Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование (литература, 6 класс) по теме

В планировании учтены все образовательные стандарты и возрастные особенности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_lit-ra.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького (М. «Мнемозина», 2008 г.) и  учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных . На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Назначение программы:

  1. приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
  2. сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
  3. освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению    конкретных художественных произведений;
  4. воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  5. использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Содержательные линии предмета:

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т.д)

В 6 классе рассматривается одна из ведущих проблем- особенности труда писателя, его позиция изображение человека как важнейшая проблема литературы,

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Цели обучения литературе:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
  1. ли

Задачи организации учебной деятельности:

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач

  1. познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  2. практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  3. эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 
  4. развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя

Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений; 
  3. основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных  

направлений;

  1. понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  3. определять род и жанр произведения;
  4. писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  5. писать развернутый ответ на вопрос;
  6. письменно составлять план сочинения;
  7. писать рассказ-характеристику;
  8. свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом  

норм русского литературного языка;

  1. участия в диалоге или дискуссии;
  2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Методы обучения:

  1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
  2. ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
  3. ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;
  4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе (105 часов)

Учебник: Литература. 6 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 4ч. / [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2008.

№ урока

Темы уроков

Кол-во часов

1

Введение. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

1

2

Устное народное творчество. Былины. О былине и её героях.

1

3-4

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

2

4-6

Из литературы Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).

3

7-8

Повести о монголо-татарском нашествии. Слово как жанр древнерусской литературы. Слава и плач. «Слово о погибели Русской земли».

«Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем». Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

2

9-10

Баллады

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) – оригинальный поэт и переводчик. Баллада «Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.

2

11 УВЧ-1

И.В. Гёте. Сведения о жизни поэта. Баллада. «Лесной царь». Перевод В.А. Жуковского.

Фридрих Шиллер. Сведения о жизни поэта. Баллада «Перчатка». Перевод В.А. Жуковского.

1

12

А.Н. Майков. Баллада «Емшан».

А.К. Толстой. Баллада «Канут».

1

13 УВЧ-2

Вн. чтение. В.А. Жуковский. Баллада «Кубок» (из Шиллера); А.К. Толстой. Баллады «Илья Муромец», «Курган».

О рифме и строфе.

1

А.С.ПУШКИН

14-15

 А.С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность. Пушкин на юге. «Песнь о Вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Торжественность поэтической речи.

2

16

А.С. Пушкин. Вторая ссылка поэта. Михайловское.  Стихотворение «Няне» (наизусть). Волнующая задушевность стихотворения. Как учить стихи наизусть.

1

17

Зимние мотивы в творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимняя дорога» и «Зимнее утро» (наизусть).

1

18

Избранные страницы пушкинской  поэзии. Стихотворения «Узник», «Цветок», «Туча». Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.

1

19   РР-1

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.

1

20

А.С.Пушкин.  Роман «Дубровский». Столкновение чести, достоинства с произволом, деспотизмом.

1

21

Изображение крестьянского бунта в романе.

1

22

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

Роль Маши в судьбе благородного разбойника.

1

23

Мастерство автора в создании характеров.

1

24

Роль эпизода в повести. Мастерство Пушкина в  воспроизведении быта и нравов.

1

25

Композиция романа А.С.Пушкина «Дубровский». Термины композиция, роман, сюжет.

1

26-27 РР-2,3

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» («Забавы и развлечения русского барина», «Пожар в Кистенёвке», «Отец и сын Дубровские», «Благородный разбойник». «Рассматривая картину В.В. Пукирёва «Неравный брак»).

2

28 УВЧ-3

Вн. чтение. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель».

1

29 УВЧ-4

Николай Михайлович Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня» («Из страны, страны далёкой…»), «Пловец».

1

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

30

М.Ю.Лермонтов. О поэте. Стихотворение «Парус» (наизусть). Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть.

1

31

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворений.

1

32

М.Ю. Лермонтов. Избранные поэтические страницы. «Казачья колыбельная песня». «На севере диком…», «Утёс» (особенности выражения темы одиночества).

Трёхсложные размеры стиха.

1

Н.В.ГОГОЛЬ

33

Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Майская ночь, или Утопленница».

1

34-35

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой любви, ироническое изображение «власти».

2

36-37 УВЧ-5,6

Вн. чтение. Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». Приключения кузнеца в поисках черевичек.

Повесть как литературный жанр.

2

В.А.ЖУКОВСКИЙ

38-39 РК

Сведения о жизни писателя. Тульская область в произведениях В.А.Жуковского. Работа над поэмами

40

Знакомство с творчеством писателя.

41-43

Мотивы родной природы в русской лирике. Знакомство с произведениями поэтов конца 19- начала 20 веков

44-45

Анализ лирических произведений писателей: Н.П.Огарева, А.К.Толстого, А.А.Фета и др.

С. Т.АКСАКОВ.

46

Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня». Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. Мастерство художественной речи.

1

47 РР-4

Попробуй сочинить очерк.

1

48

Мотивы родной природы в русской лирике. Отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная».

Поэзия. Иван Саввич Никитин, Алексей Николаевич Плещеев, Иван Захарович Суриков.

1

49 РР-5

Отзыв о стихотворении.

1

А.П.ЧЕХОВ

50-51

А.П. Чехов. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Толстый и тонкий».

1

52-53

О смешном в художественном произведении. А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Пересолил».

1

54 УВЧ-7

Вн. чтение. Ранние рассказы А.П. Чехова: «Лошадиная фамилия, «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака», «Глупый француз» и другие.

1

В.Г.КОРОЛЕНКО

55-56

Владимир Галактионович Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе». Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»).

2

57-58

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья». Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление.

2

59-60

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Утверждение в повести доброты и уважения к человеку.

Особенности повествования (рассказ от первого лица).

2

61 РР-6

Портрет литературного героя.

1

62

Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Домой».

1

63

Н.Д. Телешов. Рассказ «Домой».

Обстоятельства и поступки. Нравственность.

1

64

Альфонс Доде. Рассказ «Маленький шпион». Обстоятельства и поступки. Последствия необдуманного поступка.

1

А.П.ПЛАТОНОВ

65-66

Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.

2

67 УВЧ-8

Вн. чтение. А.Платонов. Рассказ «Корова».

1

68-69   РР-7,8

Подготовка к сочинению на тему «Какие качества больше всего ценит А. Платонов в человеке?» Написание сочинения на тему.

2

М.М.ПРИШВИН

70

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сведения о жизни писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца».

1

71-72

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.

2

73-74

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.

2

75-76

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Роль пейзажа в художественном произведении. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения.

2

77-78

 РР-9

Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

2

В.П.АСТАФЬЕВ

79-80 УВЧ-9

В.П. Астафьев. Биография писателя. Вклад писателя в лирературу

2

81-82

Рассказ «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу, его бесстрашие, терпение, любовь к природе, внимание к ней.

83-85

Страницы поэзии. Движение весны. И. А. Бунин «Бушует полая вода…», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день»; А.Т. Твардовский «Весенний, утренний, тоненький…»; А.П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну…».

3

ЛИТЕРАТУРА 20 века

86-87

Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958). Сведения о жизни писателя. Рассказы «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

2

88-89

Юрий Маркович Нагибин (1920-1994). Сведения о жизни писателя. Рассказ «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

2

90-91

Валентин Григорьевич Распутин (1937 г.) Сведения о жизни писателя. Рассказ «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.

2

92-93

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни.

2

94-95

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

2

96

В. Распутин о рассказе «Уроки французского».

1

97-98

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971). Сведения о жизни поэта. Стихи «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей».

2

99-100

Джеймс Олдридж. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев.

2

101-102

Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

2

103-104

Сочинение на тему «Верный друг» («Друзья познаются в беде», «Голос совести»).

2

105

Итоговый урок. Какие книги выбрать для чтения летом.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...