Урок с использованием регионального комплекса «Вокруг тебя – мир» Тема урока: «Евгений Носов «Трудный хлеб». 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Кибирева Наталья Аркадьевна

 Данный урок включен в программу регионального компонента с использованием  комплекса "Вокруг тебя - мир"  Главная задача - обратить внимание учеников на проблему:  важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя. На уроке применена технология развивающего обучения. Заданияпредусматривают разные формы работы учащихся: индивидуальную, в группах, творческую. Вопросы, задаваемые учителем, способствуют желанию детей высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок с использованием регионального комплекса «Вокруг тебя – мир»

Тема урока: «Евгений Носов «Трудный хлеб». 5 класс

Цели урока:

1)формирование умения сопоставлять близкие по теме произведения в

соответствии  с поставленной проблемой;

2)развивать навыки вести беседу, работать в группах, частично анализировать текст;

3)обратить внимание учеников на проблему:  важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя.

Применяемые технологии обучения:  элементы модульной технологии;

                                                     Технология развивающего обучения;

Оборудование: иллюстрации к произведению,  словарные плакаты, творческие работы учеников, книги «Вокруг тебя - мир»

                        Ход уроков (2 часа):

                        Лучший способ сохранить своих друзей - не предать их

                                                                        У.Мизнер.

                        Не богатство друг, а друг – богатство.

                                                                        И.Стобей.

1)Слово учителя.

Объявление темы и целей урока. Обращение к эпиграфам к уроку (постановка проблемного вопроса):

        Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа? (дать ответ в конце урока)

2)Словарная работа. Афоризм - краткое выразительное изречение.

 Слово учителя.

Тема  урока сегодня выбрана не случайно. Очень часто в классе мы говорим об отношениях между ребятами, об умении уважать и ценить каждого члена нашего коллектива,  верно судить о поступках друг друга.

        И не раз мы отмечали, что писатели часто обращают наше внимание на то, чему мы не придаём значения в повседневной жизни. Они наделены  особым даром: умением всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, заставлять и нас о том, что заинтересовало писателя.

        Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом одного из таких писателей.

        3)Сообщения учащихся о жизни и творчестве Е.Носова (материал для сообщений дети подбирали сами).

        (Рецензирование рассказов учащихся учениками и учителем.)

-   Я  хочу прочитать вам одно газетное сообщение, которое потрясло меня до глубины души.

4) Чтение фрагмента газетной статьи  (книга для учителя  «Методические рекомендации к комплексу»)

  5)Словарная работа (трудные слова из статьи)

Экспедиция- группа участников похода со специальным заданием;

Метала  - быстро ставила;

Яства-угощения;

Тунеядец - бездельник.

6) Вопрос к 1 части статьи:  Как вы относитесь к поступку охотника?

( Учитель организовывает дискуссию по данной проблеме, стремится к тому,   чтобы прозвучали разные точки зрения)

7) Чтение 2 части статьи. Вывод автора заметки.

        Прежде, чем мы прочитаем рассказ Носова, запишите в тетради вопрос,   на который ответите  после его прочтения: «Что объединяет этот  рассказ и статью из газеты, которую мы обсуждали»?

( Записав ответы, обсудите их с товарищем по парте,   дайте оценку написанному варианту).

8) Чтение рассказа Е.Носова и работа по его анализу.

        -Ответьте на поставленный перед чтением вопрос.

        -Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?

        -Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?

        -Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – полноценный помощник своего хозяина?

        -Как могла сложиться судьба  Чанга, окажись он у иного хозяина?

        -Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?

9)Рассмотрим возникшие в ходе беседы предположения.

        -Должна же быть от собаки какая-то польза?

        -Собака бы тосковала дома без хозяина.

        -Хозяину в лесу с собакой не так скучно.

        -Хозяин  Чанга хотел,  чтобы он почувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

Вопрос. С каким высказыванием вы полностью согласны, а с кем бы вы поспорили и почему?

        Как вы думаете, почему рассказчик «уже жалел убитую птицу» после того, как узнал историю Чанга?

         В каких словах рассказа выражена его основная мысль?

        Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа?

         Как вы понимаете смысл названия рассказа?

        Важно ли, какой «хлеб есть: трудный, честно заработанный или лёгкий, не требующий от вас никакой отдачи?

10)Работа учащихся в группах.

Задание.

1 группа - художники. Нарисовать иллюстрацию к рассказу,  подобрать к ней надпись из текста.

2 группа - критики.    Написать аннотацию к рассказу.

3 группа - учителя.   Представьте, что вы идёте на урок, где обсуждается данный рассказ. Вам нужно провести беседу по тексту, Задайте к нему несколько вопросов.

Комментарий учителя: при выполнении заданий нужно свой выбор связать с основной мыслью текста.

11) Проверка выполнения групповых заданий. Ученики обсудили варианты своих работ в группах, а затем  лучшие продемонстрировали классу.

Вывод учителя: помощь нужна и людям и животным, Но нужно помнить, что она не должна быть унизительной для того, кто в ней остро нуждается. Она  должна поддержать, а не задевать гордости и достоинства человека и даже животного.

12) Работа над творческим заданием по статье и рассказу.

 Установка учащимся перед работой.      

        Написать отклик на статью.

        Перед написанием решите, кому адресуете письмо:

        -хозяину убитой собаки-1группа;

        -автору статьи-2 группа;

        -детям охотника-3 группа.

Вспомните   об особенностях лексики, синтаксиса при написании писем. Постарайтесь передать свои чувства и выразить корректно своё отношение к охотнику из статьи. Подумайте, чего вы хотите добиться своим письмом? Какие мысли, возникшие по ходу обсуждения рассказа, можно было бы использовать при написании такого письма?

13) Обсуждение в группах, редактирование и чтение вслух лучших вариантов сочинений.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Завершить творческую работу  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»

Решить вопрос литературного образования и воспитания обучающихся помогает использование УМК "Вокруг тебя - Мир..." Данное пособие разработано для обучающихся 5-8 классов. Его материалы можно использов...

Интеграция на уроках по учебно-методическому комплексу "Вокруг тебя - Мир..."

Учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." для 5-8 классов является интегрированным пособием нового типа, так как наряду с задачами литературного образования он дает возможность обсуждать про...

урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)

Цели:1.       Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...

Урок литературы в 5 классе Е.Носов "Трудный хлеб"

Учить анализировать, сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой,развивать мыслительную деятельность, обогащать словарный запас, воспитывать собранность, организо...

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой. Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой.  Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)Цель урока:  Обучающая ·...

Е.Носов "Трудный хлеб"

Цель:познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».Задачи:• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;• корригировать внимание, логическое мы...