К вопросу об использовании информационно-компьютерных технологий на уроках литературы
учебно-методическое пособие по литературе по теме

Оксана Валентиновна Чмырь

 

Журнал «Молодой ученый», № 4 (15, апрель 2010 г.)

 

Авторы:

Чмырь Оксана Валентиновна

 

Рубрика:

Педагогика

Страницы:

387-390

Библиографическое описание:

Чмырь О. В. К вопросу об использовании информационно-компьютерных технологий на уроках литературы [Текст] / О. В. Чмырь // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 387-390.

Объем:

0.14 а.л.

Статус:

Опубликована

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_ur_lit.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу об использовании информационно-компьютерных технологий на уроках литературы

Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача  всестороннего и тщательного изучения способов получения информации.

Поскольку в настоящее время активно происходит переход к информационному типу общества, то информатизация образования рассматривается как необходимое условие развития личности на современном этапе.

Важно, чтобы на уроках литературы учащиеся чувствовали красоту родного языка. С этой целью возможно использование различных активных форм и методов работы. Отметим, что трудные, на первый взгляд, задания привлекают учащихся своей новизной, необычностью, нестандартностью. В процессе обучения и воспитания современного поколения одним из основных аспектов, кроме эмоционального развития, является повышение интеллектуального потенциала учащихся. В настоящее время на уроках литературы учащимся дается очень большой объем информации, влияющий на процесс интенсифицирования обучения. Исследователи В. Н. Агеев [1], В. А. Вуль [3], Л. Х. Зайнутдинова [4] и другие ставят вопрос: использовать или не использовать компьютер на уроках? Однозначно, что сегодня компьютер раскрывает перед учащимися и учителем новые возможности, позволяет уйти от традиционного обучения, помогает находить новые идеи и решать сложные проблемы.

Применение электронных учебных пособий на уроках литературы имеет следующие положительные стороны:

- наблюдается индивидуализация содержания учебного процесса, быстрое усвоение объемного материала;

- возрастает познавательная активность учащихся;

- повышается эффективность урока за счет экономии времени;

- учитываются психологические особенности школьников;

- меняется характер работы учителя

- увеличивается возможность объективной оценки знаний.

Использование компьютерных технологий в изучении литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий широки. Связано это с тем, что компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а следовательно, значительно возрастает как объём полученной информации, так и качество её усвоения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока литературы позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также оперативно проводить коррекцию знаний в случае необходимости.

Использование компьютера в процессе обучения литературе возможно с различными целями:

  1. при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
  2. для оптимального закрепления изученного материала,
  3. для улучшения контроля знаний учащихся,
  4. для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Данные уроки могут быть полностью построены с учетом использования компьютера и проводиться в кабинете информатики или возможно обращение к отдельному компьютеру с мультимедийным проектором на различных этапах урока в кабинете литературы. С помощью программы Роwег Роint создаются слайд-фильмы для объяснения новой темы. Для учителя – это одна из удачных форм проведения лекции, так как дает возможность заинтересовать учащихся, заинтриговать, заставить думать, привлечь их внимание к наиболее важной информации, учит школьников строить обощения и делать выводы.

Следует отметить, что в связи с использованием средств новых информационных технологий, помимо слайд-лекций, презентаций, появляются и электронные учебники, в которых используются гиперссылки, графика, анимация, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Электронный учебник позволяет обеспечить режим самообучения и самоконтроля.

Возможности электронных учебников и других электронных образовательных изданий, а также проблемы, связанные с их использованием, исследовали В. Н. Агеев [1],  Д. А. Власов [2], Л. С. Кузина [2], В. М. Монахов[2], В. А. Вуль [3], Л. Х. Зайнутдинова [4],С. А Христочевский [5] и др. По мнению В. А. Вуль, к преимуществам электронного учебника перед печатным относятся возможности: 1) адаптация и оптимизация индивидуальных запросов обучаемого; 2) использование дополнительных средств воздействия на обучаемого, что позволит быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал (включение в текст пособия анимационных моделей, звуковое сопровождение, соответствующее лекторскому тексту); 3) построение простого и удобного механизма перемещения в пределах электронного учебника; 4) использование поискового механизма не только в рамках электронной книги, но и вне нее; 5) встроенный автоматизированный контроль уровня знаний; 6) адаптация изучаемого материала к уровню знаний обучаемого; 7) интерактивное взаимодействие между учащимися и элементами учебника.

В то же время, наряду с преимуществами, следует отметить, и выделяемые исследователем, недостатки, к которым можно отнести: 1) необходимость специального дополнительного оборудования для работы с электронным пособием; 2) непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации; 3) повышенную утомляемость при работе с монитором; 4) отсутствие в некоторых случаях необходимой подготовки у учителя в области информатики; 5) традиционные подходы в обучении с трудом уступают место современным педагогическим инновациям.

Несмотря на то, что технически возможно создание не только электронного учебника, но и УМК, полностью представленного в цифровом виде, использование информационных технологий в преподавании литературы имеет некоторые ограничения. По мнению ученых, у современных учащихся более развиты зрительная и эмоциональная память. В связи с этим использование педагогических программных средств, содержащих большой объем учебной информации, снабженной анимационной демонстрацией, гипертекстовыми ссылками, видиосюжетами и другими мультимедийными атрибутами, облегчает реализацию психолого-педагогических подходов. В то же время установлено, что восприятие относительно большого объема текста с экрана монитора затруднено, поэтому текст данного объема, с которым работает учащийся, должен находиться именно в печатном учебнике.

Компьютер на уроках литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

  1. Агеев В. Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. – М., 1997.
  2. Власов Д. А., Кузина Л. С., Монахов В. М. Технологические процедуры создания электронного учебника. 2-я всероссийская конференция "Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании". – М., 2001.
  3. Вуль В.  . Электронные издания. Учебник. – М. – Спб., 2001.
  4. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников. – Астрахань, 1999.
  5. Христочевский С. А. Мультимедиа в образовании. Проблемы разработки и использования. Системы и средства информатики. Вып.8.  – М.,1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"К вопросу использования информационно-компьютерных технологий на уроках химии"

Доклад на научно-практической конференции "Сочетание традиционных и современных технологий в учебно-воспитательном процессе СКСВУ" (2012 г)...

презентация на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках литературы"

Материал может быть использован при подготовке учителя к урокам литературы....

Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка

Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка...

Использование современных педагогических технологий на уроках литературы

Главная задача учителя русского языка и литературы - не только дать определённую сумму знаний, но также и показать практическую ценность этих знаний в дальнейшей жизни. Для реализации познавательной и...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы как способ формирования мотивации к чтению.

Данный материал познакомит с ипользованием информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы....

Использование новых педагогических технологий на уроках литературы.

Социально-экономические преобразования в обществе, постоянное развитие педагогической науки и в связи с этим реформирование профессионального образования способствуют развитию новых подходов и требова...