Урок по теме "Самобытность русского баснописца"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Саранская Ольга Сергеевна

Урок литературы в 6 классе по творчеству И.А.Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokvideo.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: «Самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений»

Эпиграф: «Самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев»  (А.С.Пушкин)

Цель: показать самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений.

Образовательные: обобщить знания детей о творчестве разных баснописцев; продолжить знакомство с жанром басни; учиться выразительному чтению.

Развивающие: уметь сравнивать басни разных авторов: находить сходства и отличия; учиться выразительному чтению, творческое воображение, выразительную речь; развивать умения и навыки сопоставительного анализа басен.

Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные качества личности, воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбуки, раздаточный материал (собственный продукт PowerPoint, модудь ЭОР, аудиотексты ЦОР)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.                                                                             5 мин.

Тема: «.Самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений».

      Учитель: 

  1. Ребята, как вы понимаете слово «самобытный»? (особенный, неповторимый)
  2. А слово «национальный»? (русский…)
  3. Посмотрим, как эти слова объясняются в толковом словаре Ожегова.
  4. О ком будем говорить на уроке? (о Крылове, о других баснописцах)
  5. Ребята, что мы будем узнавать на уроке? (в чём самобытность Крылова, какой путь развития был у него)
  6. Сформулируйте ЦЕЛЬ урока.

Цель: показать самобытность Крылова и его басен.

  1. Как мы будем это делать? (читать басни, наблюдать, сравнивать)

Учитель:  начнём с выразительного чтения басен. Каких?

  1. Подготовка к восприятию нового материала,                                                10 мин.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили об источниках басен (исторические события, бытовые ситуации и переводы других авторов). Для работы на этом уроке мы возьмём басни Крылова, написанные по уже известным сюжетам.

Игровой момент.

Учитель: Приглашаю к доске (                          ).     Прочитай басню ЭЗОПА, не называя названия  (читает).   Вы, ребята, узнали в тексте Эзопа басню Крылова? (Да/нет). Какая басня?

Учитель: послушаем басню Крылова  «Лисица и виноград»    (аудио)

Учитель: Приглашаю к доске (                          ).     Прочитай басню Лессинга , не называя названия  (читает).   Вы, ребята, узнали в тексте этого баснописца басню Крылова? (Да/Нет). Какая басня?  

Учитель: послушаем басню Крылова  «Свинья под дубом»    (аудио)

Учитель: Приглашаю к доске (                          ).     Прочитай басню Лафонтена, не называя названия  (читает).   Вы, ребята, узнали в тексте этой басни басню Крылова? (Да/нет). Какая басня?

Учитель: послушаем басню Крылова  «Стрекоза и Муравей»    (аудио)

Учитель:  дети выбирают автора и басню для работы в группах (по рядам).

  1. Работа в группах (раздаточный материал)                                                 18 мин.                                  

Учитель: Задание (в группах): сравнить басню Крылова с басней другого автора и попробовать сформулировать, что общего у разных авторов. Результаты наблюдений вносить в таблицу.                                                                                      

1 группа – Эзоп «Лиса и виноград»  и Крылов «Лисица и виноград»;

2 группа – Лессинг «Свинья и дуб» и Крылов «Свинья под дубом»;

3 группа – Лафонтен «Цикада и Муравей» и Крылов «Стрекоза и Муравей».

В группах работают -    4 мин

 Учитель: что общего в баснях разных авторов? ( есть все традиционные элементы басни: герои - животные, мораль, иносказание. Мораль содержит осуждение к-л порока)

Учитель: сформулируйте   1- й  вывод.

Вывод: Крылов воспринял и сохранил всё лучшее, что было до него.

Физкультминутка.     Передавая мяч из рук в руки, называть слова по теме урока.    2 мин.   

                                                                                                                           

Учитель: Продолжаем работу. Сравнивая басни, сформулируйте, чем не похожи басни. Работа в группах -    5мин.+ 5-7 мин.(ответы)

Вывод: что отличает басни Крылова? В чём их самобытность, непохожесть? В чем проявился  национальный характер? Каждая группа читает свой вывод.

Вывод (общий):

  1. в шутливой форме преподнести пороки людей во всей красе, юмор, сатира
  2. эмоциональность!!!
  3. в стихах – читается легко, мелодично
  4. басни похожи на сценки, не просто сообщаются факты, а целый спектакль
  5. яркая речь - очень много «русских» слов, полна народных выражений,  характерных для УНТ: метких фраз, коротких, но ёмких; голубушка, кумушка, кум, чисто поле (стрекоза) с уменьшительно- ласкательными суф,  пословицы
  6. язык богат, и вместе с тем речь проста, понятна любому человеку.

У И.А.Крылова была любимая басня и источником для неё стала басня другого автора. Это любимая басня Крылова, басню с этим сюжетом он чаще всего перечитывал у Эзопа, последнее прижизненное 9-томное собрание сочинений Крылова также открывает басня «Ворона и Лисица».

Чтение наизусть басни «Ворона и Лисица» -                                                              2 мин.

  1. Работа с использованием ИКТ (ноутбуки, модуль ЭОР)                                   8 мин.

Цель: применить полученные знания и умения при работе с ЭОР;                                                       узнать что-то новое.

Работа с модулем -       5-6    мин.                                                                                                                                                     Беседа по вопросам -      2-3   мин.:

  1. Какие знания и умения вы применили во время работы?                                                (что такое басня, мораль – т.е. теоретические знания;  умение анализировать и сравнивать басни разных авторов с одинаковым сюжетом)
  2. Что нового узнали? (басни с этим же сюжетом есть ещё у Сумарокова, Тредиаковского, т.е. и другие русские поэты обращались к жанру басни. Сохраняя традиции, привносили что-то своё.
  3. О чём это говорит? (жанру басни суждена долгая жизнь, актуальны во все времена, т.к. льстецы, глупцы, невежи и т.п. есть всегда)

  1. Итоги урока.  Рефлексия. Домашнее задание.                                                     2 мин.

Какое открытие вы сделали для себя на уроке?  Ответ каждого ученика!

Рефлексия (листочки)

  1. Оцените свою работу на уроке.
  2. Назовите имя ученика, который, по вашему мнению, отличился на уроке. Он получит дополнительную отметку.

      Д/З наизусть

Зачем мы слушали басни в исполнение артистов?  (учились выразительной речи)

Фамилия

+/-

Я знаю теоретический материал по теме урока

Я умею делать сравнительный анализ басен

 Я знаю, в чём самобытность   Крылова И.А. и его басен

Я был активен на уроке

У меня всё получилось

Я ставлю себе (оценка за урок)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Русские баснописцы 18-19 века"

Презентация содержит основные биографические данные баснописцев 18-19 веков и тексты их басен....

Конспект урока "В гостях у баснописца А.И. Крылова"

На уроке использованы театральные технологии. Урок насыщен разнообразными приемами и методами: выразительное чтение басен, инсценирование, иллюстрирование....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...


 

Комментарии

Саранская Ольга Сергеевна

Провела урок, сняла на видео для аттестации

Саранская Ольга Сергеевна

сняла урок на видео для аттестации