«Поэма А. А. Блока «Двенадцать»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Петрушина Марина Валентиновна

                                                      Цели урока:

 1.Обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное); работа с художественным стилем.

2.Развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память и мышление.

3.Воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской литературе; приобщить через поэму к культурному наследию русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poema_bloka_dvenadcat.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы по теме: «Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Учитель Петрушина М.В. МОУ «СОШ №17 г. Вольска»

Тип урока: объяснение нового материала.

Методические приёмы: беседа, аналитическое чтение поэмы.

                                                   

                                                      Цели урока:

 1.Обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное); работа с художественным стилем.

2.Развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память и мышление.

3.Воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской литературе; приобщить через поэму к культурному наследию русского народа. 

Оборудование урока: иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати», тесты по произведениям Блока.

                                                     

                                                      Ход урока:

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока: Поэма А. А. Блока «Двенадцать».

2.Целеполагание.

 Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности. То есть, сегодня мы с вами попробуем разобрать данное произведение и понять, о чём же оно.

 В конце урока вы напишете тест по произведениям А. А. Блока. Итак, всё ли понятно? Все готовы к уроку? Произведение всеми прочитано? Хорошо, тогда переходим к теме нашего урока. (На дом  учащимся было задано: прочитать статью учебника с.174-178; прочитать поэму Блока «Двенадцать»; попробовать отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл; подготовиться к тесту по произведениям Блока).

3.Подготовка к восприятию нового материала.

 Слово учителя.

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.

- Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? (слушаем ответы учащихся). Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На тот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Вообще «Двенадцать»- парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и её убийство? (учащиеся делают некоторые записи в тетради).

4.Восприятие нового материала (организация чтения).

-Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы поняли данное произведение? О чём оно?

Давайте вместе его ещё раз прочитаем, а после побеседуем и постараемся разобраться в его содержании (каждый из ребят по кругу громко и выразительно  читает главы поэмы).

5.Анализ (путь анализа – вслед за автором).

 Аналитическая беседа.  

Разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

-Итак, к какому жанру, на ваш взгляд, относится данное произведение? (ответы учащихся).

«Двенадцать» - это эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Учитель:

- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Ученик:

- Лирическим мотивом в начале и в конце поэмы является пейзаж. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель:

- Как Блок передаёт «музыку революции»? Какие ритмы вы услышали?

Ученик:

- Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:

                                         В очи бьется

                                         Красный флаг.

                                         Раздается

                                         Мерный шаг.

                                         Вот – проснется

                                         Лютый враг

                                                     (гл. 11)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше – пошел разгул:

                                        Не слышно шуму городского,

                                        Над невской башней тишина,

                                        И больше нет городового –

                                        Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

                                        Запирайте етажи

                                         Нынче будут грабежи!

                                         Отмыкайте погреба –

                                          Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

                                          Вперед, вперед,

                                          Рабочий народ!

Учитель:

- Что, кроме музыки, мы слышим?

Ученик:

- Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

                                        …И у нас было собрание…

                                        …Вот в этом здании …

Вся эта разноголосица,  треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

Учитель:

- Каков лексический строй поэмы?

Ученик:

- Разнообразна лексика поэмы. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:

                                      Нежной поступью надвьюжной,

                                      Снежной россыпью жемчужной,

                                      В белом венчике из роз –

                                      Впереди – Исус Христос.

Учитель:

- Как рисует Блок образы героев поэмы?

Ученик:

- Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, /кой-как перемотнулась через сугроб»; Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития…»; хлёсткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?». Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят Картуз, / На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них – Петька «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых её очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча…».

Учитель:

- В чём особенности сюжета поэмы?

Ученик:

- Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

                                        Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…

                                        Лежи ты, падаль, на снегу!

                                        Революционный держите шаг!

                                        Неугомонный не дремлет враг!

Учитель:

- Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?

Ученик:

 - Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

                                     Злоба, грустная злоба

                                     Кипит в груди…

                                     Чёрная злоба, святая злоба…

и как святотатство:

                                    Товарищ, винтовку держи, не трусь!

                                    Пальнём-ка пулей в Святую Русь –

                                   

                                    В кондовую,

                                    В избяную,

                                    В толстозадую!

                                    Эх, эх, без креста!

Учитель:

- Какие ещё мотивы вы увидели в поэме?

Ученик:

- Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!» Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11-й главе:

                                …И идут без имени святого

                                    Все двенадцать – вдаль.

                                    Ко всему готовы,

                                    Ничего не жаль…

И дальше отряд идёт «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.

Учитель:

- Какие образы-символы вы заметили в поэме?

Ученик:

- В поэме присутствуют такие образы- символы, как ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Чёрный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пёс безродный», Христос.

Учитель:

- Возвращаемся к первому вопросу - какое значение имеет образ Христа в поэме? Одни воспринимают образ Христа как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть и «невидимого».

«Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

«Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

Учитель:

- Что значит «надо другого»? О ком это? Почему Он нужен? (ответы учащихся).

Возможно, Христос в финале поэмы потому берёт в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но всё же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может… Наверное, поэтому поэма начинается с чёрного цвета («Чёрный вечер…»), а заканчивается всё-таки белым: «В белом венчике из роз…».

6.Синтез.

-Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, как оценил поэму «Двенадцать» Пётр Струве.

«Но всё-таки «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нём он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном, достигающем гражданственности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом.

-Скажите, согласны ли вы с такой оценкой? (слушаем ответы учащихся).

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к её героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одном из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

-Ну что, теперь произведение вам понятно? Хорошо, а теперь достаньте небольшие листочки, напишем небольшой тест по произведениям Блока. Вопросы теста на ваших столах.

По ходу урока учащиеся делают записи в своих тетрадях.

7.Тест по произведениям А. А. Блока.

Задание 1.

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

а) футуризм;

б) акмеизм;

в) символизм;

Задание 2.

Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики:

1) мотив мрачной разочарованности;                        а) «Фабрика»;

2) мотив назначения поэта и поэзии;                         б) «К Музе»;

3) мотив «страшного мира»;                                       в) «Осенняя воля»;                          

4) мотив Родины;                                                         г) «Я стар душою…»;

Задание 3.

К какому этапу творчества ( «трилогия вочеловечения» ) Блок отнёс цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) теза;

б) антитеза;

в) синтез;

Задание 4.

Из какого произведения Блока эти строки?

                          В синем сумраке белое платье              

                          За решёткой мелькает резной.

а) «Незнакомка»;

б) «В ресторане»;

в) «Соловьиный сад»;

Задание 5.

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

а) на историческую тему;

б) о современности;

в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего;

Задание 6.

Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

а) марш;

б) танго;

в) частушка;

г) романс;

Задание 7.

Какие приёмы использует Блок в следующих примерах?

1) «Весенний и тлетворный дух»;                                                     а) метафора;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

2) «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»;            б) анафора;  

3) «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»;           в) оксюморон.

Правильные ответы: 1)в; 2)1-б, 2-г, 3-а, 4-в; 3)а; 4)в; 5)в; 6)б; 7)1-в, 2-а, 3-б.

Результаты теста см. в приложении.

8.Задавание на дом.

А теперь запишите задание на следующий урок.

Прочитать статью учебника о «новокрестьянской поэзии» (с. 181-193); выучить отрывок из поэмы Блока «Двенадцать» (12-ую главу поэмы).

Всё ли вам понятно? Есть какие-то вопросы?

Тогда на этом урок закончен. Всем спасибо. Можете быть свободны.

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"

План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...

Конспект урока литературы в 11 классе (программа литературного образования для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной) Тема. Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Тема  урока «Поэма А. А. Блока «Двенадцать».При подготовке урока мною были поставлены следующие цели:- обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально ...

Презентация к уроку литературы по изучению поэмы А.А.Блока "Двенадцать" в 11 классе

Поэма  эта резко не походила ни на что, созданное поэтом прежде, и произвела на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те,...

Раздаточный материал к уроку "Поэма А.А. Блока "Двенадцать"

Раздаточный материал к уроку "Поэма А.А. Блока "Двенадцать"...

Презентация к поэме А. А. Блока "Двенадцать"

Презентация к поэме А.А.Блока "Двенадцать"...

Лабораторная работа "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока "Двенадцать"

Лабораторная работа "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока "Двенадцать" позволяет организовать групповой творческий поиск...