 1) «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы... Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления".

    Слайд 19

    Описания 2) «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками... за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок".

    Слайд 20

    Описания 3) «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей... и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов".

    Слайд 21

    Описания 4) «Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба... На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину".

    Слайд 22

    Описания 5) «Посреди столовой стояли деревянные козлы…» На начало

    Слайд 23

    Ассоциации Вопрос 1 Вопрос 2 На начало

    Слайд 24

    Ассоциации № 1 Придумать названия рисункам, определив эпизод из поэмы:

    Слайд 25

    Ассоциации Рисунок 1

    Слайд 26

    Ассоциации Рисунок 2

    Слайд 27

    Ассоциации Рисунок 3

    Слайд 28

    Ассоциации Рисунок 4

    Слайд 29

    Ассоциации Рисунок 5 На начало

    Слайд 30

    Ассоциации № 2 «Черный ящик» Определить, кому из героев произведения принадлежат предметы: На начало

    Слайд 31

    Внимательность Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 На начало

    Слайд 32

    Внимательность №1 Кому из героев Чичиков подал бы медный грош, если бы «встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей…»? На начало

    Слайд 33

    Внимательность № 2 Кто из героев мечтал о том, чтобы государь присвоил генеральский чин за дружбу? На начало

    Слайд 34

    Внимательность № 3 К то из помещиков предположил, что умерших крестьян будут откапывать? На начало

    Слайд 35

    Внимательность № 4 Кто предлагал продать мертвые души «по сто рублей за штуку»? На начало

    Слайд 36

    Внимательность № 5 У кого в кабинете вместо книг висели ружья, сабли, турецкие кинжалы? На начало

    Слайд 37

    Красноречие Каждой команде сымпровизировать диалог Чичикова с героями поэмы, убедив в необходимости продажи мертвых душ Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина (на выбор). На начало

    Слайд 38

    Домашнее задание Каждой команде представить эмблемы помещиков. На начало



    Предварительный просмотр:

    Шабалова А. Г. «Турнир эрудитов» по литературе                МБОУ СОШ №2 г. Макарова

    Приложение 2

    Высказывания русских писателей о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    1. «Произведения Гоголя – «крик ужаса и стыда». (А.И. Герцен.)
    2. «Боже, как грустна наша Россия». (А.С. Пушкин.)
    3. «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Россию». (Н.В. Гоголь.)



    Предварительный просмотр:

    Шабалова А. Г. «Турнир эрудитов» по литературе                МБОУ СОШ №2 г. Макарова

    Приложение 3

    ПРОТОКОЛ
    интеллектуальной игры «Турнир эрудитов»

    Разное

    Описание

    Ассоциации

    Внимательность

    Домашнее задание

    Сумма баллов

    Место

    Общество анонимных читателей

    АБВГДейка

    Книголюбы

    Члены жюри:



    Предварительный просмотр:

    Шабалова А. Г. «Турнир эрудитов» по литературе                МБОУ СОШ №2 г. Макарова

    Приложение 4

    Ответы

    Разное  (Мак. 3 балла за каждый ответ)

    №1

    1. Манилов
    2. Коробочка
    3. Ноздрев
    4. Собакевич
    5. Плюшкин

    №2

    А. С. Пушкин

    №3

    1

    №4

    3

    №5

    Умершие крестьяне

    Описание

    №1  (Мак. 6 баллов)

    1)Чичиков

    2)Манилов

    3)Коробочка

    4)Ноздрев

    5)Собакевич

    6)Плюшкин

    №2  (Мак. 5 баллов)

    1. Манилов
    2. Коробочка
    3. Собакевич
    4. Плюшкин
    5. Ноздрев

              Ассоциации (Мак. 5    баллов)

               №1

                    Рис. 1 Чичиков у Плюшкина

                   Рис. 2 Чичиков у Ноздрева

                   Рис. 3 Чичиков у Коробочки

     Рис. 4 Собакевич представляет Чичикову свою жену

     Рис. 5 Чичиков на балу у губернатора

                  №2  «Черный ящик»

                  Ключи – Плюшкину

      Картинки греков – Собакевичу

                  Шкатулка – Коробочке

     Книжка с закладкой на 14 стр. – Манилову

                  Карты – Ноздреву

      Внимательность ( Мак. 3 балла за каждый ответ)

    1. Плюшкину
    2. Манилов
    3. Коробочка
    4. Собакевич
    5. У Ноздрева

                   

                   



    Предварительный просмотр:

    Шабалова А. Г. «Турнир эрудитов» по литературе                МБОУ СОШ №2 г. Макарова

    Приложение 5

    Суд над помещиками
    из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    Тема мероприятия: Обобщающее значение образов помещиков.

    Оформление кабинета: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя.

    Ход мероприятия

    Секретарь. Встать, суд идет!

    Судья. Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о губернских помещиках, которые обвиняются:

            Манилов -  в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности;

            Коробочка - в жадности и косности;

            Ноздрев – в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, во лживости и мошенничестве;

            Собакевич – в грубости и чрезмерном чревоугодии;

            Плюшкин -  в беспредельной скупости, превратившей его в «прореху на человечестве»,  том, что он потерял человеческий облик.

    Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания каждого из этих помещиков и проследим путь их моральной деградации, путь падения.

    Помещик Манилов, Вам представляется слово.

    Манилов. Я – уважаемый отец семейства; имею на попечении двух отроков – Фемистоклюса и Алкида, верный супруг и старинный владелец Маниловки, родового имения в … (приказчик, сколько душ?) … в дести душ. Хоть и не имею блестящего образования, как иные, но без ложной скромности скажу: прелюбезнейший и препочтеннейший человек, слуга Отечества. Имею дом, стоящий на эдаком возвышении, три клумбы по-английски, чудеснейшую беседку под  названием «Храм уединенного размышления», в которой я предаюсь отрадным мечтаниям.

    Защитник. Позвольте, о чем же вы мечтаете?

    Манилов. Глядя с крыльца на пруд, я мечтаю о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост, на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки, а на них бы сидели купцы и продавали разные мелочные товары, нужные для крестьян.

    Защитник. Прошу покорнейше господ судей учесть хозяйственные способности моего подзащитного, его радение о своих крепостных.

    Обвинитель. Но ведь эти радения только в мечтах, а на деле?! Крестьяне живут в сереньких бревенчатых избах, нигде меж ними нет ни растущего деревца, ни другой какой земли. А сколько умирает у вас крестьян от голода, от болезней?

    Защитник. Я протестую! Люди умирали и умирать будут, при чем здесь господин Манилов? Ответьте на мой вопрос, подзащитный. Много ли вы читаете?

    Манилов. На этот вопрос я отвечу с превеликим удовольствием. Я очень много читаю, проглядываю «Сыны Отечества», и, заметьте, в превеликим удовольствием.

    Обвинитель. А как вы объясните тот факт, что закладка  книге два года покоится на четырнадцатой странице?

    Манилов. Да, вы знаете, семейные заботы, благоденствие деток, Маниловки, размышления о судьбе Отечества – все это занимает много времени…

    Судья. А как вы объясните показания свидетеля N: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» в следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше, если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертную»?

    Манилов. Господин N? Не понимаю… это не племянник нашего многоуважаемого полицмейстера? Что ж, очень милый человек, имели мы с ним продолжительную беседу, паренье мысли эдакое, но отчего же он так изволил отозваться обо мне? Отчего скука? Отчего? Черт знает, что такое… не понимаю, господа.

    Судья. А еще о вас горят: «Человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».

    Манилов. Это, кажется, из пословицы… Как же изволите понимать такое изречение? Не пойму, такое глумление…

    Судья. Успокойтесь, господин Манилов. Успокойтесь. Садитесь, подсудимый.

    Секретарь. Суд продолжается, господа!

    Судья. Помещица Коробочка, расскажите суду о вашей жизни.

    Коробочка. Я – старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие огороды у меня, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, и свекла… а за огородами, напротив свиного хлева, - избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят.

    Судья. Вы торгуете?

    Коробочка. Торгую понемногу, господи помоги. И пенькой, и салом, и крестьянами, коли бог пошлет.

    Судья. Вопросы к подсудимой имеются?

    Защитник. Какие вопросы, и так ясно, что это хорошая хозяйка.

    Обвинитель. У меня вопрос. Как это вы можете торговать живыми людьми, будто вещами? Разве возможно такое  наш просвещенный век?

    Свидетельница N: Прошу слова! Ну, полно вам, батюшка. Что же тут страшного? Все торгуют, крепостные – хороший товар, ходовой. Намедни мне госпожа Коробочка продала двух девок по сто рублей каждая. Какие вышли славные работницы, сами салфетки ткут.

    Судья (Коробочке). А свидетель Чичиков называет вас «крепкоголовой», «дубинноголовой», «проклятой старухой».

    Коробочка. С нами крестная сила! Какие вы страсти говорите! Не хочу на ночь вспоминать о господине Чичикове. Ведь он, несмотря на то, что дворянин, почтенный с виду господин, затеял покупать у меня мертвые души. А я, скажу прямо, растерялась и стала жутко торговаться, а вдруг – продешевлю… Вот, видно, и недовольным он остался, что не позволили ему провести матушку-помещицу, оставить с носом. Ну да бог с ним, с бессовестным, я свое взяла, и кончено. А вы, господин судья, сало свиное не покупаете?

    Судья. Садитесь, подсудимая, садитесь. Прошу, господин Ноздрев, встаньте, расскажите о себе суду.

    Ноздрев. Ну что сказать о себе? Как говорится, сланный малый, лихач, охотник погулять, в картишки перекинуться… А ярмарки… люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутили, погуляли как! Я за обед только шампанского 17 бутылок выпил…

    Судья. Ладно, ладно. Вы женаты?

    Ноздрев. Был когда-то, да жена умерла, царство ей небесное.

    Судья. Ну, а дети есть?

    Ноздрев. А как же! Хотя… не до них, брат. Вот пускай нянька за ними смотрит. Эх, смазлива, черт!... А вот псарни, господа, это, я вам скажу, такое дело… Там я – отец родной! Я тебе, ваше превосходительство, могу щенка подарить, а лучше давай поменяемся… Да хоть на твою трубку, а?

    Судья. Благодарю покорно. Вы лучше скажите: за что вас называют «историческим человеком»?

    Ноздрев. А это оттого, что я все время попадаю  истории.

    Чичиков (с места). Позвольте добавить, господин судья. Весьма неприятные истории приключаются с подсудимым. Недавно и мне пришлось оказаться свидетелем пренеприятнейшей истории. Хотел я заключить сделку, весьма выгодную для обеих сторон… Что? Какую?... Да это неважно…

    Ноздрев. Нет, брат, ты скажи, скажи, какую. Суду будет интересно узнать об этом, свинья ты эдакая.

    Чичиков. Прошу прощенья, я весьма тороплюсь. Так вот: только случай меня спас от самоуправства господина Ноздрева. Ведь он, извините, хотел меня избить вместе со своими дворовыми. Ни одно дело не проходит у него без вмешательства властей, жандармов. Честь имею откланяться.

    Ноздрев. Ах ты жук! Я вам такую историю поведаю про него, пальчики оближете.

    Судья. Хватит. С нас достаточно ваших историй. Слушаем помещика… э… Медведева… то есть Собакевича. Извините. Расскажите, как живете, чем занимаетесь.

    Собакевич. Владенья у меня добрые (поглаживает живот). Деревня, сосновый бор, березовая роща, поля, свой двор, дом.

    Защитник. У господина Собакевича все на века. Не только постройки – березы и те в два обхвата. Настоящий хозяин!

    Судья (Собакевичу). Чем же вы занимаетесь?

    Собакевич. Как когда. В основном охотой. Мишек люблю бить – слабость, извините.

    Судья. Ваша цель в жизни?

    Собакевич. Сытно поесть. Осетринку, поросенка с хреном, бараний бок с кашей – эх! Уважаю.

    Обвинитель (передразнивает). «Бок с кашей»! Обжорство – вот его цель, смысл и суть жизни.

    Судья. Как вы относитесь к председателю дворянского собрания?

    Собакевич. Дурак, какого поискать.

    Судья.  А губернатор?

    Собакевич. Сам разбойник и рожа воровская.

    Обвинитель. Да вы же грубиян!

    Защитник. Зато крепостных не обижает. Каждого в лицо знает.

    Обвинитель. Ну да, с мужиками он в ладу. А обижать будет, так самому накладно станет – они же его собственность.

    Секретарь. Суд продолжается.

    Судья. Помещик Плюшкин. Вам слово. Барыня, я же звал Плюшки… Прошу прощения, господин Плюшкин.

    Плюшкин (гадким голосом). Что вам сказать, господа. Беднею я. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вот эдакий. Всыпать бы ему, да нечем. Кругом издержки.

    Защитник. Хочу сказать – ведь господин Плюшкин был прекрасным хозяином, рачительным. Соседи ездили к нему учиться мудрой скупости, разумной бережливости. У него работали фабрики, станки, прядильни, плуги, молоты, косы. Приветливая хозяйка, его жена, славилась хлебосольностью. Но хозяйка умерла. Старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь тоже умерла. Господин Плюшкин остался один, неутешный в своем горе.

    Обвинитель. Все это так. Но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами. Вы бы глянули на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас! Как он мог докатиться до такого?

    Судья. А сколько у вас душ?

    Плюшкин. С тысячу было. Да в запрошлом году от мора померло, да в бегах которые.

    Обвинитель. От такого убежишь!

    Судья. Как вы думаете жить дальше?

    Плюшкин. Как это священники-то не обращают внимания? Сказал бы поучение: ведь против слова божия-то не устоишь.

    Обвинитель. Ну вы, я думаю, устоите.

    Секретарь. Слово господину судье.

    Судья. Перед вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и обратил внимание господин Гоголь: «один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого».

                    В Манилове есть хотя бы что-то человеческое, например, его беспомощные «порывания» к духовной жизни. У крепкоголовой Коробочки нет даже и намека на какую-то духовную жизнь. У Ноздрева, наглого озорника, нечистоплотного в мыслях и поступках, полностью отсутствуют принципы нравственности. В Собакевиче  обнаженном виде проступает жестокое и зверское. И, наконец, перед нами предстает Плюшкин – помещик, в котором человеческая личность достигла предела духовного оскудения, находится на грани психического распада. Эти ничтожные люди, к сожалению, не составляют исключения, они – обычные, типичные для нашей среды. То обстоятельство, что они душевладельцы, лишает помещиков человеческого в них. Как мы, просвещенные люди, не замечаем ужасов порабощения одного человека другим! Развенчаем же миф о добром хозяине-помещике! Перед нами прошли «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери». (Герцен)

                    Суд приговаривает этих помещиков к вечному презрению за паразитический образ жизни, духовное и нравственное уродство. Быть именам Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Домашнее задание к оманды « Общество анонимных читателей »

    Слайд 2

    Коробочка

    Слайд 3

    Манилов

    Слайд 4

    Ноздрев

    Слайд 5

    Плюшкин

    Слайд 6

    Собакевич


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Домашнее задание команды « АБВГДейка »

    Слайд 2

    Помещик Манилов: Бесплодный мечтатель

    Слайд 3

    Дубинноголовая Помещица Коробочка:

    Слайд 4

    Картежник и пьяница Помещик Ноздрев:

    Слайд 5

    Цель жизни - сытно поесть Помещик Собакевич:

    Слайд 6

    Скупой, жестокий крепостник Помещик Плюшкин:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Домашнее задание команды «Книголюбы»

    Слайд 2

    Помещик Манилов: Храм уединенного размышления Бесплодный мечтатель, фантазер

    Слайд 3

    Помещица Коробочка: Готова продать все: даже собственную душу Боится продешевить

    Слайд 4

    Помещик Ноздрев: Кутила, картежник, Любитель погулять

    Слайд 5

    Помещик Собакевич: Главная цель в жизни- сытно поесть Ненавистник просвещения, к репкий хозяин, н еуступчивый в торгах

    Слайд 6

    Помещик Плюшкин: Жесткий крепостник, скупой, подозрительный


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Шабалова А. Г. «Турнир эрудитов» по литературе                МБОУ СОШ №2 г. Макарова

    Приложение 10

    В «Черном ящике» находятся предметы:

    1. Колода карт (Ноздрев)
    2. Связка ключей (Плюшкин)
    3. Деревянная шкатулка (Коробочка)
    4. Кусочек сахара (Манилов)
    5. Картинки с изображением греков (Собакевич)

            



    Предварительный просмотр:

    Шабалова А. Г. «Турнир эрудитов» по литературе                МБОУ СОШ №2 г. Макарова

    Приложение 11

    1. Разное

    Вопрос № 1.

    Н. В. Гоголь писал: "Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого". Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:

    Вопрос № 2.
    Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»?

    Вопрос № 3.

    С какой целью Н. В. Гоголь вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

    1. Показать бездуховность бюрократических  законов.
    2. Изобразить жизнь столичного чиновничества.
    3. Опровергнуть идею безнаказанности властей.
    4. Показать губительную власть денег.

    Вопрос № 4.

    С какой целью Чичиков скупал «мертвые души»?

    1. Для того, чтобы считаться богатым помещиком.
    2. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.
    3. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых .
    4. Для того, чтобы выиграть пари.

    Вопрос № 5.

    Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»?

    1. Описание

    Вопрос № 1

    Кому из героев поэмы "Мертвые души" соответствуют приведенные характеристики:

    1. "...Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя  сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод".
    2. "Помещик... еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар".
    3. "...Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки..."
    4. . "Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком;  здоровье, казалось, так и прыскало с лица его".
    5. . "Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя... для довершения сходств  фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он  ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги".
    6. . "Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно   неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак…   "Ой, баба!" - подумал он про себя".

    Вопрос № 2.

       По описанию жилища героев поэмы "Мертвые души" определите, кому оно принадлежит:

                      1. "Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы... Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления".

                      2. "Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с  темными рамками... за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок".

                      3. "Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей... и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов".

                      4. "Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба... На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину".

                       5. «Посреди столовой стояли деревянные козлы…»

    3. Ассоциации.

    Вопрос № 1.

    Придумать названия рисункам, определив эпизод из поэмы. (Иллюстрации на слайдах.)

    Вопрос № 2.

    Черный ящик»

            Определить, кому из героев произведения принадлежат предметы:

    4. Внимательность.

    Вопрос № 1.

    Кому из героев Чичиков подал бы медный грош, если бы «встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей…»?

    Вопрос № 2.

    Кто из героев мечтал о том, чтобы государь присвоил генеральский чин за дружбу?        

    Вопрос № 3.

    Кто из помещиков предположил, что умерших крестьян будут откапывать?

    Вопрос № 4.

    Кто предлагал продать мертвые души «по сто рублей за штуку»?

    Вопрос № 5.

    У кого в кабинете вместо книг висели ружья, сабли, турецкие кинжалы?        

    5. Домашнее задание.

    Каждой команде представить эмблемы помещиков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К/Р по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

    Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" (сочинение-рассуждение)Варианты 1-9...

    Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

    Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

    Синтаксические особенности поэмы Н.Гоголя "Мёртвые души"

    И этом языковом исследовании анализируется структура предложений....

    Интеллектуальная игра по ЗОЖ для 5–6-х классов "Когда мы вместе - душа на месте"

    Игра состоит из 7 раундов. Класс делится на команды. Я обычно выбираю 3 команды по количеству рядов парт в классе. Заранее подготавливаются жетоны разной стоимости в зависимости от сложности вопроса. ...

    Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

    Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

    «МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

    «МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...